Цепи питания: кто что ест (окружающий мир, 3 класс)
Для жизни требуется постоянно брать силы. Серия взаимодействий среди групп живых организмов, когда осуществляется перенесение вещества и биологической энергии при съедании одними существами других, именуется цепью питания. Эти жизненные процессы изучаются школьниками на уроках по окружающему миру в 3 классе. Кто что ест в цепи питания, наглядно можно увидеть на картинках.
Характеристика цепей питания
Весь растительный мир имеет возможность при помощи солнечных лучей получать энергию и питательные вещества из воздуха и воды. Растения представляют собой пищу для растительноядных обитателей планеты, а они, в свою очередь, являются едой для хищников и насекомоядных организмов. Животные давно бы вымерли, если пропали все травы и деревья.
Составные элементы
Любая схема цепочки питания берет свое начало с растения. Зеленые насаждения — это первое звено, второе звено — это растительноядные животные организмы, третье — это хищники и животные, которые едят насекомых.
Примеры пищевых цепочек для 3 класса:
- В лесной чаще растут яблони, яблочную кору едят зайцы, которые являются пищей для лисиц. Цепочка будет иметь вид: яблоня — заяц — лисица.
- В лесу растет ясень. За корой этого дерева водится жук-короед и поедает ее. Насекомое представляет собой пищу для дятла. Цепочка питания: ясень — жук короед — дятел.
Если требуется составить 3 цепи питания, то можно привести следующие примеры:
- Капуста — кролик — волк.
- Травянистые растения — суслик — змея.
- Комар — лягушка — чайка.
В природе встречаются и более сложные цепочки. Трава представляет собой пищу для сверчков. Этими насекомыми кормятся лягушки. Лягушки — это еда для цапель. Цепочка будет выглядеть следующим образом: трава — сверчок — лягушка — цапля.
Виды взаимодействия
Надо отметить, что в природе жизненная энергия передается в рамках экологической системы от наиболее слабой особи к наиболее сильной. Существует две базовые модели цепей питания:
- Выедание (пастбищная система) формируется из трех или пяти звеньев, когда живые организмы кормятся растениями и более крошечными организмами. В ее основе находится растительный мир, она напрямую зависит от энергии солнца и имеет наибольшее распространение. Пример: травянистые побеги — лань — тигр.
- Разложение (детритная система) создается из мертвых элементов питания и организмов и тех, кто их использует в пищу. Менее зависит от солнца, по сравнению с предыдущей. Здесь важную роль играют органические вещества, они являются базой для этой системы. Пример: мертвая зелень и умершие звери — микроорганизмы — амфибии — мелкие позвоночные животные, которые кормят свое потомство молоком — хищные звери.
Деструкторы — это организмы, разламывающие омертвевшие останки живых субъектов, преобразуя их в соединения простейшие органические либо неорганические. К примеру, представители грибных организмов. Они играют важную роль в экологической системе, потому что формируют и стабилизируют баланс соли и минералов в окружающей среде.
Изучают модель цепи питания в 3 классе. Выглядит она следующим образом: травы — растительноядные живые организмы — насекомоядные живые существа — хищники. Например: цветочный нектар — бабочка — паук — жаба — змея — журавль.
Значение для экологии
Можно предположить, что жизнь в лесу была бы лучше, если пропадут хищные звери, гадюки, тараканы и клопы. Но они в цепи питания — крайне значимые элементы. При их отсутствии может исчезнуть экологическая гармония: больные животные станут разносить инфекции, передавая их другим зверям и людям, прекратится опыление у растений, что привело бы к сокращению урожая.
Каждая составная часть системы имеет огромное значение, поэтому человеку необходимо наблюдать за состоянием экологической системы и животными из Красной книги.
Цепь питания формируется из нескольких элементов, каждый из которых является организмом отдельного типа. Нередко это бывает группировка похожих организмов, тогда у пищевого компонента в несколько раз повышается возможность жизнедеятельности и приумножении, если какой-либо из типов случайно пропадет. В биологической системе необходимо беспрерывное потребление энергии. Питательные вещества последовательно переходят от одного звена цепочки питания к другому — от простейших организмов к сложным.
Пищевая цепочка способствует пониманию кормовых взаимоотношений в природе. Живые организмы связаны между собой. При изъятии какого-либо пищевого звена последствия могут быть катастрофичными. Поддержание баланса пищевой системы — это основной вопрос для современной экологии.
Для жизни требуется постоянно брать силы. Серия взаимодействий среди групп живых организмов, когда осуществляется перенесение вещества и биологической энергии при съедании одними существами других, именуется цепью питания. Эти жизненные процессы изучаются школьниками на уроках по окружающему миру в 3 классе. Кто что ест в цепи питания, наглядно можно увидеть на картинках.
Характеристика цепей питания
Весь растительный мир имеет возможность при помощи солнечных лучей получать энергию и питательные вещества из воздуха и воды. Растения представляют собой пищу для растительноядных обитателей планеты, а они, в свою очередь, являются едой для хищников и насекомоядных организмов. Животные давно бы вымерли, если пропали все травы и деревья.
Составные элементы
Любая схема цепочки питания берет свое начало с растения. Зеленые насаждения — это первое звено, второе звено — это растительноядные животные организмы, третье — это хищники и животные, которые едят насекомых.
Примеры пищевых цепочек для 3 класса:
- В лесной чаще растут яблони, яблочную кору едят зайцы, которые являются пищей для лисиц. Цепочка будет иметь вид: яблоня — заяц — лисица.
- В лесу растет ясень. За корой этого дерева водится жук-короед и поедает ее. Насекомое представляет собой пищу для дятла. Цепочка питания: ясень — жук короед — дятел.
Если требуется составить 3 цепи питания, то можно привести следующие примеры:
- Капуста — кролик — волк.
- Травянистые растения — суслик — змея.
- Комар — лягушка — чайка.
В природе встречаются и более сложные цепочки. Трава представляет собой пищу для сверчков. Этими насекомыми кормятся лягушки. Лягушки — это еда для цапель. Цепочка будет выглядеть следующим образом: трава — сверчок — лягушка — цапля.
Виды взаимодействия
Надо отметить, что в природе жизненная энергия передается в рамках экологической системы от наиболее слабой особи к наиболее сильной. Существует две базовые модели цепей питания:
- Выедание (пастбищная система) формируется из трех или пяти звеньев, когда живые организмы кормятся растениями и более крошечными организмами. В ее основе находится растительный мир, она напрямую зависит от энергии солнца и имеет наибольшее распространение. Пример: травянистые побеги — лань — тигр.
- Разложение (детритная система) создается из мертвых элементов питания и организмов и тех, кто их использует в пищу. Менее зависит от солнца, по сравнению с предыдущей. Здесь важную роль играют органические вещества, они являются базой для этой системы. Пример: мертвая зелень и умершие звери — микроорганизмы — амфибии — мелкие позвоночные животные, которые кормят свое потомство молоком — хищные звери.
Деструкторы — это организмы, разламывающие омертвевшие останки живых субъектов, преобразуя их в соединения простейшие органические либо неорганические. К примеру, представители грибных организмов. Они играют важную роль в экологической системе, потому что формируют и стабилизируют баланс соли и минералов в окружающей среде.
Изучают модель цепи питания в 3 классе. Выглядит она следующим образом: травы — растительноядные живые организмы — насекомоядные живые существа — хищники. Например: цветочный нектар — бабочка — паук — жаба — змея — журавль.
Значение для экологии
Можно предположить, что жизнь в лесу была бы лучше, если пропадут хищные звери, гадюки, тараканы и клопы. Но они в цепи питания — крайне значимые элементы. При их отсутствии может исчезнуть экологическая гармония: больные животные станут разносить инфекции, передавая их другим зверям и людям, прекратится опыление у растений, что привело бы к сокращению урожая.
Каждая составная часть системы имеет огромное значение, поэтому человеку необходимо наблюдать за состоянием экологической системы и животными из Красной книги.
Цепь питания формируется из нескольких элементов, каждый из которых является организмом отдельного типа. Нередко это бывает группировка похожих организмов, тогда у пищевого компонента в несколько раз повышается возможность жизнедеятельности и приумножении, если какой-либо из типов случайно пропадет. В биологической системе необходимо беспрерывное потребление энергии. Питательные вещества последовательно переходят от одного звена цепочки питания к другому — от простейших организмов к сложным.
Пищевая цепочка способствует пониманию кормовых взаимоотношений в природе. Живые организмы связаны между собой. При изъятии какого-либо пищевого звена последствия могут быть катастрофичными. Поддержание баланса пищевой системы — это основной вопрос для современной экологии.
Источник
Кто что ест?
Чтобы получать энергию для жизненно важных процессов, все существа должны питаться. Многообразие животного мира отразилось и на способах питания: кто-то питается свежим мясом, кто-то – ягодами и травой, а кто-то может питаться и тем, и другим. Выясним, кто что ест и как добывает себе пропитание.
Способы питания
Нашу планету населяют очень разные животные: от простейших микроорганизмов и до таких гигантов как африканский слон или синий кит. Чтобы двигаться, дышать, размножаться, все животные должны регулярно получать привычную пищу.
В зависимости от способа питания животных делят на следующие группы:
К ним относятся животные, питающиеся исключительно растительной пищей. Среди домашних животных это лошади, овцы, коровы, козы. Среди диких зверей – зайцы, косули, олени, лоси. Их зубы имеют особое строение, помогающее им с легкостью срывать и перетирать жесткие растения.
Поскольку растительная пища не отличается высокой калорийностью, травоядным животным приходится ежедневно проводить много времени за ее поеданием.
которые читают вместе с этой
Быстро и эффективно переваривать большие порции растительной пищи травоядным животным помогают специальные бактерии, обитающие в кишечнике или желудке.
К ним относятся животные, которым для поддержания жизненных сил необходимо мясо других животных. Домашние хищники – собаки, коты, дикие плотоядные животные – это лисы, волки, тигры и львы и многие другие.
Процесс питания хищников резко отличается от травоядных. Чтобы захватывать и крепко удерживать добычу, у них предусмотрены хорошо развитые острые и нередко очень большие клыки. За отрывание кусков мяса отвечают резцы, а за его измельчение – коренные зубы.
Чтобы выследить, догнать и захватить добычу, хищникам, порой, приходится потратить не один день. Однако это того стоит: после удачной охоты плотоядные животные могут долгое время обходиться без пищи.
Существуют животные, которые в равной степени могут питаться как растительной, так и животной пищей. К ним относятся медведи, свиньи, ежи.
В природе есть и такие животные, которые питаются падалью, тем самым не допуская развития инфекций. К таким животным относятся гиены, вороны, грифы, некоторые виды жуков и червей. Их называют падальщиками или санитарами природы.
Кто что ест: цепи питания
Все животные, так или иначе, связаны друг с другом в цепи питания: кто-то ест растения, а кто-то – других животных.
Поскольку растения являются основной пищей травоядных животных, то они занимают первое место в цепи питания.
Только растения способны синтезировать питательные вещества из воды и углекислого газа под воздействием солнца. Таким образом, они являются прекрасным источником пищи для многих видов животных.
Второе место отведено растительноядным животным.
Третье место занимают хищные представители животного мира.
Пример цепи питания: зерно – мышь – лиса.
На первый взгляд может показаться, что жизнь на Земле была бы куда приятнее, если бы не было насекомых, змей, лягушек. Но все они являются важными звеньями в цепи питания. Не будь их на планете, нарушилось бы столь хрупкое экологическое равновесие: больные животные распространяли бы инфекции, заражая других животных и людей, не опылялись бы растения и терялись урожаи. Абсолютно все животные на Земле имеют большую ценность!
Что мы узнали?
При изучении одной из важных тем программы окружающего мира за 3 класс мы узнали, на какие группы делятся животные в зависимости от способа питания. Все хищники, травоядные и всеядные животные самым тесным образом связаны между собой в цепи питания.
Источник