Конспект урока в 5 классе «Науки о природе»
Цель: Сформировать знания о биологии как науке, изучающей живые организмы.
— обобщить знания учащихся по теме «Науки о природе»,
— закрепить и расширить знания о естественных науках,
— развивать умение работать с книгой, мышление и речь,
— развивать интерес к предмету,
— пополнить словарный запас учащихся и расширить кругозор.
2) Карточки и таблицы для заполнения,
I . Организационный момент.
II . Сообщение темы и целей урока.
— На сегодняшнем уроке мы закрепим и расширим ваши знания о естественных науках и о том, что они изучают, продолжим развивать ваше умение работать с книгой. Если выйти на улицу и осмотреться, то вокруг мы увидим множество разнообразных живых организмов: деревья, кустарники, травы, цветы, птиц и животных. Для кого-то это покажется обыденным, но только не нам. Ведь вокруг столько нерешенных вопросов: почему деревья зеленые, почему некоторые травы пахнут, а другие нет, почему пчела сидит на цветке? Да! Мир живой природы не так прост, как кажется!
Что же такое биология? Биология – это не одна наука, а целая совокупность наук о живой природе. И сейчас я предлагаю познакомиться с некоторыми из них.
Итак, первая наука — Ботаника (от греческого слова «ботанэ» — трава, зелень). Как думаете, что она изучает? (изучает растения). Следующая — зоология (от греческого слова «зоон» — животное) и тут не трудно догадаться, что изучает она животных. Еще одна наука — Микология (от греческого «микес» — гриб) и изучает она всевозможные грибы. И последняя наука — Микробиология (от греческого слова «микрос» — малый). Если предыдущие науки изучают то, что человеку видно невооруженным взглядом, то микробиология изучает различные микроскопически малые организмы: всевозможные бактерии и вирусы.
Это лишь часть наук, изучающих отдельные группы организмов. Но помимо этого существуют еще и целые разделы биологии, которые исследуют общие свойства живых существ.
Например экология (от греческого слова «ойкос» — дом, жилище). Она исследует связи окружающей среды с различными организмами и их между собой. Физиология (от греческого «физис» — природа) изучает множество жизненных процессов, протекающих в организмах. Анатомия (от греческого слова «анатоме» — рассечение), изучает строение организмов, то из каких частей он состоит. Чтобы изучить строение клеток, из которых состоит организм и процессы, протекающие в них на помощь приходит Цитология (от греческого — «цитос» — клетка). Помимо клеток живые организмы могут состоять так же и из молекул, а исследует их Молекулярная биология.
Теперь, когда мы поговорили про науки, изучающие живую природу, давайте разберемся как же она устроена. Живая природа подразделяется на царства:
Бактерии – самые древнейшие организмы на нашей планете, появились они около 3,5 млн. лет назад. Это мельчайшие живые существа, которые обитают всюду: в воздухе, воде, почве. Большинство из них использует в пищу готовые питательные или по-другому органические вещества, разрушая мертвые остатки или паразитируя на живых организмах.
Растения. Появились они на Земле примерно 3 млрд. лет назад. Отличительной особенностью растений является то, что они способны самостоятельно создавать все необходимые им органические вещества за счет энергии света, из углекислого газа из воздуха и минеральных солей из почвы.
Грибы тоже очень древняя группа организмов, но они отличие от растений, не могут сами создавать органические вещества, используя солнечный свет и минеральные соли. Это сближает их с большинством бактерий и животных.
Животные. Одно из самых крупных царств живой природы. Они появились на Земле после бактерий, растений и грибов. Практически все животные питаются готовыми органическими веществами, что отличает их от растений и сближает с грибами.
III . Работа по теме. Работа по учебнику.
— Какая бывает природа ? (Живая и Неживая.)
— Сегодня мы должны ответить на вопросы:
— Какие науки называются естественными?
— От какого слова происходит название той или иной науки?
— Что изучают естественные науки? . Как называли природу в старину? (Естество)
— Какие науки называют естественными?
Тело — это любой предмет, любое живое существо.
— Что мы называем веществом?
Вещество — это то, из чего состоят тело . Различные тела могут состоять из одного и того же вещества.
Явления — это любые изменения, происходящие в природе. Приведите примеры.
1 V . Физкультминутка.
А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку (руки на поясе).
Руки в сторону согнули,
Вверх подняли, помахали,
Оглянулись через правое плечо,
V Закрепление знаний .
Упр.1. Т ест по теме «Изучение природы».
1. Какое общее название имеют все науки о природе?
А) общественные науки, Б) естественные науки, В) гуманитарные науки.
2. Как называется наука о веществах и их превращениях?
А) химия, Б) биология, В) геология.
3. Что изучает наука астрономия?
А) явления природы, Б) строение Земли, В) небесные тела.
4. Какая наука является основой техники?
А) экология, Б) физика, В) геология.
5. Какая наука в переводе с греческого языка означает «землеописание»?
А) геология, Б) география, В) биология.
6. Какое утверждение является ошибочным?
А) орнитологи изучают птиц, Б) энтомологи изучают насекомых,
В) ихтиологи изучают муравьёв.
7. Как называется метод изучения природы, когда учёные проводят опыты
в лабораториях? А) измерение, Б) эксперимент, В) наблюдение.
8. Что НЕ относится к измерительным приборам.
А) рулетка, В) спиртовка, Г) термометр, Д) весы.
9. Что можно измерить при помощи секундомера?
А) время, Б) скорость, В) температуру, Г) длину.
10. Великий шведский учёный, который в 18 веке распределил все растения и
животных по группам, то есть предложил классификацию организмов.
А) Чарльз Дарвин, Б) Карл Линней, В) Владимир Вернадский.
Упр.2 Соотнесите названия наук и их определение. Ответы запишем в таблицу.
1. Астрономия А. Землю, её форму, строение, состав, развитие.
4. Геология Г. вещества и их превращения.
5. География Д. связи м/у организмами и окружающей их средой, между человеком и природой
6. Биология Е.нашу планету: океаны, материки, страны, города, народы, хозяйство.
7. Экология Ж. разнообразные явления природы, является основой техники
Источник
Конспект 5 класс Науки о природе
план-конспект урока природоведения (5 класс) на тему
Цель : вызвать интерес к изучению курса природоведения.
Задачи : — развивать у учащихся познавательный интерес, умение анализировать,
— совершать логические операции, сравнивать, обобщать;
— учить работать с книгой, схемами, таблицам;
— знать, что такое «тело», «вещество», «явления природы», «естественные науки»;
— учить использовать полученные знания в практической деятельности;
— воспитывать культуру общения.
Тип урока : урок-знакомство.
Оборудование : таблицы, рисунки, изображающие явления природы;
- Определение темы и целей урока.
- Познакомиться с учебником, как он называется, кто авторы, прочитать обращение к учащимся с 3-4;
- Требования к урокам природоведения: всегда иметь учебник, тетрадь 48 листов, рабочую тетрадь, чистые листы для письменных работ;
- Определение слова «природоведение» — «природа» и «ведать» — изучать. Изучение природы.
- Выяснить знания учащихся о природе.
- Новый материал.
- Как называется первый раздел, из каких тем он состоит? Тему урока записать в тетрадь Науки о природе (т.)
- Природу в старину называли «естество» (т.)
- Естественные науки – науки о природе (т.)
- Разнообразные тела, вещества, явления природы.
- Определения: тело – любой предмет, любое живое существо (т.)
вещества – это то, из чего состоят тела (т.)
явления – любые изменения, происходящие в природе (т.)
Источник
Науки о природе
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Предметные Умение называть науки, занимающиеся изучением природы, описывать объекты изучения естественных наук, демонстрировать знания основных правил работы в кабинете биологии, объяснять необходимость соблюдения правил во время занятий в кабинете биологии
Познавательные УУД: умение ориентироваться в системе имеющихся знаний, работать с текстом и выделять в нём главное, оформлять конспект урока в тетради.
Регулятивные УУД: умение действовать по предложенному плану, представлять результаты работы, анализировать результаты своей деятельности.
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, строить высказывания в устной и письменной форме
Личностные Познавательный интерес к биологии. Осознание важности приобретения знаний в области естественных наук. Понимание важности научных исследований для развития науки Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим
- Организационный этап.
- Актуализация знаний.
- Постановка учебной задачи.
- Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
- Физ. минутка.
- Закрепление изученного материала.
- Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
- Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Познакомить учащихся с правилами поведения в кабинете биологии.
Просит вспомнить учеников, какой предмет они изучали в 4 классе, как называется учебник 4 класса, какие вопросы изучались в прошлом учебном году, какие темы особенно запомнились и вызывали интерес.
Как называется наш курс биологии в этом году? ( «Биология живых организмов» )
Что мы будем изучать? ( Будем изучать признаки живых организмов, строение, взаимосвязь живых организмов и человека, среды обитания. )
Как учебник сможет помочь при изучении этих вопросов? ( — Здесь есть текст, красочные иллюстрации, схемы, вопросы, тесты, словарик, рисунки. )
Знакомство учащихся с методическим аппаратом учебника «Биология. 5 класс» и правилами работы с ним. Краткое повторение предыдущих курсов биологии (Окружающий мир) в начальной школе. Фронтальный опрос. Беседа учителя устно.
III. Изучение нового материала
Как называется первый раздел, из каких тем он состоит? Тему урока записать в тетрадь
- Природу в старину называли «естество» (т.)
- Естественные науки – науки о природе (т.)
- Разнообразные тела, вещества, явления природы.
- Определения: тело – любой предмет, любое живое существо (т.)
вещества – это то, из чего состоят тела (т.)
явления – любые изменения, происходящие в природе (т.)
Источник
Урок географии в 5 классе по теме «Науки о природе»
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему
Знать/понимать науки о природе, предмет изучения каждой науки.
Строят логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной и письменной форме, делают выводы. Проявляют активность во взаимодействии при решении познавательных задач. Составляют план и последовательность действий, оценивают результат
Работают в соответствии с поставленной учебной задачей. Оценивают собственную учебную деятельность. Расширяют кругозор о окружающем мире.
Организационная структура урока
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
Поясняет задание, проводит фронтальный опрос.
Люди с давних времен наблюдают за окружающим миром и накапливают сведения о нем. Люди изучают Космос, нашу планету, жизнь растений и животных, происходящие явления. С расширением знаний появились целые науки и профессии, изучающие отдельные компоненты природы. Сегодня мы станем участниками интеллектуальной игры «Науки о природе» и почувствуем себя в роли ученых.
Выполняют письменную работу.
1. Какие объекты окружают нас?
2. Приведите примеры объектов неживой природы, каково их значение для людей?
3. Приведите примеры объектов живой природы и докажите, что они зависят от неживой природы.
4. Приведите примеры отрицательного воздействия человека на природу.
5. Приведите примеры положительного воздействия человека на природу.
6. Какие природные явления вы знаете?
7. Какие природные явления опасны для жизни?
Изучение нового материала
Источник