- Природа
- Анализ стихотворения «Природа»
- История создания
- Краткий анализ темы произведения
- Образы и символы
- Композиция
- Жанр, направление и размер
- Средства выразительности
- Вывод при анализе стихотворения
- «Природа» анализ стихотворения в прозе Тургенева
- Анализ стихотворения «Природа» Тургенева.
- История создания
- Тема
- Композиция
- Жанр
- Средства выразительности
- Эпитеты
- Олицетворение
- Метафоры
Природа
Мне снилось, что я вошел в огромную подземную храмину с высокими сводами. Ее всю наполнял какой-то тоже подземный, ровный свет. По самой середине храмины сидела величавая женщина в волнистой одежде зеленого цвета. Склонив голову на руку, она казалась погруженной в глубокую думу. Я тотчас понял, что эта женщина — сама Природа, — и мгновенным холодом внедрился в мою душу благоговейный страх.
Я приблизился к сидящей женщине — и, отдав почтительный поклон: — О наша общая мать! — воскликнул я. — О чем твоя дума? Не о будущих ли судьбах человечества размышляешь ты? Не о том ли, как ему дойти до возможного совершенства и счастья? Женщина медленно обратила на меня свои темные, грозные глаза. Губы ее шевельнулись — и раздался зычный голос, подобный лязгу железа.
— Я думаю о том, как бы придать бо́льшую силу мышцам ног блохи, чтобы ей удобнее было спасаться от врагов своих. Равновесие нападения и отпора нарушено… Надо его восстановить. — Как? — пролепетал я в ответ. — Ты вот о чем думаешь? Но разве мы, люди, не любимые твои дети? Женщина чуть-чуть наморщила брови:
— Все твари мои дети, — промолвила она, — и я одинаково о них забочусь — и одинаково их истребляю. — Но добро… разум… справедливость… — пролепетал я снова. — Это человеческие слова, — раздался железный голос. — Я не ведаю ни добра, ни зла… Разум мне не закон — и что такое справедливость? Я тебе дала жизнь — я ее отниму и дам другим, червям или людям… мне всё равно… А ты пока защищайся — и не мешай мне!
Он жил в высотке на последнем этаже,
Он мне плеснул глоток шампанского в фужер.
Анализ стихотворения «Природа»
Отдельные исследователи считают, что тургеневская «Природа» – это одно из лучших произведений поэта в его творческой жизни. Так или нет, будет сегодня разбираться.
История создания
Изначально стихотворение «Природа» носило название «Сон», и было им написано в 1879 году. Однако по определенным обстоятельствам, автору пришлось несколько изменить концепцию будущего произведения и название, под которым оно уйдет в печать.
Примечательно, что «Природа» была включена в первые 50 произведений, отпечатанных в журнале «Вестник Европы» (1882 год). Не секрет, что Тургенева посетила мысль о равнодушии природы по отношению к человеку не первым.
Подобную идею ранее высказывал Пушкин, а также Джакомо Леопарди, и французская писательница Луиза Аккерман. Однако произведение Тургенева отличает внимание к деталям и все же свежий взгляд на проблематику. Поговорим об этом подробнее.
Краткий анализ темы произведения
Главная тема произведения – это равнодушие природы по отношению к человеку. Тургенев высказывает мысль, что человеческий вид вовсе не «царь горы», и не любимое дитя матушки, которая нас вскормила и дала все необходимое для жизни.
Автор пытается донести читателю, что человек самостоятельно превозносит себя над другими видами на планете, и верит, что может подчинить себе природу.
Однако для нее весь род людской не более чем блошиная семья, которая пока не создается неудобства.
Тургенев уверен, что природе неведомы человеческие чувства, например, добро или зло, справедливость и гнев – она беспристрастна.
Также автор выражает мысль, что природа действует не по законам человеческого общества, и надеяться на это глупо. Отсюда вытекает главная проблема – гордыня человека.
Мы считаем, что сильнее, лучше и выше нас нет никого. В своей гордыне мы верим, что можем победить саму природу, и подчинить ее своей воле. Но на деле это далеко не так. Сам Тургенев говорит, что жизнь человека на Земле – это не воля Природы, и не ее прихоть, а следствие безразличного отношения к происходящему.
Образы и символы
Центральный образ произведения – это Природа в виде женщины, облаченной в волнистую зеленую одежду.
Автор не говорит, какого она роста или телосложения, но при этом подчеркивает, что у нее царственная и величественная осанка. Зеленый свет убранства символизирует жизнь и ее круговорот.
Тургенев продолжает описание голоса женщины. Автор говорит, что он зычный. В другой части произведения он «подобен лязгу железа». Этим метафоризмом поэт подчеркивает холодность, жестокость, мощь и силу природы.
Образ «подземной храмины» или пещеры – это архетип, обозначающий лоно Природы, откуда вышли все живые существа на Земле.
Примечательно, что лирический персонаж произведения «Природа» сразу понимает, кто перед ним находится. В душу ему вселяется благоговейный страх, восхищение и почтение. Это приводит к тому, что герой кланяется величественной женщине, а та принимает этот знак, как должное.
Композиция
Необычность сюжета этого стихотворения подчеркивается мотивом сна. В начале повествования Тургенев пишет «мне снилось», а завершает произведение строкой «и я проснулся».
Стихотворение состоит из трех вопросов лирического героя, и трех ответов Природы в образе величественной женщины.
Финал у стихотворения открытый, так как внешние обстоятельства не дают персонажу чем-то возразить. Более того, Природа сама не очень хочет прислушиваться к человеку. Все, чем она удостаивает лирического героя – это рассказ о ее планах и воле, видении будущего.
Жанр, направление и размер
Жанр произведения – это стихотворение в прозе. Однако исследователи отмечают, что в «Природе» явно просматриваются характерные черты элегии.
Направление у произведения философское, так как автор задается вопросами места человека в жизни, его значение для планеты, и Природы в частности.
Средства выразительности
Тургенев использовал средства выразительности, чтобы придать мотивам сна большую загадочность.
Например, эпитеты (общая мать, грозные глаза), метафоры (раздался железный голос). Также поэт использовал олицетворение, чтобы придать образу Природы более понятный для понимания вид прекрасной, но гордой и высокомерной женщины.
Вывод при анализе стихотворения
Тургеневская «Природа» – это философское произведение, в котором Тургенев решил показать образ холодной, властной и беспристрастной природы.
Отношение между лирическим героем и образом женщины в зеленом убранстве – это архетип обращения человека к древнегреческому божеству.
Мы понимаем, что для высшего существа деятельность человека не интересна, и не вызывает никаких эмоций. Поэтому Тургенев хочет донести до читателей, что гордыня ни к чему хорошему не приведет, ведь мы далеко не самые главные на планете Земля.
Источник
«Природа» анализ стихотворения в прозе Тургенева
Стихотворение в прозе «Природа» вошло в первые 50 стихотворений, напечатанных в «Вестнике Европы» в 1882 г. Оно написано между 1879 и 1881 гг. Первоначально стихотворение имело подзаголовок «Сон».
Идея равнодушной природы посещала Тургенева задолго до написания стихотворения в прозе. Такие мысли он высказывал в 1849 г. в письме к Полине Виардо, в 1857 г. в «Поездке в Полесье». На Тургенева могло повлиять стихотворение Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных», где равнодушная природа сияет вечною красой, или
прозаический диалог итальянского поэта Джакомо Леопарди «Исландец и природа», в котором путешественник разговаривает с олицетворением Природы — гигантской женщиной. Подобный образ есть у французской поэтессы Луизы Аккерман в стихотворениях «Человек к природе» и «Природа к человеку» .
Литературное направление и жанр
Тургенев — основоположник особого жанра «Стихотворений в прозе», которые обращаются к лучшим чувствам читателей. Сами стихотворения разнородны. «Природа» напоминает философское рассуждение о жизни и смерти, близка к стихотворной элегии.
происходят фантастические события: человек получает возможность задать вопросы самой Природе. Реалист Тургенев объясняет этот фантастический элемент сновидением.
Тема, основная мысль и композиция
Тема стихотворения — природа равнодушна к человеку, он вовсе не ее царь, не любимое ее дитя.
Основная мысль: человек превозносится над другими творениями Природы, но он в ее глазах не лучше блохи. Добро, зло, разум и справедливость неизвестны Природе. В природе и в человеческом обществе действуют разные законы.
Стихотворение начинается словами «мне снилось» и заканчивается «и я проснулся». Мотив сна оправдывает необычность сюжета.
Диалог Природы с лирическим героем-рассказчиком состоит из трех его вопросов и трех ответов Природы. Тургенев не пытается привести собеседников к согласию. Финал стихотворения открытый: даже обстоятельства препятствуют возражению героя.
Природа не желает прислушиваться к человеку. Она снисходит только до того, чтобы поведать ему свою волю.
Тропы и образы
То, что видит лирический герой во сне, восходит к архетипам. Подземная храмина, или пещера, обозначает само лоно Природы, из которого вышли все существа. Природа выглядит как величавая женщина в волнистой зеленой одежде. Тургенев не указывает на то, что она гигантская или даже высокая, но у женщины царственная осанка.
Зеленый цвет и волна как символ вечного движения — приметы жизни как таковой.
Глаза у женщины темные и грозные , а зычный голос подобен лязгу железа . В другом месте Тургенев превращает сравнение в метафорический эпитет и называет голос железным. Такая необычная характеристика голоса указывает на внутренние качества Природы — холодность, равнодушие, жестокость, силу и мощь.
Лирический герой сразу понимает, кто эта женщина. Его чувства к Природе — благоговейный страх, который внедряется в его душу холодом , и почтение. Герой кланяется, а Природа принимает этот жест как должное.
Герой называет природу нашей общей матерью, но уже из следующей его реплики становится понятно, что на самом деле человек не считает свою судьбу равной судьбе блохи. Для ее самохарактеристики Тургенев использует глаголы-антонимы: одинаково забочусь — одинаково истребляю, дам жизнь — отниму жизнь.
Основное качество Природы в стихотворении — равнодушие: «Не ведаю ни добра, ни зла», «не мешай мне». Отношения лирического героя и Природы похожи на отношения между людьми и древнегреческими богами. Те тоже свысока взирали на судьбы человечества, были несправедливыми, не подчинялись законам разума, вмешиваясь в дела людей, но не помогая им «дойти до возможного совершенства и счастья».
Источник
Анализ стихотворения «Природа» Тургенева.
У Ивана Сергеевича Тургенева много стихотворений. Одним из лучших является «Природа», написанное в 1879 году, как считают некоторые исследователи.
История создания
Изначально «Природа» имела название «Сон», но Тургенев изменил его в силу определенных обстоятельств. Иван Сергеевич был одним из тех авторов, которые всегда ориентировались на создание интересных образов. Только вот нетривиальный взгляд на природу выделяет творчество Ивана Сергеевича среди других поэтов. По крайней мере речь касается «Природы» – стихотворения, которое рассмотрено в рамках обзора.
Читайте по теме:
Тема
Равнодушие природы к мучениям человека – тема стихотворения. Тургенев искал ответы, пытался понять истину.
Композиция
В стихотворении ведущим тропом выступает диалог. Он состоялся между самим автором и природой. К консенсусу невозможно прийти, но всё же герой пытается понять суть природы.
Жанр
Стихотворение в прозе – жанр «Природы». Однако отчётливо слышатся мотивы элегии. И этот момент является важным для людей, желающих погрузиться с атмосферу тургеневского мира.
Читайте по теме:
Средства выразительности
В произведении интересно звучат тропы. Их достаточно много. Каждый стоит на своём месте.
Эпитеты
В тургеневском стихотворении есть эпитеты. Вот некоторые из них: с высокими сводами, общая мать, грозные глаза.
Олицетворение
В стихотворении нет олицетворений. Однако присутствует аллегория. Природа изображена в виде женщины, с которой разговаривает лирический герой. Он пытается найти истину, но женщина строга.
Метафоры
В глубокую думу, раздался железный голос – метафоры.
Источник