Тютчев фет картины природы

Пейзаж в лирике А. Фета и Ф. Тютчева
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Цель урока — определить роль пейзажа в поэзии, увлечь учащихся творческой природой искусства. Урок помогает учащимся осознать важность красоты окружающей природы, ребята получают возможность взглянуть на окружающий мир по-новому.

Образовательная – обобщить и закрепить полученные знания о своеобразии пейзажной лирики Ф.И. Тютчева и А.А. Фета;

  • обобщить знания в области теории литературы;
  • учиться анализировать поэтическое произведение;
  • закреплять и развивать навык выразительного чтения и чтения наизусть поэтических текстов;

Развивающая – развивать навык учащихся находить художественные приёмы в поэтическом тексте;

  • развивать умение анализировать и делать выводы;
  • способствовать развитию ассоциативного и творческого мышления;
  • развивать навыки монологической речи.

Воспитательная – воспитывать любовь к родной природе, Родине, языку, поэзии, музыке, живописи.

Межпредметная связь на уроке литературы с ИЗО, музыкой. На уроке используется запись романса, портреты поэтов и репродукции картин Левитана (дети на уроке ИЗО изучали тему «Пейзаж в изобразительном искусстве»)

Использовался поисковый метод и метод коллективной работы.

Структура урока:
1. Организационный момент, постановка цели урока.

2. Проверка домашнего задания.
3. Творческое задание

4. Работа с предложенными текстами (групповая)
— актуализация литературоведческого материала;
— выполнение задания по подбору определений, эпитетов, сравнений, метафор;

— учимся анализировать стихотворение.

5. Рефлексия
6. Подведение итогов
7. Домашнее задание

Сейчас вы слышите стихотворение «Приметы» (запись включена), положенное на музыку, в исполнении Елены Геннадьевны Аверьяновой. Помолчим.. и подумаем, почему человека так тянет к природе? На этот вопрос мы ответим в конце урока, а сейчас будем говорить о поэтах, которых природа вдохновила на творчество: Федор Иванович Тютчев и Афанасий Афанасьевич Фет (портреты)

Вспомним факты биографии поэтов (дети подготовили задание дома). Слушаем детей.

Материал для дополнения, если возникнет необходимость .

Родился в родовитой дворянской семье в селе Овстуг Орловской губернии

В 1810 году семья переехала в Москву, они наняли воспитателя – поэта и переводчика С. Е. Раича. Учитель привил мальчику страсть к литературе и поэзии, и уже в 12 лет старательный ученик переводил Горация.

1822, июль – поэт уезжает в Мюнхен, где живет следующие 22 года. В Баварии он активно занимается переводами произведений таких писателей, как Гейне и Шиллер.

Читайте также:  Номер телефона министерства природных ресурсов оренбургской области

Отец отличался хлебосольством, радушием и гостеприимством; мать Екатерина Львовна происходила из семейства Толстых и была женщиной умной и впечатлительной.

«Неохотно и несмело», «С поляны коршун поднялся», «Листья».

Родился поэт 23 ноября (5 декабря по новому стилю) 1820 года в с. Новосёлки Мценского уезда Орловской губернии.

Будучи сыном Шарлотты-Елизаветы Беккер, уехавшей из Германии в 1820 году, был усыновлен дворянином Шеншиным. Через 14 лет в биографии поэта произошло неприятное событие: обнаружилась ошибка в записи о рождении, что лишило его титула.

В 1837 году окончил частный пансион Крюммера в городе Верро (сейчас Эстония). В 1838 году поступил в Московский университет на философский факультет, продолжая увлекаться литературой.

В 1857 году поэт женится на Марии Боткиной. Уйдя в отставку в 1858 году, так и не добившись возвращения титула, приобретает землю, посвящает себя ведению хозяйства. Строит мельницу, конюшню, занимается фермерством.

Поэт пережил трагическую любовь к Марии Лазич – поклоннице его творчества. Эта девушка была образованной и очень талантливой. Их чувства были взаимны, но паре не удалось связать свои судьбы. Мария погибла, а поэт всю жизнь помнил свою несчастную любовь, которая повлияла на его творчество. Именно ей он посвятил поэму «Талисман», стихотворения «Старые письма», «Ты отстрадала, я ещё страдаю…», «Нет, я не изменил. До старости глубокой…» и другие стихотворения.

1840 г. — выпускает первый поэтический сборник «Лирический пантеон», становится самым активным автором журнала «Отечественные записки» (за один год напечатано 80 стихотворений) — «Ель рукавом мне тропинку завесила», «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…»

А что общего у двух поэтов?

( жили и творили в 19 веке, оба были родом из Орловской губернии, писали о природе. Их называют « певцами русской природы»)

Родная природа всегда вдохновляла поэтов. Неяркий русский пейзаж преображается под их пером и, являясь, всякий раз по-новому, волнует и удивляет нас. Но только ли о природе говорят их стихи, может быть через описание пейзажа, леса, луга поэт передает настроение, чувства, мысли человека?

Всегда ли мы осознаем, как тесно связаны с природой, как зависим от нее? Природа дает нам не только материальные блага (средства труда, продукты питания, здоровье), но и обогащает нас духовно, щедро делится с нами. Чем, как вы думаете? (доставляет своей красотой радость и является источником творческого вдохновения.)

Читайте также:  Лак эми сила природы

Работаем в группах. Задания написаны на карточках заранее. Время выполнения – 5 минут. Разрешается пользоваться своим словарем литературоведческих терминов (дети ведут его с 5 класса)

1.О чем это стихотворение? Какие картины природы нарисованы автором?

— Найдите все глаголы из стихотворения «Листья» Тютчева Ф.И.

— Какую роль играют глаголы в этом стихотворении?

— Какими красками и звуками оно наполнено?

-Выпишите эпитеты, сравнения. Дайте определение эпитету и сравнению. ( Эпитет — это художественное определение, образно и эмоционально характеризующее описываемое явление, человека, предмет, события.)

1.О чем это стихотворение? Какие картины природы нарисованы автором?

— Какова система образов стихотворения?

— Найдите в стихотворении «Неохотно и несмело…» олицетворения. ( Олицетворением называют литературный прием, который заключается в придании неживым предметам живых черт )

-Дайте определение олицетворения.

— Найдите эпитеты в стихотворении «Неохотно и несмело».

1.О чем это стихотворение? Какие картины природы нарисованы автором?

— Найдите в стихотворении «Ещё майская ночь» метафоры. Дайте определение. (Метафора – это художественный прием, который основан на перенесении названия одного предмета или явления на другой)

— Какими красками и звуками наполнено это стихотворение?

-Что особенно в синтаксисе данного стихотворения?

1.О чем это стихотворение? Какие картины природы нарисованы автором?

— Определите тему и идею стихотворения «Учись у них – у дуба, у берёзы…» (Тема – это о чём текст; идея – для чего он создан)

— Какими красками и звуками наполнено это стихотворение?

— Выпишите метафоры, эпитеты, олицетворения
Выступления групп

Обобщения. Сходные черты в лирике Тютчева и Фета.

Слушаем и обсуждаем ответы, делаем выводы.

Поэзия, музыка, живопись, фотография создают НАСТРОЕНИЕ, особое состояние души. Стихотворения Афанасия Фета удивительно музыкальны и мелодичны. Вероятно, поэтому к поэзии Фета обращались многие композиторы. Вспомните стихотворение в исполнении Е. Аверьяновой и попробуйте ответить на вопрос, который мы обозначили в самом начале урока: почему человека так тянет к природе?

— Природа манит. Природа дает силы, мы там заряжаемся и отдыхаем от суеты жизни, которая только забирает и ничего не дает в ответ. Мы постоянно взаимодействуем с миром, с природой. Природа создала для нас этот удивительный мир, чтобы мы были здоровы и счастливы.

Читайте также:  Кукла монстер хай природа

— Какое у вас сейчас настроение? Что на него повлияло?

Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся на уроке.

— Что было интересным для вас на уроке?

— Какие стихотворения вам особенно понравились? Почему?

— Какие навыки чтения поэзии вы приобрели на уроке?

Домашнее задание . Напишите дома отзыв об одном наиболее понравившемся вам стихотворении или нарисуйте иллюстрацию

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 9 класс, тема «Особенности лирики А.Фета и Ф. Тютчева»

Презентация содержит материал, который поможет учащимся выяснить особенности поэзии Фета и Тютчева.

Тема природы в лирике поэтов-орловцев (Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Апухтина).

Урок по теме «Тема природа в лирике поэтов-орловцев (Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Апухтина)» не только познакомит учащихся с фактами биографии и лирикой Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, с творчеством ко.

Внеклассное чтение. Урок-концерт Поэзия природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова

Внеклассное чтение. Урок-концертПоэзия природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова разработка урока-концерта для 8 класса.

Литературная гостиная по творчеству А.Фета и Ф.Тютчева » Единство духа, любви и боли»

Материал, представленный в методической разработке в форме литературной гостиной, позволит учащимся полнее узнать не только интересные факты биографии поэтов, но и рассмотреть особенность в изображени.

Разработка урока или внеклассного мероприятия «Любовь в творчестве А.Фета и Ф. Тютчева

В помощь учителям-словесникам для проведения урока или внеклассного мероприятия по теме «Любовь в творчестве А.А.Фета и Ф. И. Тютчева.

Урок литературы в 10 классе «Фет и Тютчев» (по творчеству А.А. Фета, Ф.И.Тютчева)

ЦЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ:Дидактические:Обучение различным приемам анализа поэтического текста;Подготовка к сочинению – анализу стихотворений;Развивающие:Развитие образного мышления;Развитие умений ан.

Урок литературы в 10-м классе Тема: Познание родины в лирике А.Фета и Ф.Тютчева

Задачи:Проанализировать основные программные стихотворения Тютчева и Фета;Повторить основные приемы выразительности;Продолжить работу по формированию навыка выразительного чтения.

Источник

Оцените статью