Глава 13. Управление природопользованием и правовая защита природной среды
13.1. Управление природопользованием: сущность, методы, функции
Управление природопользованием — это деятельность государства по организации рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, охраны окружающей среды, а также по обеспечению режима законности в эколого-экономических отношениях.
Механизм управления природопользованием объединяет методы, функции и организационные структуры (органы управления).
Методы управления — это способы воздействия на поведение и деятельность управляемых объектов с целью обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды. Основные из них:
- административные (командно-распорядительные) — обеспечиваемые возможностью государственного принуждения;
- экономические — создающие непосредственную материальную заинтересованность субъектов хозяйствования в выполнении необходимых экологических мероприятий, решений органов управления в сфере природопользования;
- социально-психологические — методы морального стимулирования, которые реализуются посредством мер как поощрительного характера, так и воздействия на нарушителей (благодарности или, напротив, выговоры, устные или в приказах администрации и т.п.).
- нормотворчество и законодательная инициатива в области охраны окружающей среды и природопользования;
- учет природных объектов и ведение природных кадастров;
- осуществление мониторинга окружающей среды;
- экологический контроль, экспертиза и аудит;
- эколого-экономическое прогнозирование и планирование;
- экономическое стимулирование природоохранной деятельности;
- разрешение споров о праве пользования природными ресурсами, Применение санкций за нарушение природоохранного законодательства и др.
13.2. Административное управление природопользованием
- подбор и расстановку кадров, повышение их квалификации с учетом новых задач и выдвигаемых требований;
- технологическое и санитарно-гигиеническое нормирование хозяйственной деятельности, нормирование качества выпускаемой продукции и окружающей среды;
- выполнение контрольных и учетных функций, лицензирование различных видов природопользования, осуществление мониторинга окружающей среды, разработку экологических правил, нормативно-правовых актов и т.п.
- стандарты воздействия на окружающую среду определенного производственного процесса — эмиссионные стандарты —регламентируют уровень выбросов (сбросов) из данного точечно го источника (трубы) после применения очистного оборудования. Расчеты таких стандартов, называемых предельно допустимыми выбросами (сбросами) (ПДВ, ПДС), проводят с учетом рассеивания выбросов, наложения их на фоновое загрязнение и суммирования выбросов (сбросов) всех источников. В некоторых случаях в качестве компромисса устанавливаются временные нормативы — временно согласованные выбросы (сбросы) (ВСВ, ВСС), — когда по каким-то объективным причинам (социально-экономического характера) нормативы ПДВ(ПДС) не могут быть соблюдены. Временные нормативы устанавливаются на определенный срок убывающими во времени с условием достижения уровня ПДВ(ПДС) в результате реализации соответствующей программы;
- технологические стандарты устанавливают определенные экологические требования к технике, оборудованию, процессам производства или очистной технологии. В Германии, например, весьма жесткие нормативы выбросов для котлов, работающих на органическом топливе. В большинстве стран введены также нормативы на выбросы сжигающих установок, от работавших газов автотранспорта и др.;
- стандарты качества продукции, или товарные стандарты (по экологичности продуктов, изделий, сырья и т. п.). Например, стандарт содержания тех или иных вредных примесей в продуктах питания, питьевой воде и т. п.
Источник
6. Управление природопользованием и природными системами
Управление природопользованием – это деятельность государства по организации рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, охраны окружающей среды. Механизм управления природопользованием объединяет методы, функции и органы управления.
Методы управления – это способы воздействия на природные и природно-технические системы. Основными из них являются административные, экономические и социально-психологические. Административные обеспечиваются возможностью государственного принуждения. К экономическим относятся методы, создающие непосредственную материальную заинтересованность субъектов хозяйствования в выполнении экологических мероприятий. Социально-психологические методы – это методы морального стимулирования, которые реализуются посредством мер как поощрительного характера, так и воздействия на нарушителей.
Управление природопользованием предполагает осуществление видов деятельности, воздействующих на эколого-экономические отношения. Общими для всех отраслей управления природопользованием являются следующие функции:
- Учет природных объектов и ведение природных кадастров.
- Осуществление мониторинга окружающей среды.
- Экологический контроль, экспертиза и аудит.
- Законодательные акты в области охраны окружающей среды и природопользования.
- Эколого-экономическое прогнозирование и планирование.
- Экономическое стимулирование природоохранной деятельности.
- Стандарты качества окружающей среды. Регламентируют допустимое состояние воздушной среды, почв, вод. Устанавливаются по уровню концентрации загрязнений в природных системах, которые не должны превышать ПДК для каждого из загрязнителей.
- Стандарты воздействия на окружающую среду определенного производственного процесса. Регламентируют уровень выбросов из точечного источника после применения очистного сооружения.
- Технологические стандарты. Устанавливают определенные эко-логические требования к технике, оборудованию, процессам производства или очистной технологии.
- Стандарты качества продукции. Например, стандарты содержания вредных веществ в продуктах питания.
- информационное обеспечение управления;
- прогнозирование изменений геосистем при различных формах использования и методах антропогенного воздействия;
- оценку изменений природных систем;
- проектирование природно-технических систем;
- эколого-географическую экспертизу проекта и осуществление проектных мероприятий.
- целенаправленные изменения природной среды, которые сознательно производятся человеком;
- нецеленаправленные изменения, происходящие благодаря взаимосвязям в природе;
- естественные фоновые изменения.
- Проект должен удовлетворять нормативным требованиям по охране окружающей среды и здоровья, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, учету экологических последствий сооружения объектов.
- При проектировании необходимо учитывать конкретные природные условия, в частности производственные различия геосистем.
- Проекты должны содержать ландшафтно-экологическое обоснование выбранных антропогенных нагрузок и режима функционирования объекта.
- В проекте необходимо предусмотреть природоохранные мероприятия и комплексный контроль за изменениями природных систем и их экологических последствий. Проектирование предполагает участие физико-географов и экологов в создании проектов. Оно связано с выбором территории для размещения технических объектов, нормированных нагрузок на природные системы в соответствии с устойчивостью, прогнозированием и оценкой взаимоотношений природы и техники, выбором режима эксплуатации инженерных сооружений, разработкой мероприятий по охране природной среды.
Источник
7. Управление факторами среды
В последние годы медицинские аспекты изменения состояния окружающей среды приобретают всё большее значение. Многие факторы окружающей среды различной природы (физической, химической, биологической, социальной) при значительном воздействии, которое выходит за пределы приспособительных возможностей организма человека, становятся факторами риска различных заболеваний (сердечно-сосудистых, болезней нервной системы). Для профилактики массовых болезней большое значение имеет выявление этих факторов и изучение их роли в возникновении заболеваний.
Факторы окружающей среды могут оказывать на организм раздельное, комбинирование, комплексное или сочетанное действие.
- раздельное действие характеризует влияние на организм какого-либо одного фактора;
- комбинирование — действие нескольких химических веществ, одновременно поступающих из одного объекта окружающей среды;
- комплексное – когда какое-либо химическое вещество одновременно поступает в организм из различных объектов окружающей среды;
- сочетанное – при одновременном влиянии на организм физических, химических и других факторов окружающей среды, является наиболее сложным, т. к. объединяет реакции многих органов и систем;
Факторы малой интенсивности действуют на производстве или в населённых местах, расположенных в непосредственной близости от производства. Для выявления факторов риска важно изучение влияние факторов малой интенсивности на организм человека. Особенность адаптации человека – это сочетание физиологических адаптивных свойств организма и искусственных способов преобразования среды в его интересах. Эти преобразования направлены на разработку средств и методов, которые повышают компенсаторные свойства организма при воздействии чрезмерных уровней и концентраций вредных факторов среды (см.рис). Для управления качеством окружающей среды и ограничения неблагоприятного влияния различных факторов на организм существует гигиеническое нормирование. Гигиеническое нормирование призвано гарантировать безвредность факторов окружающей среды для здоровья. Основные принципы нормирования:
- Гарантийность — гигиеническое нормирование и нормативы должны гарантировать заданный уровень нормы организма (популяции) в настоящее время и в будущем. Он реализуется в разработке предельно допустимых уровней (ПДУ) и концентраций (ПДК) абиотических факторов внешней среды.
- Дифференцированность – в зависимости от социальной ситуации для одного и того же фактора могут устанавливаться несколько количественных значений или уровней: оптимальный, допустимый, предельно допустимый, предельно переносимый и уровень выживания. Желательно, чтобы гигиеническое нормирование и гигиенические нормативы гарантировали максимальный уровень нормы организма, но социальная практика показывает, что нередко выполнить это требование общество не в состоянии.
- Комплексность — гигиеническое нормирование и гигиенические нормативы должны предусматривать возможность одновременного действия нескольких факторов среды как положительных, так и отрицательных. Величина норматива каждого устанавливается в зависимости от характера их взаимного влияния друг на друга и на организм в целом.
- Динамичность — гигиеническое нормирование должно предусматривать периодический пересмотр нормативов с целью их уточнения и повышения способности к обеспечению заданного уровня.
- Социально-биологическая сбалансированность — гигиеническое нормирование должно быть т Аким, чтобы польза для здоровья от соблюдения норматива
и польза от продукта производства
, в своей сумме максимально превышали сумму ущерба здоровью, наносимого производством остаточной денатурацией среды
, и ущерба здоровью
, связанного с затратами на соблюдение норматива:
.
Гигиенический контроль осуществляется в несколько этапов:
- Разработка и обоснование гигиенических нормативов. Для этого проводятся гигиенические, санитарно-химические, токсикологические, патоморфологические, физиологические, клинико-функциональные исследования.
- Контроль за соблюдением гигиенических нормативов. По результатам наблюдения даётся санитарно-гигиеническая характеристика качества окружающей среды.
- Мероприятия по коррекции влияния факторов окружающей среды на организм. Например мероприятия технического характера, связанные с совершенствованием производства (внедрение безотходной технологии, автоматизация и механизация производственных процессов).
Источник