КВН Турнир знатоков природы
Цель турнира: привитие любви к природе, воспитание бережного отношения к природе, развитие коллективных навыков в игре, развитие творческих способностей учащихся в процессе игры, развитие воображения, кругозора, воспитание доброжелательности друг к другу.
Форма турнира: игра КВН.
Оформление класса : рисунки учащихся с изображением птиц, растений, животных, пейзажа леса; картинки — подсказки «Животные леса»; кроссворд «Птичьи разговоры»; Красная книга.
Учитель: Лес — это сказочный мир доброго царя Берендея. Присмотритесь и прислушайтесь. он полон загадок и тайн. В лесу нашли приют звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нем разнообразных ягод и грибов! Крупные и мелкие цветы смотрят на нас из травы. Они приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух. Чтобы понять, как живет лес, нужно разбираться в многообразии растительного мира, хорошо знать повадки его обитателей. Вижу вам не терпится поделиться своими знаниями о лесе. Хорошо, проведем турнир знатоков природы. В нем будут участвовать две команды.
(Команды создаются при подготовке к турниру. Игроки придумывают заранее название, эмблему своей команды. Коллективная работа перед соревнованиями очень важна: дети почувствуют поддержку друг друга.)
А болельщики будут помогать своим командам отвечать на наши вопросы. Следить за ходом поединка мы попросили многоуважаемое жюри. (Представляет жюри.) Итак, начинаем.
Знакомство с командами.
Игроки демонстрируют эмблемы, название своих команд, а также объясняют свой выбор. Конкурс оценивается по 3-балльной системе. Жюри объявляет оценки. Учитель приглашает к следующему конкурсу.
- 1.Какую птицу называют лесным барабанщиком? (Дятла)
- 2.Какие грибы растут на пнях? (Опята)
- 3.Что ест зимой жаба? (Ничего, она спит)
- 4.Кто трижды поменяет свое обличье, прежде чем стать взрослым? (Насекомое: из яйца гусеница, куколка, бабочка)
- 5.Куда зайцу бежать удобнее: с горы или в гору? (В гору: у него задние ноги длиннее)
- 6.Какой лесной обитатель сушит на деревьях грибы? (Белка)
«О страшных, храбрых и не очень».
(Ответы оцениваются по пятибалльной системе)
- а) «Гнездо, которое строит зверек, называется гайно. Сначала зверек сплетает из толстых веток и прутьев основание гнезда, затем делает стены, а сверху — крышу. Дома у зверька тепло и чисто. Внутри свое жилище хозяйка выстилает мхом-лишайником, сухими травинками, листьями и шерстью. В таком гнезде обычно один или два входа, которые в сильные морозы хозяйка затыкает легким лишайником».
Если дети берут подсказку, то из баллов, полученных за ответ, вычитают один балл. Подсказка: зимой этот зверек серый, летом — рыжий. На кончиках ушей — длинные кисточки, пушистый хвост красиво выгнут за спиной. Ответ: белка.
- б) Французский натуралист Жорж Луи Бюффон так охарактеризовал этих животных: «Мерзкий лик, дикий вид, устрашающий голос, невыносимый запах, коварный нрав».
Подсказка: этих зверей называют санитарами леса. Ответ: волки.
- в) «Это удивительный зверек. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное — зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест он очень много. Обычно за ночь съедает столько, сколько весит сам. Ест все: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей».
Подсказка: он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них. Ответ: еж.
- г) «У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень быстро и легко — так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами».
Подсказка: его считают большим трусишкой. Ответ: заяц.
- д) «Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, у него острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название «фокстрот» (англ. foxtrot букв. лисий шаг). Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда и животными: ежами, зайцами».
Подсказка: убегать от преследователей помогает рыжий, пушистый хвост (заметает следы). Ответ: лиса.
- е) «Этот зверь очень подвижный и ловкий: может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья и плавать. В гору бежит быстрее, чем по равнине. По лесу шагает осторожно, старается не шуметь, ноги ставит немного вовнутрь».
Подсказка: его считают неуклюжим сладкоежкой. Ответ: медведь.
(Пятибалльная система оценок)
Учитель: Медведь в берлоге зимой сосет лапу?
Ответ: Нет. Зимой у медведей на подошве отслаивается старая кожа. Молодая нежная кожица зудит и мерзнет. Вот Мишка и облизывает подошвы горячим языком.
Учитель: Кабаны очень любят принимать ванну?
Ответ: Да. Кабаны устраивают себе купальни в больших лужах, а также валяются в болотной грязи. Когда грязь на щетине подсыхает, они трутся боками о деревья. Корка грязи отлетает, а вместе с ней и различные насекомые и жучки, которые мешают животному.
Жюри подводит итоги, объявляет лидирующую команду.
(Этот конкурс оценивается по трехбалльной системе).
- 1.Бывают ли ядовитые бабочки? (Да, златогузка, пестрянка.)
- 2.Бывают ли зубастые бабочки? (Да, они так и называются — зубастые бабочки).
- 3.Чем пахнет капустница? (Геранью).
- 4.Чем пахнет брюквенница? (Лимоном).
- 5.Сбрасывают ли жуки — олени свои рога? (Нет, рога — это сильно увеличенные челюсти).
- 6.В «кодексе чести» этих насекомых сказано: «Потерявший в сражении ус немедленно покидает поле битвы». (Сверчки).
Кроссвордная сетка вывешена на доске. Учитель читает вслух вопросы и после ответов детей записывает в ячейки слова. Игроки какой команды первыми подняли руки, та команда и отвечает. Если ответ не верен, право хода переходит противнику. За каждый правильный ответ — один балл.
- 1.Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест).
- 2.Заметив врага, эта птица кричит, как дикая кошка. (Иволга).
- 3.Пение этой птицы слышно уже в марте. Чем выше она взлетает, тем звонче ее голос. (Жаворонок).
- 4.Свое название птица получила за громкий мелодичный посвист «спи — спи». (Синица).
- 5.Эту птицу иногда называют «пернатой кошкой». (Ворона).
Конкурс капитанов «Съедобное — несъедобное».
Учитель: Посмотрите на рисунки и выберите, какие из этих ягод съедобные, а какие несъедобные.
Ответ: съедобные: земляника, костяника, малина, ежевика; несъедобные: волчье лыко, вороний глаз.
Учитель: Выберите съедобные и несъедобные грибы: поганка, шампиньон, опенок, лисичка, сыроежка, рыжик, дунька.
Ответ: несъедобна поганка, остальные пригодны в пищу.
Жюри оценивает итоги конкурса капитанов.
Учитель: Лес человеку — самый щедрый друг. Он дает материал для постройки домов, доски для мебели, древесина служит сырьем для изготовления бумаги, из многих растений делают лекарства. Лес нас согревает, лечит, питает. А всегда ли человек платит за это добром? Нет. Чтобы лес долго жил и радовал нас своими дарами, надо его охранять. Для этого и была создана Красная книга. Так называются списки редких находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. Информацию для Красной книги начали собирать еще в 1949 году. Книга содержит документальные данные о биологии, распространении, причинах сокращения численности и исчезновения многих видов животных и растений.
Сейчас проверим, знаете ли вы, какие представители мира природы занесены в Красную книгу.
На доске слова: «Растения» и «Животные». Первая команда записывает названия растений, занесенных в Красную книгу, вторая — животных.
Ответ: Растения: подснежник, ландыш, купальница, сон — трава, ромашка, василек. Животные: барсук, белка, волк, бобер, еж, крот.
За каждое правильное слово ребята получают по 1 баллу. Жюри подсчитывает баллы.
Учитель: Пока жюри подводит итоги, предлагаю болельщикам отгадать загадки. А заработанные баллы вы отдадите команде, за которую «болеете».
Вопросы для зрителей:
Не всегда в лесу найдешь —
Пойдем гулять и встретим.
Зимою в платье летнем. (ель).
Какую траву и слепой знает? (крапива).
Из кустов на нас глядят.
Дети, птицы и медведи. (малина)
Ухватил за хвост, но — ах! —
Удрала, а хвост в руках. (ящерица).
И покраснела. . (божья коровка).
С цветочка — на травинку,
С листочка — на былинку,
Летает над дорожками. (кузнечик).
Белые пятна на шапочке красной, —
Он для людей чрезвычайно опасный,
Здесь ни к чему нам сомненья и спор-
Это же гриб, а точней . (мухомор).
Ты под листик загляни-ка,-
Да ведь это . (земляника).
На спинке у него иголки,
Он — добрый, даром что колючий.
Подумай, и ответ найдешь:
Колючий шарик — это . (еж).
Хоть она из породы кошачьих,
Но играть с нею надо иначе.
Ей не скажешь уже: «Киска брысь!»
Ведь она — своенравная . (рысь).
Питаются рябиной горькой,
А как красивы, посмотри! —
Все красногруды, словно зорьки!
Узнали птицу? (снегири).
Он гудит под стать гобою:
Вот он важно сел на хмель.
Догадался? Это . (шмель).
Быстрые, как стрелочки, —
Ну, конечно. (белочки).
У кого на ноге ухо? (у кузнечика).
Что такое «зеленые заячьи уши?» (ландыш).
Соком какого лекарственного растения сводят бородавки? (чистотела).
Подведение итогов турнира.
Ребят награждают по следующим номинациям: «О страшных,храбрых и не очень», «Кто летает, кто ползает», «Птичьи разговоры!, «Съедобное — несъедобное», «Красная книга», «Лучший болельщик».
Затем все исполняют песню «Лес», музыка О. Ананьевой, слова В. Гудимова.
Источник