Царство живой природы конспект урока

Конспект урока :»Четыре царства живой природы»

— понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение.

2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):

— уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;

— уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, находить необходимую информацию в учебнике,.

— формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

— формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные УУД:

— ориентироваться в своей системе знаний;

— находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

— развитие операций мышления: сравнения, сопоставления и обобщения.

Коммуникативные УУД:

— уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

— формирование умения взаимодействовать в парах на основе сочетательного диалога.

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

— называть царства живой природы, приводить примеры представителей каждого царства, устанавливать и объяснять некоторые взаимосвязи

Средства (оборудование):

1) учебник по окружающему миру (УМС «Планета знаний»Г.Г.Ивченкова);

Основные понятия — «Царства», «бактерии», «ботаника», «биология», «зоология», «микроскоп»

Межпредметные связи — литературное чтение

Организация пространства — работа с классом фронтальная, в малых группах, индивидуальная

Технологии, используемые на уроке : компьютерные (информационные), игровые, здоровьесберегающие, проблемное обучение, кейс – технология.

Деятельность обучающихся

Цель: самоопределение к деятельности.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной творческой работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке обучающихся к продуктивной творческой работе.

-создать положительный эмоциональный настрой;

Методы : словесные, объяснительно-иллюстративные

II этап. Актуализация к учебной деятельности

Цели и задачи, которые хочет достичь учитель:

выход на тему, цель, учебные задачи урока в сотворчестве с детьми.

Методы: слайдовая презентация, загадки для мотивации, наводящие вопросы

Наш урок предлагаю начать такими словами:

«Пусть сегодня для нас всех,

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей,

И успешности в придачу!

Организует беседу , выявляющую знания детей по теме.

— Любите ли вы путешествовать? Мы будем не просто путешествовать, а наблюдать, делать выводы , исследовать.

— Вы готовы к такой работе? Тогда угадайте, куда мы отправимся путешествовать.

Учитель читает загадку, Слайд №1 « Природа»

— А живем мы с вами на планете?

Мы с вами отправляемся на планету Живых существ. На этой планете есть царства – государства и каждое из них особенное.

— А вы, хотите побывать в этих царствах?

— Как вы думаете, с какой целью мы отправимся в путешествие?

— Какой будет тогда тема нашего урока?

Слайд 2 Тема урока « Царства живой природы»

На доске открывается карточка с надписью

« Царства живой природы»

Сегодня мы побываем в этих царствах, попытаемся выяснить особенности живых существ и дадим каждому царству название

Читайте также:  Особо охраняемые природные территории сокращение

Приветствуют учителя, гостей.

Настраиваются на работу. ( коммун.УУД)

Вступают в диалог с учителем.

Аргументируют свои ответы:

Источник

Открытый урок в 5 классе «Царства живой природы»
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Царства живой природы. Природа нашей планеты богата и разнообразна. Чтобы систематизировать её, все живые организмы условно распределили на царства .

Скачать:

Вложение Размер
Microsoft Office document iconotkr_urok_5_kl_tsarstvo_zhiv_prirody.doc 103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока : ознакомление учащихся с царствами живых организмов, активизация познавательной деятельности.

Задачи: 1. расширить знания школьников по предмету; дать представление о разных царствах, об общих признаках царств, классификации.

2. развивать у учащихся внимание и наблюдательность; любознательность и интерес к предмету;

3. воспитывать бережное отношение к природе

Здравствуйте. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Но это путешествие не обычное, а особенное. Мы будем путешествовать по миру живых организмов. Но для того, чтобы сесть в наш биологический поезд, необходимо приобрести билеты. Для этого нужно выполнить задания.

1. Повторение пройденного материала по теме «Живые клетки»

2 История открытия клетки

2 Задание на знание биологических терминов.

Вставьте пропущенные слова :

1 . Клетка имеет три главные части _______, которая одевает клетку,________ полужидкую массу и _________- небольшое плотное тельце. Есть и особые клетки — __________, которые разные у мужчин и женщин. __________ — это женская половая клетка , а мужские ___________. В клетках растений есть органоиды зеленого цвета — ___________.

2 . Живые существа имеют ____________ строение. Главные части клетки: оболочка, _____________, и ___________. Живые клетки дышат, ______________ , растут, _________. Клетки _____________ по форме и размерам. Среди них есть ____________ клетки, которые дают начало новому организму.

3 Работа с компьютером (флеш анимация собери клетку)

Работа с компьютером ( флеш анимация строение растительной клетки)

4 Назовите изображенные на рисунке клетки.

В ящике находится 1 крупная клетка , размером около 10 см. в длину , покрытая прочной оболочкой белого цвета.

II. Изучение нового материала.

Учитель. А теперь пора отправляться в путешествие.

Нас окружает огромный мир живых организмов. Как не запутаться в этом потрясающем разнообразии? Надо навести среди них порядок. Этим занимается наука систематика. Она объединяет похожие, родственные существа в группы. Самые крупные группы организмов называются царствами. Именно об этих группах и пойдет у нас с вами речь. Но прежде давайте вспомним, что общего у всех живых организмов и отгадаем загадку .

В большом – большом королевстве, а как оно называется, догадайтесь сами было 5 царства: каждое со своими жителями. В первом царстве жители были такими маленькими, что только в микроскоп и разглядишь. Во втором – были побольше и очень модные. Многие носили разноцветные шляпы и выясняли, кто красивее. В третьем были разного размера, гиганты и карлики, но все почему-то зелёные. А в четвёртом царстве были все разные: и большие и маленькие, и водные и сухопутные, и летающие и плавающие и бегающие. Отгадайте названия королевства ( живая природа ) и царств ( бактерии, грибы, растения и животные ).

Читайте также:  Назовите основные природные зоны австралии

И первая наша остановка будет в царстве Бактерий .

Бактерии — одноклеточные организмы. Клетка бактерии не имеет ядра..

Ученым известно по меньшей мере 2500 видов бактерий. Они встречаются повсюду: в воздухе, воде, почве, в телах других живых существ. Слово «бактерия» в переводе с греческого языка означает, «палочка». Но форма их разнообразна: они имеют вид не только палочек, но и шариков, спиралей.

Многие ученые считают, что первыми на Земле появились бактерии. Ведь они устроены проще всех других организмов — в их клетках даже нет ядра. От бактерий произошли простейшие, а уже от них — грибы, растения и животные.

В настоящее время бактерии приобретают исключительно большое значение как продуценты многих биологически активных веществ (антибиотиков, аминокислот, витаминов и др.), используемых в медицине, ветеринарии и животноводстве. Без участия бактерий невозможны процессы, происходящие при приготовлении кожи для дубления, мацерации волокон льна и пеньки

Отрицательную роль играют патогенные бактерии, вызывающие заболевания растений, животных и человека. Многие бактерии-сапрофиты вызывают порчу продуктов, причем некоторые из них отличаются высокой токсичностью. Токсины обычно поражают не организм как целое, а определенный орган или одну из систем органов- например, центральную нервную систему, красные кровяные клетки и т.д., вызывая характерный комплекс симптомов, по которым можно диагностировать болезнь и установить ее возбудителя.

Следующая станция – Царство Простейшие

Представителей этого царства простейшие вы не видели. Потому что они очень малы. Но они не просто маленькие. Тело их состоит всего из одной клетки! Большинство их живет в воде. В пресных водоемах часто встречаются амеба, инфузория-туфелька, эвглена зеленая. Все эти существа довольно просто устроены, потому и названы простейшими. Амеба похожа на студенистый комочек; она передвигается, как бы перетекая с одного места на другое. Инфузория-туфелька действительно напоминает туфельку, за что и получила название. Она передвигается с помощью ресничек, покрывающих ее тело. Эвглена зеленая плавает при помощи длинного жгутика. Всего известно не менее 40 тыс. видов простейших.

В отличие от бактерий и простейших, тела грибов, растений, животных в основном построены из множества клеток. Это многоклеточные организмы.

Третья станция — царство Грибы.

Грибы, конечно, каждый знает: белый, подберезовик, лисичка, мухомор, бледная поганка. Но не всем известно, что к царству грибов относятся и живущие на деревьях трутовики, дрожжи. которые используют когда пекут вкусные пироги, а также плесневые грибы. Всего ученые насчитывают около 100 000 видов грибов

( Клип «Живет повсюду красота»)

Значение растений в природе и жизни человека.

Континенты нашей планеты, составляющие 150 млн. км2, в основном покрыты растительностью. Даже в знойных пустынях не затухает жизнь растений. Только ледяные пространства полюсов и высочайшие вершины гор не имеют растительности

Попробуйте представить себе, что из нашей жизни исчезли все растения. Как уныло стало за окном! Нет ни привычных тополей на улице, нет крапивы у забора, пропали одуванчики и подорожники, торчащие у края асфальтовой дороги. И дом сразу опустел. В нем стало неуютно без деревянной мебели, полок полных всяких припасов: чая, кофе, какао, банок с вареньем, пакетов с орехами, запасов различной крупы. Пропал и запах пряностей , которые хранились в шкафу. Нет больше и самих шкафов, в которых хранилась одежда из хлопка и льна, нет мыла, духов, различных лекарств. А книги , бумага? Их тоже сделали из древесины. Без растений не было бы ни мячей, ни резиновой обуви.

Читайте также:  Моделирование природно технических систем

Но это еще не самое страшное. Что было бы, если бы вдруг не стало того , чего мы не видим, но без чего мы не смогли бы жить – воздуха, кислорода ? Ведь именно растении вырабатывают кислород и благодаря им вокруг планеты образовалась атмосфера.

Подавляющее число растений имеет зеленый цвет, обусловленный зеленым пигментом хлорофиллом, сосредоточенным в особых органеллах растительных клеток — хлоропластах.

Жизнь человека немыслима без использования растений. Это — пища, строительный материал, сырье для различных отраслей промышленности. Основой энергетики служат продукты растительного происхождения — каменный уголь, торф, нефть и др. При помощи растений предохраняют почвы от эрозии, накапливают влагу на полях, закрепляют пески. Зеленые насаждения обладают санитарно-гигиеническим эффектом, они снижают запыленность и загрязненность воздуха, уровень шума и этим улучшают условия жизни городского населения.

Представители царства растений отличаются от других многоклеточных организмов тем, что образуют на свету из углекислого газа и воды питательные вещества (грибы и животные поглощают только готовую пищу). Растения делят на несколько крупных групп: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Всего в царстве растений около 350 тыс. видов. Есть среди них и большие и маленькие. Самым маленьким растением среди цветковых считается плавающая ряска из водоемов Австралии — её длина 0,6 мм и ширина 0,33мм. Самым высоким хвойным растением является секвойя. высота отдельных деревьев достигает 80 — 100 м.

Следующая станция — царство Животные .

Каких животных вы знаете? А чем они питаются?

Животные — самое разнообразное царство. Их известно приблизительно 1 млн. 500 тыс. видов. Различают беспозвоночных и позвоночных животных. У первых, как и показывает название, нет позвоночника, а у вторых он есть. К беспозвоночным относятся черви, моллюски, иглокожие, членистоногие и некоторые другие группы животных. Позвоночные — это рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

Как в природе, так и в жизни человека животные имеют огромное значение. От них получают продукты питания и сырье для промышленности. Животных используют в качестве рабочего скота, моделей для изучения болезней и их лечения, получения иммунной сыворотки. Многие виды насекомых опыляют растения, повышая урожай сельскохозяйственных культур. Птицы истребляют насекомых — вредителей лесов, парков, полей. Животные очищают водоемы, принимают участие в образовании почвы, уничтожении трупов животных и остатков растений. Среди животных немало вредителей сельского хозяйства (членистоногие, грызуны), возбудителей болезней и их переносчиков

Вот закончилось наше путешествие. Давайте проверим , насколько внимательно вы вели себя во время путешествия.

1 (Флеш анимация «Кто из какого царства)

2 (Флеш анимация «Царства живых организмов»)

Домашнее задание : с. 108-111.

Источник

Оцените статью