Центр природы своими руками

Центр природы в ДОУ

Мир природы нельзя познать по картинке. Для того чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы, необходимо погрузить ребенка в соответствующую атмосферу. В рамках деятельности ДОУ это возможно путем создания разнообразных центров природы в группе.

Центр природы – это одна из игровых и учебных зон групповой комнаты.

Публикация «Центр природы в ДОУ» размещена в разделах

Уголок природы, который органично вписывается в интерьер, будет украшением групповой комнаты и позволит детям проводить наблюдения и экспериментальную деятельность. Кроме этого, дошкольникам прививаются такие чувства, как ответственность и забота, так как дети учатся ухаживать за животными и растениями.

Значение центра природы :

• Общение с природой положительно влияет на ребенка.

• Возможность хорошо рассмотреть объект, наблюдать за ним длительное время.

• Развитие познавательных процессов.

• Формирование трудовых навыков и трудолюбия.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Ознакомление детей с природой требует постоянного непосредственного общения с ней.

В центре природы дети имеют возможность хорошо рассмотреть растения, наблюдать за ними длительное время. Во время работы в центре природы у детей развиваются познавательные процессы: восприятие, мышление, воображение, память. Дети устанавливают причинно-следственные связи, запоминают названия обитателей, придумывают игры с использованием объектов центра природы.

Во время ухода за обитателями центра природы у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.

Задачи центра природы :

• Младшая группа — формировать интерес к растениям и животным, воспитывать бережное, заботливое отношение со стороны человека.

• Средняя группа — сформировать первые представления о растении, как о живом организме; учить устанавливать несложные взаимосвязи и зависимости в мире природы; знакомить с видами растений.

• Старшая группа — знакомить с растениями разных климатических зон, с разным уходом (разные стебли, без стебля)

Проведение педагогической работы в центре природы позволит детям увидеть:

• неразрывную связь живого организма с внешней средой,

• многофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания,

• появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы,

• специфику живого организма, его отличие от предметов,

• многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой и многое другое.

Для выполнения своей роли центр природы в ДОУ должен соответствовать определенным требованиям:

• Лучше меньше, да лучше – т. е. использовать небольшое число объектов, но здоровых, ухоженных и красиво вписывающихся в интерьер помещения

Читайте также:  Объем природного газа сша

• При организации центра природы обязательно выяснить вопрос об аллергичности детей к тем или иным растениям или животным

• Отбираемые объекты должны быть красивы, типичны, с ярко выраженными признаками

• Растения и животные должны быть безопасны для детей, т. е. не ядовиты, без колючек, не агрессивны и т. д.

• Обитатели центра природы должны быть неприхотливы и доступны в уходе. Обязательно осуществление ежедневного ухода за растениями.

• Подбор растений и животных осуществляется с учетом возрастных особенностей детей, руководствуясь ООП ДО и СанПиН. На цветах желательно иметь таблички с названием.

• Стеллажи и полки обязательно должны быть закреплены

• Оборудование для ухода за растениями (палочки для рыхления, губки, тряпочки) располагается в контейнерах с закрывающимися крышками

Природный материал должен размещаться в контейнерах в доступном количестве

• Оборудование для опытов, экспериментов должно быть безопасным

• В каждой группе должен быть календарь природы

В связи с тем, что Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 п. 6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения.

Комнатные растения издавна украшали жилище человека. Одни из них обильно и долго цветут, другие имеют красивую листву, стебли их разнообразны (прямостоячие, вьющиеся, лежачие, восходящие и т. д.).

Большинство комнатных растений – выходцы из тропических и субтропических стран, жарких пустынь и саванн, тропических влажных лесов и болот, горных склонов и долин. В зависимости от места произрастания в природе комнатные растения требуют различного ухода (разной почвы, поливки, степени освещенности и т. д.).

Интересны комнатные растения и тем, что каждый вид имеет свои сроки и периоды активной вегетации.

Комнатные растения – ценный дидактический материал, они являются обязательными обитателями центра природы.

Всех обитателей центра природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных.

Постоянными обитателями уголка природы будут комнатные растения:

• В младшей группе из комнатных растений рекомендуют 4-5 видов неприхотливых растений. Это растения, которые красиво и долго цветут, с ярко выраженными стеблем, листьями и цветами. Например, фикус, примула, бальзамин, колеус, герань.

• В средней группе число комнатных растений увеличивается до 5-6 видов. Это будут растения с разной формой и величиной листьев. Например, аспарагус, агава, хлорофитум.

• В старшей группе в уголок природы помещают 6-7 видов растений по 2-3 экземпляра с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся, имеющие луковицы и клубнелуковицы. Например, традесканции, плющ, амариллис и другие.

• В подготовительной группе в уголок природы размещают 6-7 видов растений, которые размножаются различными способами: луковицами, живородящие. А также цветы с разными условиями произрастания. Например, бриофиллюм, камнеломка, циперус.

Читайте также:  Компания каптен природная массажная мазь

Временные обитатели уголка природы – это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени:

• Осенью это будут осенние букеты и цветы из цветника, пересаженные в кашпо. А также в старших группах поделки из природного материала.

• Зимой это могут быть ящики с посадками зелёного лука и веточки деревьев.

• Весной – ящики с рассадой для огорода детского сада, букеты весенних первоцветов.

• Для кратковременного наблюдения можно принести в группу рыбку в банке, хомячка, птичку в клетке. Конечно, если позволяют площади детского сада, то можно организовать экологическую комнату. В ней разместятся растения и животные, птицы и пресмыкающиеся, наблюдения за которыми предполагает Программа воспитания.

Можно сделать «сухой» аквариум.

Для этого нужно наполнить аквариум цветными камешками, на заднюю стенку приклеить обои с изображением подводного мира, на дно поместить игрушечных обитателей моря (черепаху, рака, краба и других, на заднюю стенку изнутри аквариума приклеить объёмные наклейки-рыбы, на камешки – наклейки-улитки, морские звёздочки. Дополнить морской пейзаж искусственными водорослями. Аквариум готов.

В каждой группе детского сада рекомендуется иметь календарь погоды. Отмечая погоду в календаре, дети закрепляют знания, полученные в ходе наблюдений в природе.

• В младшей группе можно повесить картину с изображением сезона, например, осенний пейзаж. И в уголке природы обязательно находится кукла, одетая по сезону.

• В средней группе это может быть пособие, на котором нарисованы картинки с изображением состояний погоды с подвижной стрелкой посередине. После возвращения с прогулки и обсуждения погоды дети передвигают стрелку на нужную картинку. Также в уголок природы помещают детские рисунки на тему наблюдений.

• В старшей и подготовительной группах дети знакомятся с условными знаками для обозначения погоды. Ребята ежедневно отмечают погоду условными знаками. В конце месяца состояние погоды сравнивают, считают, сколько было ясных, пасмурных, дождливых и ветреных дней, и делают выводы о погоде.

Кроме этого, в уголке природы в каждой группе необходимо иметь:

• Натуральные овощи и фрукты, либо их муляжи.

• Наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее.

• Альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные; картины известных художников.

• Рисунки детей о природе и поделки из природного материала.

• Материал для труда. Фартуки, леечки, лопатки, палочки для рыхления, тряпочки пригодятся для ухода за комнатными растениями. Метёлочки и совочки – для поддержания чистоты в уголке природы и группе.

• Оборудование для экспериментов. Формочки, воронки, лопатки, сита будут нужны для игр с песком. Для игр с водой можно использовать пипетки, одноразовые шприцы, ёмкости разной формы. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал (ракушки, камешки, шишки, жёлуди, каштаны, веточки). Для детей подготовительной группы будет интересна работа с лупой, микроскопом, весами.

Читайте также:  География 6 класс царства живой природы конспект

• Дидактические игры природного содержания «Кто что ест?», «Чей домик?», «Чей малыш?» и другие.

Наполнение необходимым материалом зависит от возраста и от требований программы. Оформление центра природы требует от воспитателя знаний программы и методики ознакомления детей с природой, а также эстетического вкуса. Кроме того, он должен сам любить природу, бережно относиться к ней.

Но не наличие центра природы в группе сделает процесс ознакомления детей с природой эффективным, а организация деятельности по его наполнению и использованию в ходе воспитательно-образовательной работы.

Центр природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы.

Таким образом, центр природы нужен не только как оформление группы, но и является необходимой составляющей педагогического процесса в дошкольном учреждении.

«У природы нет плохой погоды». Цикл музыкально-познавательных занятий о явлениях природы в средней группе. Занятие первое Цели: Образовательные: расширение знаний детей о явлениях природы осенью, обогащение словарного запаса детей по теме. Развивающие: развитие.

Центр «Безопасность на дорогах»

Центр «Безопасность на дорогах» В группе ведется работа по профилактике дорoжнo-транспoртных происшествий. С этой целью оформлен центр дорожного движения «Безопасность.

Центр казачьего быта

Центр казачьего быта С целью воспитания дошкольников, как социального и культурно –адаптированного, любящего и знающего свой край гражданина и патриота большой.

Центр ПДД

Центр ПДД .

Центр природы

Центр природы Природа с ее необычайным разнообразием явлений, животных и растений производит на детей сильное впечатление. Непосредственное общение с.

Центр природы и исследовательской деятельности «Зеленый островок»

Центр природы и исследовательской деятельности «Зеленый островок» Центр природы в нашей группе призван выполнять следующие практические задачи: — Развивать эстетический вкус ребенка; — Формировать основы.

Центр природы, как средство воспитания самостоятельности и положительного отношения к труду младших дошкольников

Центр природы, как средство воспитания самостоятельности и положительного отношения к труду младших дошкольников На четвёртом году жизни у детей повышается активность и целенаправленность действий, разнообразнее становятся движения. Воспитанники овладевают.

Оформление уголка природы своими руками. «Календарь природы»

Оформление уголка природы своими руками. «Календарь природы» Уважаемые коллеги. С большим удовольствием представляю Вам свою вариацию на тему — «Календарь природы». Но сначала хотелось бы немного.

Отчет «Уголок природы — центр формирования элементарных представлений о природном окружении» (старшая группа) Отчет «Уголок природы — центр формирования элементарных представлений о природном окружении» старшая группа №2 Отчет «Уголок природы — центр.

Спортивный центр «Здоровячок»

Спортивный центр «Здоровячок» В группе №6 «Лесовичок» задорно прошла презентация спортивного уголка, воспитатели под музыкальное сопровождение встретили своих гостей.

Источник

Оцените статью