Управление природными ресурсами водными

Управление водными ресурсами

Водные ресурсы нашей планеты – это ценнейшее благо на Земле, которое обеспечивает жизнь всем организмам. Чтобы удовлетворить потребности всех существ в воде, ее нужно рационально использовать. Водные запасы имеются практически во всех странах мира. Это не только вода морей, рек, озер, но подземные воды и искусственные водоемы, такие как водохранилища. Если в одних государства нет проблем с водоснабжением, то в других частях света они могут быть, так как водные артерии неравномерно распределены на планете. К тому же в некоторых странах существует дефицит пресной воды (Индия, Китай, Северная Америка, Ближний Восток, Австралия, Нигерия, Бангладеш, Пакистан, Мексика). Кроме того, сегодня существует еще одна проблема водных ресурсов – это загрязнение акваторий различными веществами:

  • нефтепродуктами;
  • твердыми бытовыми отходами;
  • промышленными и коммунальными стоками;
  • химическими веществами и радиоактивными отходами.

В ходе рационального пользования воды не допускается загрязнение подобными веществами, а также необходимо проводить очищение всех водных объектов.

Задачи управления водными ресурсами

В каждом государстве имеются собственные проблемы с водными ресурсами. Для их решения необходимо осуществлять контроль пользования воды на государственном уровне. Для этого проводятся следующие мероприятия:

  • население обеспечивается качественной питьевой водой при помощи водопроводов;
  • осуществляется водоотвод использованной воды и выведение ее в акватории;
  • используются безопасные гидротехнические сооружения;
  • обеспечение безопасности населения в случае наводнений и других водных катастроф;
  • сведение к минимуму разрушений водной стихией.

В целом, водохозяйственный комплекс должен эффективно обеспечивать отраслевую экономику и население водными ресурсами для удовлетворения хозяйственно-бытовых, производственных и сельскохозяйственных нужд.

Читайте также:  Дайте определение понятию природный комплекс

Вывод

Таким образом, ресурсы акваторий разных стран мира активно используются не только для обеспечения людей водой, но и для обеспечения водой всех сфер экономики. В мире имеются огромные запасы ресурсов в Мировом океане, но эта вода непригодна даже для технического использования, потому что в ней высокое содержание солей. Пресной же воды на планете минимальное количество, и требуется рационально управлять водными ресурсами, чтобы их хватило на удовлетворение всех потребностей.

Источник

Государственное водное управление

Водные ресурсы как объект государственного водного управления

Под водными ресурсами понимают подземные и поверхностные воды, находящиеся в водных объектах и используемые или предназначенные для использования.

Состав участников водных отношений определяется статьей 7 Водного кодекса России. К их числу относятся:

  • сама Российская Федерация;
  • ее субъекты;
  • муниципальные образования;
  • граждане;
  • организации.

Первые три категории субъектов водных отношений представляются уполномоченными на то органами государственного или муниципального управления.

Принципы управления водными ресурсами

Государственное водное управление основано на определенных принципах, к числу которых относятся следующие:

  1. Признание значимости водных ресурсов, составляющих основу жизнедеятельности общества. Водные объекты признаются:
    • во-первых, важнейшей составляющей природной среды. среды обитания растений и животных;
    • во-вторых, природным ресурсом, используемым обществом для удовлетворения бытовых, личных нужд, деятельности;
    • в-третьих, объектом прав собственности;
  2. Приоритетность охраны водных ресурсов перед использованием их. Суть данного принципа состоит в том, что использование водных ресурсов не должно отрицательно влиять на окружающую среду;
  3. Сохранность определенных водных ресурсов, в отношении которых законодательством установлены особые требования к охране, запретительные или ограничительные меры по использованию;
  4. Целевой характер использования водных ресурсов. В отношении водных ресурсов может быть установлено от одной до нескольких целей использования;
  5. Приоритетность применения водных ресурсов в целях бытового и питьевого использования перед иными видами применения. Иное использование водных ресурсов допускается только в том случае, если их достаточно для удовлетворения бытовых и питьевых нужд;
  6. Привлечение к решению вопросов относительно прав на водные ресурсы и их охране общественных объединений и граждан;
  7. Равенство доступа граждан и организаций к правам использования водных ресурсов, кроме исключительных случаев;
  8. Равенство доступа граждан и организаций к приобретению водных ресурсов в собственность, если в отношении этих ресурсов предусмотрена возможность нахождения в собственности;
  9. Регулируемость водных отношений в пределах границ бассейновых округов, то есть реализация бассейнового подхода;
  10. Режимная регулируемость водных отношений, зависящая от особенностей водных ресурсов;
  11. Регулируемость водных отношений по существующим взаимосвязям водных ресурсов и различных сооружений, входящих в состав водохозяйственной системы;
  12. Гласность водопользования, в соответствии с которой водные ресурсы предоставляются в пользование любым лицам;
  13. Комплексность использования водных ресурсов, выражающаяся в наличии нескольких водопользователей;
  14. Платность водопользования;
  15. Осуществление экономического стимулирования в отношении охраны водных ресурсов. Плата за водопользование принимает в расчет величину расходов водопользователя на охрану водных ресурсов;
  16. Организация традиционного водопользования на территориях проживания коренных народов.
Читайте также:  Живая природа приведите примеры

Особенности государственного водного управления

Порядок государственного водного управления регулируется Водным кодексом Российской Федерации.

К государственным органам, осуществляющим государственное водное управления, относятся:

  • российское Правительство и уполномоченный федеральный орган, осуществляющие это управление на федеральном уровне;
  • исполнительные органы власти субъектов России, осуществляющие это управление на региональном уровне;
  • органы муниципального управления, которым государство делегирует свои полномочия по управлению водными ресурсами и объектами, в том случае, если такая возможность предусмотрена законодательством. Передача полномочий в обязательном порядке должна обеспечивается определенным целевым финансированием.

Функции различных государственных органов в государственном водном управлении

Ведомственное управления землями водного фонда возложено на Министерство природных ресурсов России, осуществляющее бассейновое регулирование водопользования в России через систему местных подразделений.

При этом отдельные узкоспециализированные направления управления возложены на такие государственные органы как служба ветеринарного надзора, санитарно-эпидемиологическая служба, служба охраны окружающей среды и прочие.

К примеру, функции Государственного комитета по экологии включают:

  • во-первых, участие в совместном обеспечении с другими государственными органами управления в охранных мероприятиях в отношении водных объектов;
  • во-вторых, охрану разнообразия видов с биологической точки зрения
  • в-третьих, контроль соблюдения экологических норм водопользования и так далее.

Государственное водное управление основывается на следующих постулатах:

  • во-первых, устойчивость развития, подразумевающая сбалансированность экономического развития и улучшения окружающей среды;
  • во-вторых, сочетание рациональности водопользования и охраны водных бассейнов и ресурсов;
  • в-третьих, разграниченность управленческих функций в отношении охраны водных ресурсов и водопользования.

Министерство природных ресурсов России выполняет следующие функции в системе государственного водного управления:

  1. осуществление планирования водопользования;
  2. государственный мониторинг водных объектов и ресурсов;
  3. ведение водного кадастра;
  4. государственный учет подземных и поверхностных вод;
  5. контроль использования и охраны водных объектов и ресурсов;
  6. лицензирование деятельности в сфере охраны и использования водных ресурсов и объектов;
  7. осуществление работ по подготовке, заключению и реализации бассейновых соглашений.
Читайте также:  Развитие природно технических системах

Источник

Оцените статью