Управление природными ресурсами региона

Природно-ресурсный потенциал субъекта РФ: понятие, состав, классификация. Система управления потенциалом региона

Природно-ресурсный потенциал — совокупность естественных ресурсов, являющихся основой экономического развития территории. Величина природно-ресурсного потенциала представляет собой сумму потенциалов отдельных видов ресурсов. По некᴏᴛᴏᴩым данным природные богатства России оцениваются в 3,8 раза выше, чем в США и в 4,5 раза выше, чем в Китае.

Природные ресурсы классифицируются:

  • по природному генезису: минеральные или ископаемые и ресурсы биосферы, включающие земельные, водные и биологические ресурсы;
  • по признаку исчерпаемости: исчерпаемые, в т.ч. возобновляемые (земельные, водные, биологические) и невозобновляемые (минеральные) ресурсы, и неисчерпаемые (солнечная энергия, энергия текучих вод и пр.);
  • по способу использования: ресурсы материального производства (промышленность, сельское хозяйство и т. д.) и ресурсы непроизводственной сферы (в т.ч. рекреационные).

В зависимости от степени разведанности запасы России подразделяются на четыре категории: A, D, C1, C2: A – это запасы, изученные и разведанные с наибольшей детальностью; B и C1 – запасы, разведанные с относительно меньшей детальностью; C2 – запасы, оцененные предварительно.

Управление природно-ресурсным потенциалом в регионе. Это деятельность государства и местных органов управления по организации рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, охраны локальных экологических систем, а также обеспечения законности в эколого-экономических отношениях. Окружающая среда, как объект управления, хотя в своей основе и неделима, однако, в каждом конкретном регионе весьма своеобразна. Вследствие такого дуализма объекта управления ему должна соответствовать и адекватная система органов управления, отражающая, с одной стороны, целостность природы, а с другой – ее региональное своеобразие.

Именно поэтому управление природопользованием в регионе сочетает в себе формы и методы организации и регулирования процессов природопользования на двух уровнях – общегосударственном и региональном (местном). Основная цель этого управления – обеспечение потребностей общества в сырье и материалах, в чистоте и разнообразии окружающей среды, а также сохранение, восстановление и развитие природно-ресурсного потенциала как отдельных регионов, так и страны в целом. Преимущественно на общенациональном уровне управления природно-ресурсным потенциалом реализуется отраслевой принцип управления природопользованием, который состоит в осуществлении государственного контроля за состоянием природных ресурсов и принятии мер по их охране, рациональному использованию со стороны отраслей и ведомств, которые относятся к органам специальной компетенции, уполномоченным выполнять природоохранные функции.
Наряду с проведением общенациональной политики управления природопользованием областные, городские и районные инспекции природных ресурсов реализуют территориальный принцип управления природно-ресурсным потенциалом региона.

В целом, потенциальные запасы, разнообразие природных ресурсов в России и характер их размещения обеспечивают нашей стране возможность широкого развития всех без исключения отраслей экономики и комплексное развитие хозяйства каждого экономического района.

Читайте также:  Природные заповедники федеральный закон

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник

Управление природными ресурсами муниципальных образований в Российской Федерации

Акопян, А. Л. Управление природными ресурсами муниципальных образований в Российской Федерации / А. Л. Акопян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 330-332. — URL: https://moluch.ru/archive/290/65780/ (дата обращения: 19.08.2023).

Эффективное управление возобновляемыми природными ресурсами остается актуальной и пока еще нерешенной проблемой. Сегодня управление природными ресурсами рассматривается как одна из приоритетных задач государственной стратегии природопользования как на федеарльном, так и на муниципальном уровне.

В этой связи отметим, что одной из важнейших задач успешного перехода российской экономики к экологически безопасному развитию является использование государственных методов регулирования, повышение эффективности использования природного капитала и создание условий для реализации рынка экологически безопасной продукции.

В данной статье расширяется понятие управления природопользованием, описывается практика ее реализации в южных регионах. В ней рассматриваются традиционные методологические подходы, основанные на результатах социологических исследований, получивших в последнее время все большее распространение.

Рассмотренные в данной статье инициативы представляют собой инновационный феномен как один из значимых факторов развития системы природопользования южных регионов России.

Ключевые слова: природно-ресурсный потенциал, природопользование, управление ресурсами южных регионов, методологические подходы.

Effective management of renewable natural resources remains an urgent and as yet unsolved problem. Today, the management of natural resources is considered as one of the priorities of the state strategy of environmental management at both the Federal and municipal levels.

In this regard, note that one of the most important tasks for a successful transition of the Russian economy to environmentally sound development is the use of state management techniques, increasing the efficiency of use of natural capital and creation of conditions for realization of the market of ecologically safe products.

This article expands the concept of environmental management, describes the practice of its implementation in the southern regions. It examines traditional methodological approaches based on the results of sociological research, which has recently become increasingly common.

The initiatives considered in this article represent an innovative phenomenon as one of the significant factors in the development of the natural resource management system of the southern regions of Russia.

Key words: natural resource potential, nature management, resource management of southern regions, methodological approaches.

На сегодняшний день в российской экономике многие важные составляющие использования природного капитала учитываются не в полной мере, как в программах развития, так и в макроэкономических показателях (ВВП, ВРП), что является серьезным препятствием для формирования инновационной стратегии.

Читайте также:  Критически важные природные объекты

Эта проблема усугубляется тем, что российская экономика обладает мощными природными ресурсами и сырьевыми ресурсами. Например, исследователи выявили, что добыча полезных ископаемых в период с 2009 по 2018 год составляла 34–40 % консолидированного бюджета, что отражено на рисунке 1:

Рис. 1. Добыча полезных ископаемых, % от доходов консолидированного бюджета. [1]

В России общие затраты на охрану окружающей среды, % ВВП остаются достаточно низкими — на уровне 0,7–0,8 %. Отрицательным является тот факт, что в общем объеме поступлений платежей по налогам, сборам и регулярным платежам за пользование природными ресурсами в консолидированный бюджет Российской Федерации 99 % платежей составляет налог на добычу полезных ископаемых. Это означает, что все остальные виды налогов и сборов при использовании природных ресурсов составляют лишь 1 %.

Переходя к вопросу об экономическом механизме природопользования в южных регионах Российской Федерации, мы считаем, что предпочтение следует отдать стимулирующему типу экономического механизма, центральное место в котором должны занимать налоговые и кредитные методы. Например, такой российский курортный регион, как Кавказские Минеральные Воды, может стать пилотной площадкой, на которой будет опробована возможность введения курортного сбора в России.

В связи с этим Министерством по делам Северного Кавказа предлагается установить фиксированную ставку курортного сбора — от 50 до 100 рублей за сутки пребывания на территории курортных городов (что соответствует средней ставке сбора в международной практике). [2]

По расчетам Ставропольского края, ежегодно курортный сбор может приносить в бюджет края до 900 млн рублей. Использование средств этого сбора должно быть строго целевым — для развития курортных городов на Кавказских Минеральных Водах, для улучшения инфраструктуры рекреационных зон.

Их значение особенно велико в южных степных регионах России, таких как Ставропольский край, Ростовская область, Республика Калмыкия, районы которых характеризуются низким, менее 3 % лесным покровом, высоким, более 90 % сельскохозяйственным освоением (отчет о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения), а также принадлежностью к полуестественным агроэкосистемам-степным и луговым пастбищам, сенокосам и залежным землям на одну четверть. [3]

Отметим, что для южных регионов страны такие природные образования, охватывающие от 26,8 % (Краснодарский край) до 98 % (Карачаево-Черкесская Республика) их территории, формируют ярко выраженный исторически сложившийся тип природопользовательных отношений и, безусловно, определяют вектор развития природопользования на юге страны.

Для содержания и развития аграрного сектора в южных регионах России была введена «Комплексная программа развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года». В программу включено: создание биотехнологии для улучшения почв и производства биоудобрений; рассмотрение вопросов разработки и внедрения методов геномной сертификации для повышения эффективности селекционной работы, технологий клонирования животных-производителей; производство биопрепаратов для растениеводства; утилизации отходов сельского хозяйства и пищевой промышленности на основе технологии микробиологической конверсии; производства кормовых добавок для животноводства и ветеринарных биопрепаратов и так далее. [5]

Читайте также:  Природные средства от невроза

Очевидно, что формирование биоиндустриальных систем управления сельским хозяйством на основе этих технологий на юге требует соответствующей организационной инфраструктуры. На региональном уровне речь идет о законодательном, программном обеспечении, кластерных инициативах, территориях особого статуса.

Такие «зеленые проекты» могли бы стать основой инновационного развития Юга России, стимулируя бизнес и научные исследования. [4]

Таким образом, можно предположить, что рассмотренные в статье и другие подобные инициативы представляют собой инновационный феномен как один из значимых факторов развития системы природопользования южных регионов России. Неблагоприятные эколого-экономические процессы, происходящие сейчас на юге России, могут нарушить баланс развития, если в процессе использования природы и изменения экономической структуры экологическому фактору не будет придаваться должного значения.

Автор данной статьи полагает, что с учетом указанных обстоятельств инновационно-ориентированная парадигма развития системы природопользования позволит построить экономически, социально и экологически эффективный способ хозяйственного присвоения природных ресурсов и экологических активов, отличный от существующей формы примитивного распределения экспроприированных природных ресурсов, придав новый территориальный и отраслевой импульс развитию системы природопользования территории юга России. [6]

Как следствие, развитие этих исследований в будущем мы видим в разработке модели экологически безопасного развития регионов и формировании в них “зеленой” экономики, которая, с одной стороны, должна максимально удовлетворять материальные и иные потребности людей, а, с другой стороны, — защищать и улучшать окружающую среду как источник удовлетворения этих потребностей.

  1. Боголюбов, С. А. Экологическое право [Текст]: Учебное пособие/ C. A. Боголюбов.-М: Проспект, 2014.-117.
  2. Бринчук М. М. Экологическое право. Учебник. Подготовлен для системы КонсультантПлюс. 2009. — 680 с.
  3. Калинникова И. О. Управление социально-экономическим потенциалом региона / Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2009. — 240 с.с.
  4. Каракеян В. И. Экономика природопользования. — М.: Юрайт, 2012. — 576 с.
  5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. [Электронный ресурс] — Режим доступа: www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf (Дата обращения: 23.12.2019).
  6. Крассов О. И. Экологическое прав. Учебник. — М.: Юр.Норма — НИЦ Инфра-М, 2015. — 624 с

Основные термины (генерируются автоматически): консолидированный бюджет, курортный сбор, ресурс, Российская Федерация, российская экономика, южный регион России, значимый фактор развития системы природопользования, инновационный феномен, окружающая среда, природный капитал, Россия, сельское хозяйство, Ставропольский край.

Источник

Оцените статью