Цивилизация природный тип развития общества

5. Возникновение «Природной» цивилизации и ее проблемы трансформации к 10 — 8 тыс. До н.Э.

Неолит, как «промежуточная» цивилизация; Возникновение цивилизационных конгломератов; Проблема элит человеческих сообществ – племен.

Некоторые выводы и ориентиры

Отсутствие достоверных данных подлинной истории появления Гомо Сапиенса на Земле и, одновременно, рост числа археологических находок, свидетельствующих, по-видимому, о явно более раннем, чем 100-140 тыс. лет назад появлении на планете человекоподобных существ более высокого умственно потенциала, чем Гомо Сапиенс, заставляет предположить, что: на Земле возникали высокие цивилизации человекоподобных существ, но они погибали; мифы о «золотом веке» вполне могут отражать реальные явления; возможно, что часть представителей погибших цивилизаций, пусть незначительная, сохранялась на Земле.

Многие специалисты по цивилизационным проблемам и, прежде всего, англичанин А. Тойнби, игнорировали наличие «Природной» цивилизации, исходя из убеждения, что отсутствие стремления совершенствовать жизнь на Земле – свидетельство недоразвитости. Однако, культура многих племен свидетельствует о их оригинальных знаниях в области космоса, возможностей человеческой психики в трассовом состоянии. Например, индейцы цоцили из южномексиканского штата Чиапас, сохранили информацию древних майя о слоистости Космоса (9-13 ярусов), тогда как сегодняшняя наука только поставила вопрос о космических ярусах. Многие племенные вожди и колдуны обладают продвинутыми знаниями в области психики человека.

Наука еще не сказала своего последнего слова о существе человека, о его возникновении, о возможных посещениях Земли представителями внеземных цивилизаций, о выживании или невыживании различных живых существ на Земле во время длительных природных катаклизмов. И это при том, что растет число доказательств возможности существования на Земле в далеком прошлом даже миллионы лет назад, высоких цивилизаций.

Поэтому устоявшиеся понятия о том, когда возникло Человечество, когда появились наиболее развитые цивилизации условны, если еще учесть последние достижения науки об определенной степени «разумности» даже растений.

6. Возникновение «Восточной» и «Западной» цивилизаций

Проблема творческих элит эволюционизирующих человеческих сообществ;

«Протопрогрессивный» тип цивилизаций «Плодородного Полумесяца» Западной Азии;

Цивилизации «классического Востока» (Египет, Китай, Индия);

7. Становление Античной цивилизации

Античная цивилизация: ее истоки и факторы развития.

«Средний класс» как цивилизационное понятие;

Локальные античные цивилизации: греческая и римская.

8. Цивилизационные экспансии и кризисы. Мировой цивилизационный кризис (первые века н.Э.)

Межцивилизационное взаимодействие. Античный и «Варварский» миры;

Глобализация цивилизационных процессов и экспансий;

Взаимодействие античных обществ с обществами «Востока» и «Западными» локальными цивилизациями;

Читайте также:  Самые длинные ресницы от природы

Цивилизационные процессы и экспансии на Американском континенте;

Крах Римской империи – главный феномен мирового цивилизационного кризиса;

Экспансия обществ «Востока» в Восточном и Западном полушариях и ее причины.

Некоторые выводы и ориентиры

По-видимому, доминирование в составе человеческого сообщества, особенно элиты, того или иного человеческого сообщества интуитивных психологических типов, содействует выбору «восточного» варианта развития, а сенсорных типов – «западного». Незначительное же доминирование того или иного из названных психологических типов ведет к складыванию «провосточных» или «прозападных» ценностных ориентаций. Разумеется, более точный анализ причин выбора цивилизационного пути требует тщательного анализа соотношения всех психологических предпочтений, присущих отдельному человеку и всему обществу.

Можно предполагать, что изменение соотношения набора психологических предпочтений в обществе ведет к изменению его менталитета, а, следовательно, и к изменению его ценностных ориентаций. В этом, как можно предполагать, лежат главные причины цивилизационных кризисов, частичных изменений в ценностных ориентациях того или иного человеческого сообщества, а также причины образования цивилизационных конгломератов.

По изложенным выше причинам, судят по всему, часто довольно трудно дать точное цивилизационное определение тому или иному человеческому обществу, сообществу, особенно при длительном их существовании. Например, в Древнем Китае было много изобретений, а в Средневековом – их почти не было.

Одновременно: обнаружение у древних цивилизаций таких «суперизобретений», как колесо или формула «золотого сечения» не обязательно свидетельствует о соответствующем наборе психологических типов в соответствующих известных истории обществах, так как можно предположить, что авторами таких изобретений были более древние цивилизации, достаточной информацией о которых мы еще не располагаем.

Отсюда: либо считать Древний Египет, Древний Китай, Древнюю Индию, Древнюю Месопатамию, Древнию Месоамерику на каких-то этапах «восточными» цивилизациями, либо – «прозападными» и т.п. То есть, для цивилизаций, имеющих длительную историю вопрос их дефиниции весьма сложен.

Импульс «западности» («античности») в Древнюю Грецию «перекочевал» из Финикии, Древнего Египта и т.п. и, возможно, и сами древние греки когда-то выделились из тех сообществ, в которых «западники» на каком-то этапе общественных метаморфоз оказались в меньшинстве.

Цивилизационные экспансии и кризисы – это в основном результат демографических перемещений групп людей, носителей иных ценностей.

В основе социальных проблем лежат противоречия ценностных ориентаций в обществах, вытекающих из разности культур, базирующихся на относительно разных наборах психологических предпочтений.

Источник

Природный тип цивилизации и его духовная система

Существуют различные культурные миры, которые рождаются, развиваются и гибнут следовательно всемирная история представляет собой богатство и разнообразие этих культурных миров. Признав существование самостоятельных, хотя и взаимосвязанных культурных миров культурологическая наука встала перед проблемой типологизма. Вебер выделил
3 типа: Традиционный, харизматический, рациональный. Традиционный
Основывается на священности господствующих форм традиции. Ему соответствует патриархальная общность во главе которой стоит господин, имеющий сакральный статус. Харизматический. Представляет собой власть личности, обладающий особыми враждебными, интеллектуальными и психологическими качествами. Эти качества позволяют данной личности увлекать людей, подчинять их, вести за собой. Данная личность воспринимается, как обладающая особыми свойствами, которые у других отсутствуют. С точки зрения харизматического типа культуры такая личность является критерием абсолютной истины. Рациональный. Отрицает как традиционный так и харизматический типы культуры, считает их устаревшими, архаистическими, насильственными. Рациональному типу соответствует правовой тип государства, который по Веберу характеризуется подчинением исключительно закону. Иоган
Якоб Бахофен и Лео Фробениус разделяли все культуры на матриархальные и патриархальные. Это разделение осуществлялось по принципу доминации мужского или женского начала. Оба исследователя качественным более высоким представляли матриархальный тип, а абсолютной доминации патриархального начала усматривали явную угрозу как для существующих отдельных цивилизаций, так и для существующей культуры вообще. Культурологичесая наука за время своего развития выработала следующие универсальности критерии типологизации: а) Единство культурного пространства географической среды. б) единство духовной традиции в) родство этнасов г) единство способов хозяйственной деятельности.

Читайте также:  Такое определение природы носит характер общефилософской категории

В зависимости от основ ментальности, историко-политического и экономического развития, культуры, перспектив развития выделяют три типа цивилизаций. Природные сообщества. Восточные цивилизации. Западные цивилизации.
1. Природные сообщества. К этому типу цивилизаций относятся народы, живущие в рамках природного годового цикла в единстве и гармонии с природой: австралийские аборигены, американские индейцы, африканские племена, малые народы Сибири. Их духовные системы принято именовать язычеством: они построены на обожествлении могущественных сил природы (Воды, Земли, Огня и т. д.). Природные цивилизации характеризуются статичностью, отсутствием развития, т. к. человек не отделяется от природы, а существует в соответствии с ее законами.
2. Восточные цивилизации. В данном случае имеется в виду не географический восток, а Восток как символ особого мировосприятия и образа жизни, противоположный Западу. Этот тип цивилизации возник в глубокой древности (общества Египта, Индии, Китая) и продолжает существовать в настоящее время (арабо-мусульманская цивилизация). Общественное сознание восточной цивилизации носит харизматический характер, и действительность воспринимается через призму веры в сверхъестественные силы. Цель такого общества – движение к некоему божественному (харизматическому) идеалу. Общественное сознание сосредоточено на духовном, поэтому главной целью бытия является постижение высшего смысла, а не реализация конкретных целей.
Общества восточных цивилизации построены на принципах коллективизма: личные интересы полностью подчинены общим (общинным, государственным). Общественная иерархия выстраивается не по классовому, а по сословно-корпоративному принципу. Частная собственность с полными правами не характерна: верховным собственником всего выступает государство.
Община охватывает все стороны жизни человека, поэтому она самодостаточна и тяготеет к замкнутости. Основной формой государственного правления является деспотия, для которой характерно абсолютное преобладание государства над обществом.
Основой восточного общества является традиция. Социальные изменения происходят медленно, несколько поколений людей существуют в одинаковых условиях, используя одни те же стереотипы поведения, поэтому не возникает проблемы «отцов и детей».
3. Западные цивилизации. Запад понимается как символ определенных ценностей, а не как географическая категория. Этот тип цивилизации характеризуется прогрессивным развитием, при котором возникла самоподдерживающая (рыночная) экономика. Западная цивилизация представлена античной цивилизацией Древней Греции и Рима, некоторыми цивилизациями доколумбовой Америки (ацтеки), современной европейской цивилизацией.
Этот тип цивилизации характеризуется постоянными изменениями в жизни человека: общество может полностью измениться на протяжении жизни одного поколения. Но изменения касаются не только социума, но и природной среды, предметного мира, в которых существует человек. Жизнь так резко меняется, что опыт старшего поколения быстро устаревает и отвергается молодыми, что определяет возникновение проблемы «отцов и детей». Прошлое воспринимается как учебный материал, а новые поколения устремлены в будущее.

Читайте также:  Успокаивающие звуки природы послушать

Природные сообщества.Это тип непрогрессивной формы существования, к которому относится исторические сообщества, живущие в рамках природного годового цикла, в единстве и гармонии с природой. Народы, относящиеся к данному типу цивилизации, существуют вне исторического времени. В общественном сознании этих народов отсутствует понятие прошлого и будущего. Для них существует лишь время текущее и время мифическое, в котором живут боги и души умерших предков. Эти народы адаптировались к окружающей среде до такой степени, которая необходима для поддержания и воспроизводства жизни. Цель и смысл своего существования они видят в сохранении хрупкого равновесия между человеком и природой, в сохранении сложившихся обычаев, традиций, приемов труда, не нарушающих их единства с природой.

Вся жизнь сообщества подчинена природному циклу. Оно ведет кочевой или полукочевой образ жизни. Духовная культура, верования связаны с обожествлением сил природы, Воды, Земли, Огня, Солнца и т. д. Функции связи между обожествленными силами природы и сообществами выполняют предводители общин — родов, племен, а также жрецы (шаманы, колдуны). Средством интеллектуального и эмоционального освоения мира выступает мифология. Восприятие мифа осуществляется через образ — целостную наглядную структуру.

Для этих сообществ характерен крайний традиционализм. Изменения происходят по замкнутому кругу, нет восходящего развития. Неизменность однажды установленных порядков поддерживается системой запретов — табу. Самое страшно табу — запрет на всякие изменения. В социальной организации господствует коллективизм: община, род, клан, племя. Властные отношения осуществляются на основе авторитета. Власть опирается либо на традицию (выборные предводители), либо на генеалогическое родство (наследование)

Источник

Оцените статью