- Конспект урока по всеобщей истории для 5 класса на тему «Природа и население Древнего Египта»»
- Разработка урока для 5-го класса по теме «Местоположение и природные условия Древнего Египта» план-конспект урока по истории (5 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по всеобщей истории для 5 класса на тему «Природа и население Древнего Египта»»
Обучающая цель. Предполагается, что к окончанию урока ученики будут:
знать: историю возникновения Древнего Египта в долине Нила, название р. Нил, значение понятий папирус, орошаемое земледелие; даты исторических событий; основные виды деятельности людей (орошаемое земледелие, животноводство, ремесло, обмен и торговля, мореплавание)
уметь : показывать на исторической карте местоположение Древнего Египта; составлять рассказ о природных условиях, жизни и занятиях древних египтян с опорой на учебный текст и иллюстрации, приводить примеры влияния географических и природных условий на жизнь людей и развитие цивилизаций
Задачи воспитания и развития:
· содействовать формированию навыков работы с картой;
· развивать умение работать индивидуально;
· развивать умение выделять главное, составлять таблицы и схемы.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок – «интеракция» («взаимодействие»)
Используемые материалы:
· учебник по истории древнего мира под ред. В.С.Кошелева
· 300 вопросов и ответов по истории и культуре древнего мира / Под ред. З.А. Камышановой и К.А. Камышанова. — Ярославль : Академия развития, 2008.
I . Организационно-мотивационный этап.
III . Проверка домашнего задания.
IV . Изучение нового материала:
— Древние земледельцы в долине Нила
V . Закрепление изученного материала.
I этап. Организационный (1 мин.)
Цель: настроить учащихся на продуктивную работу
Педагогическая задача: сформировать у учащихся психологическую готовность к работе
Деятельность учащихся
Организует внимание, настрой на урок.
«Здравствуйте, садитесь. Сегодня мы с вами начинаем изучение мировых цивилизаций. С именем первой цивилизации связаны такие известные объекты, как Сфинкс, великие пирамиды, а правили в этой стране фараоны. Какая это страна и цивилизация? (ответы учеников)
Настраиваются на работу, отвечают на вопросы
II этап. Целеполагание (3 мин.)
Цель: самоопределение на результат урока
Педагогическая задача: сформировать у учащихся понимание темы урока, создать к ней познавательный интерес.
Деятельность учащихся
2.1. Задаёт цель сегодняшнего урока:
Сегодня в конце урока мы должны будем ответить на несколько вопросов:
— Где расположен Египет?
— Что такое орошаемое земледелие?
— Каков принцип работы шадуфа?
— Какие ремёсла были распространены в Древнем Египте?
— Древнегреческий историк Геродот называл Египет «даром Нила», а сами жители называли свою страну «Чёрной землёй». Кто прав? Какое место в жизни египтян занимал Нил? Как природные условия страны были связаны с занятиями её жителей?
2.2. На доске записаны термины, которые нам необходимо запомнить. Давайте запишем их в тетрадь.
«Орошаемое земледелие», «дельта», «иероглиф», «Кеммет», «шадуф».
2.1. Получают целевые установки на урок
Источник
Разработка урока для 5-го класса по теме «Местоположение и природные условия Древнего Египта»
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме
Цели: формирование представления об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта и их зависимости от географического положения и природных условий; формировать умение находить причинно-следственные связи; развивать интерес к истории.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Разработка урока для 5-го класса по теме «Местоположение и природные условия Древнего Египта»
Пшеворская Галина Владимировна, учитель истории
Разделы: Преподавание истории и обществознания
Цели: формирование представления об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта и их зависимости от географического положения и природных условий; формировать умение находить причинно-следственные связи; развивать интерес к истории.
Оборудование: настенная карта «Древние государства мира»; презентация «Древний Египет».
Учитель: Сегодня ребята, мы с вами отправимся в одно из древних государств. Сейчас мы с вами посмотрим фильм, а вы по просмотренным слайдам попробуйте догадаться о каком государстве мы будем сегодня вести речь.
Учитель включает фильм. После просмотра фильма или во время учащиеся высказывают свои предположения, последний слайд подтверждает их или опровергает.
– Итак, сегодня мы начнем изучать «Древний Египет».
Тему урока учитель записывает на доске, а учащиеся в тетрадь.
III. Изучение нового материала
1. Географическое положение (15 мин.)
При объяснении первого вопроса учитель сначала использует настенную карту «Древние государства мира»
С помощью карты учитель показывает Древние государства и задерживает внимание учащихся на Африке, затем учитель показывает части света и, показывая на Египет, просит учащихся назвать положение государства относительно сторон света.
Выслушав учащихся, учитель подводит их к правильному ответу:
ЕГИПЕТ – страна, расположенная на северо-востоке Африки. (Учащиеся записывают определение в тетрадь)
– Сейчас мы с вами в ходе моего объяснения встретимся с ещё одним новым словом, но запишем его сейчас.
ДЕЛЬТА – равнина, на которой река делится на несколько рукавов. (Учащиеся записывают определение в тетрадь)
Учитель включает слайд с изображением Египта (на 2 слайде нажать СТОП)
С юга на север течёт река – Нил. Она берёт своё начало из больших озёр в Центральной Африке и, минуя пороги (пороги учитель показывает на настенной карте), течёт 700 км. в глубокой долине, затем впадает в Средиземное море (показать на карте), делясь на рукава образуя дельту (обратить внимание учащихся на слайд на котором дельта видна очень хорошо)
В долине и дельте Нила от порогов до моря и возникло государство – Древний Египет (учитель показывает на карте). К востоку и западу расположены пустыни (учитель включает следующий слайд). Жить в пустыне было невозможно – палящее солнце, воды нет, а вокруг одни пески. Поэтому люди жили только в долине, ширина которой составляла примерно 12-15 км.
Далее учащиеся открывают контурную карту и под руководством учителя обозначают Нил (синим), дельту и долину (закрасить зеленым). Работа учащихся осуществляется под руководством учителя. Учитель на экране открывает контурную карту и показывает последовательность действий учащихся.
2. Климатические условия (15 мин.)
Объяснение учителя: Климат в Египте очень жаркий. В июне здесь стоит страшная жара. Небо ясное, беспощадно палит солнце. От жары и отсутствия влаги почва покрывается глубокими трещинами. В таких условиях реки обычно пересыхают или мелеют, но с Нилом происходят странные вещи: вода в нём начинает прибывать, река выходит из берегов, затапливая долину. Египтяне это объясняли так: «Далеко-далеко на юге за нильскими порогами есть пещера, в которой сидит бог реки – Хапи. В руках у него два сосуда с водой. Летом Хапи сильнее наклоняет сосуды и Нил выходит из берегов… А на полях после разлива остаётся плодородный слой. Поэтому мы поём богу благодарственные песни».
Но настоящей причиной являлось следующее. Дело в том, что египтяне никогда не бывали в Центральной Африке, где берёт своё начало Нил. В начале лета там идут проливные дожди, и тает снег на вершинах гор. Большие потоки воды устремляются в Нил, подмывая почву и неся с собой плодородный ил. Вода стоит до середины ноября, затем Нил входит в свои берега, а плодородная почва остается на берегах. Поэтому в Египте земля была очень плодородная.
Далее учитель предлагает учащимся работу с таблицей. Сначала учитель предлагает заполнить по своему рассказу первый столбик.
– Те климатические условия, которые вы выделили и записали в тетрадь, непосредственно влияли на занятия древних египтян. С помощью учебника попробуйте самостоятельно заполнить второй столбик. (Учащимся можно предложить работу в парах)Климатические условия
1. Солнечное тепло круглый год.
2. Отсутствие влаги в июне в пустыне.
3. Разливы Нила приносили влагу. Возделывание земли – стало основным занятием египтян.
– Нужно отметить, что земледелие стало главным занятием в Египте гораздо раньше, чем в большинстве стран мира. Землю легко было обрабатывать при помощи мотыги, но при этом, возделывание земли влекло за собой следующие последствия. Какие?
1. Нил при разливах давал много влаги, а это способствовало тому, что почва очень быстро зарастала дикими растениями и превращалась в джунгли. В джунглях водилось очень много хищников, ядовитых насекомых, змей которые представляли угрозу для жизни человека.
2. Для преодоления трудностей египтяне стали объединяться в соседские общины. Дело в том, что Нил орошал почву неравномерно – некоторые участки затапливало, так что там образовывались болота, а на некоторые участки вода не попадала и почва при жарком климате пересыхала. Объединяясь люди стали строить дамбы и каналы и регулировать распределение воды искусственно.
Новые слова учащиеся записывают в тетрадь:
ДАМБА – укрепления из насыпей глины и тростника для защиты низменностей от затопления.
КАНАЛЫ – углубления в земле, подводившие воду к участкам.
3. В итоге на берегах Нила образовалось около 40 государств, которые постоянно воевали между собой. В итоге завоеваний образовалось 2 государства – Северный и Южный Египет, которые воевали между собой. В 3-м тысячелетии до нашей эры царь Южного Египта завоевал Северный, и было образовано единое государство.
Для закрепления материала учитель предлагает учащимся следующие вопросы. Учитель, раздав учащимся тест-полоски, называет вопросы, на которые нужно ответить «да» (закрашивают красным цветом) или «нет» (закрашивают синим цветом). (3-4 минуты)
1. Государство Египет возникло на берегах Нила?
2. Египтяне в возделывании земли не испытывали никаких трудностей?
3. Люди селились только по берегам реки?
4. Трудности объединяли людей в соседские общины?
1. Параграф 6 читать и ответить на вопросы в конце параграфа.
2. Выучить определение слов записанных в тетради.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по географии 5 класс «Работа географа в полевых условиях»
Разработка урока по ФГОС по географии 5 класс «Работа географа в полевых условиях».
Методическая разработка урока истории в 5 классе «Как жили земледельцы и ремесленники в Египте»
урок в соответствии с ФГОС ООО был проведён в 5 классе.
СЦЕНАРИЙ ЭВРИСТИЧЕСКОГО УРОКА ПО ТЕМЕ « Какого цвета Греция?» (Знакомство с географией и природными условиями Древней Греции). 5 класс
Общая характеристика урокаТип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний;Цель урока: восприятие и первичное осознание нового материала;Дидактическая задача: обеспечение восприятия, осм.
Разработка урока географии в 7 классе по теме «Африка. Природные зоны»
Показать разнообразие природных зон Африки, их зависимость от климата, особенности природы экваториальных лесов, саванн и пустынь. Учащиеся научатся давать характеристику климата, почв этих зон.
Разработка урока истории в 5 классе по теме «Природа и люди Древней Индии».
Данный урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. В нем прописаны планируемые образовательные результаты обучения учащихся в ходе урока.
Разработка урока истории в 5 классе по теме «Религия Древнего Египта»
Урок соответствует требованиям ФГОС ООО и основан на принципах системно-деятельностного подхода: деятельность, вариативность, принцип минимакса, творчество, психологическая комфортность.
Опросный лист по теме «Природные условия Древнего Египта»
Это задание можно использовать как отдельно, так и в рамках моего открытого урока. Или дать как домашнее задание для работы с текстом учебника.
Источник