6. Управление природопользованием и природными системами
Управление природопользованием – это деятельность государства по организации рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, охраны окружающей среды. Механизм управления природопользованием объединяет методы, функции и органы управления.
Методы управления – это способы воздействия на природные и природно-технические системы. Основными из них являются административные, экономические и социально-психологические. Административные обеспечиваются возможностью государственного принуждения. К экономическим относятся методы, создающие непосредственную материальную заинтересованность субъектов хозяйствования в выполнении экологических мероприятий. Социально-психологические методы – это методы морального стимулирования, которые реализуются посредством мер как поощрительного характера, так и воздействия на нарушителей.
Управление природопользованием предполагает осуществление видов деятельности, воздействующих на эколого-экономические отношения. Общими для всех отраслей управления природопользованием являются следующие функции:
- Учет природных объектов и ведение природных кадастров.
- Осуществление мониторинга окружающей среды.
- Экологический контроль, экспертиза и аудит.
- Законодательные акты в области охраны окружающей среды и природопользования.
- Эколого-экономическое прогнозирование и планирование.
- Экономическое стимулирование природоохранной деятельности.
- Стандарты качества окружающей среды. Регламентируют допустимое состояние воздушной среды, почв, вод. Устанавливаются по уровню концентрации загрязнений в природных системах, которые не должны превышать ПДК для каждого из загрязнителей.
- Стандарты воздействия на окружающую среду определенного производственного процесса. Регламентируют уровень выбросов из точечного источника после применения очистного сооружения.
- Технологические стандарты. Устанавливают определенные эко-логические требования к технике, оборудованию, процессам производства или очистной технологии.
- Стандарты качества продукции. Например, стандарты содержания вредных веществ в продуктах питания.
- информационное обеспечение управления;
- прогнозирование изменений геосистем при различных формах использования и методах антропогенного воздействия;
- оценку изменений природных систем;
- проектирование природно-технических систем;
- эколого-географическую экспертизу проекта и осуществление проектных мероприятий.
- целенаправленные изменения природной среды, которые сознательно производятся человеком;
- нецеленаправленные изменения, происходящие благодаря взаимосвязям в природе;
- естественные фоновые изменения.
- Проект должен удовлетворять нормативным требованиям по охране окружающей среды и здоровья, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, учету экологических последствий сооружения объектов.
- При проектировании необходимо учитывать конкретные природные условия, в частности производственные различия геосистем.
- Проекты должны содержать ландшафтно-экологическое обоснование выбранных антропогенных нагрузок и режима функционирования объекта.
- В проекте необходимо предусмотреть природоохранные мероприятия и комплексный контроль за изменениями природных систем и их экологических последствий. Проектирование предполагает участие физико-географов и экологов в создании проектов. Оно связано с выбором территории для размещения технических объектов, нормированных нагрузок на природные системы в соответствии с устойчивостью, прогнозированием и оценкой взаимоотношений природы и техники, выбором режима эксплуатации инженерных сооружений, разработкой мероприятий по охране природной среды.
Источник
3.2. Управление природными комплексами и объектами
Природные ценности ОПТ включают в себя леса, луга, воды, геологические объекты, разнообразный животный мир, создающие в своем сочетании неповторимые по красоте ландшафты и такие эстетические ценности, как природная тишина и чистый воздух. Стратегия уделяет равное внимание всем природным ценностям национального парка, поскольку только такой подход позволяет сохранить целостность природного комплекса и необходимую гармонию всех его составляющих.
Управление природными экосистемами осуществляется на основе зонирования по признакам природной ценности территории, особенностей ее использования (функциональное назначение) и способности природных экосистем выдерживать нагрузки, связанные с этим использованием.
Стратегия сохранения природных экосистем национального парка базируется на следующих положениях:
- управление природными объектами рассматривается как сложный процесс, учитывающий динамическую природу экосистем, взаимозависимость всех ее компонентов, а также ограниченную способность экосистем сопротивляться антропогенному воздействию и самовосстанавливаться от стрессов, вызванных деятельностью человека;
- управление должно быть долгосрочным и находить понимание у тех, чья деятельность влияет на экологическую целостность особо охраняемых природных территорий;
- заповедники и национальные парки занимают ведущее место в диалоге с другими службами территориального управления с целью лучшего осознания всеми участниками существующих методов землепользования и их воздействия на природную среду;
- управление экосистемами должно иметь надежное научное обоснование;
- обеспечение постоянного контроля за состоянием экосистем и принятие своевременных и адекватных мер при изменении их состояния;
- необходимость взвешенного подхода при принятии управленческих решений, связанных с восстановлением нарушенных экосистем, понимание того, что предпринятые действия могут дать далеко идущие и продолжительные эффекты;
- недопустимость возникновения новых источников загрязнения и других экологически опасных объектов на охраняемых природных территориях и активные действия по борьбе или минимизации таких источников в непосредственной близости от его границ.
- охрану объектов животного мира, включая специальные мероприятия по сохранению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов;
- регулирование численности животных;
- специальные действия по сохранению высокопродуктивных кормовых участков для животных и иных ценных местообитаний, исчезающих в ходе сукцессионных или антропогенных процессов, а также мероприятия по улучшению среды обитания животных;
- предупреждение гибели животных от стихийных бедствий и антропогенных воздействий;
- реинтродукцию и расселение животных;
- проведение регулярных наблюдений за распространением, численностью, физическим состоянием объектов животного мира, структурой, качеством и площадью среды их обитания (мониторинга животного мира);
- регулирование использования объектов животного мира.
- появлением на территории национального парка отдельных агрессивных особей диких зверей, представляющих реальную опасность для жизни людей;
- чрезмерным увеличением численности некоторых видов животных в условиях неполной сбалансированности природных экосистем, влекущим за собой угрозу охраняемым природным комплексам и объектам;
- нарушением естественного течения природных процессов и явлений, присущих данным экосистемам, угрозой охраняемым природным комплексам и объектам вследствие присутствия и жизнедеятельности чуждых охраняемым экосистемам видов и подвидов животных;
- возникновением неблагоприятных условий, создающих угрозу существованию редких видов животных на территории национального парка;
- возникновением неблагоприятной эпидемической или эпизоотической обстановки.
- планирование и осуществление мер по уходу за состоянием лесов, отвечающих функциональному назначению каждого конкретного участка и имеющих соответствующее экологическое обоснование;
- восстановление лесных экосистем, нарушенных прошлой хозяйственной деятельностью человека;
- охрану лесов от пожаров, борьбу с вредителями и болезнями леса;
- организацию и ведение мониторинга за состоянием лесных экосистем;
- регулирование нагрузок на лесные экосистемы.
- в тундровой зоне – маршами, лугами, кочкарниками и нивальными группировками дельт, пойм и водоразделов;
- в лесной зоне – вторичными (после вырубок, пожара, на месте распашки и пр.) суходольными и пойменными (речными, озерными, приморскими – литоральными) экосистемами;
- в степной зоне – различными типами степей;
- в пустынной зоне – пойменными лугами, солонцами и солончаками и азональными степями;
- в горах – горными степями, субальпийскими и альпийскими высокогорными лугами и коврами.
- определить целевую установку на поддержание структурно и физиономически близкого к исходному (рекомендуемому) состоянию экосистем;
- предложить набор приемов управления, имитирующих действие природных факторов (травоядных животных, увлажнения, пожаров и пр.) и их нагрузки на экосистему (животных на гектар, высота скашивания и пр.);
- установить временные параметры применения приемов управления – сроки начала, сезонность, продолжительность и повторяемость.
- регулируемый выпас домашних или одомашненных, разводимых диких копытных с четко установленными нагрузками, сроками начала и окончания пастбищного сезона, возможным введением “отдыха” от выпаса на год и более, переложной системой использования участка; решение о введении данного приема управления в национальном парке на конкретном участке принимается в соответствии с рекомендациями специалистов после соответствующей экспертизы;
- регулируемое по срокам начала (весеннее, раннелетнее, по отаве и пр.), частоте (ежегодно, раз в два-три года, раз в пять лет и т.д.), по высоте стерни и характеру проведения сенокошения (ручной или механический, от центра или от периферии и пр.);
- регулирование водного режима участка (проведение дренажных работ, восстановление микрорельефа, обводнение, осушение и пр.);
- регулируемые по срокам (осенние и весенние) и по интенсивности (в зависимости от ветра и запасов горючих материалов) палы с предварительным отжигом и мерами противопожарной безопасности;
- управляемые весенние и летние паводки для поддержания поемного режима и развития аллювиальных процессов на пойменных лугах (для участков, где наблюдается зарегулирование речного стока) с предварительным проведением мероприятий для сохранения малоподвижной фауны, а также с учетом фенологии охраняемых видов растений, животных и экосистем;
- подсев, подсадка и выкладка травяного дерна из природных участков с травяными сообществами как элемент экологической реставрации нарушенных хозяйственной деятельностью или стихийными бедствиями экосистем;
- мероприятия по реинтродукции копытных зверей и грызунов.
- идентификация источников воздействия на водные объекты, находящиеся на территории объекта;
- участие в регулировании водохозяйственной деятельности;
- вывод из водоохранных зон и прибрежных полос (прежде всего пойм) складов химикатов и горюче-смазочных материалов, животноводческих комплексов, ферм, мест складирования и захоронения промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов, кладбищ и скотомогильников, накопителей сточных вод;
- обеспечение выполнения мер охраны берегов водных объектов от эрозии.
- произвести оценку водного баланса пойм и увлажненных земель, находящихся в зоне хозяйственного освоения;
- определить опасные затопленные территории и принять меры по снижению риска для людей и имущества.
- уникальные формы рельефа и связанные с ним элементы ландшафта (группы скал, ущелья, каньоны, пещеры, гроты, проявления карста, вулканы, холмы, валуны, ледниковые цирки и троговые долины, моренно-валунные гряды, дюны, барханы, ледники, гигантские наледи, гидролакколиты и др.);
- геологические обнажения, имеющие особую научную ценность (опорные разрезы, стратотипы, выходы редких горных пород, минералов и их ассоциаций (друзы, натеки и др.);
- геолого-географические полигоны, в том числе классические участки с особо выразительными следами сейсмических явлений, а также обнажения разрывных и складчатых нарушений залегания горных пород;
- местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов;
- природные гидроминеральные комплексы, термальные и минеральные водные источники, месторождения лечебных грязей.
Источник