Три стадии развития психики животного

Развитие психики в филогенезе. Этапы развития психики животных в филогенезе.Психика человека

Филогенез — процесс развития всего живого (от растений к животным, от животных — к человеку).

Существуют разные подходы к пониманию того, кому присуща психика:

  • антропсихизм (Р. Декарт) утверждает, что психика присуща только человеку;
  • представители панпсихизма (французские материалисты) полагали, что психика присуща всей природе и всему миру;
  • согласно нейропсихизму (Ч. Дарвин), психика есть только у тех организмов, которые имеют нервную систему;
  • биопсихизм считает, что психика присуща только растениям, т.к. она является свойством живой природы;
  • сторонники мозгопсихизма (К. К. Платонов) находят психику только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг (таким образом, у насекомых психики нет).

Общепринятая в настоящее время классификация этапов развития психической деятельности в филогенезе принадлежит академику А.Н. Леонтьеву.

По А.Н. Леонтьеву, основным критерием наличия зачатков психической деятельности является наличие у организма чувствительности, т.е.способности организма реагировать на внешние раздражители (например, на цвет, запах), связанные с жизненно важными сигналами (опасностью, пищей). Чувствительность позволяет организму ориентироваться в окружающей среде и реагировать на внешние стимулы.

Этапы развития психики животных в филогенезе

Выделяют три этапа развития психики животных в филогенезе:

  • элементарная сенсорная психика (стадия элементарной чувствительности);
  • перцептивная психика (перцептивная стадия психики);
  • интеллект (стадия интеллектуальной психики).

На стадии элементарной чувствительности животное (от одноклеточных до хордовых) реагирует лишь на отдельные свойства предметов внешнего мира. Его поведение определяется врожденными инстинктами (самосохранения, питания, размножения). Инстинкт – это врожденная, неизменяемая форма поведения, которая одинаково проявляется у особей одного вида; врожденная последовательность, алгоритм ответных реакций на определенные раздражители. Инстинктивное поведение для каждого вида животных специфично, структура и цели каждой формы проявления инстинкта закреплены генетически. Примером проявлением чувствительности может быть изменение траектории движения дождевого червя в зависимости от наличия света.

Отличительная особенность сенсорной психики – отражение только отдельных свойств, а не предмета в целом. Пример: лягушка реагирует только на движущийся предмет. Летящего комара или бумажку на веревочке она поймает, а обездвиженную мошку при этом будет полностью игнорировать.

Читайте также:  Чем отличается человеческое общество от животного общества

Перцептивная стадия психики связана с усложнением строения нервной системы, появлением головного и спинного мозга. На этой стадии у высокоразвитых животных (птицы, млекопитающие) действительность отражается в виде целостных образов предметов, то есть имеет место предметное восприятие. При этом организм может одновременно реагировать на несколько различных раздражителей. У животных на перцептивной стадии психики, наряду с инстинктами, появляются навыки – индивидуальные формы поведения, приобретенные в процессе жизнедеятельности. Наиболее выражены навыки у животных, имеющих кору больших полушарий головного мозга.

Третья стадия развития психики – стадия интеллектуальной психики. Для организмов на этой стадии психики (например, приматов) характерен большой объем головного мозга, наличие коры больших полушарий с бороздами и извилинами. Эти физиологические изменения обусловлены изменением формы отражения. Животное способно не только воспринимать образ целостно, но и отражать связи и отношения между предметами, ситуацию в целом, прогнозировать дальнейшее развитие ситуации на ближайшую перспективу. В результате интеллект позволяет животному обходить препятствия, находить способы решения двухфазных задач, требующих для решения предварительных подготовительных действий. Интеллектуальный характер носят действия животных-хищников, дельфинов, человекообразных обезьян.

Возникновение сознания как этап развития психических процессов

Главное отличие психики человека от психики животного – наличие сознания. Возникновение сознания – качественно новый этап в развитии психических процессов.

По А.Н. Леонтьеву, сознательное отражение – это такой способ отражения предметной действительности, когда выделяются все ее объективные устойчивые свойства вне зависимости от отношений к ней субъекта. Основная предпосылка и условие возникновения сознания – развитие человеческого мозга.

Сознание имеет целенаправленный характер. Его непрерывное развитие и совершенствование обусловлено социальными условиями. Становление сознания – очень длительный процесс, связанный с общественной и трудовой деятельностью человека.

Ведущими факторами возникновения сознания были труд и язык. Труд здесь рассматривается как процесс воздействия человека на природу, связывающий его с природой.

В процессе эволюции человек изменяет способы и приемы поведения, трансформирует свои природные задатки и функции в высшие психические функции — специфически человеческие общественно обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

Понятие филогенеза в психологии

В психологии под филогенезом понимается процесс изменения психики человечества в процессе эволюционного развития. Несмотря на то, что видовые биологические особенности человека относительно устойчивы уже в течение нескольких тысячелетий, развитие человеческой психики происходит постоянно в процессе трудовой деятельности, в социальной и культурной жизни человечества.Трудовая деятельность, материальная и духовная культура человечества – это объективные формы воплощения достижений психического развития человека.

Читайте также:  2002 какого животного славянскому календарю

Человечество существует на Земле всего 1600 поколений, при этом 1200 поколений жили в пещерах, и только последних 22 поколения читают напечатанные книги, из них лишь пять поколений — при электрическом освещении.

Источник

Этапы развития психики у животных

Первая стадия — стадия элементарной сенсорной психики. На этой стадии животное реагирует только на отдельные воздействующие на него свойства предметов внешнего мира, имеющие для него определенный биологический смысл, т.е. существенно связанные с теми воздействиями, от которых зависит реализация основных биологических функций животного. Отражение действительности на этом этапе представлено в форме элементарных ощущений.

Эта стадия включает в себя два уровня: низший и высший.

Низший уровень характеризуется примитивной чувствительностью. Развитая раздражимость. Реакция на биологически значимые свойства среды происходит через изменение скорости и направления движения. Слабая пластичность поведения, несформированная способность реагирования на биологически нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая двигательная активность.

На этом уровне находятся простейшие, многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде.

Высший уровень характеризуется наличием ощущений. Появляется важнейший орган манипулирования — челюсти. Появляется способность к формированию элементарных условных рефлексов.

На этом уровне находятся кольчатые черви, моллюски, некоторые другие беспозвоночные.

На этой стадии деятельность животного носит более сложный характер, обусловленный более разнообразной средой обитания и соответственно изменившимся образом жизни, определяется воздействием уже не отдельных свойств предметов, а вещами в целом. Отражение действительности осуществляется уже не в форме элементарных ощущений, а как более сложное отражение в виде более или менее расчлененных образов.

Низший уровень – отражение окружающего происходит в форме образов предметов. Происходит объединение воздействующих свойств в целостный образ. Главный орган манипуляции — челюсти. Сформированы двигательные навыки, преобладают генетически запрограммированные компоненты. Двигательные способности довольно разнообразны (ныряние, ползание, ходьба, бег, полет и т.п.). Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных (вредных). Развитое защитное поведение.

На этом уровне находятся рыбы, некоторые высшие беспозвоночные, насекомые.

Читайте также:  Реферат мочевыделительная система животного

Высший уровень характеризуется элементарными формами решения задач. Высоко развиты инстинктивные формы поведения. Способность к научению путем выработки навыков.

На этом уровне находятся позвоночные с хорошо развитой нервной системой, высоким уровнем развития сенсорики: органы зрения, слуха, равновесия, кожной и мышечной чувствительности и т.д.

Третья стадия — стадия интеллекта характеризуется как весьма сложной деятельностью, так и сложными формами отражения действительности. Существенной для этой стадии развития психики является способность решать двухфазные задачи. Они включают в себя сначала подготовительную фазу, когда животное побуждается к деятельности не самим тем предметом, на который она направлена, не самой целью деятельности, а тем, что является лишь средством, или способом достижения данной цели действия. Вторая – это фаза собственно осуществления данной деятельности, когда она направлена уже на тот предмет, который служит непосредственным ее побудителем. На этой стадии развития одна и та же задача может решаться уже многими способами с использованием различных операций. Для психического отражения действительности на этой стадии развития характерно, что объектом его являются не только вещи, предметы действительности сами по себе, но и отношения между ними, различные ситуации.

Найденные принципы решения задачи могут быть перенесены в новые условия. Способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей. Учет причинно-следственных связей между явлениями в практических действиях. Выделение специализированных органов манипулирования. Развитие исследовательских форм поведения с широким применением ранее приобретенных знаний, умений и навыков.

На этой стадии находятся высшие позвоночные – обезьяны, дельфины.

Интеллектуальный характер носят прежде всего действия человекообразных обезьян. Однако заметим, что интеллектуальные действия животных, в отличие от человеческих, не вытекают из знания объективных законов и не осознаются ими, не обобщаются и не передаются «человеческими» способами (через речь, орудия и продукты труда). Интеллектуальные действия даже высших обезьян крайне элементарны по своему характеру и не выходят за пределы круга задач, возникающих в естественных условиях их жизни.

Особенностью поведения высших обезьян является их подражательность (напр. обезьяна может «подметать» пол, «тушить» огонь и пр.). Но они подражают не результату действия, а самому действию. Подражание результату действий у них не доказано.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник

Оцените статью