Урок фет лирика природы

Конспект урока по литературе для 10 класса на тему «Лирика природы в творчестве А. А. Фета»

Единица содержания: система поэтического мышления Фета как средство понимания смыслового содержания стихотворного текста.

Первый этап урока (10 минут)

Подготовка к познавательной деятельности.

Мир во всех своих частях равно прекрасен.

Красота разлита по всему мирозданию и, как все дары

природы, влияет даже на тех, которые ее не сознают…

1) Чтение наизусть стихотворения А.А. Фета

(Индивидуальные задания — Буравлева Елена и Лаптев Максим)

Благовонная ночь, благодатная ночь,

Раздраженье недужной души!

Всё бы слушал тебя — и молчать мне невмочь

В говорящей так ясно тиши.

Широко раскидалась лазурная высь,

Эти звезды кругом точно все собрались,

Не мигая, смотреть в этот сад.

А уж месяц, что всплыл над зубцами аллей

И в лицо прямо смотрит, — он жгуч ;

В недалекой тени непроглядных ветвей

И сверкает, и плещется ключ.

И меняется звуков отдельный удар;

Так ласкательно шепчут струи,

Словно робкие струны воркуют гитар,

Словно всё и горит и звенит заодно,

Чтоб мечте невозможной помочь;

Словно, дрогнув слегка, распахнется окно

Поглядеть в серебристую ночь.

2) Фронтальный опрос (отвечая на вопросы, учащиеся обращают внимание на поэтический словарь)

1) Какие эмоции вы испытали?

2) Как Фету удается вызвать в вас эти эмоции? Чем его стихотворения отличаются от произведений других поэтов?

3) Какие мгновения жизни пытается запечатлеть Афанасий Фет?

4) Для чего это необходимо Фету? (обращаем внимание на эпиграф к первому этапу урока).

На экране «Поэтический словарь»

Психологический параллелизм — последовательное сопоставление картин, мотивов, образов из мира природы и ситуаций, отношений, поступков людей.

Синтаксический параллелизм — это единообразное построение нескольких предложений, в которых одинаково выраженные члены располагаются в одной последовательности.

Постановка проблемного вопроса урока:

1 ) Каково смысловое содержание поэтических произведений Фета о природе?

Второй этап урока (25 минут)

Комплексное применение знаний.

1) Чтобы разобраться в том, что в мире природы поражает Фета, какие мгновения жизни он пытается запечатлеть и какие средства использует, чтобы воздействовать на наш внутренний мир, я предлагаю вам поработать в поэтических лабораториях.

«Поэтическая лаборатория №1»

Инструкция для работы в группе

1) Вам дано 2 стихотворения о природе. При ответе вы выразительно читаете оба стихотворения, но для анализа выбираете только одно.

2) Проанализируйте стихотворение по предложенным вопросам, которые отражают систему поэтического мышления Фета попутно заполняя карту урока:

а) какие картины природы, мгновения волнуют Фета (найдите в поэтическом тексте слова, которые помогают вам это понять, назовите их);

б) назовите изобразительные средства (см. словарь на экране), с помощью которых Фет воздействует на эмоциональную сферу человека;

в) определите авторский замысел всего стихотворения.

3) Подберите, согласно смыслу поэтического текста, музыкальное сопровождение.

4) Создайте картину — впечатление по стихотворению Фета в программе Sketch book .

5) Выберите один из предложенных эпиграфов к вашему ответу, объясните свой выбор.

Читайте также:  Сочинение рассуждение про природу

Для художника впечатление, вызвавшее произведение,

дороже самой вещи, вызвавшей это впечатление .

А.А. Фет, русский поэт

Чайковский тысячу раз прав, так как меня всегда из определенной области слов тянуло в неопределенную

область музыки, в которую я уходил,

насколько хватало сил моих.

А.А. Фет, русский поэт

« Вообще ему близко все гибкое, нежное, летучее,

“трепещущее” — природа предстает в отблесках, тенях, сгущениях, отражениях; эти воздушные переливы красок сближают его поэзию с живописью импрессионистов”

Михаил Наумович Эпштейн,

российский лингвист, литературовед, философ.

Этот вздох ночной селенья,

Мягче взор твой горделивый.

«Поэтическая лаборатория № 2 »

Инструкция для работы в группе

1) Вам дано 2 стихотворения о природе. При ответе вы выразительно читаете оба стихотворения, но для анализа выбираете только одно.

2) Проанализируйте стихотворение по предложенным вопросам, которые отражают систему поэтического мышления Фета, попутно заполняя карту урока:

а) какие картины природы, мгновения волнуют Фета (найдите в поэтическом тексте слова, которые помогают вам это понять, назовите их);

б) назовите изобразительные средства (см. словарь на доске), с помощью которых Фет воздействует на эмоциональную сферу человека;

в) определите авторский замысел всего стихотворения.

3 ) Подберите, согласно смыслу поэтического текста, музыкальное сопровождение.

4 ) Создайте фильм по стихотворению Фета в программе iMovie , используя изображения импрессионистов.

5 ) Выберите один из предложенных эпиграфов к вашему ответу, объясните свой выбор.

Для художника впечатление, вызвавшее произведение,

дороже самой вещи, вызвавшей это впечатление .

А.А. Фет, русский поэт

Чайковский тысячу раз прав, так как меня всегда из определенной области слов тянуло в неопределенную

область музыки, в которую я уходил,

насколько хватало сил моих.

А.А. Фет, русский поэт

« Вообще ему близко все гибкое, нежное, летучее,

“трепещущее” — природа предстает в отблесках, тенях, сгущениях, отражениях; эти воздушные переливы красок сближают его поэзию с живописью импрессионистов”

Михаил Наумович Эпштейн,

российский лингвист, литературовед, философ .

За вздохом утренним мороза,

Как странно улыбнулась роза

В день быстролетней сентября!

В давно безлиственных кустах

Как дерзко выступать царицей

С приветом вешним на устах.

Расцвесть в надежде неуклонной —

С холодной разлучась грядой,

Прильнуть последней, опьяненной

Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне,

Травы степные унизаны влагой вечерней,

Речи отрывистей, сердце опять суеверней,

Длинные тени вдали потонули в ложбине.

В этой ночи, как в желаниях, все беспредельно,

Крылья растут у каких-то воздушных стремлений,

Взял бы тебя и помчался бы так же бесцельно,

Свет унося, покидая неверные тени.

Можно ли, друг мой, томиться в тяжелой кручине?

Как не забыть, хоть на время, язвительных терний?

Травы степные сверкают росою вечерней,

Месяц зеркальный бежит по лазурной пустыне.

Третий этап урока (7 минут)

Итог на рефлективной основе

Сила Фета в том, что поэт наш, руководимый своим вдохновением, умеет забираться в сокровеннейшие

тайники души человеческой…

Александр Васильевич Дружинин,

русский писатель, критик, переводчик

Чтение учителем стихотворения наизусть.

Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Читайте также:  Природные ресурсы узбекистана золото

Весь бархат мой с его живым миганьем —

Не спрашивай: откуда появилась?

Здесь на цветок я легкий опустилась

Надолго ли, без цели, без усилья,

Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья

Дмитрий Сергеевич Мережковский как-то сказал: «Стихи Пушкина – золотые, стихи Лермонтова стальные, стихи Некрасова – каменные». А стихи Фета?

В какие тайники вашей души сумел проникнуть сегодня Афанасий Фет?

Обращаемся к проблемному вопросу урока:

2) Каково смысловое содержание поэтических произведений Фета о природе?

Четвертый этап урока (3 минуты)

Задавание домашнего задания

Выучить наизусть одно стихотворение Ф.Ф. Фета (на выбор).

Система поэтического мышления А.А. Фета

КРАСОТА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА МГНОВЕНИЯ ЖИЗНИ

ГАРМОНИЧНАЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ

Импрессионизм в лирике А.А. Фета

О. Ренуар «Тропинка в высокой траве» (1874), О. Ренуар «Качели» (1876), Э Мане «Завтрак на траве» (1863), К. Моне «Дикие маки» (1873), К. Моне «Бульвар Капуцинок», А. Сислей «Дорога в лесу» (1879), К Писсарро «Бульвар Монмартр. Солнце после полудня» (1897).

Характеризуя творческую манеру Фета, часто говорят также о его импрессионизме, сравнивая его таким образом с художниками французской импрессионистической школы (Клод Моне, Писарро, Сислей, Ренуар), которые пытались запечатлеть в своих полотнах тонкие, едва уловимые изменения в освещении пейзажа, так что могли писать картину с натуры лишь по полчаса в день. При этом на их картинах преобладали светлые тона. Импрессионизм, по словам П. В. Палиевского, основан «на принципе непосредственной фиксации художником своих субъективных наблюдений и впечатлений от действительности, изменчивых ощущений и переживаний». Признак этого стиля — «стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое ощущение штрихах. ». Импрессионистический стиль давал возможность «„заострить» и умножить изобразительную силу слова».

Сравнение Фета с импрессионистической живописью или музыкой (Сен-Санс, Дебюсси), конечно, достаточно условно и может восприниматься скорее как метафора, чем как термин, но эта ассоциация верна в том отношении, что Фет тоже описывает отдельные, рассеянные, мимолетные мгновения жизни, поражающие своей красотой, какими они предстают ему в его воспоминаниях.

Первая особенность , которая роднит импрессионизм в живописи и лирику Фета – предмет изображения, стремление зафиксировать впечатление от мига, в котором отразилось движение жизни, ее текучая форма, переливы настроений, «трепет жизни». П. Н.Кудрявцев (в рецензии на сборник 1850 г.) сравнивает стихотворения Фета с ноктюрнами Шопена, находя там и здесь одинаковую меланхолическую нежность и самоуглубленность. Сердце поэта, пишет Кудрявцев, «не утерпит и отзовется на всякий звук в природе, откликнется на всякий призыв ее, принесет ли его теплая ночь или свежее весеннее утро, зимний, снегом белеющий вечер или зноем дышащий воздух жаркого летнего дня» (Цит. по ст. Г. Г. Елизаветиной, с. 151). Например, в одноименном стихотворении поэт изображает бабочку – «весь бархат…» «с его живым миганьем». Это «живое миганье» больше всего интересует поэта, поэтому он стремится его запечатлеть. Картины импрессионистов рассказывают о радости жизни, о красоте природы, о мимолетных состояниях души. Социальные проблемы остались в стороне. О. Ренуар говорил, что в мире и так много зла и не стоит его умножать с помощью полотен [12].

Читайте также:  Укажите невозобновляемые природные ресурсы

Вторая особенность – содержание и цель искусства. Нами уже отмечалось то, что главной эстетической категорией импрессионизма являлось прекрасное. В русском литературоведении теория «чистого искусства», или «искусство для искусства», объявила красоту единственным содержанием и конечной целью искусства. Полемика об эстетических принципах «чистого искусства» развернулась в период острой общественной борьбы конца 50-х – начала 60-х годов… Из статей сторонников «чистого искусства» наиболее известны: «Критика гоголевского периода русской литературы и наши к ней отношения» А. В. Дружинина, направленная против «Очерков гоголевского периода русской литературы» Н. Г. Чернышевского («Библиотека для чтения», 1856, т. 140), «Стихотворения А. Фета» В. П. Боткина («Современник», 1857, № 1), которую Л. Н. Толстой назвал «поэтическим катехизисом поэзии» (письмо Боткину от 01.01.01 года), а также статья самого А. А. Фета «Стихотворения Ф. Тютчева». В ряду этих программных выступлений статья Фета выделяется тем, что Фет был приверженцем этой теории [66]. А. А. Фет утверждал, что художнику дорога только одна сторона предметов – их красота. Понимая красоту, гармонию как изначальные, неотъемлемые свойства природы и всего мироздания, поэт отказывается видеть их в общественной жизни:

Способность передать яркость, красочность природы (пурпур, серебро, янтарь, сиянье, синева) – это третья особенность стихов Фета и полотен импрессионистов.

Четвертая особенность – тождество человека и природы. В поэзии это выражено с помощью особого приема – психологического параллелизма. Природа любит не вместо человека, а вместе с человеком. Аналогия с душевным состоянием человека проведена настолько тонко, что трудно отделить мир природы от мира чувств. Зоркость души очень важна для художника. Сложные задачи психологического и философского характера диктовали поэту необходимость искать новые изобразительные средства. Найденные им крупицы образной новизны производили впечатление необычности и даже странности. Очень часто в работах филологов приводится цитата: «А мне все тут непонятно… я не понимаю связи между любовью и снегом», — жаловался на Фета один из критиков. А между тем уловление связи между «любовью и снегом» было новшеством, равным и для прозы и для поэзии. Л. Озеров писал об этом: «В эпоху Фета так не говорили: «тающая скрипка » (на инструмент перенесено впечатление от издаваемых им звуков), «овдовевшая лазурь», «травы в рыдании», «ясный воздух сам робеет на мороз дохнуть», «в нем слишком много слез»… Это было дерзко и в известной степени вызывающе.

Подводя итоги, мы можем выделить следующие признаки импрессионизма в лирике Фета:

— стремление передать впечатление от мимолетных явлений жизни, показать мир в его подвижности, изменчивости; зафиксировать нюансы чувств;

— тождество состояния природы и внутреннего мира человека;

— способность передать красочную прелесть природы, богатство человеческой души;

— поиск новых способов поэтической выразительности.

Источник

Оцените статью