Урок лирики природы 5 класс

Конспект по русскому языку по обновлённой программе «Лирика природы» 5 класс

ПО3 читать наизусть выразительно фрагменты текстов небольшого объема( поэтические, прозаические).

АИ9 писать творческие работы( сказки, рассказы, мини-сочинения на литературные темы по опорным словам, иллюстрациям и др.)

ОС1 участвовать в обсуждении произведения, выражая свои мысли и чувства;

Все учащиеся знакомятся с приёмами поэтического мастерства Бальмонта; закрепляют знания о выразительности средств языка.

Большинство учащихся развивают навыки выразительного чтения поэтического текста, выражают свои мысли и чувства в ходе обсуждения произведения.

Некоторые учащиеся формируют культуру восприятия поэтического слова, художественного вкуса.

Выразительное чтение стихотворений

Ключевые слова и фразы: «сравнительный анализ», эпитеты, метафора, сравнение, олицетворение

Учащиеся: понимают термин «сравнительный анализ», анализируют изобразительные средства (эпитеты, сравнения, олицетворения, аллитерация) и их роль в стихотворении; участвуют в обсуждении стихотворений из сборника «Фейные сказки», выражая свои мысли и чувства.

Способствовать развитию в учащихся лучших нравственных качеств

Межпредметные связи прослеживаются с русским языком, самопознанием.

Обучение производится на базе знаний и ресурсов, полученных в процессе изучения лирики К. Д. Бальмонта.

Планируемые действия на уроке

I .Организация класса

1. Психологический настрой на урок.

— Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно — я тебе помогу.

— Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

II Проверка домашнего задания.

Сочинение стихотворений, пользуясь приёмом «Буриме».

ФО Взаимооценивание «Палец вверх-отлично; палец в строну-хорошо; палец вниз-удовлетворительно

III . Актуализация .

Презентация энциклопедии персонажей «Фейных сказок». Обсуждение презентации.

ФО. «Словесное оценивание».

IV . Открытие нового.

1.Выразительное чтение стихотворения Бальмонта «Осень».

1)Аналитическая работа.

-Определите настроение стихотворения, любит ли поэт осень?

-Можешь ли ты сказать, прочитав стихотворение, любит ли поэт осень?

-Какой период осени описывается в стихотворении? Подтверди свой ответ примерами из текста.

-Найдите олицетворения и объясните их значение.

Подчеркните рифмы в стихотворении. Как они создают эффект музыкальности?

-Вспомните стихотворения других поэтов об осени.

ФО. «Словесное оценивание учителем».

2)Сравнительный анализ «Две осени».

-Сравни осень в изображении К.Д.Бальмонта с осенним пейзажем в стихотворении Абая.

1.Выразительное чтение стихотворение Абая «Осень».

2.Выразительное чтение стихотворение А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало..»;

Читайте также:  Формирование биогеоценоза обусловлено условиями неживой природы

4.Просмотр видеозаписи стихотворения И.Бунина «Листопад».

ФО. «Словесное оценивание учителем».

-Что общего вы обнаружили у поэтов?

-А отличаются картины осени?

3)Литература и живопись

В учебнике помещены картины В.Поленова, И.Левитана. Учитель заранее готовит 2-3 картины известных художников на тему «Осень».

Из ряда картин русских художников отберите те, которые на твой взгляд, наиболее соответствуют стихотворению К.Бальмонта «Осень»

4)Обучение выразительному чтению наизусть.

-Существует оригинальный метод тренировки памяти и развития воображения. Условно он называется «построчным рисованием стихотворения». Строго «рисованием» это назвать нельзя, так как получается собственно рисунок, а изображение той картины, которую читатель представляет при чтении стихотворной строки.( Учитель предлагает устно «нарисовать» стихотворение Бальмонта «Осень»).

ФО. «Словесное оценивание учителем».

Проведение конкурса на лучшее прочтение стихотворения из цикла Бальмонта «Фейны сказки».

Выразительно прочтение стихотворения Бальмонта«Фейны сказки»

Чтец показывает понимание мыслей автора

Чтец четко представляет то, что изображается в в произведении

Чтец показывает собственное отношение к тому, о чём рассказывается в тексте.

Чтец убедительно раскрывает чувства и мысли произведения

Чтец пытается вызвать у слушателей переживания, аналогичные переживаниям и оценкам автора

Чтец соблюдает орфоэпические нормы

Чтец достаточно громко, ясно и чётко произносит художественный текст

V .Закрепление изученного материала.

Просмотр фрагмента мультфильма «Незнайка в Солнечном городе»( по произведению Н.Носова), где поэт Цветик учит Незнайку писать стихи.

(После просмотра видеоролика идёт обсуждение в классе).

ФО «Две звезды, одно пожелание».

Картины известных художников

1.Рефлексия «Закончить предложение».

2. ДУ домашнего задания.

1.Напишите синквейн на тему «Фея», «Осень».

2.выучите стихотворение «Осень» Бальмонта наизусть.

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.762 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.762 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.762 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

Читайте также:  Признак живой природы определение

Каллиграфия: Особенности обучения письму

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 331 380 материалов в базе

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал. Удалить материал

Автор материала

  • На сайте: 6 лет и 1 месяц
  • Подписчики: 0
  • Всего просмотров: 83012
  • Всего материалов: 39

19 минут

34 минуты

44 минуты

  • Памятка и закладки
  • Памятка
  • Карточки

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Мир природы в лирических произведениях. Лирика Ф.И. Тютчева
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Конспект урока по литературе. Тема: «М ир природы в лирических произведениях. Лирика Ф.И. Тютчева».

  1. Учебная – научить анализировать и понимать лирическое произведение; выразительно читать стихотворение; находить художественные средства выразительности.
  2. Развивающая – развить способность к пониманию стихотворного текста;
  3. Воспитать – любовь к поэзии.

Приветствие – 2 минуты. Ребята, проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку. На партах у вас должны лежать учебники по литературе, тетради, ручки, карандаши.

Ребусы – 5 минут. В начале урока решаем ребусы.

Ответы на вопросы: 7 минут

Устно ответьте на вопросы 2, 7 и 8 на странице 206. Найдите метафоры в стихотворении Ф.И. Тютчева на с. 206 учебника. Давайте вспомним, что такое метафоры? (Дети: «Метафора – скрытое сравнение» )

Работа со стихотворениями: 15 минут

Теперь вспомним, что такое олицетворение? (Дети: «Наделение неживого свойствами живого») Приведите примеры («Нос корабля»). Находим олицетворения и метафоры в стихотворении.

Уж солнца раскаленный шар
С главы своей земля скатила,
И мирный вечера пожар
Волна морская поглотила.

Уж звезды светлые взошли
И тяготеющий над нами
Небесный свод приподняли
Своими влажными главами.

Река воздушная полней
Течет меж небом и землею,
Грудь дышит легче и вольней,
Освобожденная от зною.

И сладкий трепет, как струя,
По жилам пробежал природы,

Как бы горячих ног ея
Коснулись ключевые воды.

Как изображается день и утро в поэзии, мы с вами увидели. Теперь посмотрим, как лирики изображают ночь?

Как бы вы озаглавили следующее стихотворение? Прочитайте выразительно (Дети: «Ночь», «Волшебный лес» и т.д.)

Тихой ночью, поздним летом,
Ка́к на небе звезды рдеют,
Ка́к под сумрачным их светом
Нивы дремлющие зреют.
Усыпительно-безмолвны,
Как блестят в тиши ночной
Золотистые их волны,
Убеленные луной.

Читайте также:  Природные условия территории влияют

Какие краски понадобились художнику, чтобы нарисовать этот пейзаж? (Серые, темно-синие, мрачные, сиреневые) Что бы вы нарисовали? (Лес, природу, закат, луну, озеро)

Как вы думаете, почему каждая строфа заканчивается многоточием? («Автор не закончил свою мысль и предлагает читателю понять его и закончить самому»)

Сочинение-миниатюра «Как бы я изобразил природу, если бы был поэтом?» 4-5 предложений. Обсудить. На что обратили внимание?

Игра: если метафора – хлопнули один раз. Если олицетворение – подняли руки.

  1. Море смеялось.
  2. Луна хохотала
  3. Роняет лес багряный свой убор,
    Сребрит мороз увянувшее поле
  4. Нева вздувалась и ревела
  5. Осень на двор глядит
  6. Зима теплой шубе идет
  7. Дремлют ивы
  8. Ветр ползет
  1. крылья мельницы
  2. горный хребет
  3. угрызенья совести
  4. костёр рябины красной

Что было трудным? Что было легким? Что вы вынесли для себя? Что было бы, если бы мы не прочитали стихотворения? Закончу наш урок я словами известного поэта, критика и публициста В. Я. Брюсова “Стихи Тютчева о природе – почти всегда признание в любви. Тютчеву представляется высшим блаженством — любоваться многообразными проявлениями жизни природы…”

Домашнее задание: статья с. 210-211. Дома нарисовать стихотворение «Тихой ночью, поздним летом» (на дополнительную оценку). Тютчев «Летний вечер» наизусть. Срок – неделя. До 12 декабря.

Методический комментарий: так как на уроке были раздаточные материалы, то детям было интересно. Выигрышным был вариант с ребусами и игрой (метафоры — олицетворения). Творческий подход помог разнообразить урок (сочинение-миниатюра).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 10 классе « Лирика Ф.И. Тютчева. Романтическое понимание сущности жизни человека и жизни природы в творчестве Ф.И. Тютчева»

Урок посвящен прекрасному русскому поэту второй половины 19 века — Фёдору Ивановичу Тютчеву, его лирике.Кто-то должен разбираться в сумятице повседневной жизни.Но кто-то .

Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения «Тени сизые смесились…»

Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения «Тени сизые смесились…».

Творчество Ф.И. Тютчева. Анализ лирического произведения

Урок литературы в 5 класс. творчество Ф.И. Тютчева. Анализ лирического произведения.

Урок по творчеству Ф.И.Тютчева » Философская лирика Ф.И.Тютчева

Мир, в котором мы живем, предельно сложен, но в то же время органичен и .

Проект «Параллельное изучение лирических произведений на примере лирики русских писателей»

Проект»Параллельное изучение лирических произведений на примере лирики русских писателей».

Урок по литературе «Анализ лирического произведения на примере любовной лирики Есенина «

Урок по литературе «Анализ лирического произведения на примере любовной лирики Есенина &quot.

Презентация к уроку по литературе «Анализ лирического произведения на примере любовной лирики Есенина «

Презентация к уроку по литературе «Анализ лирического произведения на примере любовной лирики Есенина &quot.

Источник

Оцените статью