Урок образы природы изо

Урок по ИЗО «Пейзаж»

— помочь детям познавать окружающий мир, развивая наблюдательность;
— научить логически мыслить, осознавать видимое;
— развивать творческие способности учащихся, давать верное направление их эстетическому восприятию мира;
— развивать пространственное мышление, образное представление и воображение;
— воспитывать любовь к природе.

Задачи урока. Повторить ранее изученный материал, виды и жанры изобразительного искусства, правила перспективы и композиции; выполнить зарисовку пейзажа углем, используя правила художественного мастерства.

Для учителя. Конспект, наглядное пособие.

Для учащихся. Тонированная бумага, уголь, мел.

1. Организационная часть (3 мин.).
2. Объяснение нового материала (20 мин.).
3. Самостоятельная работа (15 мин.).
4. Итог урока (2 мин.).

II. Объяснение нового материала.

Слово учителя. Тема нашего урока “Зарисовка пейзажа по представлению”. Пейзаж — один из самых замечательных жанров в искусстве, поэтому эпиграфом нашего урока будет отрывок из стихотворения А.С. Пушкина “Осень”.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Часто в жизни мы многое не замечаем: красок, форм окружающей нас природы.

Поэты, музыканты помогают нам своими произведениями почувствовать все то прекрасное, что окружает нас. Читая строки того или иного произведения, мы создаем образы из прочитанных строк.

Желтый, красный лес.
Деревья, раскачивающиеся ветром.
Серое осеннее небо в ожидании
зимних морозов.

Кто же, как ни художник, дает нам возможность визуально почувствовать все прелести природы, помогает увидеть то, на что раньше мы, может быть, и не обращали внимание.

Рассматривая полотна Шишкина, Васильева, обязательно возникают положительные эмоции, чувства, радость прекрасного. Не перестаешь удивляться мастерству художника, умению передать самое главное. Обращаясь к жанру пейзажа, художники работают в различных видах изобразительного искусства.

Какие виды изобразительного искусства
Живопись, графика

Не только цвет может являться выразительным средством для передачи состояния природы. Например, пасмурное небо, где художник использует серые, охристые оттенки, или жаркое, летнее голубое небо. Линия и пятно в графике также могут нам дать представление о состоянии природы. Будь то солнечный день или пасмурный вечер. Сегодня мы поработаем именно в этом виде изобразительного искусства и попытаемся передать как композиционные задачи, так и состояние природы. А рисовальным материалом на нашем уроке будет художественный уголь.

Уголь используется художниками с глубокой древности. И обладает большими выразительными возможностями. Им можно выполнять пейзажи, портреты, натюрморты. Углем можно проводить как самые тонкие линии, так и широкие. Можно заштриховывать большие поверхности боковой стороной. Уголь дает глубокий бархатистый черный цвет. Им можно рисовать на картоне, холсте, бумаге. Он хорошо сочетается с другими материалами: сангиной, пастелью, цветным карандашом, мелом. Сегодня на уроке мы будем использовать мел. Он поможет нам при выполнении светотеневых задач. Тряпочкой стряхнем излишки угля, а выполненную работу закрепим лаком.

Читайте также:  Все природные ресурсы растения

Прежде чем приступить к выполнению задания, мы должны поговорить о правилах композиции и перспективы.

Композиция — это латинское слово. Давайте вспомним, что же оно означает?

Составление, соединение и сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.

Идеей в нашем случае является пейзаж, а его части — это деревья, небо, земля, горы, реки и т.д.

Композиция может быть замкнутой и открытой.

а) замкнутая композиция б) открытая композиция

Учитывая правила перспективы, рассмотрим предложенные схемы (см. приложение № 1).

На доске составим композицию и тем самым закрепим термины, о которых говорили на уроке (учащиеся выполняют задание).

(Выполняя педагогический рисунок на доске, рассказываю о композиционном построении).

Составляя композицию, надо определить лучшее расположение предметов на листе. Набросок должен вписываться в формат листа, помочь нам в этом может точка, которая ставится в центре и называется центром композиции. Далее определяем линию горизонта, которая дает нам два больших отношения: небо и землю. Следующий этап — размещение предметов в композиции. Не забываем про то, что какой-то предмет должен стать главным. Этот предмет в первую очередь обращает на себя внимание. Например, дерево. Когда композиция продумана и намечены её размеры, определяем общие очертания дерева, конфигурацию с учетом пропорций и особенностей, намечаем более мелкие детали и прорисовываем фактуру. Крону изображаем обобщенно. Очень важно определить пропорции (высоту, ширину) в соотношении предметов. Так как мы выполняем зарисовки, а это быстрый рисунок, то тональные отношения делаем беглыми (показываются несколькими штрихами).

Варианты передачи фактуры несколькими штрихами (см. приложение № 2).

III. Самостоятельная работа.

Задачи самостоятельной работы:

1) выполнить композиционные построения:

а) центр композиции;
б) большие отношения: небо и земля;
в) распределение предметов;
г) мелкие детали.

2) показать тональные отношения только на первом этапе прорисовки.

При выполнении самостоятельной работы в исполнении учителя звучат стихотворения о природе.

Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и разделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень:
— Не жалейте лета!
Посмотрите – роща золотом одета!
Э. Федоровская

Льет дождь, холодный, точно лед,
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет.
Но дни идут. И вот уж дымы
Встают столбами на заре,
Леса багряны, недвижимы,
Земля в морозном серебре,
И в горностаевом шугае,
Умывши бледное лицо,
Последний день в лесу встречая,
Выходит Осень на крыльцо.
Двор пуст и холоден. В ворота,
Среди двух высохших осин,
Видна ей синева долин
И ширь пустынного болота,
Дорога на далекий юг:
Туда от зимних бурь и вьюг,
От зимней стужи и метели
Давно уж птицы улетели;
Туда и Осень поутру
Свой одинокий путь направит
И навсегда в пустом бору
Раскрытый терем свой оставит.
И.А. Бунин

Читайте также:  Рецепт бутербродов на природе

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
И.А. Бунин

Анализ выполненных работ, выставление оценок.

Источник

Разработка урока по изо «Виды пейзажа»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Данная методическая разработка поможет учителю провести интересно и увлекательно урок по теме «Виды пейзажа». Разработка урока соответствует ФГОС основного общего образования.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Конспект урока на тему «Виды пейзажа». 6 класс.

об отличительных особенностях разных видов пейзажа.

Формирование и развитие умений применять знания учащихся о работе над пейзажем, которые позволят учащимся грамотно вести самостоятельную работу над живописным пейзажем.

Способствовать воспитанию эстетической отзывчивости на красоту окружающего мира, любовь к природе.

Расширять кругозор учащихся о межпредметных связей (изобразительное искусство, литература, музыка)

Учитель: Бригадиренко Лариса Сергеевна

— воспитание любви к природе родного края;

— развитие эстетического сознания через творческую деятельность.

-умение самостоятельно определять цель урока;

-умение соотнести свои действия с планируемыми результатами,

— умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение.

Красотой будем здесь мы опять любоваться,

И, конечно же, творчеством заниматься.

2. Актуализация опорных знаний и умений.

Сегодня на уроке вы познакомитесь поближе с одним из жанров живописи. На картинах этого жанра может быть изображено безоблачное небо, золотистый одуванчик с капельками росы, вечнозеленая ель. Догадались, о каком жанре идет речь?

— знаете ли вы откуда, появилось слово «пейзаж» и что оно означает.

— овладевать умением прогнозировать;

— находить в иллюстрациях и таблицах презентации ответы на заданные вопросы

3.Постановка учебной проблемы.

Трудно поверить, что пейзажная живопись до 18 века совершенно не ценилась и была лишь фоном в бытовом и портретном жанре. Но усилия мастеров сделали этот жанр значительным и востребованным зрителям.

Познавательные УУД — действия по исследованию, поиску и отбору необходимой информации,

— осуществлять анализ учебного материала;

— правильно владеть художественными терминами;

— слушать и понимать речь других;

-умение грамотно выражать свои мысли с помощью разговорной речи ,во время ответов.

4.Формулирование учебной проблемы.

— Посмотрите на представленные пейзажи.

— Одинакова ли тематика этих пейзажев?

— Вы можете предположить, какова будет тема урока?

Читайте также:  Уложить водоем природным камнем

— определять и формулировать проблемный вопрос урока;

— сравнивать предлагаемые образы, находить в них общее и различное

Устанавливать связь между целью и мотивом

учебной деятельности, обсуждать здание;

Пейзажи бывают чрезвычайно разнообразными.Существует несколько видов пейзажа.

Сельский пейзаж. В сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой. К сельскому пейзажу прибегали многие художники – Васильев, Саврасов, Левитан, Коровин и др.

Городской пейзаж включает в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные .

Морской пейзаж. Марина – рассказывает о своеобразной красоте то спокойного, то бурного моря.

Архитектурный пейзаж. Близко соприкасается с городским. Но в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой.

Пейзаж – настроение. Стремление найти в различных состояниях природы соответствие человеческим переживаниям и настроениям придало пейзажу лирическую окраску. Чувство тоски, грусти, безнадежности или тихой радости находят свое отражение в пейзаже настроения.

— ориентироваться в своей системе знаний

-слушать и понимать речь других;

-находить ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта, имеющихся в наличии иллюстраций и таблиц презентации;

— уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию;

-владеть опытом обобщения по теме урока;

-уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя и определять её последовательность;

6. Первичное применение новых знаний

— Сейчас вы прослушали определения разных видов пейзажей. Предлагаю вам определить, к какому виду пейзажа относится та или иная картина.

— определять и формулировать деятельность на уроке;

-проводить анализ творческой деятельности ;

— определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала( знаний) на уроке и проводить его.

7. Творческая практическая деятельность.

Сегодня вам предлагаю выполнить рисунок пейзажа, пейзаж-настроение, в котором вы сможете выразить свое настроение, как грустное и радостное. Ведь тема «Краски осени» может навеять как меланхолию, так и жизнерадостный оптимизм, ожидание необычайного, сказочного, просветленную радость.

— А каким же образом художник может выразить свое эмоциональное состояние?

— Ну, конечно, используя разные оттенки красок. Какие, например, краски вы наблюдаете солнечным теплым осенним днем в березовой роще?

— А как изменятся оттенки золотой осени, если солнечный день сменит ненастье, будет накрапывать мелкий моросящий дожь, станет прохладно и неуютно?

— Что вы чувствуете, когда над вами бегут белые облака?

— Как изменится ваше настроение, если нависнут тяжелые, мрачные осенние тучи?

Задание: выполнить рисунок — пейзаж на тему «Краски осени»: акварель, гуашь.

— работа выполненая по образцу – необходимый уровень – отметка «4», задание выполненое по своей задумке повышенный уровень отметка «5»

(В процессе работы учитель делает целевые обходы, проверяя организацию рабочего места, правильность выполнения приемов работы, оказывая помощь учащимся, испытывающим затруднения, контролируя объем и качество выполненной работы).

Источник

Оцените статью