Улыбкой ясною природа автор

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Гонимы вешними лучами. » (2 класс)

Стихотворение звучит весело, бодро, стремительно. Можно почувствовать как все пришло в движение, в рост, в пробуждение . Природа живая, она изменяется. Автор старается показать весну живой, яркой и шумной; рассматривает весеннюю природу в движении; автор, сумевший увидеть красоту в самом простом и обыкновенном, сумевший найти самые верные, самые поэтические слова для выражения этой красоты, учит нас видеть, понимать и любить скромную, русскую, прекрасную в своей простоте природу.

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.

Эпитеты : вешними лучами, с окрестных гор, мутными ручьями, потопленные луга

Олицетворение : лучи гонят снег, бегут ручьи, зимние снега «сбежали».

— окрестные горы- горы, которые находятся вокруг

-потоплённые луга — залитые водой

Мы чувствуем победоносную силу весны, которая гонит снега, превращая их в мутные ручьи.

Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;

Эпитеты : улыбкой ясною

Сравнение : весна названа — утром года

Олицетворение : природа улыбается, встречает утро года сквозь сон

Поэт называет весну «утром года», потому что с весной связано пробуждение природы. Природа здесь живая: она не пробудилась от зимнего сна, но уже «с улыбкой ясною» встречает весну. Автор олицетворяет природу, и она представляется в образе молодой красивой девушкой с улыбающимся лицом.

В природе всё чаще светит солнышко, становится радостнее

Метафора: блещут небеса.

Высокое голубое небо; небеса смотрятся, как новенькие, чистые; блеск лучей солнца слепит глаза и поэтому на небеса больно смотреть; такое небо можно увидеть только весной.

Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют
.

Эпитеты : прозрачные леса

Лес только начал пробуждаться, кое-где из почек пробиваются листочки, но он пока еще «прозрачный», – ветви отчетливо просматриваются на фоне «блестящих синих небес». Весенний лес издали похож на зеленую дымку, – вот почему автор сравнивает первые листочки с зеленым «пухом».

Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой
.

Сравнение : собранный нектар с данью, улей с келью.

Эпитеты : кельи восковой

Проснулись начекомые – пчела взлетает «из кельи восковой», т.е. из улья, в котором есть отсеки, сделанные из воска, которые автор сравнивает с маленькими комнатками в монастыре (кельями). Пчела опыляет цветок, а тот отдает ей за это дань — сладкий нектар.

— дань — денежный побор с покорённых племён и народов. Здесь данью является нектар (сок и пыльца), которые пчелы собирают с цветов,

– и автор сообщает нам, что уже появились первые весенние цветы. И земля уже пестреет от зеленой травы и первых цветов:

Долины сохнут и пестреют;

Метафора: долины сохнут и пестреют.

На лугах подсыхает земля, на высоких местах сухо, зеленеет травка, пестреют первые цветочки

Читайте также:  Природные зоны очень кратко

Долина — удлиненная впадина вдоль речного русла или среди гор)

На зеленые луга уже вышли стада, они «шумят»: звук колокольчиков, веселое мычание коров, топот копыт.

А ночь наполняется соловьиным пением:

и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.

Метафора: соловей пел в безмолвии ночей

В безмолвии — в полной тишине маленькая птичка сидит в кустах и поет; а поэт стоит и, завороженный песней соловушки, слушает.

Эпитет — это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету. Эпитет представляет собой сравнение и может быть выражен как именем прилагательным, так и cуществительным, глаголом или наречием.
Эпитет — это яркое образное определение, например: золотая осень, синее море, белоснежная зима, бархатная кожа, хрустальный звон.
Метафора — это когда слово употребляется в переносном смысле, на основе структуры, функции, внешних признаков. Например, «бронзовый загар» (по внешним признакам, в данном случае — по цвету) .
Метафора — это слова употребляемые в переносном значении, основанные на сходстве. Пример: костёр рябины красной
Олицетворение — глагол, употребленный в переносном значении, который переносит действие живого существа на другие предметы. Например, природа притихла; спит трава.
Олицетворение — это оживление неживого предмета.
Сравнение – это образное выражение. Часто используется в литературе, в случае, когда необходимо показать, что явления, предметы или лица, о которых идет речь, имеют какие-либо общие черты.

Источник

Евгений Онегин (Пушкин А. С., 1832)

В глазах мелькают как забор. [Сравнение, заимствованное у К**, столь известного игривостию изображения. К… рассказывал, что, будучи однажды послан курьером от князя Потемкина к императрице, он ехал так скоро, что шпага его, высунувшись концом из тележки, стучала по верстам, как по частоколу.]

К несчастью, Ларина тащилась,

Но вот уж близко. Перед ними

Как жар, крестами золотыми

Ах, братцы! как я был доволен,

Когда церквей и колоколен,

Открылся предо мною вдруг!

Как часто в горестной разлуке,

Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Вот, окружен своей дубравой,

Петровский замок. Мрачно он

Последним счастьем упоенный,

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Глядел на грозный пламень он.

Прощай, свидетель падшей славы,

Петровский замок. Ну! не стой,

Белеют; вот уж по Тверской

В сей утомительной прогулке

Остановился. К старой тетке,

Четвертый год больной в чахотке,

Им настежь отворяет дверь,

В очках, в изорванном кафтане,

С чулком в руке, седой калмык.

Встречает их в гостиной крик

Княжны, простертой на диване.

Старушки с плачем обнялись,

«Княжна, mon ange!» — «Pachette!» [«Mon ange!» – «Pachette!» – «Мой ангел!» – «Пашенька!» (фр.)] — «—Алина»! —

«Кто б мог подумать? Как давно!

Кузина, помнишь Грандисона?»

«Как, Грандисон. а, Грандисон!

Меня в сочельник навестил;

А тот… но после всё расскажем,

Не правда ль? Всей ее родне

Мы Таню завтра же покажем.

Читайте также:  Сколько калорий при сжигании природного газа

Жаль, разъезжать нет мочи мне:

Пойдемте вместе отдохнуть…

Мне тяжела теперь и радость,

Не только грусть… душа моя,

Под старость жизнь такая гадость…»

В слезах раскашлялась она.

Больной и ласки и веселье

Привыкшей к горнице своей.

Не спится ей в постеле новой,

И вот по родственным обедам

Развозят Таню каждый день

Представить бабушкам и дедам

«Как Таня выросла! Давно ль

Но в них не видно перемены;

Всё в них на старый образец:

Всё белится Лукерья Львовна,

Всё то же лжет Любовь Петровна,

Иван Петрович так же глуп,

Семен Петрович так же скуп,

Всё тот же друг мосье Финмуш,

И тот же шпиц, и тот же муж;

А он, всё клуба член исправный,

Всё так же смирен, так же глух

И так же ест и пьет за двух.

Ее находят что-то странной,

Провинциальной и жеманной,

Дружатся с ней, к себе ведут,

Взбивают кудри ей по моде

С прикрасой легкой клеветы.

Потом, в отплату лепетанья,

Их речи слышит без участья,

Заветный клад и слез и счастья,

Хранит безмолвно между тем

Татьяна вслушаться желает

В беседы, в общий разговор;

Но всех в гостиной занимает

Такой бессвязный, пошлый вздор;

Всё в них так бледно, равнодушно;

В бесплодной сухости речей,

Расспросов, сплетен и вестей

Не вспыхнет мысли в целы сутки,

Хоть невзначай, хоть наобум

Не дрогнет сердце, хоть для шутки.

В тебе не встретишь, свет пустой.

Один какой-то шут печальный

У скучной тетки Таню встретя,

К ней как-то Вяземский подсел

Об ней, поправя свой парик,

Но там, где Мельпомены бурной

Где машет мантией мишурной

Где Талия тихонько дремлет

И плескам дружеским не внемлет,

Где Терпсихоре лишь одной

(Что было также в прежни леты,

Ни трубки модных знатоков

Из лож и кресельных рядов.

Музыки грохот, свеч блистанье,

Мельканье, вихорь быстрых пар,

Всё чувства поражает вдруг.

Здесь кажут франты записные

Свое нахальство, свой жилет

Спешат явиться, прогреметь,

Блеснуть, пленить и улететь.

У ночи много звезд прелестных,

Но ярче всех подруг небесных

Средь жен и дев блестит одна.

С какою гордостью небесной

Как томен взор ее чудесный.

Ты заплатил безумству дань.

Шум, хохот, беготня, поклоны,

Галоп, мазурка, вальс… Меж тем

Между двух теток, у колонны,

Татьяна смотрит и не видит,

Ей душно здесь… Она мечтой

Стремится к жизни полевой,

В деревню, к бедным поселянам,

Где льется светлый ручеек,

К своим цветам, к своим романам

Туда, где он являлся ей.

Так мысль ее далече бродит:

Забыт и свет и шумный бал,

А глаз меж тем с нее не сводит

Друг другу тетушки мигнули,

И локтем Таню враз толкнули,

В той кучке, видишь? впереди,

Там, где еще в мундирах двое…

Вот отошел… вот боком стал… —

Но здесь с победою поздравим

И в сторону свой путь направим,

Да кстати, здесь о том два слова:

Читайте также:  Антропогенная трансформация природных экосистем

И множество его причуд.

Благослови мой долгий труд,

И, верный посох мне вручив,

Не дай блуждать мне вкось и вкрив.

Довольно. С плеч долой обуза!

Я классицизму отдал честь:

Хоть поздно, а вступленье есть.

Источник

Александр Пушкин — Гонимы вешними лучами: Стих

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут небеса.

Еще прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
_____________
Отрывок из поэмы Пушкина Евгений Онегин.

Анализ стихотворения «Гонимы вешними лучами» Пушкина

Отрывки из романа в стихах «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина по праву занимают почетное место в хрестоматиях для детей. Примером такой лирики служит стихотворение «Гонимы вешними лучами».

Работа над 7 главой шла до 1828 года. Его автору исполнилось 29 лет, он увлеченно пишет «Евгения Онегина», а в декабре с первого взгляда влюбился в Н. Гончарову, которая и стала впоследствии его женой. По жанру – пейзажная лирика, по размеру – четырехстопный ямб со смешанной рифмовкой: перекрестной, смежной и охватной. Только одна рифма – закрытая. Лирический герой – сам автор, с наслаждением созерцающий весну, обновляющей природу и чувства человека. Наступление весны победное: гонимы вешними лучами. Вода царит кругом: потопленные луга, мутные ручьи. Интонация радостная, поэт словно сам просыпается после долгой спячки, жмурится на первое солнышко. Устаревшие слова, требующие пояснения: дань – плата от побежденного победителю, келья – монастырская комната, безмолвие – тишина.

Интонация повествовательная, поэт любуется и перечисляет все, что видит в открывшейся ему картине смены времен года. Метафоры и олицетворения переполняют это короткое стихотворение: гонимы лучами, снега сбежали, улыбкой сквозь сон встречает, летит из кельи, утро года. Эпитеты просты и реалистичны: мутными, прозрачные, синея блещут. Цепочка основных образов: горы, улыбка, небеса, леса, ручьи, соловей. Звукопись этого произведения: жужжанье пчелы, шум вод и стад, пенье соловья. Флора и фауна: луга, леса, пчела, стада крупного рогатого скота, соловей. Первая зелень сравнивается с пухом. Долины также еще просыхают и едва начинают пестреть травами и цветами. Ночи безмолвные, все в волшебстве «утра года» (аллегория весны). Надо отметить, что в дальнейшем развитии главы поэт несколько печально отзывается о себе, наблюдающем это преображение. Он чувствует себя немного чужим на этом празднике жизни, уставшим, отвергнутым. В период публикации этого отрывка сам поэт добивается согласия родителей Н. Гончаровой, считавших его незавидной партией для дочери, на брак его избранницы с ним.

Седьмая глава «Евгения Онегина» А. Пушкина, изданная в 1830 году, была недружелюбно принята частью литературных критиков. Время расставило все по своим местам, а первые 14 строк из ее начала стали считаться вполне самостоятельной пейзажной зарисовкой.

Источник

Оцените статью