Урок обобщающего повторения на тему: «Природные зоны России». (география 8 класс).
2. Систематизация полученных знаний: Мы с Вами изучили тему «Природные зоны». Познакомились с разнообразием природных зон в России, с их природными условиями, а также изучили растительный и животный мир . Вспомним прошлые уроки и попробуем ответить на вопрос : « Почему Россия не везде одинакова ?»
На доске запись: «Природные зоны России».
Вспомним как называется закономерность смены природных зон на равнинах ? ( Природная зональность).
Задание учащимся:
1. По рисунку параграфа учебника География России определите :
— Как расположены природные зоны России?(Смена природных зон на территории России наблюдается с севера на юг: арктические пустыни, тундра ,лесотундра , тайга ,смешанные и широколиственные леса, лесостепи , степи, полупустыни и пустыни).
— Какие зоны простираются от западных границ до побережья морей Тихого океана ? ( Арктические пустыни и тундра ).
— Какие не простираются до восточных окраин России? Почему? (Степи и пустыни .Связано с климатом, злаки и разнотравье не могут произрастать в условии холода).
2. Работа с контурными картами и картами атласа.
По настенной карте определить местоположение природных зон и обозначить их границы на контурной карте.
3. Ответьте на вопросы:
I. АРКТИЧЕСКАЯ ПУСТЫНЯ.
1. Почему лето в арктической пустыне холодное ? (Потому что она расположена на островах Северного Ледовитого океана и на крайнем севере полуострова Таймыр).
2. Почему растительность не образует сплошного покрова ? ( холодное короткое лето большая часть территории покрыта льдом. Угол падения солнечных лучей не велик, даже в полярный день, преобладающие территории имеют белый цвет, который отражает 70-80 процентов солнечной суммарной радиации).
3. Почему белые медведи впадают в спячку зимой ?( Зимой лед становится более мощным, труднее добывать пищу).
4. Почему преобладают в арктической пустынные хищники?( Растительный покров скуден, пища только в море).
5. Почему полярники на дрейфующих станциях строго следят за чистотой снега ?( Любое темное пятно увеличивает отражающую способность снега и он быстрее начинает таить).
.По карте природных зон определите положение тундры на территории России ( Тундра занимает северное побережье России ).
Задание: найдите ошибку предложенном в тексте( текст на столе).
Зона тундры охватывает около 50 % территории России и находится в пределах арктического и субарктического климатических поясов; простирается от границы с Финляндией на западе до Берингова пролива на востоке. Зона занимает неширокую прибрежную полосу на крайнем севере Европейской части России и достигает максимальной ширины 500 км в Сибири; значительную протяжённость имеет также на крайнем северо-востоке России, где на юг простирается до северной части полуострова Камчатка. Тундра – это хвойная лесная чаща; вечная мерзлота залегает близко к поверхности и задерживает влагу, образующуюся при оттаивании верхнего слоя почвы. Типичная тундровая почва включает тонкий слой гумуса, под которым находится глеевый горизонт; ещё глубже — вечная мерзлота. Многочисленны лишайники, мхи, кустарнички, кустарники, сосны, ели. Помимо оленей (используемых местным населением в хозяйстве), типичными обитателями тундры являются песец, овцебык, лемминг, белая сова, куропатки, бурые медведи и лоси.
III. ТАЙГА И СМЕШАННЫЕ ЛЕСА.
Самостоятельная работа в группах.
Учащиеся первой группы работают , изучая особенности тайги ; учащиеся второй группы изучают особенности смешанных
Задание для первой группы учащихся. Таблица чертится на доске.
Компоненты природных зон
Источник
Урок обобщающего повторения на тему «Природные зоны России» (география 8-й класс)
Воспитательная. Совершенствовать навыки работы с различными географическими источниками информации.
Оборудование: Карта «Природные зоны России», атлас (стр4-5,14-15,18-19,20-21,22-23),фотографии животных и растений этих зон. Презентация к уроку.
Тип урока. Обобщающее повторение.
Метод. Репродуктивный и частично — поисковый.
1. Актуализация. Проверка знаний.
2. Работа с картами атласа.
(Природный территориальный комплекс — это закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определенной территории).
— Какие компоненты природы входят в состав природного комплекса? (Все компоненты природы тесно и неразрывно связаны друг с другом: солнечная радиация, географическая широта местности, рельеф, климат, почва, растительный и животный мир).
— В иерархии природных комплексов различают три главных уровня? (Локальный, региональный, глобальный).
— Дайте, пожалуйста, им характеристику? (Формирование природных комплексов локального уровня связано с местными факторами, имеющими небольшой радиус действия (например с отдельными элементами рельефа). К этому уровню относится фация, элементарная неделимая географическая единица, то есть однородный комплекс. Региональные природные комплексы формируются в результате влияния факторов с более широким радиусом действия : тектонических движений, солнечной радиации. Для этого уровня характерны природные зоны, области.
Глобальный уровень — это географическая оболочка, которая охватывает взаимопроникающие и постоянно взаимодействующие тропосферу, гидросферу, верхние слои литосферы, биосферу.
2. Работа с картами атласа.
Вспомним прошлые уроки и попробуем ответить на вопрос: » Почему Россия не везде одинакова?»
Природные комплексы (региональные) природные зоны расположены на Земле не хаотично, а закономерно. Вспомним как называется закономерность смены природных зон на равнинах.
На доске слайд 2. Проиложение1.
По настенной карте «Природные зоны» определить местоположение природных зон. Смена природных зон на территории России наблюдается с севера на юг.
— Арктические пустыни. На доске слайд 4. Приложение1.
— Тундра. На доске слайд 6. Приложение1
1) По карте природных зон определить положение тундры на территории России.
2) Записать в тетрадь характерные черты зоны тундры.
Полярный день и полярная ночь, снежный покров маломощный, но плотный, сильные ветры, короткое прохладное лето, множество озер и болот, нет деревьев (господство мхов, лишайников, кустарников: брусника, черника, морошка, карликовая березка).
Много перелетных птиц летом. Типичные животные лемминги, песцы, северные олени, полярные совы.
— Лесотундра. Слайд 5. Приложение 1.
1) По карте природных зон определить положение лесотундры на территории России.
2) Записать в тетрадь характерные черты лесотундры.
— Тайга На доске слайд.7.Приложение 1.
1)По карте природных зон определить положение зоны тайги на территории России.
2) Записать в тетрадь характерные черты таежной зоны.
— Лесная зона. На доске слайд 8 Приложение 1.
1) По карте природных зон определить положение смешанных и широколиственных лесов на территории России.
2) Записать в тетрадь характерные черты лесных зон.
— Степи и пустыни. На доске слайд 9 Приложение 1.
1) По карте природных зон определить положение степей и пустынь на территории России.
2) Записать в тетрадь характерные черты зоны степей и пустынь.
Зона степей. Информация учащихся. В южной части лесов нет. Здесь расположены безлесные зоны степей и пустынь.
— Травянистый покров образует плотную дерновину;
— Степи от лугов отличаются наличием ковыля;
— Внешний облик меняется в течение теплого периода, от весны до лета:
Проблемой степей является засуха и суховеи, пыльные бури. Давайте вспомним определение этих терминов.
Засуха-это длительный период без осадков при высокой температуре. Суховеи — это горячие и сухие ветры, иссушающие почву. Пыльными бурями называется ветер, подымающий верхний слой почвы.
— Пустыни: На доске слайд 10. Приложение 1.
Делаем записи в тетрадь со слайдов.
— Вернемся к нашему проблемному вопросу. Скажите, так в чем отличие северных безлесных зон от южных? (Географическим положением, климатическими условиями, рельефом)
Вывод: Итак, сегодня мы подробно разобрали тему » Природные зоны России», выяснили их характерные черты, чем они отличаются друг от друга и как используются человеком, а сейчас проведем закрепление и заполним таблицу.
Таблица чертится на доске.
Название природной зоны | Географическое положение | Типичный облик | Климатические условия | Почвы | Растительный и животный мир | Использование человеком | Проблемы и перспективы |
Арктич.пустыни | Острова Северного Ледовитого океана | Поверхность покрыта снегом | Зима долгая и суровая | Мхи, лишайники | Загрязнение | ||
Тундра и лесотундра | Побережье С.л. океана | Многолетняя мерзлота | Суровый климат | Тундрово-глеевые | Мхи, лишайники, кустарники, песец, сев олень. | Вырубка леса, браконьерство. | |
Тайга | Хвойные породы | Природные условия неодинаковы | Отличается недостатком тепла | Малоплодородные таежные и горно- таежные | Широколиственные, мелколиственные леса | Лесные ресурсы, пушнина | Вырубка лесов, охота браконьерство: |
Лесная зона | Южная часть русской равнины и юг Д.В. | Разнообразна | Своеобразные условия | Дерново- подзолистые | Разнообразные растения, бурый медведь, куница, белка, дятел | ВедениеС/Х | Вырубка леса, эрозии |
Степи | Юг Европейской части, сибирь | Хвойно- широколиственные леса | Свое-образ-ные | чернозем | Злаки, ковыль, типчак | ведениеС\Х | Распаханность степей |
Полупустыни и пустыни | Юг Прикаспия. Кавказ | Пески и каменистая пустыня | Пустыня | сероземы | Верблюжья колючка, кактусы, антилопы, ящерицы, змеи, грызуны.. | Пастбищное животноводство | Сухость климата, высокая испаряемость |
Вопросы на закрепление
1. Почему лето в арктической пустыне холодное? (Потому что она расположена на островах Северного Ледовитого океана и на крайнем севере полуострова Таймыр).
2. Почему растительность не образует сплошного покрова? (Разнообразны природные условия, холодное короткое лето, большая часть территории покрыта льдом, угол падения солнечных лучей не велик, даже в полярный день, преобладающие территории имеют белый цвет, который отражает 70-80 процентов солнечной суммарной радиации).
3. Почему белые медведи впадают в спячку зимой? (Зимой лед становится более мощным, труднее добывать пищу).
4. Почему преобладают в арктической пустынные хищники? (Растительный покров скуден, пища только в море).
5. Почему медведь «белый»? (Покровительская окраска позволяет незаметно ждать добычу, а еще в белом волосе находятся пузырьки воздуха, что позволяет не замерзнуть от холода).
6. Почему полярники на дрейфующих станциях строго следят за чистотой снега? (Любое темное пятно увеличивает отражающую способность снега, и он быстрее начинает таить).
7. Назовите самую распространенную породу дерева в России? (Лиственница).
8.Почему почвы тайги, несмотря на большую растительную массу зоны, не плодородны? (Деревья многолетние,хвоя — неблагоприятный опад, образует кислоты, промыв почв при избыточном увлажнении не способствует накоплению гумуса).
9.Какое дерево в сибирской тайге называют ореховой сосной? (Кедр-сосна сибирская).
10.Как лиственница приспособилась к условиям тайги? (Сбрасывает хвою на зиму, корни в поверхностном слое почвы).
11.Как животные приспособились к условиям тайги? (Спячка, линька, запас жира).
12.Почему тайга сменяется на смешанные и широколиственные леса? (Более теплое и продолжительное лето и более мягкая зима).
13. Почему почвы широколиственных лесов плодороднее, чем почвы хвойных лесов? (Более благоприятный растительный опад листопадных деревьев. Длинное и теплое лето увеличивает продолжительность процесса почвообразования.)
14.Чем отличаются почвы смешенных лесов Дальнего Востока от смешанных лесов Русской равнины? (Леса Дальнего Востока разнообразнее по видовому составу).
15.Почему дикие животные открытых пространств и степей, как правило, живут стаями, а лесные животные — в одиночку? (Копытные животные тайги (лоси, олени) живут парами или семьями. Большое стадо не может укрыться в лесу и не может заметить хищников среди деревьев.)
4. Подведение итогов. Молодцы ребята вы сегодня хорошо поработали, я очень довольна результатами нашего сегодняшнего урока. Выставление оценок за урок.
5. Домашнее задание. Изучить параграфы 23, 24, 25, ответить на вопросы с.144, подготовиться к контрольной работе по теме :» Природные зоны России».
Источник