Урок класс птицы фгос

Конспект урока. Тема: «Общая характеристика птиц».

Цель урока: раскрыть особенности строения птицы, связанные с полетом и средой обитания; сформулировать понятие «теплокровность».

1. Обеспечить усвоение учащимися знаний об особенностях строения птиц в связи с приспособленностью к полету.

2. Сравнить особенности биологической организации птиц и пресмыкающихся.

3. Научить видеть прекрасное в мире птиц.

Развивающие: продолжать развитие навыков самостоятельно работа ставить цели, делать выводы, применять знания в новой ситуации, сравнивать, доказывать свою точку зрения.

Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к окружающей природе..

Коммуникативных качеств : распределение своих обязанностей.

Коррекционные задачи: откорректировать произношение, изучаемых понятий и терминов.

· Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок — исследование

Оборудование: ЗУА, интерактивная доска, ноутбук, мультимедиа, презентация, дидактический материал, рисунки для работы в тетради..

Основные понятия: крылья, цевка, киль, перья, яйца, теплокровность, альвеолярные легкие, четырехкамерное сердце.

Слуховая проверка: какой сегодня день недели?

Фонетическая зарядка: Ё-Е-А-О-Э-Я-И- Ю –Ы –ПИ-ПА-ПО-ПТИЦЫ УНИКАЛЬНЫЕ ЖИВОТНЫЕ.

I .Повторение изученного материала:

Задание №1 Заполните таблицу «Сравнительная характеристика Типа Хордовые»:

Система органов дыхания

Голая, покрыта слизью (слизь увлажняет кожу, чтобы кожа могла дышать)

Покрыта роговой чешуёй. Не имеет желёз.

Сердце 2-х камерное. Кровь венозная.

Сердце трёхкамерное, с неполной перегородкой

Система органов дыхания

Дышат жабрами, растворённым в воде кислородом.

Кожное и легочное дыхание.

Лёгкими. Рёберный тип дыхания.

Наружное. Происходит в воде.

Внутреннее происходит внутри организма.

Икру откладывают в водной среде. Или вынашивают на спине и т.д.

Внутреннее происходит внутри организма.

Яйца откладывают в в песке и т.д.

Развитие происходит в водной среде.

Организм проходит несколько стадий метаморфоза

Развитие происходит в водной среде.

Организм проходит несколько стадий метаморфоза.

Развитие происходит в наземной среде.

Организм проходит непрямое развитие.

II .Изучение нового материала:

Общая характеристика птиц:

Птицы — это животные, которые в настоящее время являются наиболее процветающей группой живых организмов. Птиц насчитывается 8 тысяч видов, в то время как млекопитающих в 2 раза меньше. Они попытались освоить воздушную среду обитания, и эта попытка им удалась блестяще.

Особенности строения птиц связанные с полетом:

· наличие перьев ( легких и прочных)

· обтекаемая форма тела (при полёте птица вытягивает голову, ноги прижимает к телу или вытягивает назад)- уменьшение трения

· облегчение удельного веса тела за счет тонких костей, заполненных воздухом и замены тяжелых челюстей легким роговым беззубым клювом;

· киль — как место прикрепления сильно развитых грудных мышц, двигающих крылья;

· воздушные мешки, особенно важные для дыхания при полете;

· наличие хвоста, служащего птице рулём

· процесс пищеварения занимает 20-30 минут

2. Внешнее строение птиц:

Тело птицы состоит из головы, шеи, туловища, конечностей. Верхние конечности у птиц превращены в крылья. На нижних конечностях имеется цевка, для отталкивания от почвы и взлёту птицы.

Читайте также:  Обработка птичника однохлористым йодом пропорции

http://fs1.uclg.ru/images/530006d2239507f1.jpg https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/4/40C1in7aJNhQtREOb6ITGsyrZP83fgk5D2dwoF9Le/slide-6.jpg

http://jul-germanova.narod.ru/peria.jpg

У современных птиц есть два основных типа перьев — контурное (1,2) и пуховое (3). На крыльях вырастают крепкие контурные маховые перья (1). Контурное перо имеет узкий твердый ствол и широкое опахало, которое образовано густой сетью роговых бородок I и II порядка с крючками. Такое строение крыла делает его гибким, легким и почти непроницаемым для воздуха.

Контурные покровные (2), налегая друг на друга вершинами, как черепицы, образуют на теле птицы сплошную обтекаемую поверхность, облегчающую полет. Главное значение при полете имеют крупные контурные перья крыльев и хвоста.

Пуховые перья располагаются под контурными. Опахала у них легкие, рыхлые, без бородок II порядка. У некоторых птиц есть еще и пух(4) — коротенький стержень с пучком бородок на вершине в виде кисточки. Пуховые перья сохраняют тепло тела птицы. А еще встречаются щетинки (5,6)

Изношенные перья выпадают, а на их месте вырастают новые. Так происходит процесс линьки.

V. Закрепление материала:

Занимательная орнитология: д искуссия учителя и учащихся. (для развития интереса учащихся к предмету)

Ответы учителя на интересующие вопросы учащихся?

1.Какие птицы не летают? Почему?

Слабое развитие крыльев, отсутствие киля и воздухоносных полостей в костях – причины утраты страусами способности летать. Крылья страусов – руль при поворотах, парус при попутном ветре. Сильно развитая мускулатура ног дает им возможность преодолевать большие расстояния. Передние конечности у пингвинов видоизменены в эластичные ласты, которые дают им возможность хорошо нырять на глубину до 250 м и хорошо плавать со скоростью до 20км/ч. Грудина их имеет хорошо развитый киль. Кости лишены воздухоносных полостей.

2. Почему птицы в зимнюю стужу нахохливаются?

Воздух – плохой проводник тепла. Птицы, распушив перья, уменьшаю потерю тепла, так как между перьями увеличивается воздушная прослойка.

3. Какие особенности перьев у пингвинов?

Пингвины не имеют пуховых перьев. Крошечные пушинки имеются только на стержне пера. Опахала перьев развито слабо, и перья в какой– то мере напоминают чешуйки.

По отношению к холоду – это самые выносливые животные на Земле. Они выводят птенцов при температуре – 70 градусов С.

4.Всегда ли функционирует копчиковая железа у птиц? Почему?

Копчиковая железа прекращает свою деятельность в период насиживания птицами кладки яиц. Жир мог бы закупорить поры скорлуповой оболочки, нарушить газообмен и вызвать гибель зародыша.

5.Какие птицы чаще пьют воду: насекомоядные или зерноядные? Почему?

Тело насекомого содержит больше воды, чем сухое семя. Поэтому зерноядные птицы чаще пьют воду.

6.Верна ли поговорка: «Яйца курицу не учат»? Почему?

Не верна. Птенцы (эмбрионы) переговариваются (подают сигналы) с матерью и между собой (домашние куры, тетерева, дикие утки, чайки, кайры и т.д.). Они сигнализируют матери, когда им жарко или холодно. Наседка начинает приподниматься, смотреть вниз, пересаживаться, переворачивать яйца и, в свою очередь, отвечать птенцам. Птенцы советуются друг с другом о том, пора ли им вылупляться. В ответ на предостерегающий крик матери птенцы в яйце перестают двигаться и затаиваются.

Читайте также:  Какие яйца птицы самые дорогие

7.Почему птицы не падают с деревьев, когда спят?

Прочные и эластичные сухожилия, идущие в пальцы, переброшены через суставы ног. Птица, садясь на ветку, приседает. В этот момент сухожилия натягиваются, и пальцы прочно сжимают ветку. Поэтому птицы не падают, когда спят.

8.Нефть, попавшая на оперение водоплавающей птицы, вызывает гибель через 4 часа. Почему?

Нефть разрушает структуру перьев, уничтожает жировую смазку птиц. У них исчезает воздушная прослойка между телом и перьями. Перьевой покров сильно намокает, и птица погибает от переохлаждения. Порция нефти, заглоченная птицей, действует на организм, как яд. У них возникают пневмония и расстройство нервной системы.

9.Какое биологическое значение имеет пение в жизни птиц?

Пение самцов привлекает самок к созданию семейной пары, предупреждает чужака о том, что территория занята.

10.Почему ласточки не погибают, когда садятся на провода линий электропередач?

Ласточки сидят только на одном проводе. Гибель их возможна только тогда, когда они будут касаться одновременно двух проводов. В этом случае произойдет замыкание электрической цепи, и ток пройдет через тело птиц.

11.Что является более страшным для птиц: холод или голод? Почему?

Перьевой покров – надежная защита птиц от холода. Поэтому птицам не так страшен холод, как голод. Большая потребность птиц в пище обусловлена:

а) высокой температурой тела (41– 42 градуса С);

б) интенсивным обменом веществ.

Затрата энергии птицами во время полета – причина их большой прожорливости.

12.Почему голова и шея грифов лишена перьевого покрова?

Грифы питаются падалью. Их называют птицами – санитарами. Отсутствие перьевого покрова на голове и шее облегчает им проникновение внутрь трупа животного.

13.Верно ли утверждение: «У птиц зубы в желудке»? Почему?

Верно. Птицы не имеют зубов. Функции зубов выполняют зоб и мускулистый желудок.

Зерно в зобу у зерноядных птиц набухает и частично переваривается, а в мускулистом желудке – перетирается. Механическому перемешиванию пищи в желудке способствуют:

а) гастролиты (твердые мелкие камушки, мелкое стекло), которые птицы заглатывают;

б) мощная мускулатура стенок желудка;

в) твердая и прочная оболочка, выстилающая желудок изнутри.

14.Как голуби пьют воду?

Голуби – единственные птицы, которые опустив клюв выше ноздрей в воду, долго пьют, не поднимая клюва. Этому способствуют особые чешуйки ноздрей, которые закрывают их проход.

15.Могут ли нести яйца без скорлупы? Почему?

Могут. Образование скорлупы не происходит, если в корме мало минеральных веществ. Только одной курице – несушке требуется свыше 1 кг кальция в год. Птицеводы дают курам мел, ракушки, старую гашеную известь, костную мук

Задание №1. Вопросы к классу:

1.Опишите форму тела птицы и укажите, из каких отделов оно состоит. По каким признакам можно отличить птицу от других позвоночных животных?

Читайте также:  Какая птица откладывает зимой яйца

2. Рассмотрите голову птицы и найдите органы, расположенные на ней. Какие функции выполняют органы?

3 Какие особенности имеются у птиц во внешнем строении в сравнении с пресмыкающимися? Каково их значение?

Проверьте, все ли вы запомнили?

4. Вы правильно отметили характерные особенности во внешнем строении у птиц. Одной из особенностей является клюв. Зачем птице клюв?

Задание №1. Рассмотри внешнее строение головы птицы. Какие органы чувств расположены на голове птицы? Напиши ответ.

http://900igr.net/up/datas/161290/088.jpg

Ребята, что мы узнали сегодня на уроке ?

Ответ учащихся: Сегодня на уроке мы выяснили ряд черт внешнего строения птиц, их приспособленности к полету, строении скелета и других органов и систем, связанных с полётом.

Домашнее задание: стр.208-209.

Источник

Конспект урока: Класс Птицы. Общая характеристика.
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Конспект урока по теме с использованием элементов проблемного обучения, наглядно-графических средств, лабораторной работы.

Скачать:

Вложение Размер
Microsoft Office document iconurok_na_sayt.doc 43.5 КБ
Office presentation iconpredki_ptits.ppt 919.5 КБ
Microsoft Office document iconk_uroku_po_ptitsam.doc 42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок : Класс Птицы. Общая характеристика .

Цели урока: познакомить учащихся с особенностями внешнего и внутреннего строения птиц, приспособлениями к полету, сформулировать понятие «теплокровность».

Оборудование: слайды с фото птиц, проектор, экран, ПК, презентация «Внешнее строение птиц в сравнении с земноводными и пресмыкающимися», набор перьев, иллюстрации учебника.

— с какими классами Типа Хордовых мы с вами уже познакомились? (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся);

— какие отличительные особенности им характерны?

— почему в настоящее время (зима, февраль) мы не встречаем представителей этих классов на улице? (они холоднокровные, в состоянии анабиоза);

— а каких животных можно встретить зимой? (звери, птицы) почему? (имеют постоянную температуру тела, теплокровные);

— что означает понятие «теплокровность» (в вашем понимании)? Чем она полезна или вредна? (независимость от среды обитания);

— чем обеспечивается постоянная температура тела? почему у ящериц её нет, а у птиц есть? (высокий обмен веществ, требуется больше пищи, есть теплоизолирующие приспособления).

Сегодня на уроке мы знакомимся с группой теплокровных животных, а именно с классом Птицы, узнаем, как у них обеспечивается постоянство температуры тела, какие у них есть приспособления к полету.

— Запишем и запомним понятие:

теплокровность – способность живых организмов сохранять постоянную температуру тела независимо от температуры окружающей среды (схема значения теплокровности на доске).

— Происхождение птиц (соответствующий слайд): от пресмыкающихся, умеющих перепрыгивать с ветки на ветку и планировать в воздухе за счет имеющихся складок;

— Доказательствами родства птиц с пресмыкающимися могут служить и черты сходства современных птиц с рептилиями (работа с учебником стр.134, слайд);

— Индивидуальные особенности строения птиц (учебник — стр. 134, 3 абзац, слайд).

— Самыми главными отличительными чертами во внешнем строении птиц являются:

1) Преобразование передних конечностей в крылья

Источник

Оцените статью