- Открытый урок литературы в 8 классе «Поэзия родной природы в творчестве А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, А.Фета, А. Майкова» план-конспект урока по литературе (8 класс)
- Урок литературы в 8 классе «Поэзия родной природы» методическая разработка по литературе (8 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Открытый урок литературы в 8 классе «Поэзия родной природы в творчестве А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, А.Фета, А. Майкова»
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Эпиграф урока я выбрала неслучайно. Что вы видите общего между эпиграфом и нашим уроком?
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами
- Продолжить знакомство со стихами А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова о русской природе;
- Совершенствовать навыки анализа стихотворения; развивать интерес к поэзии- помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроения, чувства поэтов и узнаем каковы же будут ваши чувства после данного урока.
- Будем работать в группах и учиться оценивать себя и своего одноклассника, воспитывать чувства прекрасного, дисциплинированность, внимательное отношение к словам товарища.
Поэзия родной природы в творчестве
А. Пушкина, М.Лермонтова, Ф. Тютчева, А.Фета, А. Майкова.
Каждому учащемуся раздается набор таких картинок, с помощью которых можно определить настроение ребенка в начале урока и в конце урока увидеть результат работы, изменилось настроение или нет.
19 век – золотой век русской литературы. Именно тогда творили А.Пушкин, М.Лермонтов, Ф.Тютчев, А. Фет, Я.Полонский, И.Никитин, А.Майков, И.Суриков, и др. Именно в это время были написаны непревзойденные шедевры поэтического слова. Родная природа всегда вдохновляла поэтов. Неяркий русский пейзаж преображается под их пером и, являясь, всякий раз по – новому, волнует и удивляет нас. Но только ли о природе говорят их стихи, может быть через описание пейзажа, леса, луга поэт передает настроение, чувства, мысли человека? Как вы думаете?
Русских поэтов всегда привлекала родная природа, лишенная ярких, броских, экзотических красок. Со стихами о природе поэтов первой половины XIX века А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова вы хорошо знакомы, а вот стихи Ф. И. Тютчева, А.А.Фета и А. Н. Майкова (поэтов второй половины XIX венка) вы только начинаете узнавать. (Обращение к наглядному материалу – портреты писателей).
Ребята разделены на группы.
3. Работа со статьей учебника «Поэзия родной природы», стр. 41-42, аналитическое чтение, беседа. Слайд 4
Вопрос 3 группе: Что привлекало поэтов в русской природе?
Милая прелесть и скромная простота, внутренняя красота, спокойствие, величие, степенность.
Вопрос группе № 4. Согласны ли вы с тем, что природа выступает искусным «врачом», укрепляющим дух, вносящим успокоение и гармонию.
Согласны. Одни поэты черпают в ней силы для борьбы и веры в лучшее будущее народа, других природа побуждает проникнуться светлым оптимизмом.
Вопрос группе № 5 Какую еще роль играет природа в жизни человека?
Природа изображалась в лирике не просто фоном, на котором проходит жизнь и деятельность человека, но и неотъемлемой частью его души. Природа неотделима от чувства родной земли, связана с «малым домом» родного края и с «большим домом» — Отчизной, но у каждого поэта свое видение и отношение к русской природе.
расскажет нам о лирике Пушкина и поработает с его стихотворением, ответит на предложенные вопросы. Выскажет свое мнение о его стихотворении. Остальные внимательно слушают, могут высказывать свое мнение.
-Индивидуальное сообщение ученика «Природа в лирике А.С.Пушкина»- Борисова Д.
-Выразительное чтение стихотворения «Цветы последние милей» — по желанию.
1.С какой порой связано это стихотворения? (Осень)
2.Каким чувством пронизаны строки? (Грусть, уныние, предчувствие зимы, холодов, бурь).
3. Какие выразительные средства использует Пушкин? (Эпитеты)
4.Как вы думаете, почему последние цветы кажутся поэту милей?
5. Какая мысль поэта воплощена в стихотворении? (Мнение каждого)
расскажет нам о лирике М.Ю. Лермонтова и поработает с его стихотворением, ответит на предложенные вопросы. Выскажет свое мнение о его стихотворении.
-Индивидуальное сообщение ученика «Природа в лирике М.Ю Лермонтова »- Астанин Е
-Выразительное чтение стихотворения «Осень» — по желанию.
1.Как ритм, рифмы стихотворения помогают нам передать настроения поэта?
2. Какие выразительные средства использует Лермонтов? (эпитеты)
2.Как ведут себя люди и звери? Передает ли все это вместе настроение поэта?
3.Какое же оно? Угадывается ли оно в связи с тем, как М.Ю. Лермонтов описывает окружающий мир природы?
4. Какая мысль поэта воплощена в стихотворении? (Мнение каждого)
расскажет нам о лирике Ф.И. Тютчева и поработает с его стихотворением, ответит на предложенные вопросы. Выскажет свое мнение о его стихотворении.
-Индивидуальное сообщение ученика «Природа в лирике Ф.И. Тютчева »- Ополев М.
-Выразительное чтение стихотворения «Осенний вечер» — по желанию.
1.Какие чувства передает Ф.И.Тютчев, описывая осенний вечер (умиления, грусти, радости)?
2.Как вы объясните слова: умильная, таинственная, ущерб, изнеможение, кроткая?
3. Какие выразительные средства использует Тютчев ? (эпитеты, олицетворение).
4. Можно ли сказать, что, рисуя, осенний вечер, поэт открывает нам собственные переживания тихой радости, грусти, умиления, спокойствия, умиротворения перед тем, что он видит вокруг?
5. Что, по мнению Тютчева, происходит с приходом осени?
расскажет нам о лирике А.А.Фета и поработает с его стихотворением, ответит на предложенные вопросы. Выскажет свое мнение о его стихотворении.
-Индивидуальное сообщение ученика «Природа в лирике А.А Фета »- Прусаков А.
-Выразительное чтение стихотворения «Первый ландыш» — по желанию.
1.Как оживает природа весной? Как это отражается на настроении человека?
2.Какие сравнения использует А.Фет при описании первого ландыша?
3.Какие интонации сопровождают слова и словосочетания: девственная нега, первый луч, воспламеняющей весны, избыток жизни молодой?
расскажет нам о лирике А.Н. Майкова и поработает с его стихотворением, ответит на предложенные вопросы. Выскажет свое мнение о его стихотворении.
-Индивидуальное сообщение ученика «Природа в лирике А.Н.Майкова »- Прусаков А.
-Выразительное чтение стихотворения «Поле зыблется цветами» — по желанию.
1. С какой порой связано это стихотворения? (Весна)
2.Каким чувством пронизаны строки?
3. Как оживает природа весной у Майкова? Как это отражается на настроении человека?
4.Какие выразительные средства использует Майков?(метафоры, эпитеты)
5. Какая мысль поэта воплощена в стихотворении? (Мнение каждого)
Вывод: Вот высказались все группы. Какой можно сделать вывод? Что объединяет все эти стихи? Как называется описание природы?
Ответ: Описание природы и чувства, вызванные описанием таких разных времен года. слайд 10
Пейзаж- (франц. paysage, от pays — «местность, страна»; лат. pagus — «село, деревня») — жанр или отдельное произведение искусства , предметом которого является изображение природы , ее преображение и выражение отношения художника к окружающей его среде.
Вывод : художники изображают пейзаж с помощью красок, а поэты рисуют словами.
Вот мы с вами сами прочитали стихи, поговорили о них, а теперь немного отдохнем, послушав. Как эти стихи читают актрисы Елена Габец и Алина Покровская.
Слушание стихов Лермонтов «Осень» слайд 11 , Тютчев «Осенний вечер» слайд 12 , Фет «Первый ландыш». Слайд 13
Красиво прочитаны стихи? Что вы представили, когда слушали их?
Какие выразительные средства использованы в текстах?
Сравнить выразительные средства языка во всех стихотворениях и сделать вывод, что же хотели показать авторы этих стихотворений, когда писали данные стихи.
Источник
Урок литературы в 8 классе «Поэзия родной природы»
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему
Конспект урока и презентация помогут интересно провести урок литературы в 8 классе по теме: «Поэзия родной природы». Материал составлен с использованием методических пособий и ресурсов Интернета по УМК Коровиной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
| 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Краснинская средняя общеобразовательная школа
Краснинского района Смоленской области
Урок литературы в 8 классе на теме
Стихотворения поэтов XIX века о природе
Кабычкина Ирина Евгеньевна
Тема : Поэзия родной природы.
Стихотворения поэтов XIX века о природе.
Цели урока : расширить представление учащихся о творчестве поэтов XIX века; продолжить знакомство со стихами А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова о русской природе; совершенствовать навыки анализа стихотворения; раскрыть значение родной природы для воспитания чувства любви к большой и малой Родине; развивать эмоционально-чувственную сферу учащихся в процессе анализа стихотворений.
Оборудование урока : портреты А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова, учебник-хрестоматия по литературе. 8 класс, Часть 2. / Авт-сост. В.Я. Коровина и др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 368 с. ил.
Электронное средство учебного назначения
Пояснение учителя, подготовленное выразительное чтение стихотворений,
аналитическое чтение, беседа; анализ поэтического текста, элементы интерактивного обучения (творческое задание), использование видеоматериала.
Русских поэтов всегда привлекала родная природа, лишенная ярких, броских, экзотических красок. Со стихами о природе поэтов первой половины XIX века А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова вы хорошо знакомы, а вот стихи Ф. И. Тютчева, А.А.Фета и А. Н. Майкова (поэтов второй половины XIX венка) вы только начинаете узнавать. (Обращение к наглядному материалу – портреты писателей).
У каждого из нас есть свое любимое время года. Хотя в каждой поре есть своя неповторимая прелесть, свое очарование. И сегодня мы с вами перенесемся в мир звуков, красок чувств, связанных с наступлением того или иного времени года.
Вопрос: Какое искусство может передать динамику чувств?
(Музыка, литература, живопись)
Перед вами картины русских художников, изображающих зимний пейзаж: К.Коровин «Зимой», Л.Каменев «Зимняя дорога», Н.Крымов «Зимний вечер», «Февральская лазурь» и другие о временах года.
Посмотрите, как не похожи эти картины одна на другую, хотя каждый художник изображал одно время года – зиму, весну, лето, осень.
2. Работа со статьей учебника «Поэзия родной природы» стр. 41-42, аналитическое чтение, беседа.
( Милая прелесть и скромная простота, внутренняя красота, спокойствие, величие, степенность.)
- Согласны ли вы с тем, что природа выступает искусным «врачом», укрепляющим дух, вносящим успокоение и гармонию.
( Согласны. Одни поэты черпают в ней силы для борьбы и веры в лучшее будущее народа, других природа побуждает проникнуться светлым оптимизмом.)
Какую еще роль играет природа в жизни человека?
Ответ на этот вопрос в вашем творческом проекте.
( Ответы обуч — ся с презентациями по группам)
Природа изображалась в лирике не просто фоном, на котором проходит жизнь и деятельность человека, но и неотъемлемой частью его души. Природа неотделима от чувства родной земли, связана с «малым домом» родного края и с «большим домом» — Отчизной, но у каждого поэта свое видение и отношение к русской природе.
- Работа с текстами стихотворений. Восприятие, истолкование.
- Что объединяет стихотворения А. С. Пушкина «Цветы последние милей…», М. Ю. Лермонтова «Осень», Ф.И. Тютчева «Осенний вечер».
( Осень, начало осени, поздняя осень.)
( Грусть, уныние, предчувствие зимы, холодов, бурь.)
Какое время года описано в этих стихотворениях, с каким чувством и настроением человека оно связано?
( Ранняя весна, пробуждение природы, яркость и чистота красок; с чувством надежды, любви, радости.)
5. Что объединяет эти стихотворения?
( Описание природы и чувства, вызванные описанием таких разных времен года.)
Пейзажи каких художников вам известны?
Вывод: Художники изображают пейзаж с помощью красок, а поэты рисуют словами.
Источник