Турнир знатоков знатоки родной природы

Турнир «Знатоки родной природы»

1. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края. Закрепить у детей знания о культуре поведения в природе и умение правильно оценивать поступки окружающих.

2. Уточнять представление детей о растительном и животном мире севера.

3. Развивать логическое мышление детей через решение проблемных ситуаций, загадки и вопросы. Поощрять независимую обоснованную позицию.

4. Продолжать учить детей работать сообща, дать возможность ощущения радости поиска наилучших решений.

1.Организационный момент

Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,
дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовётся этот дом.

Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы: на речке, в поле, в лесу и на полянке. Побываем в гостях у животных, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры.

Участвуют две команды «Юный эколог» и «Хозяева планеты»

I. Конкурс приветствий

Прошу капитанов представить свои команды.

Команда “Юный эколог”

Наш девиз – “Береги свою планету,

ведь другой на свете нету!”

Команда “Хозяева планеты”

Наш девиз – “Мы не хотим стоять в стороне,

Мы -за порядок на нашей земле!”

“Белобокая сорока, прилетела из далёка,
Не сказала, где была.
Но зато, она, ребятки, интересные загадки
На хвосте нам принесла”

Команда “Юный эколог”

1. На поляне возле ёлок дом построен из иголок.

За травой не виден он, а жильцов в нём миллион (муравейник)

2. Ягода, не сладость, зато глазу — радость.

И лесам – украшение, и снегирям – угощение (рябина)

3. Он в берете ярко-красном,

В чёрной курточке атласной.
Он на дереве сидит и стучит, стучит, стучит (дятел)

4. Он большой и неуклюжий, спит зимой, не любит стужи.
Он живёт в лесах, горах, на людей наводит страх.
Но уж мимо не пройдёт, если где увидит мёд (медведь)

Команда “Хозяева планеты”

1. За деревьями, кустами промелькнуло быстро пламя,

Промелькнуло, пробежало, нет ни дыма, ни пожара (лиса)

2. Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко, рога раскинув высоко (лось, олень)

3. У меня длинней иголки, чем у ёлки.

Очень прямо я росту в высоту,
Если я не на опушке – ветки только на макушке (сосна)

4. Красногрудый, черноклювый любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине, он появится опять (снегирь)

III конкурс Викторина «Узнай растение».

– Каждая команда внимательно слушает свой вопрос.

1. Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света.(Одуванчик).

2. Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?

3. Это самый первый цветок, появляющийся из под снега. (Подснежник).

4. Какое дерево дает сладкий сок? (Берёза)

5. У каких деревьев листья осенью красные? (Рябина).

Читайте также:  Природные ресурсы лесостепной зоны

6. Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осина).

7. Как называется растение которое жжётся? (Крапива)

8. На этом цветке любят гадать влюблённые. (Ромашка).

9. Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).

I v конкурс Игра «Четвёртый лишний»

Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?

1. Клён, рябина, ель, тюльпан.

2. Берёза, дуб, шиповник, тополь.

3. Яблоня, смородина, малина, рябина.

5. Сосна, тополь, рябина, ива.

7. Груша, слива, тополь, вишня.

8. Клубника, роза, ландыш, фиалка.

В это время игра со зрителями

Крыша – толстое стекло /лёд/

2. Он всё время занят делом,

Всё, что видит на пути /снег/

3. Он вошёл – никто не видел,

Он сказал – никто не слышал,

А на окнах вырос лес /мороз/

4. Что за зверь, скажите, братцы,

Может сам в себя забраться? /норка/

5. Белый на белом написал, где бегал.

Рыжая прочтёт – белого найдёт /заяц и лиса/

Строят дом из топора /бобры/

Носит фрак и ходит вскачь /кузнечик/

8. В зоопарке верь, не верь

v конкурс «Собери пословицу»

Участники команд получают конвертики с разрезанным на слова текстом пословицы. По сигналу ведущего они должны открыть конверт и составить пословицу.

1. Много снега, много хлеба.

2. Береги нос в большой мороз.

Игра со зрителями «Чёрный ящик»

Ведущий : В этом чёрном ящике находится существо, которое считает себя самым красивым на свете. Оно драчливо, очень крикливо, любит в земле копаться, обожает драться и как все воины носит шпоры. Герой многих народных сказок, где изображается хвастунишкой и трусишкой. (Петух- игрушка)

VI конкурс «Лесные правила»

Вы должны хором отвечать «да» и хлопать в ладоши.
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй.
Только чур не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь!
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай, (да)
И почаще вспоминай:
Мусор с травки убирать! (да)
Зря цветы не надо рвать! (да)
Из рогатки не стрелять, (да)
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, (да)
Топать, хлопать, палкой бить. (да)
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги.

VI I Блиц-турнир

За одну минуту нужно ответить на большее количество вопросов. На сколько вопросов ответите, столько и получите очков.

Команда “Юный эколог”

1. Почему снегирю дано такое имя? (прилетает с первым снегом)

2. Что теряет лось каждую зиму? (рога)

3. Каких зайцев называют листопадничками? (рождаются осенью)

4. Где раки зимуют? (под водой, под корягами)

5. У какого дерева ствол белый? (берёза)

6. Какая ягода бывает и красной, и белой, и чёрной? (смородина)

7. Кровожадный хищник наших лесов? (волк)

Команда “Хозяева планеты”

1. Для чего птице хвост? (руль, держатся на дереве)

2. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнёзда? (кукушка)

Читайте также:  Природные зоны характеристики каждой зоны

3. Кто бежит задними ногами вперёд? (заяц)

4. Последняя ягода наших лесов? (клюква)

5. Кто собирает грибы спиной? (ёж)

6. Самое крупное животное наших лесов? (лось)

7. Какие грибы растут под осинами? (подосиновики)

Конкурс «Правила друзей природы»

– Вспомните правила друзей природы ? (Называют правила по очереди)

Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.

– Вот и подошло к завершению наше путешествие в удивительный мир ПРИРОДЫ.

Слово для подведения итогов я предоставляю нашему жюри. (Награждение команд)

Источник

Викторина «Знатоки родной природы»
план-конспект

Цель: Создать условия для формирования у детей экологической культуры и уважительного отношения к миру природы. .Прививать ученикам бережное отношение к природе.

Предметные результаты: Активизировать знания в области живой и неживой природы. Привить интерес к изучению природы. Привлечь внимание к уникальности природы на нашей планете.

Познавательные: ориентироваться в системе знаний, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема), наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с выполняемой задачей, действовать с учетом выделенных воспитателем ориентиров.

Коммуникативные: доносить свою позицию до других, слушать и понимать речь других, вступать в беседу.

  1. Детская аудитория делится на команды (лучше, если это будут разновозрастные команды).
  2. Для каждой команды нужен судья, который будет выдавать фишки за правильный ответ и забирать, если команда ответила неправильно.
  3. Каждая команда выбирает капитана, который будет поднимать карточку с номером правильного ответа.
  4. Если во время игры у команды не осталось фишек для продолжения игры, можно взять у судьи кредит, который вычитается при подведении итогов игры.
  5. Во время игры может быть более 2 команд. В этом случае капитаны команд должны поднимать карточки с номерами правильных ответов одновременно по команде ведущего.
  6. Побеждает та команда, которая набрала большее количество фишек.

Правила игры: задачей команд является дать как можно больше правильных ответов на вопросы ведущего. Поднятие всех участников рук вверх, означает готовность команды ответить на вопрос. Чья команда быстрее подняла руки, та и отвечает. За правильный ответ судья дает команде фишку, за неправильный отнимает. Команда может воспользоваться кредитом (см. основные правила игры).

ходит шуба, да кафтан. (Баран)

А первый на селе работник. (лошадь)

Не сторож, а всех будит. (петух)

8. За ботву, как за веревку,

Остался стебелек (одуванчик)

Правила игры: В этом туре задачей команд является поднять карточку с ответом на вопрос ведущего. Если команда считает, что ответ на вопрос «верно», то капитан поднимает карточку с цифрой «1», если иначе, то карточку с цифрой «2». Первый, кто ответил правильно, получает фишку.

Ответ: неверно, т.к. передние лапы короткие, поэтому с горы он скатывается кубарем.

Ответ: верно. Летучая мышь, белка летяга.

Ответ: верно. Змея, протискиваясь между кореньями или деревьями, скидывает старую кожу. К этому моменту у нее появляется новая блестящая кожица.

Читайте также:  Природная зона почвы растительность таблица

Ответ: верно. Жир греет и питает спящего медведя.

5. Веришь ли ты,, что б ерёза, осина, лиственница, тополь, дуб – лиственные деревья.

Ответ: неверно , лиственница – хвойное дерево.

6. Веришь ли ты, что п ерелётные птицы на юге тоже строят гнёзда, как и на родине.

(1. Рябина; 2.Бор; 3.Черника; 4.Волк; 5. Сова; 6. Осина; 7.Крот.)

1. Какой самый быстрый зверь на свете?

Пояснение: скорость гепарда при беге достигает 110-120 км\ч, скорость леопарда – 58 км\ч, а максимальная скорость рыси – 40 км\ч.

2. Назовите самое умное морское животное.

Пояснение: дельфины не оставляют сородича в беде, помогая раненому плыть; спасают людей; хорошо ориентируются в темноте; с помощью эхо сигналов могут преодолевать препятствия и узнать о косяках рыб.

4. Какое из животных никогда не спит?

Пояснение : акула всегда охотится; лев спит 2 часа в сутки, травоядные пасутся 16-18 часов.

5. Какое дерево самое высокое в мире?

Пояснение: высота эвкалипта может достигать 100 м.

6. Какая птица летает быстрее всех?

Пояснение: стриж может развивать скорость 120 км\ч. А черный стриж развивает скорость до 150км\ч.

Правила игры : в этом туре принимают участие все команды. Задачей команд является, как можно больше дать правильных ответов на вопросы ведущего. Поднятие рук вверх членами команды – означает готовность ответить на вопрос. Ответом команды может стать «да» или «нет». Если команда дала правильный ответ, то получает фишку, если нет, судья забирает фишку. При недостатке фишек, команда может попросить у судьи кредит.

1. что есть хлебное дерево? (Да, оно растет в ИНДИИ. Плоды которого достигают 30 кг. Местные жители жарят из него лепешки и они напоминают вкус хлеба)

2. что есть молочное дерево? (Да, оно растет в Бразилии. Его называют дерево –корова. Надо подрезать кору и тотчас потечет белая жидкость в чашку.)

3. что есть конфетное дерево? (Да, оно растет в Индии и Китае. Подсушенные плоды из него вкусные и сладкие как конфеты)

4. что есть нефтяное дерево? (Да, оно растет на Филиппинах. Местные называют его ханга. Плоды дают масло , которое горит синим пламенем. )

5.что есть железное дерево? (Да, оно растет на Кавказе. Называется самшит. В тропиках его называют черным деревом. Древесина такая твердая, что топор отскакивает и нож не берет его. В воде оно тонет сразу как камень. Из некоторых пород вытачивают детали для машин)

6. что есть резиновое дерево? (Да, оно представляет собой растение семейства Молочайные( член отряда Гевея). Липкий сок из этого дерева, называемый латекс, является основой для резины.

7.есть ли кислотное дерево? (Нет, такого дерева не существует.)

В конце игры подводится итог, судья подсчитывает фишки, и ведущий оглашает результат.

  1. Энциклопедия для детей. т. 2- «Аванта+»; Москва,1997г.
  2. Баландин Б.Б. « 1001 вопрос для очень умных с подсказками для остальных»- «РИПОЛ классик» Москва, 2004г.
  3. URL:[http://www.polezno.k]

Источник

Оцените статью