Урок — конференция по окружающему миру «Будь природе другом». УМК «Школа России».
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Конспект урока окружающего мира: «Будь природе другом». 2 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bud_prirode_drugom_2kl.konspekt.docx | 27.92 КБ |
bud_prirode_drugom.ppt | 852 КБ |
vyveski.doc | 22 КБ |
kartochki_s_zad.doc | 33.5 КБ |
razdatochnyy_mat-l.docx | 1.78 МБ |
stikh.-ya.doc | 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Будь природе человеком (2класс)
- Продолжить знакомство с Красной книгой.
- Расширить и углубить знания детей о животных и растениях, встречающихся в нашей местности.
- Продолжить формирование ответственного отношения детей к природе на основе объяснения тесных взаимосвязей растений, животных, людей.
- Познакомить с Правилами друзей природы.
- Продолжить формирование универсальных учебных действий в выполнении Правил друзей природы.
- Обратить внимание детей на необходимость воспитания в себе чувства ответственности за свое поведение в природе.
- Развивать внимание, мышление и воображение, умение работать подгруппами.
Форма проведения урока: урок- конференция.
Повторение пройденного материала.
– О чем шла речь на прошлом уроке? (О Красной книге)
– Что такое Красная книга? ( Красная книга – это книга, которая содержит сведения о редких и исчезающих растениях и животных)
– Как выглядела первая Красная книга? (Обложка была красная, а страницы – разноцветные: красные, желтые, белые, серые и зеленые)
– В каком году была издана Международная красная книга? (В 1966 году)
– Почему для ее обложки выбрали красный цвет? (Красный цвет – сигнал опасности)
– Для чего в этой книге выбрали разноцветные страницы? (Для того, чтобы было видно, в каком положении находится то или иное животное и растение: исчезающие, сохраняющиеся, редкие, неопределенные и восстанавливающиеся)
– Какие виды растений и животных заносятся в эту книгу? (Редкие и исчезающие)
– По какой причине растения и животные могут менять свое местонахождение в Красной книге? (Если судьба животного или растения меняется в лучшую или худшую сторону)
III. Сообщение темы и задач урока.
– Сегодня наш урок пройдет в виде конференции.
– Все вы сегодня будете представлять «Комитет по охране природы» (открывается надпись на доске), СЛАЙД. где работают различные отделы. Каждая группа обучающихся – отдел по охране.
–Каждый сейчас отправится в тот отдел, где обозначен круг на столе. (Дети переходят в группы)
– Прочитайте табличку на своем столе (Отделы следующие: по охране зверей; по охране птиц; по охране насекомых; по охране растений)
– Мы продолжим разговор об охране природы и подумаем о том, что зависит непосредственно от нас. В ходе урока мы выведем правила нашего поведения в природе, от которого зависит состояние окружающей среды.
– Вам придется самостоятельно составить «Свод законов о природопользовании » (использование природной среды для удовлетворения экологических, экономических, культурно-оздоровительных потребностей общества) и отразить каждый закон в определенном запрещающем знаке.
– Пользуясь кодом, расшифруйте название темы. (На СЛАЙДЕ2. открывается запись)
– Тема нашего урока: Будь природе другом! (СЛАЙД 3. ).
– В природе все тесно связано между собой. Человек сам является частью природы и связан с окружающей средой: с землей, водой, воздухом и всеми живущими вокруг живыми организмами. Природа отдает людям свои богатства, открывает свои тайны тем людям, которые любят ее, терпеливо наблюдают и бережно, с уважением относятся к ней.
– В первом классе вам говорили о том, что не надо рвать цветы на лугах, в лесах и ловить бабочек. Почему? (С цветов пчелы собирают нектар, они их опыляют и дают развитие. Бабочки – опылители растений. А сорванные цветы все равно завянут, пока несем до дома).
– Почему в лесу надо соблюдать тишину? (Потому что шум, громкая музыка и крики в лесу пугают птиц, зверей и насекомых).
– Правильно. От шума в лесу все спрячутся и затаятся.
– Если ты хочешь увидеть в природе много интересного и услышать пение птиц, жужжание насекомых, писк лесной мыши – затаись, не шуми, прислушайся к шорохам и звукам. Ты – в гостях у природы, помни об этом!
– Внимательно рассмотрите схему СЛАЙД 4. Расскажите с ее помощью, почему многие растения и животные встречаются все реже? (Дети перечисляют: убивают животных, вырубают леса, ловят рыб сетями, ловят сачками бабочек, срывают цветы, заводы сливают грязную воду в водоемы).
– Правильно, сейчас вы мне все это рассказали, используя знаки схемы.
– Многие правила поведения в природе можно сообщить не только с помощью слов, но и с помощью условных знаков. Вспомните знаки, которыми руководствуются водители на дорогах. Какие вы знаете знаки дорожного движения? (Запрещающие знаки ) (постепенно СЛАЙД 5. )
– Правильно. Они запрещают машине превышать скорость или двигаться в каком-то направлении. Они круглой формы и в красной окантовке.
– Еще, какие знаки есть? ( Предупреждающие знаки ).
– Верно. Эти знаки предупреждают водителя, что впереди скользкая дорога или крутой спуск. Эти знаки треугольной формы и так же в красной окантовке.
– Может быть, вы еще знаете названия дорожных знаков? ( Разрешающие ).
– Молодцы. Уже по названию понятно, что они что-то разрешают. Например, «пешеходный переход» или «велосипедная дорожка».
Показываю образцы дорожных знаков.
– Охрана растений и животных – проблема государственная (Россия и др.), а вот мы с вами можем ли помочь природе, стать ей другом? (Можем: не будем рвать цветы, ломать деревья, разорять гнезда и т.д.)
– При входе в лес тоже можно было бы вешать специальные знаки. Какие? Давайте познакомимся с некоторыми из них, которые придумали герои нашего учебника Сережа и Надя. (На СЛАЙДЕ 6. «экологические знаки» Правил друзей природы).
– Давайте зачитаем их и посмотрим, какими значками они изобразили эти правила.
Дети читают вслух «Правила друзей природы».
– Какой формы эти знаки? (Эти знаки круглой формы).
– Какого цвета у них окантовка? (Окантовка красного цвета)
– О чем это нам говорит? (Это запрещающие знаки).
– Правильно. Это запрещающие знаки.
V. Физкультминутка . СЛАЙД. 7!! (проводит обуч.)
(ВКЛ. под запись «Голоса леса).
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
Продолжаем наш урок. (Дети садятся за парты.)
VI. Продолжение изучения материала.
– Отдохнули? Хорошо. Сели ребята.
– Вот теперь начинается работа ваших отделов по охране зверей, по охране птиц, по охране насекомых и по охране растений. (СЛАЙД8. постепенно..) Вам необходимо выбрать начальников отдела, которые будут регулировать работу всех сотрудников.
– Вам придется самостоятельно составить «Свод законов о природопользовании» и отразить каждый закон в определенном запрещающем знаке, согласно названия своего отдела.
– Помните, что в данный момент вы решаете очень серьезную проблему защиты братьев своих меньших от жестокости, равнодушия, пренебрежительности злых людей. Вы тот щит, который укроет планету Земля и поможет ей расцвести и засиять яркими красками.
– Каждому отделу я раздам карточку с заданием. На обсуждение, выполнение задания и определение отвечающих отводится 10-15 минут. Можете использовать книги «Атлас определитель», фото и доп. материал. В конце каждый отдел отчитается о проведенной работе.
Пока дети готовятся, отвожу каждому «Отделу» место на доске для расположения рисунков запрещающих и иных знаков.
Карточка 1 (Отдел охраны зверей)
1. Отгадайте загадки:
– Я – зверек, лесной,
Встал, как столбик, под сосной
И стою среди травы –
Уши больше головы. (Заяц)
Кто зимой, забыв тревоги,
Крепко спит в своей берлоге? (Медведь)
Не мышь, не птица,
В лесу резвится,
На деревьях живет
И орешки грызет. (Белка)
2. Расскажите об одном из этих животных по плану:
- Внешний вид.
- Место обитания.
- Убежище (нора, дупло, берлога и т.д.)
- Чем питается?
- Почему человек истребляет?
3. Составьте правила защиты зверей. Напишите их в документе под названием «Свод законов о природопользовании»
4. Нарисуйте знак или знаки, запрещающие вредить зверям.
Карточка 2 (Отдел охраны птиц)
1. Отгадайте загадки:
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней.
Кто же это? (Соловей)
Пестрая крякуша
Ловит лягушек (Утка)
В лесу под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд – приятель!»
И ставит подпись… (Дятел)
2. Расскажите об одной из этих птиц по плану:
- Внешний вид.
- Место обитания.
- Есть ли у этой птицы особенности, какие?
- Чем питается?
- Почему истребляется человеком?
3. Составьте правила защиты птиц и их потомства. Напишите их в документе под названием «Свод законов о природопользовании»
4. Нарисуйте знак или знаки, запрещающие вредить птицам.
Карточка № 3 (Отдел охраны насекомых)
1. Отгадайте загадки:
Я – пятнистая букашка,
Если в руки попаду –
Притворюсь больною тяжко,
В обморок я упаду. (Божья коровка)
Не птичка,
А с пестрыми крыльями. (Бабочка)
Летит – пищит,
Сядет – молчит;
Кто его убьет,
Тот свою кровь прольет. (Комар)
2. Расскажите об одном из этих насекомых по плану:
- Внешний вид.
- Место обитания.
- Чем интересно насекомое?
- Чем питается?
- Почему человек истребляет?
3. Составьте правила защиты насекомых. Напишите их в документе под названием «Свод законов о природопользовании»
4. Нарисуйте знак или знаки, запрещающие вредить насекомым.
Карточка № 4 (Отдел охраны растений)
1. Отгадайте загадки:
Что же это за девица,
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель)
Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок –
И остался стебелек. (Одуванчик)
Стоит красавица на полянке:
В белом сарафане,
В зеленом полушалке. (Береза)
2. Расскажите об одном из этих растений по плану:
- Внешний вид.
- Где растет?
- Чем интересно растение?
- Как человек использует?
3. Составьте правила защиты растений. Напишите их в документе под названием «Свод законов о природопользовании»
4. Нарисуйте знак или знаки, запрещающие вредить растениям.
– Итак, работа подходит к концу, и я прошу рассказать всем о выполненной работе своих отделов.
Начальники отделов должны распределить, кто будет отвечать на поставленные вопросы среди сотрудников.
Выступают ребята со своими сообщениями.
– Хорошо потрудились ребята. Молодцы.
ДОП! (по вр.)– А сейчас, я хочу прочитать рассказ в вашем учебнике Юрия Аракчеева, который называется «Сидел в траве кузнечик…» (чтение рассказа)
– О чем шла речь в тексте? (О том, как два жестоких мальчика издевались над кузнечиком, а третий добрый мальчик отпустил его на волю).
– Узнав о Красной книге России, Сережа и Надя, герои нашего учебника составили свою Красную книгу. Вот какие растения и животные попали на ее страницы. (слайд)
– Знаете ли вы их названия? Проверить себя вы сможете на «Страничках для самопроверки» учебника.
– Почему ребята решили взять под защиту растения и животных, которые не занесены в Красную книгу? (Потому что ребята и взрослые их уничтожают).
– Если бездумно относиться к окружающему нас миру, то в скором времени на страницах
Красной книги появится много новых объектов, требующих заботы и охраны.
Затем заранее подготовленные дети рассказывают стихотворение о правилах поведения в природе
– Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
– Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять:
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?
– Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость,
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Помоги лесным зверюшкам,
Приготовь для них кормушки.
– И тогда любой зверек –
Будь то ласка иль хорек,
Еж лесной, речная рыба –
Скажет: «Ты – мой друг! Спасибо!»
VII. Подведение итогов урока (рефлексия). СЛАЙД!10
– Давайте подведем итоги нашей конференции
– Какой вывод мы можем сделать после всего услышанного и увиденного?
– Необходимо не только знать животных и растения, которые входят в Красную книгу и охранять их, но и бережно относиться ко всем животным, защищать их.
– Надо бережно относиться ко всему, что нас окружает. Нельзя уничтожать растения и животные, которые нам не нравятся, так как в природе все взаимосвязано.
– А какой отдел «Комитета по охране природы» потрудился лучше? Я, думаю, что все сотрудники отделов охраны потрудились на славу. Ведь каждое самостоятельно сформулированное правило и каждый придуманный знак– это крупинка ваших полученных знаний.
– Поработали на «5»,
VIII. Домашнее задание.
– Всем спасибо за отличную работу!
Источник