Управление земельными природными ресурсами

Система управления земельными ресурсами

Система управления земельными ресурсами – это совокупность органов государственного и муниципального управления, организующих и осуществляющих землеустройство, планирование территорий, градостроительное зонирование, ведение кадастров недвижимости, мониторинг земельных ресурсов, контроль их использования и охраны.

Главную роль в управлении земельными ресурсами на территории российского государства играют органы государственного управления.

На основе действующей системы управления земельными ресурсами на территории Российской Федерации находится Президентский Указ 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Этот указ определил включение в систему органов государственного управления, ответственных за управление земельными ресурсами, федеральных министерств, служб и агентств. Впоследствии данный нормативный акт был дополнен Президентскими Указами, определившими структуру органов управления земельными ресурсами в России.

Органы управления земельными ресурсами

В систему органов управления земельными ресурсами на территории Российской Федерации входят:

  1. Министерство экономического развития России, выступающие в качестве федерального органа исполнительного характера, деятельность которого направлена на выработку политики государства и нормативно-правовой базы в сфере земельных отношений, государственного кадастра объектов недвижимости, ведения государственного кадастрового учета, осуществления оценки земель, их мониторинга, регистрации прав, картографии и геодезии. Из сферы земельных объектов, на которую направлена деятельность Министерства экономического развития, исключены земельные участки сельскохозяйственного назначения;
  2. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. Данная служба осуществляет организацию единой системы кадастрового учета объектов недвижимости и регистрацию прав на эти объекты, включая сделки с ними. Также данная служба формирует инфраструктуру пространственных данных на территории Российской Федерации;
  3. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Данное агентство обеспечивает реализацию правоприменительные функции в сфере земельных и имущественных отношений. Данные агентство наделено следующими полномочиями в системе управления земельными ресурсами:
    • обеспечение поступлений в бюджетную систему Российской Федерации от продажи земельных участков, находящихся в федеральной, региональной и муниципальной собственности, продажи права на аренду земельных участков в ходе торгов в форме конкурсов и аукционов;
    • принятие решений относительно проведения торгов в форме конкурсов или аукционов и направление предложений о их проведения в Министерству экономического развития с изложением условий проведения;
    • заключение договоров купли-продажи и аренды земельных участков по результатам проведенных торгов;
    • принятие решений относительно приватизации земельных участков, на территории которых находятся недвижимые объекты, приобретаемые в собственность гражданами и хозяйствующими субъектами;
  4. Министерство сельского хозяйства России, выступающее в качестве федерального органа исполнительной характера, ответственного за выработку и реализацию политики государства и нормативно-правовое обеспечение земель сельскохозяйственного назначения, а также государственного мониторинга земель данного вида. На данное Министерство также возлагается осуществление контрольно-надзорных функций в сфере земельных отношений, связанных с сельскохозяйственными землями;
  5. Министерство природных ресурсов и экологии России, выступающее федеральным органом исполнительной характера, ответственным за осуществление государственного управления в сфере функционирования и организации особо охраняемых природных территорий, наделенных федеральной значимостью. Данное Министерство вырабатывает государственную политику и обеспечивает нормативно-правовую базу в сфере любых видов природных ресурсов, находящихся на земельных участках, представляющих собой особо охраняемые природные территории. Также на данный орган государственного управления возложена функция мониторинга природной среды, ее загрязнения, охраны окружающей среды, экологической экспертизы;
  6. Федеральная служба надзора в сфере природопользования, включенная в структуру Министерства природных ресурсов и экологии России с целью осуществления государственного земельного контроля в рамках своих полномочий. Данная служба осуществляет контрольно-надзорную деятельность использования, защиты, охраны, воспроизводства лесов на территории земельных участков, входящих в особо охраняемые природные территории, имеющие федеральную значимость.
Читайте также:  Сухова строганова рабочая тетрадь живая природа

Органы государственного и муниципального управления земельными ресурсами при необходимости могут дополняться иными органами исполнительного характера.

Вопросы ведения органов государственного управления земельными ресурсами

Российская Конституция относит вопросы ведения земельными ресурсами в число объектов совместного ведения федерации и ее регионов. Осуществление данного вида управления требует тесного взаимодействия органов государственного управления федерального и регионального уровня.

Россия в качестве субъекта управления земельными ресурсами распоряжается территорией государства, землями, находящимися в федеральной собственности, разрабатывает федеральную земельную политику, целевые федеральные программы, направленные на реализацию этой политики, устанавливает правовые основы земельного рынка, формирует федеральный бюджет и определяет налоговую политику, в том числе в отношении земельных ресурсов.

Россия и регионы осуществляют владение, распоряжение, пользование земельными ресурсами, разграничивают государственную собственность на земельные участки федеральной, региональной и муниципальной принадлежности, определяет порядок охраны окружающей среды и особо охраняемых природных территорий, формирует региональное земельное законодательство.

Источник

Глава 2. Управление земельными ресурсами

Проблема управления земельными ресурсами в Российской Федерации с учетом проводимых в настоящее время реформ является актуальной и острой. Основное внимание при решении этой проблемы уделяется нормативно-правовому обеспечению управления земельным фондом, поскольку без создания полноценной нормативно-правовой базы дальнейшее развитие земельных отношений становится невозможным не только для функционирования отдельных общественно-социальных институтов, но и общества в целом.

Одной из мер по совершенствованию федерального законодательства является разработка Основ федеральной политики в сфере использования и охраны земель. Последние были разработаны совсем недавно и определили совершенно новое направление развития земельного права — упразднение института категорий земель. Результатом такой политики стала разработка проектаФедерального закона о внесении изменений в Земельный кодекс, предполагающего указанные коренные изменения. Одним из социально-экономических последствий принятия данного законопроекта в пояснительнойзапискек нему определено повышение эффективности управления земельными ресурсами.

Читайте также:  Природа искусство наука базарова

Поскольку управление любой системой напрямую связано с устойчивостью связей внутри ее элементов, немаловажное значение в этом процессе на территории России уделяется управлению земельными ресурсами на уровне отдельных субъектов Федерации.

2.1. Правовые особенности управления земельными ресурсами

Многогранный характер земельных отношений, обусловленный особым положением земли, являющейся и природным объектом, и недвижимым имуществом, предопределяет соотношение различных форм развития правовых отношений в области использования земли. Земельный кодекс РФ ограничил круг лиц, которые могут использовать земельные участки на правах постоянного пользования. Сервитут — право ограниченного пользования чужим земельным участком. В Земельном кодексе данные отношения урегулированы в ст. 23, предусматривающей два вида сервитутов: публичный и частный. Публичный сервитут устанавливается законами или иными нормативными правовыми актами в тех случаях, когда это необходимо для обеспечения интересов государства.

Примером публичного сервитута является пользование дорогами, скверами, парками и другими землями общего пользования в поселениях. Частный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего земельного участка. Примером частного сервитута является пользование соседним земельным участком для прохода к жилому строению или прокладки газопровода.

Одним из наиболее распространенных прав на земельные участки является аренда. Договор аренды заключается на срок, определенной договором. Арендатор земельного участка по истечении срока договора имеет право на заключение договора аренды на новый срок .

Папков А.В. Управление земельными ресурсами в РФ // Экономика и жизнь. 2012. N 9. 33 с.

Права на земельные участки могут возникать в результате совершения сделок, таких как купля-продажа, дарение, мена. При купле-продаже, дарении, мене земельных участков должен соблюдаться принцип единства судьбы земельного участка. При совершении сделок обязательно должно соблюдаться такое требование, как сохранение целевого использования земельного участка, то есть если земельный участок предоставлялся для индивидуального жилищного строительства, то, купив его, на нем нельзя разместить магазин или иной объект, не соответствующий цели предоставления участка.

Земельный кодекс РФ определяет не только основания и порядок возникновения прав на земельные участки, но и основания и порядок их прекращения. Права на земельные участки могут прекращаться добровольно или принудительно. Добровольно право на земельный участок прекращается, например, при совершении сделки с ним. Принудительное прекращение права на земельный участок возможно лишь в случаях, предусмотренных законом. Примером принудительного изъятия земельного участка является изъятие для государственных или муниципальных нужд, то есть когда земельный участок необходим для размещения иных объектов. Принудительно земельный участок может быть изъят и в случае нарушения земельного законодательства. Земельные правонарушения, являющиеся основанием для изъятия земельных участков, определены в ст. 45-47ЗК РФ, к ним, в частности, относятся использование земельного участка не в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель; использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки.

Читайте также:  Границей какого природного объекта африки является сахель

Контроль над охраной и использованием земель — это административная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, которая выражается в осуществлении проверок за состоянием земель, выполнением мероприятий по рациональному использованию и охране земельных участков и соблюдением земельного законодательства. Действующее законодательство предусматривает несколько видов контроля: государственный, муниципальный, общественный и производственный контроль.

Правительством Российской Федерации принят ряд мер по развитию нормативной правовой базы в сфере земельных отношений, однако эти изменения в законодательстве не повлекли за собой необходимых изменений соответствующих организационных структур государственного управления землепользованием, что отрицательно сказывается на развитии земельного оборота и экономики страны в целом.

В то же время Земельный кодексРоссийской Федерации определяет многогранные полномочия Российской Федерации в области земельных отношений, а именно: установление основ федеральной политики в области земельных отношений; установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, а также ограничения оборотоспособности земельных участков; государственное управление в области мониторинга земель, земельного контроля, землеустройства и ведения земельного кадастра; установление порядка изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд; изъятие для нужд Российской Федерации земельных участков, в том числе путем выкупа; разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель; иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации законодательством страны. Российская Федерация также осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью) .

Воронин А.А. Управление земельными ресурсами. М., 2011. 103 с.

Следовательно, в Земельном кодексеочерчен весьма широкий круг публично-правовых и частноправовых функций органов государственной власти, основываясь на котором и следует подходить к построению модели организационной структуры федерального органа исполнительной власти, отвечающего за государственное управление землей и недвижимым имуществом в стране.

Источник

Оцените статью