Улетают наши птицы соколов микитов

Конспект непрерывной образовательной деятельности образовательная область «Коммуникация» развитие речи в подготовительной к школе группе Пересказ рассказа И.С. Соколова-Микитова «Улетают журавли»

Цель : — закрепить знания детей о перелётных птицах.

учить детей пересказывать литературный повествовательный текст (адаптированный отрывок), используя метод пересказа текста по опорным картинкам-схемам;

— закреплять умение синтаксически верно строить предложения;

— упражнять детей в образовании действительных причастий настоящего времени;

— расширять и активизировать словарь по лексической теме «Осень»;

Воспитательные

— воспитывать у детей интерес к окружающей природе и её обитателям.

И день сегодня будет веселее!

Разотрем ладони посильнее

И погладим лобик, носик, щечки,

Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем. (положите ручку на живот)

Носом вдохните в себя бодрость и хорошее настроение.

А через рот выдохните все обиды и огорчения.

Ну что создали себе хорошее настроение и будем с вами с удовольствием заниматься, быстро соображать и правильно отвечать.

1. Организационный момент

— Какое сейчас время года? (осень)

— Какой сейчас месяц? (ноябрь)

— Как называется этот период осени? (поздняя осень)

— Ребята, мы с вами давно наблюдаем за осенью и знаем, что осень бывает разная. Вот вам листочек осенний, вы листочек друг другу передавайте, и какая бывает осень называйте. Какая бывает осень?

Д/и «Осенний листочек передавай, какая осень называй»

(золотая, ранняя, поздняя, дождливая, теплая, холодная, хмурая, ветреная, солнечная, унылая, нарядная, красивая, сухая, грязная, серая, багряная, яркая, грустная, долгая, мокрая, сырая, промозглая, длинная, разноцветная, долгожданная)

— Сегодня утром я получила звуковое письмо. Послушайте, чьи это голоса? (это поют птицы)

(на интерактивной доске картина поздней осени: аудиозапись «Пение птиц осенью»)

Д/и «Образуй слово» (с мячом)

Если птица поёт — значит, она поющая птица.

Если птица щебечет — значит, она щебечущая птица.

Если птица летит — значит, она летящая птица.

Если птица кормит — значит, она кормящая птица.

Если птица плывёт — значит, она плывущая птица.

Если птица кричит — значит, она кричащая птица.

Если птица улетает — значит, она улетающая птица.

Если птица голодает — значит, она голодающая птица.

Если птица порхает — значит, она порхающая птица и т.д.

— Чем птицы отличаются от животных? (у птиц есть клюв, перья, крылья, две лапки, птицы умеют летать, клевать, вить гнезда, откладывать и высиживать яйца)

— Какие изменения происходят в жизни птиц осенью? (многие из них улетают в теплые края)

— Какие птицы улетают? (грачи, ласточки, стрижи, трясогузки, скворцы, кукушки, аисты, ласточки, гуси, утки, лебеди, журавли)

— Как можно назвать этих птиц одним словом? (перелетные)

— Почему птиц называют перелетными? (потому что они осенью от нас улетают в теплые края, а весной возвращаются обратно)

Читайте также:  Птицезащитное устройство узп ап2 2ук

Почему улетают птицы? (становится холодно и голодно)

Пальчиковая гимнастика «Перелетные птицы»

Тили-тели, тили-тели – (ладонь – кулак: сжимать – разжимать по очереди)

От нас птицы улетели! – (скрестить большие пальцы и помахать руками как крыльями)

Улетел скворушка – Серенькое перышко. – (загибать пальцы)

Улетели, улетели — (скрестить большие пальцы и помахать руками как крыльями)

Испугались злой метели! – (обхватить себя руками)

Сегодня мы с вами будем следить за полетом журавлей , который описал

Иван Сергеич Соколов—Микитов в своем рассказе «Улетают журавли» .

В золотые осенние дни собрались к отлёту журавли . Покружили они над рекой, над родным болотом. Собрались в стройные косяки и потянулись в тёплые страны.

Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летят журавли. С высокого ясного неба слышали мы их прощальные крики. До свидания, до свидания, журавли ! До радостной встречи весной.

— В какие дни собрались к отлёту журавли ? (в золотые осенние дни собрались к отлету журавли)

— Над чем они покружились? (Покружились они над рекой, над родным болотом)

— Куда потянулись косяки птиц? (Стройные косяки потянулись в теплые страны)

— Что значит «потянулись?» (Полетели)

— Над чем пролетали журавли? (Над лесами, полями, над шумными городами)

— Откуда мы слышим их прощальные крики? (С высокого ясного неба мы слышим их прощальные крики)

— Что кричали дети журавлям ? (До свидания, до свидания, журавли . До радостной встречи весной)

— Ребята, а вы знаете как летят журавли ? (клином)

— Кто ведет птиц в стае? (самый сильный – вожак)

— Почему его так называют? (вожак — т от, кто указывает дорогу, проводник. Птица, ведущая за собою стаю)

— Ребята вы – журавли. Давайте, выберем из вас вожака. И теперь попробуем построиться так, как летят журавли – клином. А теперь постройтесь вереницей-веревочкой. Какие птицы так улетают? (аисты) Теперь постройтесь шеренгой. Какие птицы так улетают? (рядом летят цапли, утки) Теперь стайкой. Какие птицы улетают стайкой?

Динамическая пауза «Постройтесь так, как скажу»

Дети выстраиваются так, чтобы получился журавлиный клин, стайка, шеренга, вереница .

Повторное чтение рассказа .

В процессе чтения на интерактивной доске выводятся мнемотаблицы по одной на каждое предложение. Воспитатель объясняет, что значат символы, произносит фразы из текста, указкой показывает символы.

— А сейчас я ещё раз прочитаю вам рассказ и покажу схемы — помощники, которые и помогут нам запомнить и пересказать текст .

Дети вызываются пересказать текст сначала по одному предложению, затем весь текст.

Интересно вам было сегодня заниматься? Что понравилось больше всего? Что было самым сложным? Вы сегодня все старались, были внимательными, и я хочу вам подарить раскраски перелетных птиц.

Источник

Презентация по связной речи «Улетают журавли» И.С. Соколова-Микитова
презентация к уроку

— воспитывать у детей интерес к окружающей природе и ее обитателям.

Оборудование: текст рассказа И.С. Соколова-Микитова «Улетают журавли», опорные сигналы (подбирает логопед).

Читайте также:  Водоплавающие птицы гатчинского парка

Предварительная работа: чтение художественных текстов Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка», В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница». Игры: «Узнай по описанию», «Кто как кричит».

У утки короткий хвост — значит, это короткохвостая утка.

У грача острый клюв — значит, это остроклювый грач.

У гуся красные лапы — значит, это краснолапый гусь.

Как называются птицы, которые осенью улетают в теплые края? (Ответы детей.) А как — те, которые остаются на зиму?

Сегодня мы с вами будем следить за полетом журавлей, который описал И. Соколов-Микитов в своем рассказе «Улетают журавли».

3. Чтение рассказа с последующим обсуждением.

— Куда собрались улететь журавли?

— В какое время года птицы улетают в теплые края?

— Как собираются журавли для полета?

— Как сказать по-другому: «косяк»? . («журавлиный ключ»)

— Над чем пролетали журавли?

— Где останавливались на отдых?

— Какой был лес? (Мрачный, темный.)

— Когда журавли продолжили свой путь?

— Что изменится в лесу, когда взойдет солнце?

— Когда можно ждать журавлей обратно?

4. Физкультминутка. «Кукушка».

У леса на опушке, Высоко на суку, С утра поет кукушка: Ку-ку! Ку-ку!

Дети стоят на носочках и тянутся за руками вверх.

Внизу бежит речонка По желтому песку. Поет кукушка звонко: Ку-ку! Ку-ку!

Присели. Руками производят волнообразные движения.

Зеленые лягушки Попрыгали в реку. Поет им вслед кукушка: Ку-ку! Ку-ку! (М. Клокова)

Сидя на корточках, подрыгивают как лягушки.

5. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

Во время чтения логопед выставляет опорные сигналы, соответствующие данному отрывку в рассказе.

6. Пересказ произведения детьми.

— Как называются птицы, которые на зиму улетают в теплые края?

— Полет каких птиц был описан в рассказе?

— Как выстраиваются журавли для полета?

В золотые осенние дни собирались к отлету журавли. Готовясь в далекий путь, покружили они над рекой, над родным болотом. Собравшись в стройные косяки, потянулись в дальние теплые страны.

Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли. В глухом лесу, на краю болота остановились на отдых.

Еще до рассвета проснулись чуткие журавли.

Чуть брезжит над рекой, над лесными черными макушками ранняя зорька. Темным и мрачным кажется в эту пору глухой лес. Один за другим журавли поднимаются с болота. В этот ранний час в лесу просыпаются птицы, бегают по берегу проворные кулики. Скоро взойдет над рекой и лесом веселое солнце. Все тогда засияет, все переменится в осеннем темном лесу.

Высоко поднимутся журавли. С высокого ясного неба услышим их прощальные голоса.

До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весною!

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

УЛЕТАЮТ ЖУРАВЛИ В золотые осенние дни собирались к отлету журавли. Готовясь в далекий путь, покружили они над рекой, над родным болотом. Собравшись в стройные косяки, потя ­ нулись в дальние теплые страны. Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли. В глухом лесу, на краю болота остановились на отдых. Еще до рассвета проснулись чуткие журавли. Чуть брезжит над рекой, над лесными черными макушками ранняя зорька. Темным и мрачным кажется в эту пору глухой лес. Один за другим журавли поднимают ­ ся с болота. В этот ранний час в лесу просыпаются птицы, бегают по берегу проворные кулики. Скоро взойдет над рекой и лесом веселое солнце. Все тогда засияет, все переменится в осеннем темном лесу. Высоко поднимутся журавли. С высокого ясного неба услышим их прощальные голоса. До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весною!

Читайте также:  Название самых больших птиц

В золотые осенние дни собирались к отлету журавли. Готовясь в далекий путь, покружили они над рекой, над родным болотом.

Собравшись в стройные косяки, потя ­ нулись в дальние теплые страны.

через шумные города высоко в небе летели журавли.

В глухом лесу, на краю болота остановились на отдых.

Еще до рассвета проснулись чуткие журавли. Чуть брезжит над рекой, над лесными черными макушками ранняя зорька. Темным и мрачным кажется в эту пору глухой лес. Один за другим журавли поднимаются с болота.

В этот ранний час в лесу просыпаются птицы, бегают по берегу проворные кулики. Скоро взойдет над рекой и лесом веселое солнце. Все тогда засияет, все переменится в осеннем темном лесу.

Высоко поднимутся журавли. С высокого ясного неба услышим их прощальные голоса. До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весною!

— Куда собрались улететь журавли? — В какое время года птицы улетают в теплые края? — Как собираются журавли для полета? — Как сказать по-другому: «косяк»? . («журав­линый ключ») — Над чем пролетали журавли? — Где останавливались на отдых? — Какой был лес? (Мрачный, темный.) — Когда журавли продолжили свой путь? — Что изменится в лесу, когда взойдет солнце? — Когда можно ждать журавлей обратно?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация — «Развитие связной речи»

Развитие связной речи и формирование навыков коммуникативного общения у детей с особыми образовательными потребностями.

Презентация «Развитие связной речи посредством театрализованной деятельности»

Данная презентация создавалась для учителей — логопедов и воспитателей старших групп. Материал представлен из опыта работы муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада ко.

презентация «Развитие связной речи на уроках биологии»

В презентации показаны приёмы развития связной речи на уроках биологии, которые я использую при работе с детьми с ОВЗ.

Презентация «Развитие связной речи учащихся с НС на уроках математики»

Презентация к докладу «Развитие связной речи учащихся с НС на уроках математики&quot.

Презентация : формирование связной речи у дошкольников с нарушениями речевого развития

Работа над построением простого распространенного предложения и короткого рассказа по лексической теме » Одежда&quot.

Презентация по связной речи «Косточка» Л. Толстой

Презентация по связной речи «Косточка» Л. Толстой.

Презентация по связной речи «Заяц хваста» русская народная сказка

Презентация по связной речи «Заяц хваста» русская народная сказка.

Источник

Оцените статью