Трение в природе конспект

Конспект урока физики в 7 классе «Трение в природе и технике»
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Обучающая – выяснить какое важное значение имеют силы трения в окружающей жизни, технике; какими способами можно увеличить и уменьшить трение.

Развивающая – развитие кругозора, грамотной устной речи, самостоятельности мышления.

Воспитательная – воспитывать учебную мотивацию; умение видеть физику вокруг себя.

  1. Мультимедийный проектор;
  2. Слайды с презентацией;
  3. Подшипники
  4. Плакат с эпиграфом

Этапы урока, содержание учебного материала

Вид деятельности учащихся

Цель: проверить готовность учащихся к уроку (рабочее место, классная доска, необходимое оборудование)

Актуализация знаний учащихся,

Цель: проверить усвоение изученного материала, подготовить учащихся к изучению новой темы.

Самостоятельная работа, самопроверка

Цель: пробудить у учащихся интерес к изучаемой теме через стихотворение отрывок из стихотворения Тютчева

— Мы знаем, что физика – наука о природе. Вспомним Ф.И. Тютчева:

«Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не безликий лик, —

В ней есть душа, в ней есть свобода.

В ней есть любовь, в ней есть язык».

Да, у природы есть свой язык, и мы должны его понимать.

Изложение нового материала.

Цель: показать положительное и отрицательное действия силы трения в природе и технике.

Сообщение темы и целей урока.

Вопрос учащимся: Сила трения – враг человека или его друг?

В природе и технике трение имеет большое значение. В отдельных случаях без силы трения, которая должна быть значительной, невозможно движение. Человека при ходьбе толкает вперед сила трения покоя. Если она мала, то ноги человека скользят, и он не может идти. Зимой, когда дорога бывает особенно скользкая, ее посыпают песком или очищают ото льда. Движение машин также связано с проявлением силы трения. Сила трения останавливает автомобиль при торможении, но без трения покоя он не смог бы и начать движение. Колеса, вращаясь, проскальзывали бы, а автомобиль продолжал бы стоять на мете, буксовал.

О роли трения в жизни растений и животных.

В жизни многих растений трение играет положительную роль. Растения благодаря трению цепляются за находящиеся поблизости опоры, удерживаются на них и тянутся к свету. Трение здесь создается за счет того, что стебли многократно обвивают опоры и поэтому очень плотно прилегают к ним.

А вот растения, имеющие корнеплоды, такие, как морковь, свекла, брюква. Сила трения о грунт способствует удержанию корнеплода в почве. С ростом корнеплода давление окружающей земли на него увеличивается, а это значит, что сила трения тоже возрастает. Именно поэтому так трудно вытащить из земли большую морковь, редьку.

Читайте также:  Родной природы красота конкурс

Таким растениям, как репейник, трение помогает распространять семена, имеющие колючки с небольшими крючками на концах. Эти колючки зацепляются за шерсть животных и вместе с ними перемещаются. Семена же гороха, орехи благодаря своей шарообразной форме и малому трению качения перемещаются легко сами. Путем длительной эволюции организмы многих живых существ приспособились к трению, научились его уменьшать или увеличивать. Так, тело рыб имеет обтекаемую форму и покрыто слизью, что позволяет им развивать при плавании большую скорость. Кости животных и человека в местах их подвижного сочленения имеют очень гладкую поверхность, а внутренняя оболочка полости сустава выделяет специальную синовиальную жидкость, которая служит как бы суставной «смазкой». При глотании пищи и ее движении по пищеводу трение уменьшается за счет предварительного дробления и пережевывания пищи, а также смачивания ее слюной. Действие органов хватания (к ним можно отнести клешни рака, передние конечности и хвост некоторых пород обезьян и др.) тоже тесно связано с трением. Ведь предмет или живое существо будет тем прочнее схвачено, чем больше трение между ним и органом хватания. Величина же силы трения находится в прямой зависимости от прижимающей силы. Поэтому органы хватания устроены так, что могут либо охватывать добычу с двух сторон и зажимать ее, либо обвивать несколько раз и за счет этого стягивать с большой силой.

Во всех этих примерах трение полезно. Но оно может быть и вредным, тогда его необходимо уменьшить. В этом случае применяют смазку или подшипники.

Казалось бы, что может быть общего между подшипником и памятнику Петру Великому в Санкт-Петербурге. Послушаем историческую справку.

Может быть, не всем известны некоторые технические подробности создания памятника великому организатору государства Российского.

Для пьедестала памятника подготовили монолитную гранитную глыбу весом 80 тыс. пудов, т.е. более тысячи тонн! И доставили ее из деревни Лахти, что на берегу Финского залива, в Петербург. Как же в XVIII веке, не имея ни мощных тягачей, ни подъемных кранов, люди могли совершить такое чудо?

Обнаружена эта глыба была местным крестьянином Вишняковым. Глыбу называли Гром-камнем, так как в него однажды ударила молния, отбив большой осколок. Около 9 км пропутешествовал Гром-камень по суше, а потом по Неве на плотах был доставлен в Петербург. Небывалый успех русской техники того времени был даже отмечен особой медалью, на которой была вычеканена надпись: «Дерзновению подобно, 1770 год». И действительно, это был акт дерзновенный! Вся Европа только и говорила об этой невиданной операции, какой не повторялось с времен перевозки в древний Рим египетских памятников. Как же это было сделано? Смелый, остроумный проект передвижения Гром-камня дал кузнец из казенных мужиков, оставшийся, к сожалению, неизвестным. Он предложил перекатить камень на специально отлитых бронзовых шарах, заключенных в салазки. Салазки представляли собой большие бревна с выдолбленными вдоль них желобами, обитыми внутри медью. Гранитную глыбу поместили на помост из нескольких рядов плотно уложенных бревен, под которым находились желоба с шарами. Согнанные из ближайших деревень крестьяне при помощи канатов и воротов двигали камень к берегу. Несколько мужиков должны были все время смазывать шары говяжьим салом и переставлять их вперед после того, как глыба пройдет через них; 120 дней путешествовал так по суше Гром-камень. Доставленный в Петербург и обработанный мастерами-каменотесами, он стал прекрасным пьедесталом памятника Петру.

Читайте также:  Информация ограниченного доступа природа

Да, изобретение русских крестьян послужило прообразом современного подшипника. Их устанавливают в автомобилях, токарных станках, электрических двигателях и велосипедах.

Учащимся предлагается самостоятельно по учебнику рассмотреть устройство и принцип действия подшипников. Рассмотрим подробнее устройство подшипника. Деталь подшипника, непосредственно соприкасающуюся с валом, называют вкладышем. Вкладыши делают из твердых материалов – бронзы, чугуна или стали. Внутреннюю поверхность их покрывают особыми материалами, чаще всего баббитом (это сплав свинца и олова с другими металлами), и смазывают. Подшипники, в которых вал при вращении скользит по поверхности вкладыша, называют подшипниками скольжения. Но сила трения качения при одинаковой нагрузке значительно меньше силы трения скольжения. На этом явлении основано применение шариковых и роликовых подшипников. В таких подшипниках вращающийся вал не скользит по неподвижному вкладышу подшипника, а катится по нему на стальных шариках или роликах. Устройство подшипника можно увидеть на слайде. Внутреннее кольцо подшипника, изготовленное из твердой стали, насажено на вал. Наружное же кольцо катится на шариках или роликах, находящихся между кольцами.

Словесный (рассказ учителя, выступление учащихся)

Работа с учебником, самостоятельная работа.

Закрепление материала с помощью решения качественных задач

Цель : проверить уровень усвоение учебного материала по теме «Сила трения. Трение в природе и технике».

Учащимся даются задания на карточках, обсуждение заданий производится в парах.

  1. Какая сила препятствует попытке передвижения тела по горизонтальной поверхности в случае, если тело покоится на поверхности? Куда эта сила направлена? К чему приложена?
  2. На горизонтальной поверхности покоятся два деревянных бруска разной массы. Какой из брусков легче вывести из состояния покоя? Почему?
  3. Приведите примеры, когда сила трения приносит пользу, а когда вред.
  4. Почему шелковый шнурок развязывается быстрее, чем шерстяной?
  5. Объясните поговорки с точки зрения физики:
  • Пошло дело как по маслу;
  • Угря в руках не удержишь;
  • Что кругло – легко катится;
  • Не подмажешь – не поедешь.

Цель: обобщить учебный материал по теме «Сила».

  1. Что называется силой?
  2. Когда возникают силы?
  3. Какие силы мы изучили?
  4. От чего зависит сила тяжести? упругости? трения?

Подведение итогов. Выставление оценок.

Оцените сегодняшний урок: 0- нет, 1 – да.

  • Вам было интересно на уроке?_________
  • Вы узнали что-нибудь новое на уроке?____
  • Был ли доступен изучавшийся материал?____
  • Вы его поняли?_________
  • Готовы ли вы работать над материалом на следующих уроках? ________________
Читайте также:  Отдельному царству живой природы

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Сила трения в природе и технике

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не безликий лик, — В ней есть душа, в ней есть свобода. В ней есть любовь, в ней есть язык» Ф.И.Тютчев

Тестирование Чему равна сила, которая действует на тело у поверхности земли, если масса тела 400 г? 1). 4000 Н; 2). 40 Н; 3). 4 Н; г). 0,4 н

2. Куда направлена сила трения покоя при ходьбе человека? 1). Вниз; 2). Вверх; 3). В сторону, противоположную движению; 4). По ходу движения

3. При смазке трущихся поверхностей сила трения … 1). Уменьшается; 2). Увеличивается; 3). Не изменяется

4. При равных нагрузках сила трения скольжения всегда . силе (силы) трения качения. 1). Равна; 2). Больше; 3). Меньше

5. Трактор при вспашке земли, двигаясь равномерно, развил силу тяги 16 кН. Чему равна сила сопротивления почвы? 1 ). 1600 кН; 2). 160 кН; 3). 16 кН; 4). 320 кН

6. Чем больше масса тела, перемещающегося по горизонтальной поверхности, тем . сила трения. 1). Больше; 2). Меньше; 3). Утверждения «больше» и «меньше» не верны. Сила трения не зависит от массы тела и силы тяжести.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды теплопередачи в природе и технике

Урок в 8 классе «Виды теплопередачи в природе и технике» проводится в форме защиты учебных проектов. Тема проекта группой определяется по соглашению или в резуль.

План-конспект урока по теме «Электрические явления в природе и технике»

Данный урок предложен в форме конференции, рассчитанный на учащихся восьмого класса, с целью расширения знаний по вопросам истории развития учения об электричестве и применении взаимодействия наэлектр.

Урок по физике в 7 классе по теме «Сила трения. Трение в природе и технике.»

Урок с использованием ЭОР.

к физики в 7 классе «Трение в природе и технике»

Урок проходит в форме викторины, что довольно привлекательно для учащихся в силу возрастных особенностей. основной метод — эвристическая беседа.

Урок физики в 7 классе «Сила трения. трение в природе и технике»

Необычный урок. Много видов деятельности учащихся. Используется учебная карта ученика. Самооценка знаний учащихся.

Урок физики в 7 классе «Трение в природе и технике»

урок закрепления знаний и их комплексного применения.

элективный курс по физике 8 класс «Законы термодинамики и электромагнитные явления. Их применение в природе и технике»

Актуальность курса – формирование практических и интеллектуальных компетентностей, формирование таких качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность.

Источник

Оцените статью