Умные птицы тоже есть

5 самых умных птиц, по мнению учёных

Что такое разум, учёные ещё не договорились. Это понятие слишком обширно: в него входят и способность осознавать себя как отдельную личность, и социальные навыки, и умение решать заковыристые логические задачи, и любопытство, то есть жажда получать новую информацию и экспериментировать. Именно поэтому бывает так сложно оценить уровень интеллекта того или иного живого существа. Но попытки предпринимаются.

В 2005 году канадский биолог Луи Лефевр предложил определять IQ птиц по степени изобретательности, которую они проявляют при добыче пищи. Лефевр изучил сотни научных публикаций в мировых орнитологических журналах и исходя из них назвал самых хитроумных пернатых. Наибольшими «интеллектуалами» в том, что касается поисков еды, оказались вороны, соколы, ястребы, дятлы и цапли.

Впрочем, сам Лефевр сделал ремарку : составленный им рейтинг говорит не столько о том, в какой мере умны конкретные пернатые, сколько об их «новаторстве», то есть способности находить нестандартные решения.

Если же говорить о разных видах интеллектуальной деятельности, а не только об изобретательности в поисках еды, как Лефевр, то рейтинг самых умных птиц может оказаться другим.

Исследования орнитологов подтверждают, что по умственным способностям пернатые гораздо ближе человеку, чем мы привыкли думать. А некоторые «умники» обладают настолько выдающимися когнитивными навыками, что превосходят приматов, маленьких детей и даже взрослых людей.

1. Вороны

Есть основания предполагать, что эти пернатые могут быть одними из самых умных животных на Земле.

Они умеют считать до пяти. Пользоваться инструментами, например палочками, чтобы выковыривать насекомых из трухлявых пней. Создавать сложные орудия труда — наращивать длину той же палочки, чтобы достать слишком далеко лежащий кусочек. Посмотрите, как это выглядит.

Умения ворон впечатлили учёных, поскольку раньше считалось, что изобретать многосоставные инструменты способны только люди и человекообразные обезьяны.

А ещё эти пернатые умеют устанавливать причинно‑следственные связи не хуже 7‑летних детей. И вообще, кажется, изучают нас, гомо сапиенс, с не меньшим интересом, чем мы их. По крайней мере, известно , что у ворон отличная память на лица и они способны злиться на конкретных людей.

2. Сороки

Эти птицы относятся к тому же семейству врановых, что и вороны (а также сойки, галки, грачи). Зоологи считают интеллектуалами врановых в целом, просто вороны на сегодня более изучены. Но и другие представители семейства демонстрируют разумность.

Например, европейские сороки легко проходят так называемый зеркальный тест, то есть узнают себя в зеркале. Это крайне сложный навык, который предполагает, что живое существо способно отделять себя от окружающего мира, осознавать себя как личность.

Дети начинают успешно проходить зеркальный тест в возрасте не ранее 18 месяцев.

Любопытно, что психологи связывают этот навык с развитием сложных самосознательных эмоций: сочувствия, чувства вины, смущения, стыда, гордости. Ощущают ли нечто подобное сороки и другие представители семейства врановых? Возможно. Но пока у науки нет точного ответа.

Читайте также:  Торт птичка шоколадная мяснов

3. Африканские серые попугаи

Согласно общепринятому стереотипу, попка — дурак. Такой сомнительный имидж птицы заслужили тем, что умеют механически повторять человеческую речь, которую не понимают. И это рождает диссонанс. С одной стороны, попугай может разговаривать — как умный! А с другой — ну очевидно же, что дурак!

Однако далеко не все из семейства попугаевых — глупцы. Взять хотя бы неприметного на первый взгляд серого африканского попугая (жако).

В их маленьких, размером с орех мозгах много чего происходит. И жако живут так долго, что могут накопить много информации и воспоминаний .

В 1950‑х гарвардский психолог, специалист в области общения животных и человека Ирэн Пепперберг начала обучать жако Алекса речи. Она выбрала не совсем обычный метод: обучением попугая занимались сразу два человека, которые играли разные роли. Первый — «учитель»: он проводил уроки для попугая и для второго человека — «ученика». «Ученик» выступал эдакой ролевой моделью для ответов жако и был для Алекса своеобразным соперником (да, у попугаев есть и соревновательный дух). Этот способ обучения Пепперберг назвала методом треугольника.

Постоянный контакт с людьми и желание превзойти соперника дали удивительный результат. Перед своей смертью в 2007‑м Алекс свободно обращался примерно с сотней слов, мог предвидеть события и выражать соответствующие желания. Например, вполне осмысленно говорил собирающей вещи Ирэн: «Останься, не уходи». Он даже уловил смысл понятий «одинаковые» и «разные», точно называя признаки, по которым различаются схожие предметы (положим, красный и синий шары).

Сегодня доктор Пепперберг занимается с другим жако — Гриффином . Он уже умеет распознавать цвета, правильно обозначать двухмерные и трёхмерные объекты (круг, квадрат, параллелепипед) и приближается к осмыслению понятия «ноль».

4. Какаду

Эти хохлатые красавцы, как и вороны, умеют создавать «орудия труда». Например, взяв в клюв кусок картона, разгребают гальку в поисках пищи. Или делают из палочек и подсохших растительных коробочек с семенами своеобразные барабаны, на которых выстукивают любовную песню для самки. Любопытно, что у каждого самца при этом есть собственный узнаваемый ритм и даже мелодия.

Кроме того, какаду — талантливые танцоры. Они прекрасно чувствуют темп, ритм и умеют согласовывать движения с повышением громкости и тона музыки.

Посмотрите, как танцует какаду по имени Снежок. Эксперты журнала National Geographic полагают, что он делает это даже лучше, чем многие люди.

5. Голуби

Этих пухлых и отъевшихся городских птиц принято считать глупыми. И напрасно. Голуби демонстрируют множество интеллектуальных способностей :

  • Умеют распознавать слова и отличать их от бессмысленных комбинаций звуков и букв.
  • Считают до девяти. Этот результат даже круче, чем у признанных «интеллектуалов» — ворон и многих приматов.
  • Имеют потрясающую память. Голуби способны запомнить 725 случайных чёрно‑белых образов — эта задача не по силам большинству людей.
  • Могут распознавать и различать направления в искусстве. Например, безошибочно отличают картины Пикассо от картин Моне.
Читайте также:  Период инкубации домашней птицы

Так что в следующий раз, разгоняя неуклюжих голубей, путающихся под ногами, задумайтесь: возможно, это куда более тонкие и интеллектуальные натуры, чем большинство окружающих двуногих.

Источник

Умные птицы тоже есть

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Учительница закута(н,нн)ая (3) в вяза(н,нн)ую шаль ра(с,сс)каз..вала на урок.. географи.. о Цейлон.. . Чего там только нет: обез..яны слоны бананы и другие дикови(н,нн)ые плоды и (не)вида(н,нн)ые р..стения. Жара там такая, что н.. сапог н.. шапки н.. шубы н.. нужно совсем. А др..ва и вовсе (н..)к(чему).

Умные птицы то(же) есть: попугай. Захоч..ш.. – пойма..ш. науч..ш.. его петь и см..ят..ся а заодно и танц..вать.

Да, каких только чудес нет на Цейлоне. Ж..ви себе и (н..)о(чем) не думай. Поёж..ваясь в стыл..м классе учительница прод..лжала ра(с,сс)каз..вать про моря, про жаркие страны.

Но за окном (н..)чего особенного (не)прои(з/с)ходило. Снежинки тихо (2) скр..блись и бе(з,зз)вучно уд..рялись в стёкла. (4) На стёклах нар..сла наледь. Сыпл..т снег, сыпл..т…

Учительница, закутанная (3) в вязаную шаль, рассказывала на уроке географии о Цейлоне. Чего там только нет: обезьяны, слоны, бананы и другие диковинные плоды и невиданные растения. Жара там такая, что ни сапог, ни шапки, ни шубы не нужно совсем. А дрова и вовсе ни к чему.

Умные птицы тоже есть: попугай. Захочешь — поймаешь, научишь его петь и смеяться, а заодно и танцевать.

Да, каких только чудес нет на Цейлоне. Живи себе и ни о чём не думай. Поёживаясь в стылом классе, учительница продолжала рассказывать про моря, про жаркие страны.

Но за окном ничего особенного не происходило. Снежинки тихо (2) скреблись и беззвучно ударялись в стёкла. (4) На стёклах наросла наледь. Сыплет снег, сыплет…

Источник

Умные птицы тоже есть

Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.

Учительница закута(н,нн)ая (3) в вяза(н,нн)ую шаль ра(с,сс)каз..вала на урок.. географи.. о Цейлон.. . Чего там только нет: обез..яны слоны бананы и другие дикови(н,нн)ые плоды и (не)вида(н,нн)ые р..стения. Жара там такая, что н.. сапог н.. шапки н.. шубы н.. нужно совсем. А др..ва и вовсе (н..)к(чему).

Умные птицы то(же) есть: попугай. Захоч..ш.. – пойма..ш. науч..ш.. его петь и см..ят..ся а заодно и танц..вать.

Да, каких только чудес нет на Цейлоне. Ж..ви себе и (н..)о(чем) не думай. Поёж..ваясь в стыл..м классе учительница прод..лжала ра(с,сс)каз..вать про моря, про жаркие страны.

Но за окном (н..)чего особенного (не)прои(з/с)ходило. Снежинки тихо (2) скр..блись и бе(з,зз)вучно уд..рялись в стёкла. (4) На стёклах нар..сла наледь. Сыпл..т снег, сыпл..т…

Морфемный и словообразовательный разборы слова

тих о ← тих ий (суффиксальный способ)

Морфологический разбор слова

1. Учительница (какая?) закутанная — причастие, н. ф. — закутанный; от глаг. закутать.

2. Пост. — страдат., прош. вр., сов. в.; непост. — в полной форме, им. п., ж. р., ед. ч.

Читайте также:  Каких птиц нельзя есть мусульманам

3. В предложении является определением.

Синтаксический разбор предложения

Снежинки тихо скреблись и беззвучно ударялись в стёкла. (4)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.

Грамматическая основа: снежинки (подлежащее, выражено именем существительным) скреблись (и) ударялись (сказуемые, выражены глаголом).

Второстепенные члены предложения: (скреблись) тихо — обстоятельство, выражено наречием; (ударялись) беззвучно — обстоятельство, выражено наречием; (ударялись) в стёкла — дополнение, выражено именем существительным (возможно: обстоятельство).

Выполнение морфемного разбора

При разборе допущена одна ошибка

При разборе допущено две ошибки

При разборе допущено более двух ошибок

Выполнение словообразовательного разбора

При разборе допущена одна ошибка

При разборе допущено две ошибки

При разборе допущено более двух ошибок

Выполнение морфологического разбора

При разборе допущена одна ошибка

При разборе допущено две ошибки

При разборе допущено более двух ошибок

Выполнение синтаксического разбора предложения

При разборе допущена одна ошибка

При разборе допущено две ошибки

При разборе допущено более двух ошибок

Тип 1 № 3795

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Учительница, закутанная (3) в вязаную шаль, рассказывала на уроке географии о Цейлоне. Чего там только нет: обезьяны, слоны, бананы и другие диковинные плоды и невиданные растения. Жара там такая, что ни сапог, ни шапки, ни шубы не нужно совсем. А дрова и вовсе ни к чему.

Умные птицы тоже есть: попугай. Захочешь — поймаешь, научишь его петь и смеяться, а заодно и танцевать.

Да, каких только чудес нет на Цейлоне. Живи себе и ни о чём не думай. Поёживаясь в стылом классе, учительница продолжала рассказывать про моря, про жаркие страны.

Но за окном ничего особенного не происходило. Снежинки тихо (2) скреблись и беззвучно ударялись в стёкла. (4) На стёклах наросла наледь. Сыплет снег, сыплет…

Соблюдение орфографических норм

Допущено не более двух ошибок

Допущены три-четыре ошибки

Допущено более пяти ошибок

Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет

Допущено более двух ошибок

Правильность списывания текста

Текст переписан безошибочно (нет пропущенных и лишних слов, нет слов с изменённым графическим обликом).
ИЛИ Допущено не более трёх описок и ошибок следующего характера:
1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);
2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово

Допущено четыре-семь описок и ошибок следующего характера:
1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);
2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово

Допущено более семи описок и ошибок следующего характера:
1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);
2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово

Источник

Оцените статью