Тургенев стихотворение природа анализ стихотворения

Анализ стихотворения в прозе Тургенева «Природа»

Стихотворение в прозе «Природа» И.С. Тургенев написал в августе 1879 г. Сначала оно имело подзаголовок «Сон». Мотив равнодушия природы для Ивана Сергеевича не новый. Его видим в письме к Полине Виардо, написанном в 1849 г. и «Поездке в Полесье», датируемой 1857 г. Подтолкнуть писателя к подобным мыслям могли произведения отечественных и зарубежных коллег по перу.

Стихотворение представляет философскую лирику, так как в нем изложены размышления о взаимоотношениях человека и природы. Жанр «Природы»

И.С. Тургенева определяют как стихотворение в прозе, потому что на первый план в нем выступают эмоции лирического героя, его переживания, которые выливаются в диалоге с природой.

В начале стихотворения узнаем, что событие происходит во сне. Лирический герой заходит в «подземную храмину с высокими сводами», где видит женщину в пышном зеленом одеянии. Дом природы представлен оригинально, И. С. Тургенев как бы намекает, что она скрыта от человеческих глаз, так как живет под землей.

Природа погружена «в глубокую думу». Лирический герой признается, что чувствует пред ней «благоговейный страх». Но ему удалось побороть его и обратиться к женщине с приветствием: «О наша общая мать!» Мужчина говорит не только от имени людей, но от имени всего, что создано Природой. Лирическому герою интересно, о чем думает женщина, не размышляет ли она о «судьбах человечества».

Ответ Природы И.С. Тургенев сопровождает портретной зарисовкой: «Женщина медленно обратила на меня свои темные, грозные глаза». Это описание помогает читателю ярче представить происходящее. Природа говорит, что думает, как сделать блоху выносливее. Этим ответом Иван Сергеевич показывает, что перед Природой все равны: и люди, и блохи. Далее он развивает эту истину.

Входе беседы человека и Природы оказывается, что для последней неведомы добро, разум, справедливость. Эти понятия придумали люди. Природа лишь дает и отнимает жизни, даже не обращая внимания кому. Человеку же она приказывает: «А ты пока защищайся — и не мешай мне!» Возразить лирический не успевает, так как просыпается.

Анализируемое стихотворение в прозе условно делится на смысловые части: рассказ о храмине и описание её хозяйки; диалог человека и Природы; пробуждение лирического героя. В диалоге героев произведения последовательно поднимаются проблемы человеческой судьбы; равенства всего живого перед природой; добра, разума и справедливости.

Создать образ природы, раскрыть тему и реализовать идею автору стихотворения в прозе «Природа» помогают художественные средства. В тексте много эпитетов: «огромная храмина», «подземный, ровный свет», «волнистая одежда». Метафоры делают образы оригинальными, выразительными: «глубокая дума», «холодом внедрился в мою душу благоговейный страх», «я тебе дала жизнь», «железный голос», «земля … застонала». Также в стихотворении есть антитеза: «я одинаково о них забочусь – и одинаково истребляю».

Читайте также:  Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды курганской области инн

Источник

«Природа» анализ стихотворения в прозе Тургенева

Стихотворение в прозе «Природа» вошло в первые 50 стихотворений, напечатанных в «Вестнике Европы» в 1882 г. Оно написано между 1879 и 1881 гг. Первоначально стихотворение имело подзаголовок «Сон».

Идея равнодушной природы посещала Тургенева задолго до написания стихотворения в прозе. Такие мысли он высказывал в 1849 г. в письме к Полине Виардо, в 1857 г. в «Поездке в Полесье». На Тургенева могло повлиять стихотворение Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных», где равнодушная природа сияет вечною красой, или

прозаический диалог итальянского поэта Джакомо Леопарди «Исландец и природа», в котором путешественник разговаривает с олицетворением Природы — гигантской женщиной. Подобный образ есть у французской поэтессы Луизы Аккерман в стихотворениях «Человек к природе» и «Природа к человеку» .

Литературное направление и жанр

Тургенев — основоположник особого жанра «Стихотворений в прозе», которые обращаются к лучшим чувствам читателей. Сами стихотворения разнородны. «Природа» напоминает философское рассуждение о жизни и смерти, близка к стихотворной элегии.

происходят фантастические события: человек получает возможность задать вопросы самой Природе. Реалист Тургенев объясняет этот фантастический элемент сновидением.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения — природа равнодушна к человеку, он вовсе не ее царь, не любимое ее дитя.

Основная мысль: человек превозносится над другими творениями Природы, но он в ее глазах не лучше блохи. Добро, зло, разум и справедливость неизвестны Природе. В природе и в человеческом обществе действуют разные законы.

Стихотворение начинается словами «мне снилось» и заканчивается «и я проснулся». Мотив сна оправдывает необычность сюжета.

Диалог Природы с лирическим героем-рассказчиком состоит из трех его вопросов и трех ответов Природы. Тургенев не пытается привести собеседников к согласию. Финал стихотворения открытый: даже обстоятельства препятствуют возражению героя.

Природа не желает прислушиваться к человеку. Она снисходит только до того, чтобы поведать ему свою волю.

Тропы и образы

То, что видит лирический герой во сне, восходит к архетипам. Подземная храмина, или пещера, обозначает само лоно Природы, из которого вышли все существа. Природа выглядит как величавая женщина в волнистой зеленой одежде. Тургенев не указывает на то, что она гигантская или даже высокая, но у женщины царственная осанка.

Зеленый цвет и волна как символ вечного движения — приметы жизни как таковой.

Глаза у женщины темные и грозные , а зычный голос подобен лязгу железа . В другом месте Тургенев превращает сравнение в метафорический эпитет и называет голос железным. Такая необычная характеристика голоса указывает на внутренние качества Природы — холодность, равнодушие, жестокость, силу и мощь.

Лирический герой сразу понимает, кто эта женщина. Его чувства к Природе — благоговейный страх, который внедряется в его душу холодом , и почтение. Герой кланяется, а Природа принимает этот жест как должное.

Герой называет природу нашей общей матерью, но уже из следующей его реплики становится понятно, что на самом деле человек не считает свою судьбу равной судьбе блохи. Для ее самохарактеристики Тургенев использует глаголы-антонимы: одинаково забочусь — одинаково истребляю, дам жизнь — отниму жизнь.

Читайте также:  Назвать природные зоны горных областей

Основное качество Природы в стихотворении — равнодушие: «Не ведаю ни добра, ни зла», «не мешай мне». Отношения лирического героя и Природы похожи на отношения между людьми и древнегреческими богами. Те тоже свысока взирали на судьбы человечества, были несправедливыми, не подчинялись законам разума, вмешиваясь в дела людей, но не помогая им «дойти до возможного совершенства и счастья».

Источник

«Природа», анализ стихотворения в прозе Тургенева

Стихотворение в прозе «Природа» вошло в первые 50 стихотворений, напечатанных в «Вестнике Европы» в 1882 г. Оно написано между 1879 и 1881 гг. Первоначально стихотворение имело подзаголовок «Сон».

Идея равнодушной природы посещала Тургенева задолго до написания стихотворения в прозе. Такие мысли он высказывал в 1849 г. в письме к Полине Виардо, в 1857 г. в «Поездке в Полесье». На Тургенева могло повлиять стихотворение Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных», где равнодушная природа сияет вечною красой, или прозаический диалог итальянского поэта Джакомо Леопарди «Исландец и природа», в котором путешественник разговаривает с олицетворением Природы — гигантской женщиной. Подобный образ есть у французской поэтессы Луизы Аккерман в стихотворениях «Человек к природе» и «Природа к человеку» (1867 и 1871 гг.).

Литературное направление и жанр

Тургенев – основоположник особого жанра «Стихотворений в прозе», которые обращаются к лучшим чувствам читателей. Сами стихотворения разнородны. «Природа» напоминает философское рассуждение о жизни и смерти, близка к стихотворной элегии.

В стихотворении «Природа» происходят фантастические события: человек получает возможность задать вопросы самой Природе. Реалист Тургенев объясняет этот фантастический элемент сновидением.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – природа равнодушна к человеку, он вовсе не её царь, не любимое её дитя.

Основная мысль: человек превозносится над другими творениями Природы, но он в её глазах не лучше блохи. Добро, зло, разум и справедливость неизвестны Природе. В природе и в человеческом обществе действуют разные законы.

Стихотворение начинается словами «мне снилось» и заканчивается «и я проснулся». Мотив сна оправдывает необычность сюжета.

Диалог Природы с лирическим героем-рассказчиком состоит из трёх его вопросов и трёх ответов Природы. Тургенев не пытается привести собеседников к согласию. Финал стихотворения открытый: даже обстоятельства препятствуют возражению героя. Природа не желает прислушиваться к человеку. Она снисходит только до того, чтобы поведать ему свою волю.

Тропы и образы

То, что видит лирический герой во сне, восходит к архетипам. Подземная храмина, или пещера, обозначает само лоно Природы, из которого вышли все существа. Природа выглядит как величавая женщина в волнистой зелёной одежде. Тургенев не указывает на то, что она гигантская или даже высокая, но у женщины царственная осанка. Зелёный цвет и волна как символ вечного движения – приметы жизни как таковой.

Глаза у женщины тёмные и грозные (эпитет), а зычный голос подобен лязгу железа (сравнение). В другом месте Тургенев превращает сравнение в метафорический эпитет и называет голос железным. Такая необычная характеристика голоса указывает на внутренние качества Природы – холодность, равнодушие, жестокость, силу и мощь.

Читайте также:  Природа приморского побережья диктант

Лирический герой сразу понимает, кто эта женщина. Его чувства к Природе – благоговейный страх, который внедряется в его душу холодом (метафора), и почтение. Герой кланяется, а Природа принимает этот жест как должное.

Герой называет природу нашей общей матерью, но уже из следующей его реплики становится понятно, что на самом деле человек не считает свою судьбу равной судьбе блохи. Для её самохарактеристики Тургенев использует глаголы-антонимы: одинаково забочусь – одинаково истребляю, дам жизнь – отниму жизнь.

Основное качество Природы в стихотворении – равнодушие: «Не ведаю ни добра, ни зла», «не мешай мне». Отношения лирического героя и Природы похожи на отношения между людьми и древнегреческими богами. Те тоже свысока взирали на судьбы человечества, были несправедливыми, не подчинялись законам разума, вмешиваясь в дела людей, но не помогая им «дойти до возможного совершенства и счастья».

  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Первая любовь», краткое содержание по главам повести Тургенева
  • «Дворянское гнездо», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Бежин луг», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Рудин», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Первая любовь», анализ повести Тургенева
  • «Накануне», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Муму», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Бежин луг», краткое содержание рассказа Тургенева
  • «Рудин», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Живые мощи», анализ рассказа Тургенева
  • «Дворянское гнездо», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Малиновая вода», анализ рассказа Тургенева
  • «Щи», анализ стихотворения в прозе Тургенева

Источник

Анализ стихотворения «Природа» Тургенева.

У Ивана Сергеевича Тургенева много стихотворений. Одним из лучших является «Природа», написанное в 1879 году, как считают некоторые исследователи.

История создания

Изначально «Природа» имела название «Сон», но Тургенев изменил его в силу определенных обстоятельств. Иван Сергеевич был одним из тех авторов, которые всегда ориентировались на создание интересных образов. Только вот нетривиальный взгляд на природу выделяет творчество Ивана Сергеевича среди других поэтов. По крайней мере речь касается «Природы» – стихотворения, которое рассмотрено в рамках обзора.

Читайте по теме:

Тема

Равнодушие природы к мучениям человека – тема стихотворения. Тургенев искал ответы, пытался понять истину.

Композиция

В стихотворении ведущим тропом выступает диалог. Он состоялся между самим автором и природой. К консенсусу невозможно прийти, но всё же герой пытается понять суть природы.

Жанр

Стихотворение в прозе – жанр «Природы». Однако отчётливо слышатся мотивы элегии. И этот момент является важным для людей, желающих погрузиться с атмосферу тургеневского мира.

Читайте по теме:

Средства выразительности

В произведении интересно звучат тропы. Их достаточно много. Каждый стоит на своём месте.

Эпитеты

В тургеневском стихотворении есть эпитеты. Вот некоторые из них: с высокими сводами, общая мать, грозные глаза.

Олицетворение

В стихотворении нет олицетворений. Однако присутствует аллегория. Природа изображена в виде женщины, с которой разговаривает лирический герой. Он пытается найти истину, но женщина строга.

Метафоры

В глубокую думу, раздался железный голос – метафоры.

Источник

Оцените статью