Управление объектами природных комплексов

6. Управление природопользованием и природными системами

Управление природопользованием – это деятельность государства по организации рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, охраны окружающей среды. Механизм управления природопользованием объединяет методы, функции и органы управления.

Методы управления – это способы воздействия на природные и природно-технические системы. Основными из них являются административные, экономические и социально-психологические. Административные обеспечиваются возможностью государственного принуждения. К экономическим относятся методы, создающие непосредственную материальную заинтересованность субъектов хозяйствования в выполнении экологических мероприятий. Социально-психологические методы – это методы морального стимулирования, которые реализуются посредством мер как поощрительного характера, так и воздействия на нарушителей.

Управление природопользованием предполагает осуществление видов деятельности, воздействующих на эколого-экономические отношения. Общими для всех отраслей управления природопользованием являются следующие функции:

  1. Учет природных объектов и ведение природных кадастров.
  2. Осуществление мониторинга окружающей среды.
  3. Экологический контроль, экспертиза и аудит.
  4. Законодательные акты в области охраны окружающей среды и природопользования.
  5. Эколого-экономическое прогнозирование и планирование.
  6. Экономическое стимулирование природоохранной деятельности.
  1. Стандарты качества окружающей среды. Регламентируют допустимое состояние воздушной среды, почв, вод. Устанавливаются по уровню концентрации загрязнений в природных системах, которые не должны превышать ПДК для каждого из загрязнителей.
  2. Стандарты воздействия на окружающую среду определенного производственного процесса. Регламентируют уровень выбросов из точечного источника после применения очистного сооружения.
  3. Технологические стандарты. Устанавливают определенные эко-логические требования к технике, оборудованию, процессам производства или очистной технологии.
  4. Стандарты качества продукции. Например, стандарты содержания вредных веществ в продуктах питания.
  • информационное обеспечение управления;
  • прогнозирование изменений геосистем при различных формах использования и методах антропогенного воздействия;
  • оценку изменений природных систем;
  • проектирование природно-технических систем;
  • эколого-географическую экспертизу проекта и осуществление проектных мероприятий.
  1. целенаправленные изменения природной среды, которые сознательно производятся человеком;
  2. нецеленаправленные изменения, происходящие благодаря взаимосвязям в природе;
  3. естественные фоновые изменения.
  1. Проект должен удовлетворять нормативным требованиям по охране окружающей среды и здоровья, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, учету экологических последствий сооружения объектов.
  2. При проектировании необходимо учитывать конкретные природные условия, в частности производственные различия геосистем.
  3. Проекты должны содержать ландшафтно-экологическое обоснование выбранных антропогенных нагрузок и режима функционирования объекта.
  4. В проекте необходимо предусмотреть природоохранные мероприятия и комплексный контроль за изменениями природных систем и их экологических последствий. Проектирование предполагает участие физико-географов и экологов в создании проектов. Оно связано с выбором территории для размещения технических объектов, нормированных нагрузок на природные системы в соответствии с устойчивостью, прогнозированием и оценкой взаимоотношений природы и техники, выбором режима эксплуатации инженерных сооружений, разработкой мероприятий по охране природной среды.
Читайте также:  Режим особой охраны памятников природы регионального значения

Источник

3.2. Управление природными комплексами и объектами

Природные ценности ОПТ включают в себя леса, луга, воды, геологические объекты, разнообразный животный мир, создающие в своем сочетании неповторимые по красоте ландшафты и такие эстетические ценности, как природная тишина и чистый воздух. Стратегия уделяет равное внимание всем природным ценностям национального парка, поскольку только такой подход позволяет сохранить целостность природного комплекса и необходимую гармонию всех его составляющих.

Управление природными экосистемами осуществляется на основе зонирования по признакам природной ценности территории, особенностей ее использования (функциональное назначение) и способности природных экосистем выдерживать нагрузки, связанные с этим использованием.

Стратегия сохранения природных экосистем национального парка базируется на следующих положениях:

  • управление природными объектами рассматривается как сложный процесс, учитывающий динамическую природу экосистем, взаимозависимость всех ее компонентов, а также ограниченную способность экосистем сопротивляться антропогенному воздействию и самовосстанавливаться от стрессов, вызванных деятельностью человека;
  • управление должно быть долгосрочным и находить понимание у тех, чья деятельность влияет на экологическую целостность особо охраняемых природных территорий;
  • заповедники и национальные парки занимают ведущее место в диалоге с другими службами территориального управления с целью лучшего осознания всеми участниками существующих методов землепользования и их воздействия на природную среду;
  • управление экосистемами должно иметь надежное научное обоснование;
  • обеспечение постоянного контроля за состоянием экосистем и принятие своевременных и адекватных мер при изменении их состояния;
  • необходимость взвешенного подхода при принятии управленческих решений, связанных с восстановлением нарушенных экосистем, понимание того, что предпринятые действия могут дать далеко идущие и продолжительные эффекты;
  • недопустимость возникновения новых источников загрязнения и других экологически опасных объектов на охраняемых природных территориях и активные действия по борьбе или минимизации таких источников в непосредственной близости от его границ.
  • охрану объектов животного мира, включая специальные мероприятия по сохранению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов;
  • регулирование численности животных;
  • специальные действия по сохранению высокопродуктивных кормовых участков для животных и иных ценных местообитаний, исчезающих в ходе сукцессионных или антропогенных процессов, а также мероприятия по улучшению среды обитания животных;
  • предупреждение гибели животных от стихийных бедствий и антропогенных воздействий;
  • реинтродукцию и расселение животных;
  • проведение регулярных наблюдений за распространением, численностью, физическим состоянием объектов животного мира, структурой, качеством и площадью среды их обитания (мониторинга животного мира);
  • регулирование использования объектов животного мира.
  • появлением на территории национального парка отдельных агрессивных особей диких зверей, представляющих реальную опасность для жизни людей;
  • чрезмерным увеличением численности некоторых видов животных в условиях неполной сбалансированности природных экосистем, влекущим за собой угрозу охраняемым природным комплексам и объектам;
  • нарушением естественного течения природных процессов и явлений, присущих данным экосистемам, угрозой охраняемым природным комплексам и объектам вследствие присутствия и жизнедеятельности чуждых охраняемым экосистемам видов и подвидов животных;
  • возникновением неблагоприятных условий, создающих угрозу существованию редких видов животных на территории национального парка;
  • возникновением неблагоприятной эпидемической или эпизоотической обстановки.
  • планирование и осуществление мер по уходу за состоянием лесов, отвечающих функциональному назначению каждого конкретного участка и имеющих соответствующее экологическое обоснование;
  • восстановление лесных экосистем, нарушенных прошлой хозяйственной деятельностью человека;
  • охрану лесов от пожаров, борьбу с вредителями и болезнями леса;
  • организацию и ведение мониторинга за состоянием лесных экосистем;
  • регулирование нагрузок на лесные экосистемы.
  • в тундровой зоне – маршами, лугами, кочкарниками и нивальными группировками дельт, пойм и водоразделов;
  • в лесной зоне – вторичными (после вырубок, пожара, на месте распашки и пр.) суходольными и пойменными (речными, озерными, приморскими – литоральными) экосистемами;
  • в степной зоне – различными типами степей;
  • в пустынной зоне – пойменными лугами, солонцами и солончаками и азональными степями;
  • в горах – горными степями, субальпийскими и альпийскими высокогорными лугами и коврами.
  • определить целевую установку на поддержание структурно и физиономически близкого к исходному (рекомендуемому) состоянию экосистем;
  • предложить набор приемов управления, имитирующих действие природных факторов (травоядных животных, увлажнения, пожаров и пр.) и их нагрузки на экосистему (животных на гектар, высота скашивания и пр.);
  • установить временные параметры применения приемов управления – сроки начала, сезонность, продолжительность и повторяемость.
  • регулируемый выпас домашних или одомашненных, разводимых диких копытных с четко установленными нагрузками, сроками начала и окончания пастбищного сезона, возможным введением “отдыха” от выпаса на год и более, переложной системой использования участка; решение о введении данного приема управления в национальном парке на конкретном участке принимается в соответствии с рекомендациями специалистов после соответствующей экспертизы;
  • регулируемое по срокам начала (весеннее, раннелетнее, по отаве и пр.), частоте (ежегодно, раз в два-три года, раз в пять лет и т.д.), по высоте стерни и характеру проведения сенокошения (ручной или механический, от центра или от периферии и пр.);
  • регулирование водного режима участка (проведение дренажных работ, восстановление микрорельефа, обводнение, осушение и пр.);
  • регулируемые по срокам (осенние и весенние) и по интенсивности (в зависимости от ветра и запасов горючих материалов) палы с предварительным отжигом и мерами противопожарной безопасности;
  • управляемые весенние и летние паводки для поддержания поемного режима и развития аллювиальных процессов на пойменных лугах (для участков, где наблюдается зарегулирование речного стока) с предварительным проведением мероприятий для сохранения малоподвижной фауны, а также с учетом фенологии охраняемых видов растений, животных и экосистем;
  • подсев, подсадка и выкладка травяного дерна из природных участков с травяными сообществами как элемент экологической реставрации нарушенных хозяйственной деятельностью или стихийными бедствиями экосистем;
  • мероприятия по реинтродукции копытных зверей и грызунов.
  • идентификация источников воздействия на водные объекты, находящиеся на территории объекта;
  • участие в регулировании водохозяйственной деятельности;
  • вывод из водоохранных зон и прибрежных полос (прежде всего пойм) складов химикатов и горюче-смазочных материалов, животноводческих комплексов, ферм, мест складирования и захоронения промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов, кладбищ и скотомогильников, накопителей сточных вод;
  • обеспечение выполнения мер охраны берегов водных объектов от эрозии.
  • произвести оценку водного баланса пойм и увлажненных земель, находящихся в зоне хозяйственного освоения;
  • определить опасные затопленные территории и принять меры по снижению риска для людей и имущества.
  • уникальные формы рельефа и связанные с ним элементы ландшафта (группы скал, ущелья, каньоны, пещеры, гроты, проявления карста, вулканы, холмы, валуны, ледниковые цирки и троговые долины, моренно-валунные гряды, дюны, барханы, ледники, гигантские наледи, гидролакколиты и др.);
  • геологические обнажения, имеющие особую научную ценность (опорные разрезы, стратотипы, выходы редких горных пород, минералов и их ассоциаций (друзы, натеки и др.);
  • геолого-географические полигоны, в том числе классические участки с особо выразительными следами сейсмических явлений, а также обнажения разрывных и складчатых нарушений залегания горных пород;
  • местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов;
  • природные гидроминеральные комплексы, термальные и минеральные водные источники, месторождения лечебных грязей.
Читайте также:  Природные объекты красноярского края

Источник

Оцените статью