Урок 10 кл методы познания живой природы

Конспект урока по теме УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Цель урока: углубить понимание уровней организации живого; познакомить с особенностями и разнообразием методов познания живого в современной биологии.

Оборудование : таблица «Уровни организации живой материи»

I .Организационный момент

II .Проверка домашнего задания

1).Фронтальный опрос. ( вопр. см на с.15 учебника)

1.Что такое жизнь. Попытайтесь дать свое определение.

2.Перечислите основные свойства живой материи. ( Выделяют следующие свойства живой материи:

— единство элементного химического состава;

— единство биохимического состава;

— единство структурной организации;

— дискретность и целостность

— обмен веществ и энергии

— способность к саморегуляции

— наследственность и изменчивость;

— раздражимость и движение;

3.Объясните, в чем, по вашему мнению, заключаются принципиальные различия обмена веществами в неживой природе и у живых организмов.

4. Дайте определение понятия «развитие» Какие формы развития вы знаете?

5. Что такое раздражимость? Каково значение избирательной реакции организмов для их приспособления к условиям существования?

6. В чем значение ритмичности процессов жизнедеятельности?

2) Индивидуальная работа по карточкам.

Задание 1. Установите соответствие между группами и их представителями

2. Молекула белка Б. Неживая природа

Задание 2 . Соедините стрелками соответствующие друг другу элементы левого и правого столбика.

1.Дискретность и целостность

А. Приспособление организмов к периодически меняющимся условиям существования

Б. Способность организма избирательно реагировать на внешние и внутренние воздействия

В. Постоянный обмен веществами и энергией с окружающей средой

4.Раздражимость и движение

Г. Отдельные взаимодействующие части образуют единое целое

Задание 3 .Выберите правильный ответ

1)кораллы в витрине зоологического музея;

2) вулканы, извергающие лаву;

3)дрожжи, добавленные в опару теста;

2. Название какого термина написано без орфографической ошибки?

1)дескретность; 2)ассимиляция 3)филогенез 4) гомеастаз

Читайте также:  Загадки природы начальная школа

Задание 1. 1-А, 2-Б, 3-А, 4-А, 5-Б, 6-Б

Ключ: 12-11 правильных ответов –«5»

10-8 правильных ответов – «4»

7 – 5 правильных ответов – «3»

III . Сообщение темы и цели урока

IV .Изучение нового материала

1. Методы познания живой природы

Достижения современной биологии связаны с углублением в понимании уровней организации живого. Этому способствовало развитие сравнительных биологических методов исследования живых систем, а также использование других методов и подходов ( физико-химических и математических).

Б) Методы познания живой природы. Работа с учебником с.19-20

Рассматривание методов познания живого и их значения, а также приборов, используемых в биологических исследованиях.

· Метод наблюдения (описательный метод)

Данные методы позволяют сказать, что в процессе эволюции происходило постепенное усложнение организации живой природы.

По современным представлениям, жизнь как особая форма существования материи представлена несколькими уровнями организации ( рис.2 на с.17)

В) Самостоятельная работа по заполнению таблицы с последующим обсуждением.

УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВЫХ СИСТЕМ

Уровень организации

Биологическая система

Элементы, образующие систему

Значение уровня в органическом мире

Макромолекулы нуклеиновых кислот, белков, АТФ

Кодирование и передача наследственной информации, обмен веществ, превращение энергии

Структурные части клетки и биологические молекулы

Существование клетки лежит в основе размножения, роста и развития живых организмов, биосинтеза белка.

Совокупность клеток и межклеточного вещества

Разные виды тканей у животных и растений отличаются строением и выполняют различные функции. Изучение этого уровня позволяет проследить эволюцию и индивидуальное развитие тканей

Позволяет изучить строение, функции, механизм действия, происхождение, эволюцию и индивидуальное развитие органов растений и животных

Клетки, ткани. Органы и системы органов с их уникальными жизненными функциями

Обеспечивает функционирование органов в жизнедеятельности организма, приспособительные изменения и поведение организмов в различных экологических условиях

Совокупность особей одного вида

Осуществляет процесс видообразования

Исторически сложившаяся совокупность организмов разного ранга в сочетании с факторами окружающей среды

Круговорот веществ и энергии

Здесь происходят все круговороты веществ и энергии, связанные с жизнедеятельностью всех живых организмов, обитающих на Земле.

1) Изучить параграф 1.3, вопросы на с.20,; с.21 – вопросы для обсуждения.

2) Подготовить сообщение «История изучения клетки с XVI по XX век”, « Создание клеточной теории и её положения»

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по биологии в условиях реализации ФГОС ООО

К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)

Читайте также:  Природные ресурсы страны какие места занимают

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.758 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

Курс профессиональной переподготовки

Анатомия и физиология: теория и методика преподавания в образовательной организации

К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.758 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов биологии в условиях реализации ФГОС

К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.758 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

Методология школьного биологического эксперимента в контексте подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по биологии

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 10 000 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Дистанционные курсы для педагогов

Нововведения в новом учебном году 2023

Открытая сессия для учителей и руководителей образовательных организаций

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 331 210 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Тема

§ 2. Основные критерии живого. Уровни организации живой природы. Биологические системы Больше материалов по этой теме

Другие материалы

  • Учебник: «Биология. Введение в общую биологию и экологию», Каменский А.А., Крискунов Е.А., Пасечник В.В.
  • Тема: Круговорот веществ в биосфере
  • Учебник: «Биология», Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. / Под ред. Пономарёвой И.Н.
  • Тема: § 18. Лист — часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа
  • Учебник: «Биология. Многообразие покрытосеменных растений», Д. И. Трайтак, Н. Д. Трайтак; под редакцией В. В. Пасечника
  • Тема: Размножение голосеменных растений
  • Учебник: «Биология. Многообразие покрытосеменных растений», Д. И. Трайтак, Н. Д. Трайтак; под редакцией В. В. Пасечника
  • Тема: Вегетативное размножение покрытосеменных растений
  • Учебник: «Биология. Многообразие покрытосеменных растений», Д. И. Трайтак, Н. Д. Трайтак; под редакцией В. В. Пасечника
  • Тема: Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменение листьев
Читайте также:  Тюлень природная зона обитания

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «ФГОС общего образования: формирование универсальных учебных действий на уроке биологии»
  • Курс повышения квалификации «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности»
  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты реализации элективного курса «Антропология и этнопсихология» в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Государственная итоговая аттестация как средство проверки и оценки компетенций учащихся по биологии»
  • Курс повышения квалификации «Нанотехнологии и наноматериалы в биологии. Нанобиотехнологическая продукция»
  • Курс повышения квалификации «Основы биоэтических знаний и их место в структуре компетенций ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Анатомия и физиология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Гендерные особенности воспитания мальчиков и девочек в рамках образовательных организаций и семейного воспитания»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация производственно-технологической деятельности в области декоративного садоводства»
  • Курс повышения квалификации «Составление и использование педагогических тестов при обучении биологии»
  • Курс повышения квалификации «Инновационные технологии обучения биологии как основа реализации ФГОС»

Оставьте свой комментарий

  • 13.02.2021 1812
  • DOCX 22.5 кбайт
  • 207 скачиваний
  • Рейтинг: 1 из 5
  • Оцените материал:

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал. Удалить материал

Автор материала

  • На сайте: 8 лет и 1 месяц
  • Подписчики: 6
  • Всего просмотров: 490793
  • Всего материалов: 1302

Дистанционные курсы
для педагогов

28 минут

122 минуты

32 минуты

  • Рабочий лист
  • Рабочий лист на тему
  • Рабочий лист

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью