Презентация и план — конспект урока по биологии 5 класс на тему «Царства живой природы»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока(для учителя): формирование представления о систематике как науке.
Планируемый результат : учащиеся должны знать о существовании классификации живых организмов. Знать о существовании царств клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных и о вирусах — как представителях неклеточной формы жизни, знать о меры профилактики вирусных заболеваний.
Воспитывающая : установить необходимость ответственного отношения к окружающей среде, формировать основы здорового образа жизни.
Развивающая : развивать познавательные мотивы, направленные на добывание новых знаний, развивать представление о многообразии живых организмов и биологических дисциплин, изучающих живую природу. инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации
Обучающая: Научить объяснять сущность термина «классификация»,
Определять предмет науки систематики. Различать основные таксоны классификации — «царство» и «вид».
Характеризовать вид как наименьшую единицу классификации.
Устанавливать связь между царствами живой природы на схеме, приведённой в учебнике.
Выделять отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов
Оборудование : презентация, таблица «Вирусы», учебник
Здравствуйте! Ребята, мы начинаем наш очередной урок биологии, очередное путешествие в мир познаний.
А для любого путешественника необходимо: журнал наблюдений – это рабочие тетради, письменные принадлежности и хорошее настроение.
Скажите, готовы отправиться в путешествие?
Но для того, чтобы сесть в наш биологический поезд, необходимо приобрести билеты. Для этого нужно выполнить задания.
(выполнение теста И САМОПРОВЕРКА) заполнение лестницы успеха.
А теперь нам необходимо определить тему нашего путешествия:
Посмотри, мой милый друг, что находится вокруг?
Небо светло-голубое. Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет. Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава. Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса. Гром, туманы и роса.
Человек и время года -Это все вокруг.
(природа) правильно, ребята, а какую природу мы с вами изучаем?
Какая наука изучает живую природу?
Ребята мы с вами прошли главу №1 «Биология – наука о живом мире.» И сегодня мы приступаем к изучению главы №2 «Многообразие живых организмов.» А как вы думаете , ребята о чем мы будем говорить в этой главе?
Живых организмов много, что необходимо сделать чтобы легко ориентироваться в таком многообразии организмов? (учащиеся предлагают – знать названия организмов и т. д.)
Ребята, выполните задания. Найти среди такого многообразия (на доске на магнитах расположены рисунки организмов) хломидомонаду. Легко ли это сделать? . . Ребята, пожалуйста выйдите кто желает для выполнения задания.
Желающие выходят и убеждаются , что данное задание выполнить невозможно.
Ребята, как не запутаться в этом потрясающем разнообразии? Надо навести среди них порядок
Выйдите пожалуйста сюда желающие.
Задание: пожалуйста наведите порядок на моем столе.
Ребята группируют предметы лежащие на столе
Какой вывод можно сделать из данного задания?
(учащиеся делают вывод, что для того чтобы быстро отыскать предмет, необходимо, чтобы предметы были распределены на группы)
Как вы считаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
(о группах организмов существующих на Земле, в какие царства входят разные организмы ,одноклеточные, многоклеточные и неклеточные.)
Что мы сегодня на уроке научимся делать? Прочитайте на стр. 35
Какие основные понятия мы сегодня узнаем ?
(группы организмов, вид, царство, вирус , систематика.)
Урок на тему: Царства живой природы.
«Нет ничего более изобретательного, чем
« Нет, ничего более упорядоченного, чем
В конце урока ,подводя итоги вы должны ответить на вопросы : «Какое царство природы вам важнее всех и почему?» и «Почему вирусы занимают особое место среди царств живой природы?»
Какую цель мы поставим себе: 1. Изучить какие царства живой природы существуют? (растения, животные, грибы, вирусы и бактерии).
2. Привести примеры живых организмов? (ландыш, слон, подберёзовик, вирус гриппа, и молочно кислые бактерии).
Что нам поможет узнать о различных царствах живой природы? ( учебник, научная информация)
А что такое Царство? (самая крупная единица систематики.) Запись в тетради.
А что такое систематика? (раздел биологии, посвященный классификации живой природы.) Запись в тетради.
Итак , у нас возникла трудность ,мы не знаем , что нужно сделать с большим объемом информации. Создадим проект выхода из создавшейся ситуации.
Работа в группах по вопросам.
• 1.Пользуясь учебником узнайте , что такое классификация? Какие признаки используются при классификации живых организмов?
• 2.Рассмотрите рис. 28. Какие из указанных царств вам знакомы?
3.В чем особенности строения вирусов? Какие вирусные заболевания вам известны? Каковы меры профилактики против вирусных заболеваний?
Дополнить схему для царства «Растений»
1. Пользуясь учебником узнайте, что такое вид? Рассмотрите рис.27,стр.36, по каким признакам ученые относят организмы к одному виду?
• 2.Назовите царства живых организмов состоящие из клеток. Почему вирусы занимают особое место в живой природе?
• 3.В чем особенности строения вирусов? Какие вирусные заболевания вам известны? Каковы меры профилактики против вирусных заболеваний?
Дополнить схему для царства «Растений»
Сообщение от групп, взаимооценка в группах, заполнение лестницы успеха.
Просмотр презентации о растениях, животных, грибах, бактериях и вирусах.
1. Какими признаками характеризуются растения?
2.Какими признаками характеризуются животные?
3.Какими признаками характеризуются грибы?
4.Какими признаками характеризуются бактерии?
Задание. Допишите предложения в тетради:
1.Распределение организмов по группам – это …
2.Основная и наименьшая единица классификации — это ….
3.Раздел биологии, посвященный классификации живой природы — это…
4.Предсттавители неклеточной формы жизни — это….
Тысячелетие природа трудилась, чтобы подарить нам эти загадки, нам же осталось быть внимательней ловить её красоты и облачать в текст, чтобы загадывать своим детям
Те, что с мухами не дружат.
3. Я родился в день дождливый
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой.
4. Был он желтеньким цветком —
Белым стал, как снежный ком.
6. Куст в овраге вырастает,
Что за куст такой? (Крапива)
7. Он в берлоге спит зимой
Просыпается от сна. (Медведь)
А нравлюсь ребятам. (Верблюд)
10. Хоть меня не видит глаз,
Насморком и скарлатиной. (вирусы)
11. Без меня не сваришь сыра,
Приготовить я помог (бактерии)
1. «Какое царство природы вам важнее всех и почему?»
2. «Почему вирусы занимают особое место среди царств живой природы?»
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
1. Есть ли у вас затруднения?
2. На чём стоит остановиться ещё раз?
3. Чему мы научились на этом уроке?
Выразить своё отношение к уроку (нарисовать смайлику улыбку)
Во время дальнейшей учебы вы получите много новых знаний о царствах природы, но главное правило, надеюсь, вы усвоите: берегите и преумножайте богатство родной природы! Не вредите ей!
Домашнее задание п.8, вопр. прочитать текст на стр. 38, определить цель эксперимента, наблюдения и вывод по результатам проведенного эксперимента; по р.т. стр 25-27.
1.Биология. 5 класс (авт. Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.)
2. Примерная программа по биологии. 5-9 классы
3. Программа курса биологии для 5 — 9 классов (авторы: И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова)
Источник
Конспект урока (биология) в 5 классе Тема: «Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого»
Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.
Цель урока: ознакомить учащихся с разнообразием природы и ее классификацией; рассмотреть взаимосвязи в природе и значение природы для человека; воспитывать бережное отношение к природе.
Образовательные: расширить знания школьников по предмету; дать представление о разных царствах, об общих признаках царств, классификации.
Развивающие: создать условия для усвоения знаний по теме урока, развивать логическое мышление обучающихся: учить выделять главное, сравнивать.
Воспитательные: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Форма урока: урок комбинированный
Основной: постановка вопросов проблемного содержания, самостоятельная работа в индивидуальных картах.
Дополнительные: частично – поисковый.
Деятельность учеников
I. Проблемная ситуация и актуализация знаний.
— Доскажи словечко и узнаешь тему нашего урока:
Посмотри, мой милый друг, что находится вокруг?
Небо светло-голубое. Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет. Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава. Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса. Гром, туманы и роса.
Человек и время года — Это все вокруг. (природа)
— Правильно, тема нашего урока: «Разнообразие живой природы». Сегодня мы ознакомимся с разнообразием природы и ее классификацией. Рассмотрим взаимосвязи в природе и значение природы для человека.
Включаются в урок во взаимодействии с учителем.
Решают проблему. Формулируют тему, цель урока.
II. Изучение нового материала.
1. Разнообразие природы и ее классификация.
— Что такое природа? (Все, что нас окружает и не сделано руками человека.)
Природу классифицируют или распределяют по группам на живую и неживую.
Работа с карточками: раздели на живую и неживую природу
2. Как отличить живую природу от неживой?
3. Как называется наука, которая изучает живую природу? (Биология.)
— В некотором царстве, в некотором государстве жили – были….Нет – нет, не царь с царицей….Каждое из этих царств особенное. Они находятся не за тридевять земель, а рядом с нами, вокруг нас…. Это четыре царства живой природы. стр. учебника 16 рис. 8
Разнообразие животного мира
Если ученики согласны с правилом, то хлопают в ладоши, если нет — топают.)
1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
2. В лесу можно поиграть, листьями бросаться, венки плести, букеты рвать. Подумаешь, зелени много еще вырастет.
3. Наконец-то можно пошуметь, покричать, по аукать, никому при этом не мешая.
4. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
5. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
6. Звери всякие важны, звери всякие нужны: каждый из них делает в природе свое дело.
7. Если вы видите новое, неизвестное растение или животное, то старайтесь узнать его название.
8. Если вы собираете дикие плоды и грибы, не уничтожайте то, на чем они росли: деревья, кустарники, грибницы.
9. Относитесь к животным в лесу как старший брат, без жестокости, не мешайте им.
10. Кроме ягод и грибов уносите из леса только приятные воспоминания и восхищение его красотой.
Учитель. Молодцы, ребята, вы знаете, как правильно вести себя в лесу и никогда не причините вред природе.
Отвечают на поставленные вопросы учителя.
Составляют устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу, работа с раздаточным материалом
Источник