Конспект урока по географии на тему: «Природная зональность», 7 класс
проблемного обучения, Информационно — коммуникационные, работа в малых группах.
Средства обучения : физическая карта мира, карта природных зон,; атласы; компьютер, мультимедийный проектор, экран; мультимедийная презентация «Природные зоны Земли».
Учебник — Алексеев А.И., Николина В.В., Болысов С.И., Кузнецова Г.Ю., Липкина Е.К., Фетисов А.С.: «Полярная звезда» « География. Страны и континенты» 7 класс – М.: «Просвещение»; Савельева Л.Е., Котляр О.Г. и др.: Географический атлас для 7класса общеобразовательных учреждений — М.: Просвещение ; Котляр О.Г.: Контурные карты для 7 класса общеобразовательных учреждений — М.: Просвещение
сформировать представления об особенностях природных зон, неоднородности географической оболочки Земли,
развивать картографические представления о размещении природных зон на материках.
дать представление об особенностях природных зон, ознакомить учащихся с факторами их размещения.
сформировать умения делать выводы о причинах образования природных зоны внутри климатических поясов на основе знаний о неоднородности географической оболочки Земли и распределении климатических поясов на Земле.
Формирование умения работать с терминологией предмета.
Развитие внимания, умений работать с картографическим и графическим материалом
Формирование умений анализировать, сравнивать, сопоставлять, при ответе приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения.
Формировать культуру устной и письменной речи учащихся:
Умение излагать материал логично и последовательно;
Умение правильно и точно пользоваться языковыми средствами для оформления высказывания;
Строить высказывания в определенном стиле в зависимости от цели;
Умение слушать и понимать речь учителя и товарищей, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы, развитие навыка осмысленного чтения;
Учить работать с различными источниками информации, правильно оформлять результаты самостоятельной работы, обучать составлению тезисов , конспектов.
Воспроизведение информации, извлечение информации из текста учебника , дополнительной литературы, карт.
Развитие связной речи на основе составления словосочетаний при выявлении варьирующих признаков, на основе упражнений вербально — графического плана; развитие описательной речи на основе рассказа и плана, данного учителем.
Воспитывать любовь к природе, умение видеть ее красоту. Формирование экологической культуры.
Планируемые результаты обучения:
Освоение предметных знаний:
Знать и раскрывать существенные признаки понятий «природная зона», «соотношение тепла и влаги», «широтная смена природных зон », «меридиальная смена природных зон». Знать основные факторы, влияющие на смену природных зон на Земле. Называть и показывать на картах границы природных зон. Знать и приводить примеры основных представителей растительного и животного мира природных зон. Приводить примеры взаимодействия человека и природы в пределах рассматриваемой природной зоны. Знать и описывать внешний облик природных зон. Называть и показывать с помощью тематической карты географическое положение природных зон. Приводить примеры и делать анализ хозяйственной деятельности человека в пределах рассматриваемой природной зоны. организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, уметь корректно отстаивать свою точку зрения.
Познавательные: уметь анализировать, сравнивать, классифицировать факты, делать выводы и строить умозаключения; формулировать алгоритм работы с картой, сравнивать различные природные зоны, делать описание климатических поясов и природных зон мира»
овладевать навыками самостоятельного использования приобретенных новых знаний для выполнения практической работы. Научиться давать определения понятиям, осуществлять сравнение, приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения, строить высказывания в определенном стиле в зависимости от цели.
Регулятивные: уметь определять цель в деятельности. Формировать умения ставить вопросы, давать определение понятиям, строить логическое рассуждение.
Осознанно использовать речевые средства. Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им.
Коммуникативные: Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, уметь корректно отстаивать свою точку зрения. Работать в группе. Делать аргументированные умозаключения.
- Организационный момент проверка готовности к уроку: на партах учебники, атласы, тетради, цветные ксерокопии природных зон..
- Актуализация ранее полученных знаний.
Сегодня на уроке мы продолжаем изучение главных закономерностей природы Земли, а именно: формирования природной зональности на Земле, особенности природных зон материков.
Для этого необходимо повторить домашнее задание.
Слайд №1 Обозначьте типы воздушных масс на Земле в зависимости от широты.
Слайд №2 Перечислите климатические пояса Северного полушария, начиная с экваториального
Поменяйтесь листочками и проверьте работу соседа ( взаимопроверка по эталону)
Учителю определить % качества и успеваемости.
3.Объяснение нового материала
На Земле велико разнообразие природных комплексов. Однако на фоне этого многообразия выделяются крупные части географической оболочки- природные зоны и высотные пояса. С чем это связано?( вопрос учащимся). Правильно, это связано с различным соотношением тепла и влаги, которые получает земная поверхность
Откройте тетради и запишите тему урока: Природные зоны Земли.
Цель нашего урока: определить взаимосвязь между формированием природных зон и факторов, определяющих этот процесс.
А) Для систематизации и конкретизации знаний, полученных на уроке, предлагаю вам составить план, по которому мы будем заниматься.
Учитель корректирует вопросы плана, предлагаемых учениками
- Причины формирования природных зон.
- Разнообразие природных зон.
- Особенности природных зон материков
а) факторы распространения растений и животных на материках
б) геологическая история материков
в) рельеф, особенности горных пород.
Б) выступление первого ученика – «Причины формирования природных зон» по слайду№3 – 4
В) выступление второго ученика. «Разнообразие природных зон» по слайду №5
— в тетради должны быть следующие записи, сделанные по рассказу учащихся по слайдам и рассказу учителя:
1. Формирование природных зон зависит:
А. от неравномерного распределения солнечного тепла по поверхности земли
Б. от неравномерного распределения влаги
В. от неоднородности географической оболочки
Г. От влияния воздушных масс
Заполнить таблицу ,используя учебник страницы 34-35
1. Лесные в условиях избыточного увлажнения
2. Травянисто – кустарниковые в условиях достаточного или слабо недостаточного увлажнения
3.Пустынные и полупустынные в условиях резко недостаточного увлажнения
7.Арктический и антарктический
Ледяные арктические и антарктические пустыни
Повторить и проверить по слайду № 6
На разных материках природные зоны имеют сходные черты, вместе с тем на особенности распространения растений и животных помимо климата, оказывают влияние:
1. геологическая история материков,
2. рельеф и особенности горных пород
Расположение природных зон на материках нарушается горами. В горах природные зоны сменяют друг друга от подножий к вершинам, здесь проявляется высотная поясность. слайд №7
Природные зоны формируются и в Мировом океане: от экватора к поясам изменяются свойства поверхностных вод, состав растительности и животного мира. Однако океанические природные комплексы не имеют ярко выраженных внешних различий.
4. Закрепление изученного материала
(самостоятельная работа в малых группах)
По выданному материалу (цветным ксерокопиям природных зон) и
- дайте краткую характеристику различным природным зонам.
- Назовите материки, на которых встречаются растения и животные этих природных зон.
- Назовите эндемичные виды растений и животных
Проверка самостоятельной работы
Подведём итоги. Вопросы учащимся: над чем работали сегодня на уроке?
На какие вопросы ответили?
Что вас удивило из того, что узнали сегодня на уроке?
О чём бы ещё хотели узнать на следующих уроках?
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
Домашнее задание : учебник, стр. 76-79, ответить на вопросы с.79 (устно)
Творческое задание: подготовить сообщение об одном из заповедников или национальном парке планеты.
Источник
Разарботка урока по географии 7 класс по теме «Природная зональность»
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему
Цель: Сформировать знания о закономерности распространения природных комплексов от экватора к полюсам в зависимости от географической широты – природная зональность.
Образовательные: обобщить и углубить знания о природных зонах, как зональном природном комплексе с помощью различных источников информации.
Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе, с учебником, анализировать, делать выводы; развивать творческие , коммуникативные способности, воображение учащихся.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе на примере глобальных проблем человечества
— на предметном уровне: сформированы знания о закономерности распространения природных комплексов от экватора к полюсам в зависимости от географической широты, продолжают формировать умения работы с географической картой. У учащихся сформированы понятия «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность», знают и умеют различать природные зоны, давать им характеристику, могут делать выводы по особенностям их смены и причинами, вызывающими эту смену;
— на метапредметном уровне: формирование умений: 1) определять понятия; 2) устанавливать причинно-следственные связи; 3) строить логическое рассуждение и делать выводы; 4) работать с текстом и картами.
осознание целостности природы;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления
Образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Регулятивные образовательные результаты : определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической. Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально. Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки.
Коммуникативные образовательные результаты : излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии. Понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕ явном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста)
Различать в речи другого мнения, доказательства, факты. Корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность. Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно.
Основные понятия, изучаемые на уроке:
географический пояс, природная зона, закон географической зональности, высотная поясность, влажный экваториальный лес, саванна, жестколистные леса и кустарники, степь, тайга, широколиственный лес, смешанный лес, тундра, арктическая пустыня, холодная пустыня.
Тип урока: комбинированный урок
частично – поисковый, наглядно – иллюстративный
Приемы обучения: анализ, умозаключение, обобщение и систематизация
Оборудование, средства обучения: компьютер, проектор, презентация, карточки для индивидуального опроса
Организационная структура урока
Организационный период 1 мин.
Здравствуйте, ребята. Начинаем наш очередной урок географии. Предлагаю вам проверить вашу готовность к уроку, проследить за тем, чтобы на партах были все необходимые инструменты и школьные принадлежности. Все готовы, начинаем урок.
Дети проверяют готовность к уроку.
- Географическая оболочка – целая и непрерывная оболочка Земли, включающая … .
- Большинство процессов, происходящих в географической оболочке происходят за счет энергии … .
- Природный комплекс – это территория, в пределах границ которой существует определенное закономерное сочетание … .
- Компоненты природного комплекса …
- Крупнейший природный комплекс планеты Земля …
Одинаковы ли ПК Земли по территории? Назовите их
Обучающиеся устно с места отвечают на вопросы
Источник