- Уроки окружающего мира: что из предметов относится к неживой природе
- Описание понятия
- Признаки живого и неживого
- Полезное видео: чем живое отличается от неживого
- Примеры неживой природы
- Воздух и атмосфера
- Вода
- Почва и литосфера
- Солнце и другие космические тела
- Полезное видео: неживая природа
- Вывод
- Итоговое тестирование по предмету «Окружающий мир» тест по окружающему миру (2 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Укажи предмет неживой природы
Уроки окружающего мира: что из предметов относится к неживой природе
Природа – широкое понятие, включающее в себя неживые объекты естественного происхождения и многообразие живых организмов, окружающих человека. Растения, звери и птицы — это живая природа. Ее особенностью является отсутствие зависимости от цивилизации, способность к естественной регуляции и самовосстановлению. Можно встретить различные предметы неживой природы, не склонные к подвижности и значительным видоизменениям. Что относится к неживой природе, а что является живыми организмами — поговорим подробнее.
Описание понятия
Неживая природа – это группа предметов окружающего мира, не отвечающих признакам живого, не зависящих от деятельности и участия человека.
Признаки живого и неживого
Определение принадлежности предметов окружающего мира к той или иной группе позволяет лучше сформировать понимание взаимодействия биосферы с гидросферой, литосферой и атмосферой.
Примеры признаков различных тел неживой или живой природы для 3 класса:
Признак | Тела неживой природы | Тела живой природы |
Обмен веществ (дыхание, питание) | Неодушевленным предметам не свойственно изменение структуры и наличие обменных процессов. | Все одушевленные организмы имеют способность поглощать (в процессе питания или дыхания) из окружающей среды одни вещества и трансформировать их в другие в процессе внутреннего обмена. |
Размножение | Для неодушевленного не свойственно размножение, как часть жизненного цикла. Такие процессы, как круговорот воды, базируется на изменении агрегатного состояния, однако эти явления не связаны с появлением новых форм или смертью первоначальной субстанции. | Все живое способно воспроизводить другие организмы по своему подобию в процессе размножения (полового или бесполого). |
Развитие | Неодушевленное не развивается в процессе существования. | Одушевленное отличается способностью к приобретению новых качеств и свойств в процессе жизни. |
Раздражимость | Не проявляют активной реакции на действие других объектов. | Животные, растения, грибы и одноклеточные – все представители царств животного мира отличаются изменением поведения и наличия ответной реакции на воздействие других природных предметов и внешних факторов. |
Наследственность и изменчивость (способность к изменению для приспособления к факторам окружающей среды) | Слабая изменчивость (изменение агрегатного состояния) под действием внешних факторов (температуры, давления). | Наличие наследственного материала, влияющего на схожесть потомства и родителей (РНК, ДНК). |
Вопреки ошибочному мнению, рост не является неотъемлемым признаком живого, так как этой способностью обладают такие объекты, как минералы и кристаллы. Однако рост горных пород и других предметов значительно отличается от того свойства, которым обладают животные и растения. Рост неодушевленного основывается на прикреплении новых структурных элементов к первоначальной форме, в то время как живые объекты увеличиваются в размере путем формирования новых клеток.
Полезное видео: чем живое отличается от неживого
Примеры неживой природы
Рассмотрим подробно объекты неживой природы. Окружающий мир богат различными формами предметов — неодушевленных тел. Для простоты понимания была введена классификация, позволяющая разделить тела на несколько групп.
- Твердые (горные породы, минералы, лед).
- Жидкие (вода, лава, роса, реки и озера).
- Газообразные (пары различных веществ, звезды).
Неодушевленное не умирает и не рождается, тем не менее можно наблюдать разрушение гор и испарение природных источников. Изменение формы и размера тела является ответной реакцией на изменение температуры, давления или других факторов внешней среды.
В процессе смены агрегатного состояния неживое сохраняет свои структурные частицы, что позволяет восстановить первоначальное состояние (конденсация водяного пара).
Воздух и атмосфера
Воздух, необходимый для жизни большому числу живых существ на нашей планете, входит в состав атмосферы или «воздушной оболочки земли». Атмосфера состоит из смеси многочисленных газов, обладающих различным составом и свойствами.
- инертны в передвижении (передвигаются под действием внешних факторов);
- не имеют собственных обменных процессов (не дышат, не нуждаются в еде и воде);
- не рождаются и не умирают (возникают в процессе испарения влаги);
- не проявляют раздражимость;
- не размножаются и не растут.
Газам не свойственны признаки живого, однако их присутствие необходимо не только человеку, но и другим организмам. Несмотря на то, что сам воздух не относится к живым структурам, воздушная оболочка планеты является местом обитания птиц, летающих млекопитающих (летучих мышей), насекомых и огромного числа микроорганизмов.
Вода
В отличие от других форм неодушевленного, вода обладает кажущейся самостоятельной подвижностью, однако в своем составе также является смесью различных жидкостей.
Дети, перешедшие в 3 класс, изучают такие водные формы, как:
Эти тела отличаются естественностью происхождения, в то время как пруд является продуктом деятельности человека. Вода и другие жидкости относится к неодушевленным телам по причине отсутствия раздражимости, роста и других свойств. Тем не менее, как и воздушная оболочка земли, гидросфера является домом для множества животных, растений и микроорганизмов.
Почва и литосфера
Почва – совокупность солей и мельчайших земных пород, пронизанных тонкими прослойками воды и воздуха. Несмотря на то, что из земли пробиваются растения, почва также относится к неодушевленным предметам.
В зависимости от формы отложений, наличия органических включений, способности пропускать жидкости и наполненности кислородом земля может значительно различаться по своим свойствам.
Тем не менее эта форма неодушевленного является домом для млекопитающих (мышей, лис, барсуков, кротов), червей, членистоногих (жуков, пауков), бактерий и источником минеральных и органических веществ для растений и грибов.
Стоит отметить, что растения и грибы не поглощают землю, а лишь забирают из неё растворенные минеральные вещества. Именно поэтому для обильного роста всем растительным организмам требуется регулярное поступление влаги.
Солнце и другие космические тела
Кроме планеты Земля, в нашей Вселенной находятся миллиарды других космических тел. Звезды и наше Солнце являются — лишь одни из них.
Схема и общая информация о Солнце:
Неживая природа — это определение, в равной степени применимое и к нашему Солнцу. Несмотря на излучаемый свет и тепло, светило не отвечает свойствам живого и не является пригодным для жизни других существ.
Присутствие ряда неодушевленных структур, таких как вода, воздух, земля – важнейший из факторов появления и развития жизни на любой планете:
- воздух – для дыхания (окисления органических веществ);
- вода – для транспорта минеральных и органических веществ внутри растений и осуществления жизненно важных процессов внутри животных организмов (к биологическим жидкостям относится: кровь, лимфа, желудочный сок);
- почва и минералы – сохранение питательных веществ, материал для построения жилищ.
Интересно! Такие крупные неодушевленные тела, как планеты, обладают дополнительными свойствами, также необходимыми для жизни. Одним из них является гравитация.
В просторах космоса существует множество планет и звезд, изучение которых является одной из важнейших задач современной науки.
Полезное видео: неживая природа
Вывод
На нашей планете живая и неживая природа находится в тесной взаимосвязи, наблюдать которую можно повсеместно. Атмосфера, гидросфера и литосфера в той или иной мере богаты одушевленными организмами, для которых земля, вода или воздух являются домом, местом укрытия или элементом системы добычи питания. Все внутренние процессы организмов основываются на взаимодействии с неодушевленными предметами (дыхание, поглощение минеральных солей растениями).
Запомните! Неживое – часть внешней среды, окружающей человека, нуждающаяся во внимании и сохранении для будущих поколений. Даже если горы, моря и океаны не умирают, в процессе изменения они способны стать в корне непригодными для жизни большого числа существ.
Источник
Итоговое тестирование по предмету «Окружающий мир»
тест по окружающему миру (2 класс) по теме
Итоговый текст по окружающему миру по итогам 2 года обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Итоговый тест по окружающему миру. 2 класс.
№1 Укажи предмет живой природы.
№2 Укажи какое общее свойство есть у льда и песка.
А. При нагревании превращаются в воду Б . Твёрдые вещества
В. Прозрачные вещества Г . Бесцветные вещества
№3 Укажи группу, в которой перечислены только домашние животные.
А . Оса, волк, бобёр, заяц. Б . Коза, индюк, лисица, шакал.
В . Овца, корова, курица, собака. Г . Слон, кролик, жираф, пчела.
№5 Укажи верное действие в ситуации: если ты один дома и в дверь позвонили чужие.
А . Открывать дверь только тому, кто сообщит тебе зачем он пришёл. Б . Никому не открывать дверь
В . Открывать дверь только тому, кто назовёт тебя по имени.
Г. Открывать дверь только тому, кто ласково с тобой разговаривает.
№6 Как называется страна, в которой мы живём? ______________________
№7 О каком времени года идёт речь?
Солнце уже высоко не поднимается, дни становятся короче, а ночи длиннее. Лёд сковал реки, замёрзла почва. Земля покрыта мягким снежным одеялом. Часто можно наблюдать снегопады и метели. Погода стоит морозная.
Итоговый тест по окружающему миру. 2 класс.
№1 Укажи предмет неживой природы.
№2 В какой группе перечислены только травянистые растения.
А. Сосна, дуб, клён. Б. Ель, орешник, одуванчик.
В. Подорожник, репейник, крапива. Г. Липа, рябина, осока.
№3 Укажи группу, в которой перечислены только дикие животные.
А . Лошадь, заяц, лев, собака. Б. Оса, волк, бобёр, заяц.
В . Воробей, тигр, индюк, коза. Г . Овца, корова, курица, собака.
№4 Шерсть является признаком:
№5 Укажи, что должен предпринять любой заболевший человек.
Б . Спросить совета у приятеля.
В . Лечиться народными средствами.
Г . Выпить лекарство, которое есть в домашней аптечке.
№6 Как называется столица Российской Федерации?____________________
№7 О каком времени года идёт речь?
С каждым днём становится теплее. Тает снег, журчат по дорогам ручьи, на реках начинается ледоход. Осадки теперь выпадают в виде дождя. На деревьях набухают почки, зацветают первоцветы.
Источник
Укажи предмет неживой природы
Все объекты в природе делятся на живые и неживые. Объекты живой природы — это все живые существа, которые способны дышать, питаться, развиваться и размножаться, многие из них способны к активному движению. Например, животные. Объекты неживой природы — это объекты, которые не растут, не размножаются, не питаются и не дышат, способны только к статическому движению под воздействием природных факторов: воды, ветра, грязевых потоков.
- Написать правильный и достоверный ответ;
- Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
- Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.
- Списывать или копировать что-либо. Высоко ценятся ваши личные, уникальные ответы;
- Писать не по сути. «Я не знаю». «Думай сам». «Это же так просто» — подобные выражения не приносят пользы;
- Писать ответ ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ;
- Материться. Это невежливо и неэтично по отношению к другим пользователям.
Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.
Источник