Урок географии карта природных зон

Технологическая карта урока географии 7 класса по теме » Природные зоны Земли»

— формировать основные умения и навыки работы с учебником, картами, атласом и текстом.

Планируемые результаты урока

— сформулировать определение понятия «природная зона»;

— знать основные причины смены природных зон;

— называть и показывать границы природных зон;

— называть географическое положение природных зон с помощью тематической карты;

— приводить примеры основных представителей растительного и животного мира некоторых природных зон;

— описывать внешний облик природных зон;

— работать с картами и атласом.

— определять тему, цель, проблему в процессе учебной деятельности;

— выбирать средства достижения цели в парах, группе и индивидуально;

— оформлять результаты по изученному материалу в виде таблиц, схем;

— излагать свое мнение (в монологе, в диалоге), аргументируя, подтверждая фактами;

— организовывать свою работу в группе.

— овладение определённой системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

— использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природных зон;

— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её рационального использования;

— развитие внимания, творческого мышления.

Основные понятия, изучаемые на уроке: Природная зона. Виды природных зон. Широтная зональность. Высотная поясность.

Решаемая учебная проблема: Как более точно описать природу материка или страны с помощью источников географической информации.

Практическая работа: Описание природных зон по плану.

1. Учебник. География. 7 класс. Страны и континенты. А.И. Алексеев. – М.: Просвещение, 2021г.

2. Атлас 7 класс. География материков и океанов. Издательство: Дрофа, 2018

3. Настенная карта природных зон Земли.

ИКТ на уроке: Презентация «Природные зоны Земли.»

Организационный момент

— Здравствуйте ребята! Как ваше настроение?

— Вы готовы к новым знаниям?

Чтобы получить сегодня «5» —

Надо много знать, думать, рассуждать.

Верю, что каждого ждёт свой успех,

Душою болею за вас за всех.

Взаимодействие с учителем.

1. Актуализация знаний

Прежде чем начать новую тему, я предлагаю вам ответить на вопросы.

1.Многолетний режим погоды, характерный для данной территории.

2.Все неровности земной поверхности.

3.Верхний плодородный слой земной поверхности.

2. Постановка учебной проблемы.

— Представьте такую ситуацию «вас пригласили в телепрограмму о путешествиях (например, «Орёл и решка»), где вы должны описать природу какой-нибудь страны! Какую страну бы вы посетили?»

Читайте также:  Об ученом который изучал природу

— Ребята, а как вы считаете можно ли подробно описать природу страны не побывав в ней? (а с помощью источников географической информации?)

С какой проблемой мы столкнулись: Как более точно описать природу с помощью источников географической информации.

Вступают в диалог с учителем, называют страны.

3. Формулирование проблемы. Планирование учебной деятельности.

Прошу внимание на экран. (картинки природных зон)

Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Учитель при необходимости уточняет.

Окончательная тема нашего урока звучит так: «Природные зоны Земли».

Какую цель вы для себя определите, каких результатов вы должны достичь к концу урока? Что должны узнать?

Цель: узнать, что такое природная зона, какие бывают природные зоны, как они размещаются на Земле.

4. Открытие нового знания

Какие природные зоны вам известны?

А, что такое природные зоны? Откройте учебник стр. 77, найдите определение.

Кто скажет: Что такое Природные зоны? (Природные зоны – это зональные природные комплексы равнин в пределах географических поясов Земли)

А что такое Природный комплекс? Вспомните! (Участок земной поверхности, который отличается особенностями природных компонентов – почвы, раст. и жив. мир, поверхностные воды и т.д.)

А какие географические пояса Земли вам известны? (экваториальный, тропический, умеренный, арктический и т.д.)

Какая карта нам сегодня необходима для работы? (Карта природных зон)

Открываем карту природных зон в учебнике стр.78

Посмотрите на карту. Разными цветами обозначены природные зоны. Видите, какое многообразие природных зон на нашей планете.

Кто назовёт природные зоны Земли! А почему природные зоны имеют такие названия (например – «смешанные леса», «тайга» и т.д.)?

Своё название природные зоны получили от характера преобладающей растительности.

А отчего зависит многообразие природных зон? (климат, влага, солнце и т.д.)

Верно! Г лавное отличие природных зон друг от друга – это соотношение тепла и влаги. (там, где достаточно тепла и влаги — растительность будет пышная, а где не достаточно – скудная)

Откройте Климатическую карту мира в атласе стр.10 и сравните с картой природных зон в учебнике. Что вы видите? В чём схожесть? ( Совпадение границ)

Ребята, а как природные зоны размещены по Земле? ( сменяют друг друга с севера на юг) . Правильно! Смена природных зон от экватора к полюсам называется – широтной зональностью! ( Широтная зональность- смена природных зон от экватора к полюсам по мере уменьшения солнечного тепла и неравномерного увлажнения.)

Читайте также:  Особо охраняемые природные территории запрещенные виды деятельности

Глядя на карту природных зон можно отметить, что природная зональность бывает не только широтной (т.е. природные зоны сменяют друг друга с севера на юг полосами), но и меридиональной (когда природные зоны сменяют друг друга с запада на восток. Это хорошо прослеживается на материках, где суша достигает максимальных размеров.

На стр. 77 учебника найдите основные причины меридиональной смены природных зон. Итак, кто назовёт основные причины меридиональной смены природных зон? (удалённость от океанов, особенности общей циркуляции атмосферы, в т.ч. и океанические течения)

1. На каком материке самый большой набор природных зон, на каком самый маленький? (Евразия, Антарктида)

2. Какие материки схожи между собой по набору природных зон?

3. На каком материке расположение природных зон близко к широтному?

4. На каких материках природные зоны имеют меридиональное расположение?

Широтную и меридиональную смену природных зон нарушают особенности рельефа. Природные зоны в горах называются Высотной поясностью.

У вас на столах есть листочки с дополнительной информацией к уроку! Прочитайте пожалуйста.

Что такое высотная поясность? (Высотная поясность-последовательная смена природных зон с увеличением высоты над уровнем моря).

В каких широтах у гор будет больше количество высотных поясов? (чем ближе к экватору и чем выше горы)

Почему смена природных зон в горах происходит быстрее чем на равнинах? (Изменение температуры в горах происходит быстрее чем на равнине)

Чему всегда соответствует нижний пояс? (Природной зоне, в которой расположены горы)

1. Если нижний пояс гор находится в зоне арктических пустынь, сколько может быть высотных поясов в этих горах? (Только один- холодные пустыни)

2. Если нижний пояс гор находится в зоне экваториальных лесов, сколько может быть высотных поясов в этих горах? (Зависит от высоты гор: чем выше горы, тем больше.

3. Продолжите предложение: «Чем выше горы и чем ближе они к экватору…..» (Тем больше высотных поясов)

Сегодня мы совершим воображаемое путешествие в мир природных зон. Работать будете в парах. У вас на столах лежат маршрутные листы. Подпишите свои фамилии. В листах есть задание № 1 на описание природной зоны по плану. Каждая пара совместно опишет только одну природную зону, которая в ваших листах выделена жирным шрифтом! Описывая природные зоны, вы можете пользоваться атласом, учебником и дополнительной информацией, которую я приготовила для вас!

Читайте также:  Правовая природа ничтожной сделки

Все устали засиделись. Нам размяться захотелось!

Давайте совершим путешествие по природным зонам.

Прошу представить свои результаты классу. (представление результатов)

Находят определение в учебнике.

Источник

Конспект урока по географии «Природные зоны России»

3. Развивать бережное отношение и любовь к природе, воспитать любовь к земной поверхности, воздуху, почве, растительности.

Оборудование: учебник Т.М. Лифанова «География России, 7 класс», рабочая тетрадь, физическая карта России, карта природных зон, интерактивная доска (вывод на экран карты природных зон), ручка, карандаш, опорные слова на карточках: природная зона, природные условия, словарные слова, картинка, карта.

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Приветствие. Проверить готовность к уроку: учебник, ручка, карандаш, рабочая тетрадь и Приложение к учебнику.

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Первый уровень : (у доски)

1. Какие виды транспорта используются в нашей стране?

2. Каково предназначение каждого транспорта?

Второй уровень: (по карточкам)

1. Выделить виды транспорта, которые используют при доставке грузов в районах Крайнего Севера.

2. Указать, каким видом транспорта пользуются в Санкт-Петербурге? Почему этим?

Третий и четвертый уровень : Краткий пересказ текста

III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

1. Объяснение нового материала

– Рассказ о размещении природных зон на территории России (рассказ сопровождается иллюстрациями).

1. Зона арктических пустынь

2. Зона тундры и лесотундры

5. Зона полупустынь и пустынь

2. Характеристика арктических пустынь.

3. Растительность в каждой из зон

5. Использование ресурсов каждой зоны

4. Показ муляжей зон: арктической, тундры, лесотундры, тайги, степей, пустынь и полупустынь.

5. Сделать учащимся в тетради рисунок любой из зон по выбору. Показать учителю и классу

IV . ЗАКРЕПЛЕНИЕ

1. Чтение учащимися статьи про себя.

— Везде ли на территории России климат одинаков? – (3, 4 уровень)

— Как вы можете объяснить различие в климате в разных районах страны? (1,2 уровень)

— Назвать города, в которых климат теплее, холоднее (3, 4 уровень)

— Какое значение имеют почвы для жизни людей? (3, 4 уровень)

— Вспомнить, из чего образуется почва, затем ее обрабатывают и удобряют (1, 2 уровень)

3. Изучение значков размещения природных зон на территории России

Источник

Оцените статью