Урок географии природная зональность

Конспект урока по географии на тему: «Природная зональность», 7 класс

проблемного обучения, Информационно — коммуникационные, работа в малых группах.

Средства обучения : физическая карта мира, карта природных зон,; атласы; компьютер, мультимедийный проектор, экран; мультимедийная презентация «Природные зоны Земли».

Учебник — Алексеев А.И., Николина В.В., Болысов С.И., Кузнецова Г.Ю., Липкина Е.К., Фетисов А.С.: «Полярная звезда» « География. Страны и континенты» 7 класс – М.: «Просвещение»; Савельева Л.Е., Котляр О.Г. и др.: Географический атлас для 7класса общеобразовательных учреждений — М.: Просвещение ; Котляр О.Г.: Контурные карты для 7 класса общеобразовательных учреждений — М.: Просвещение

сформировать представления об особенностях природных зон, неоднородности географической оболочки Земли,

развивать картографические представления о размещении природных зон на материках.

дать представление об особенностях природных зон, ознакомить учащихся с факторами их размещения.

сформировать умения делать выводы о причинах образования природных зоны внутри климатических поясов на основе знаний о неоднородности географической оболочки Земли и распределении климатических поясов на Земле.

Формирование умения работать с терминологией предмета.

Развитие внимания, умений работать с картографическим и графическим материалом

Формирование умений анализировать, сравнивать, сопоставлять, при ответе приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения.

Формировать культуру устной и письменной речи учащихся:

Умение излагать материал логично и последовательно;

Умение правильно и точно пользоваться языковыми средствами для оформления высказывания;

Строить высказывания в определенном стиле в зависимости от цели;

Умение слушать и понимать речь учителя и товарищей, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы, развитие навыка осмысленного чтения;

Учить работать с различными источниками информации, правильно оформлять результаты самостоятельной работы, обучать составлению тезисов , конспектов.

Воспроизведение информации, извлечение информации из текста учебника , дополнительной литературы, карт.

Развитие связной речи на основе составления словосочетаний при выявлении варьирующих признаков, на основе упражнений вербально — графического плана; развитие описательной речи на основе рассказа и плана, данного учителем.

Воспитывать любовь к природе, умение видеть ее красоту. Формирование экологической культуры.

Планируемые результаты обучения:

Освоение предметных знаний:

Знать и раскрывать существенные признаки понятий «природная зона», «соотношение тепла и влаги», «широтная смена природных зон », «меридиальная смена природных зон». Знать основные факторы, влияющие на смену природных зон на Земле. Называть и показывать на картах границы природных зон. Знать и приводить примеры основных представителей растительного и животного мира природных зон. Приводить примеры взаимодействия человека и природы в пределах рассматриваемой природной зоны. Знать и описывать внешний облик природных зон. Называть и показывать с помощью тематической карты географическое положение природных зон. Приводить примеры и делать анализ хозяйственной деятельности человека в пределах рассматриваемой природной зоны. организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, уметь корректно отстаивать свою точку зрения.

Читайте также:  Украинское общество охраны природы

Познавательные: уметь анализировать, сравнивать, классифицировать факты, делать выводы и строить умозаключения; формулировать алгоритм работы с картой, сравнивать различные природные зоны, делать описание климатических поясов и природных зон мира»

овладевать навыками самостоятельного использования приобретенных новых знаний для выполнения практической работы. Научиться давать определения понятиям, осуществлять сравнение, приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения, строить высказывания в определенном стиле в зависимости от цели.

Регулятивные: уметь определять цель в деятельности. Формировать умения ставить вопросы, давать определение понятиям, строить логическое рассуждение.

Осознанно использовать речевые средства. Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Коммуникативные: Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, уметь корректно отстаивать свою точку зрения. Работать в группе. Делать аргументированные умозаключения.

  1. Организационный момент проверка готовности к уроку: на партах учебники, атласы, тетради, цветные ксерокопии природных зон..
  2. Актуализация ранее полученных знаний.

Сегодня на уроке мы продолжаем изучение главных закономерностей природы Земли, а именно: формирования природной зональности на Земле, особенности природных зон материков.

Для этого необходимо повторить домашнее задание.

Слайд №1 Обозначьте типы воздушных масс на Земле в зависимости от широты.

Слайд №2 Перечислите климатические пояса Северного полушария, начиная с экваториального

Поменяйтесь листочками и проверьте работу соседа ( взаимопроверка по эталону)

Учителю определить % качества и успеваемости.

3.Объяснение нового материала

На Земле велико разнообразие природных комплексов. Однако на фоне этого многообразия выделяются крупные части географической оболочки- природные зоны и высотные пояса. С чем это связано?( вопрос учащимся). Правильно, это связано с различным соотношением тепла и влаги, которые получает земная поверхность

Откройте тетради и запишите тему урока: Природные зоны Земли.

Цель нашего урока: определить взаимосвязь между формированием природных зон и факторов, определяющих этот процесс.

А) Для систематизации и конкретизации знаний, полученных на уроке, предлагаю вам составить план, по которому мы будем заниматься.

Учитель корректирует вопросы плана, предлагаемых учениками

  1. Причины формирования природных зон.
  2. Разнообразие природных зон.
  3. Особенности природных зон материков

а) факторы распространения растений и животных на материках

б) геологическая история материков

в) рельеф, особенности горных пород.

Б) выступление первого ученика – «Причины формирования природных зон» по слайду№3 – 4

В) выступление второго ученика. «Разнообразие природных зон» по слайду №5

— в тетради должны быть следующие записи, сделанные по рассказу учащихся по слайдам и рассказу учителя:

Читайте также:  Рыжова наш дом природа планируемые результаты

1. Формирование природных зон зависит:

А. от неравномерного распределения солнечного тепла по поверхности земли

Б. от неравномерного распределения влаги

В. от неоднородности географической оболочки

Г. От влияния воздушных масс

Заполнить таблицу ,используя учебник страницы 34-35

1. Лесные в условиях избыточного увлажнения

2. Травянисто – кустарниковые в условиях достаточного или слабо недостаточного увлажнения

3.Пустынные и полупустынные в условиях резко недостаточного увлажнения

7.Арктический и антарктический

Ледяные арктические и антарктические пустыни

Повторить и проверить по слайду № 6

На разных материках природные зоны имеют сходные черты, вместе с тем на особенности распространения растений и животных помимо климата, оказывают влияние:

1. геологическая история материков,

2. рельеф и особенности горных пород

Расположение природных зон на материках нарушается горами. В горах природные зоны сменяют друг друга от подножий к вершинам, здесь проявляется высотная поясность. слайд №7

Природные зоны формируются и в Мировом океане: от экватора к поясам изменяются свойства поверхностных вод, состав растительности и животного мира. Однако океанические природные комплексы не имеют ярко выраженных внешних различий.

4. Закрепление изученного материала

(самостоятельная работа в малых группах)

По выданному материалу (цветным ксерокопиям природных зон) и

  1. дайте краткую характеристику различным природным зонам.
  2. Назовите материки, на которых встречаются растения и животные этих природных зон.
  3. Назовите эндемичные виды растений и животных

Проверка самостоятельной работы

Подведём итоги. Вопросы учащимся: над чем работали сегодня на уроке?

На какие вопросы ответили?

Что вас удивило из того, что узнали сегодня на уроке?

О чём бы ещё хотели узнать на следующих уроках?

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Домашнее задание : учебник, стр. 76-79, ответить на вопросы с.79 (устно)

Творческое задание: подготовить сообщение об одном из заповедников или национальном парке планеты.

Источник

Разарботка урока по географии 7 класс по теме «Природная зональность»
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Цель: Сформировать знания о закономерности распространения природных комплексов от экватора к полюсам в зависимости от географической широты – природная зональность.

Образовательные: обобщить и углубить знания о природных зонах, как зональном природном комплексе с помощью различных источников информации.

Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе, с учебником, анализировать, делать выводы; развивать творческие , коммуникативные способности, воображение учащихся.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе на примере глобальных проблем человечества

— на предметном уровне: сформированы знания о закономерности распространения природных комплексов от экватора к полюсам в зависимости от географической широты, продолжают формировать умения работы с географической картой. У учащихся сформированы понятия «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность», знают и умеют различать природные зоны, давать им характеристику, могут делать выводы по особенностям их смены и причинами, вызывающими эту смену;

Читайте также:  Открытый урок география природные зоны африки

— на метапредметном уровне: формирование умений: 1) определять понятия; 2) устанавливать причинно-следственные связи; 3) строить логическое рассуждение и делать выводы; 4) работать с текстом и картами.

осознание целостности природы;

осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления

Образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Регулятивные образовательные результаты : определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической. Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально. Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки.

Коммуникативные образовательные результаты : излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии. Понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕ явном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста)

Различать в речи другого мнения, доказательства, факты. Корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность. Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно.

Основные понятия, изучаемые на уроке:

географический пояс, природная зона, закон географической зональности, высотная поясность, влажный экваториальный лес, саванна, жестколистные леса и кустарники, степь, тайга, широколиственный лес, смешанный лес, тундра, арктическая пустыня, холодная пустыня.

Тип урока: комбинированный урок

частично – поисковый, наглядно – иллюстративный

Приемы обучения: анализ, умозаключение, обобщение и систематизация

Оборудование, средства обучения: компьютер, проектор, презентация, карточки для индивидуального опроса

Организационная структура урока

Организационный период 1 мин.

Здравствуйте, ребята. Начинаем наш очередной урок географии. Предлагаю вам проверить вашу готовность к уроку, проследить за тем, чтобы на партах были все необходимые инструменты и школьные принадлежности. Все готовы, начинаем урок.

Дети проверяют готовность к уроку.

  1. Географическая оболочка – целая и непрерывная оболочка Земли, включающая … .
  2. Большинство процессов, происходящих в географической оболочке происходят за счет энергии … .
  3. Природный комплекс – это территория, в пределах границ которой существует определенное закономерное сочетание … .
  4. Компоненты природного комплекса …
  5. Крупнейший природный комплекс планеты Земля …

Одинаковы ли ПК Земли по территории? Назовите их

Обучающиеся устно с места отвечают на вопросы

Источник

Оцените статью