Управление природными системами бывает

Управление природопользованием и охраной природы

Управление организация и постоянное поддержание вза­имосвязей между составляющими частями управляемой сис­темы, направленные на достижение намеченных результатов.

В природопользовании различают управление природны­ми системами и управление природопользователями.

Управление природными системами мероприятия, осуще­ствление которых позволяет изменить природные явления и процессы (усилить или ограничить их) в желательном для человека направлении. Управление природными системами опирается на изучение и использование естественных зако­нов, в первую очередь экологических.

Управление природопользователями (управление охраной ок­ружающей среды и рационализацией использования природных ресурсов) – обеспечение норм и требований, ограничивающих вредное воздействие процессов производства и выпускаемой продукции на окружающую среду, и рациональное использова­ние природных ресурсов, их восстановление и воспроизводство. Управление природопользователями опирается на юридические и экономические, то есть социальные законы.

Управление природными системами может быть «жестким» и «мягким».

Жесткое управление прямое, непосредственное воздей­ствие на природу, грубо нарушающее естественные процессы с помощью технических средств, коренное преобразование самих механизмов и систем природы. Например, распашка земель, строительство плотин на реках.

Мягкое управление главным образом косвенное, опосре­дованное воздействие на природу с использованием естествен­ных механизмов саморегуляции, то есть способности природ­ных систем к восстановлению своих свойств после антропо­генного вмешательства. Например, агролесомелиорация.

Жесткое управление дает быстрый и высокий хозяйствен­ный эффект в виде роста объема продукции или снижения затрат на ее производство, но лишь в относительно коротком временном интервале. Через определенное время неминуемо наступает расплата в виде нарастания экономических и эко­логических ущербов. Например, освоение целинных земель.

Жесткое управление основано на перенапряжении или пре­дельном омоложении природных систем (например, агроэкосистемы) и поэтому требует мероприятий по поддержанию экологического равновесия, осуществляемых главным обра­зом путем мягкого управления (например, использование сево­оборотов).

Таким образом, максимальный эколого-экономический эффект можно получить только при разумном сочетании жес­ткой и мягкой форм управления.

Управление природопользователями может быть команд­но-административным и экономическим:

Командно-административное управление управление природопользователями, основанное на установлении норм, стандартов, правил природопользования и соответствующих плановых заданий предприятиям по охране окружающей сре­ды и наказаний от выговора до тюремного заключения или снятия с работы и выплаты штрафов предприятием и его ру­ководством.

Экономическое управление управление природопользова­телями, основанное на экономическом стимулировании, ког­да с помощью различных рычагов (цен, платежей, налоговых льгот и наказаний) государство делает для предприятий более выгодным материально, то есть более прибыльным, соблю­дать природоохранное законодательство, чем нарушать его.

Читайте также:  Изложение природные вокальные данные шаляпина

Предприятия-природопользователи сами по себе не заин­тересованы в природоохранной деятельности. Этому имеется несколько причин. Во-первых, природоохранная деятельность не приносит прибыли, за исключением случаев, когда эконо­мически выгодна утилизация (вторичное использование) отхо­дов производства (твердых отходов, сточных вод, отходящих газов). Во-вторых, часто наблюдается несовпадение во времени момента нанесения вреда окружающей среде и момента рас­платы за него. Например, загрязнение окружающей среды мо­жет сказаться на здоровье человека только через несколько лет или десятилетий. В-третьих, часто ущерб природной среде на­носят одни предприятия или отрасли (предприятия-«загрязнители»), а экономически страдают, в большей степени совсем другие (предприятия-«реципиенты»). Например, основ­ными загрязнителями окружающей среды являются промыш­ленность и энергетика, а страдают здравоохранение, комму­нальное, сельское, лесное и рыбное хозяйство, так как увели­чиваются затраты на лечение больных, ремонт зданий, падает урожайность и качество растениеводческой продукции, про­дуктивность животноводства и т.д.

Таким образом, предприятия-природопользователи не ста­нут заниматься природоохранной деятельностью просто так, поскольку сама по себе она невыгодна. Командно-админист­ративный путь управления природопользователями в чистом виде дорогостоящ и малоэффективен, так как требует боль­шого количества проверяющих и постоянного контроля. С дру­гой стороны, одни только экономические методы не всегда обеспечивают нужный результат. Наилучшие результаты дает разумное сочетание экономической заинтересованности природопользователей с жестким контролем и административным принуждением.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник

Виды управления природопользованием

Управление — организация и постоянное поддержание взаимосвязей между составляющими частями управляемой системы, направленные на достижение намеченных результатов. В природопользовании различают управление природными системами и управление природопользователями. Управление природными системами — мероприятия, осуществление которых позволяет изменить природные явления и процессы (усилить или ограничить их) в желательном для человека направлении. Управление природными системами опирается на изучение и использование естественных законов, в первую очередь экологических. Управление природопользователями (управление охраной окружаю- щей среды и рационализацией использования природных ресурсов) — обеспечение норм и требований, ограничивающих вредной воздействие процессов производства и выпускаемой продукции на окружающую среду, и рациональное использование природных ресурсов, их восстановление и воспроизводство. Управление природопользователями опирается на юридические и экономические, т.е. социальные, законы. Управление природными системами может быть «жестким» и «мягким»: Жесткое управление — прямое, непосредственное воздействие на природу, грубо нарушающее естественные процессы с помощью технических средств, коренное преобразование самих механизмов и систем природы. Например, распашка земель, строительство плотин на реках. Мягкое управление — главным образом косвенное, опосредованное воздействие на природу с использованием естественных механизмов саморегуляции, т.е. способности природных систем к восстановлению своих

Читайте также:  Узел учета природного газа гост

21 свойств после антропогенного вмешательства. Например, агролесомелиорация. Жесткое управление дает быстрый и высокий хозяйственный эффект в виде роста объема продукции или снижения затрат на ее производство, но лишь в относительно коротком временном интервале. Через определенное время неминуемо наступает расплата в виде нарастания экономических и экологических ущербов. Например, освоение целинных земель. Жесткое управление основано на перенапряжении или предельном омоложении природных систем (например, агроэкосистемы) и поэтому требует мероприятий по поддержанию экологического равновесия, осуществляемых главным образом путем мягкого управления (например, использование севооборотов). Таким образом, максимальный эколого-экономический эффект можно получить только при разумном сочетании жесткого и мягкого форм управления. Управление природопользователями может быть командноадминистративным и экономическим: Командно-административное управление — управление природо- пользователями, основанное на установлении норм, стандартов, правил природопользования и соответствующих плановых заданий предприятиям по охране окружающей среды и наказаний от выговора до тюремного заключения или снятия с работы и выплаты штрафов предприятиям и его руководством. Экономическое управление — управление природопользователями, основанное на экономическом стимулировании, когда с помощью различных рычагов (цен, платежей, налоговых льгот и наказаний) государство делает для предприятий более выгодным материально, т.е. более прибыльным, соблюдать природоохранное законодательство, чем нарушать его. Предприятия-природопользователи сами по себе не заинтересованы в природоохранной деятельности. Этому имеется несколько причин. Вопервых, природоохранная деятельность не приносит прибыли, за исключением случаев, когда экономически выгодна утилизация (вторичное использование) отходов производства (твердых отходов, сточных вод, отходящих газов). Во-вторых, часто наблюдается несовпадение во времени момента нанесения вреда окружающей среде и момента расплаты за него. Например,

22 загрязнение окружающей среды может сказаться на здоровье человека только через несколько лет или десятилетий. В-третьих, часто ущерб природной среде наносят одни предприятия или отрасли (предприятия-«загрязнители»), а экономически страдают, в большей степени, совсем другие (предприятия- «реципиенты»). Например, основными загрязнителями окружающей среды являются промышленность и энергетика, а страдают здравоохранение, коммунальное, сельское, лесное и рыбное хозяйство, так как увеличиваются затраты на лечение больных, ремонт зданий, подает урожайность и качество растениеводческой продукции, продуктивность животноводства и т.д. Таким образом, предприятия-природопользователи не станут заниматься природоохранной деятельностью просто так, поскольку сама по себе она не выгодна. Командно-административный путь управления природопользователями в чистом виде дорогостоящ и малоэффективен, так как требует большого количества проверяющих и постоянного контроля. С другой стороны, одни только экономические методы не всегда обеспечивают нужный результат. Наилучшие результаты дает разумное сочетание экономической заинтересованности природопользователей с жестким контролем и административным принуждением (рис. 3).

Читайте также:  Структура министерства природных ресурсов краснодарского края

Экономический механизм охраны окружающей среды

Экономический механизм охраны окружающей среды имеет определенные инструменты воздействия на материальные интересы природопользователей. Лимитирование природопользования — плата за сверхлимитное ис- пользование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды в несколько раз превышает плату за использование и загрязнение в пределах установленных предприятию нормативов (лимитов). Платность природопользования — плата за использование практически всех природные ресурсов, за загрязнение окружающей среды, размещение в ней отходов производства и за другие виды воздействия. Внесение платы за использование и загрязнение не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения ущерба.

24 Финансирование природоохранных мероприятий — предоставление денежных средств на природоохранные мероприятия. Источниками финансирования могут быть собственные средства предприятий (в основном прибыль), бюджетные средства, банковские кредиты, экологические фонды и другие источники. Создание экологических фондов является одним из новых экономических методов управления в природопользовании. Под фондами понимаются как учреждения, призванные оказывать какую-либо материальную помощь, так и сами денежные материальные средства, а также их источники. Например, в экологические фонды поступают платежи всех предприятий за природопользование, а потом эти средства выдаются на проведение самых неотложных и дорогостоящих природоохранных мероприятий. Кроме того, предприятия могут делать взносы в фонды экологического страхования. В этом случае, если произойдет какое-либо экологическое ЧП, и предприятие должно будет платить большой штраф и возмещать нанесенный ущерб, страховой фонд поможет ему. Материальное стимулирование природоохранной деятельности — обеспечение выгодности для природопользователей природоохранной деятельности. Материальное стимулирование предполагает применение не только мер поощрения, но и наказания. Меры материального поощрения: — установление налоговых льгот (сумма прибыли, с которой взимается налог, уменьшается на величину, полностью или частично соответствующую природоохранным затратам); — освобождение от налогообложения экологических фондов и при- родоохранного имущества; — применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию (овощи с пониженным содержанием нитратов, пестицидов, ядохимикатов и других вредных веществ могут стоить дороже, а значит, их выгоднее будет продавать и выращивать); — применение льготного кредитования предприятий, эффективно осуществляющих охрану окружающей среды (снижение процента за кредит или беспроцентное кредитование). Меры материального наказания: — введение специального добавочного налогообложения экологически вредной продукции и продукции, выпускаемой с применением экологически

Источник

Оцените статью