Урок природа древнего египта

Конспект урока по всеобщей истории для 5 класса на тему «Природа и население Древнего Египта»»

Обучающая цель. Предполагается, что к окончанию урока ученики будут:

знать: историю возникновения Древнего Египта в долине Нила, название р. Нил, значение понятий папирус, орошаемое земледелие; даты исторических событий; основные виды деятельности людей (орошаемое земледелие, животноводство, ремесло, обмен и торговля, мореплавание)

уметь : показывать на исторической карте местоположение Древнего Египта; составлять рассказ о природных условиях, жизни и занятиях древних египтян с опорой на учебный текст и иллюстрации, приводить примеры влияния географических и природных условий на жизнь людей и развитие цивилизаций

Задачи воспитания и развития:

· содействовать формированию навыков работы с картой;

· развивать умение работать индивидуально;

· развивать умение выделять главное, составлять таблицы и схемы.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок – «интеракция» («взаимодействие»)

Используемые материалы:

· учебник по истории древнего мира под ред. В.С.Кошелева

· 300 вопросов и ответов по истории и культуре древнего мира / Под ред. З.А. Камышановой и К.А. Камышанова. — Ярославль : Академия развития, 2008.

I . Организационно-мотивационный этап.

III . Проверка домашнего задания.

IV . Изучение нового материала:

— Древние земледельцы в долине Нила

V . Закрепление изученного материала.

I этап. Организационный (1 мин.)

Цель: настроить учащихся на продуктивную работу

Педагогическая задача: сформировать у учащихся психологическую готовность к работе

Деятельность учащихся

Организует внимание, настрой на урок.

«Здравствуйте, садитесь. Сегодня мы с вами начинаем изучение мировых цивилизаций. С именем первой цивилизации связаны такие известные объекты, как Сфинкс, великие пирамиды, а правили в этой стране фараоны. Какая это страна и цивилизация? (ответы учеников)

Настраиваются на работу, отвечают на вопросы

II этап. Целеполагание (3 мин.)

Цель: самоопределение на результат урока

Педагогическая задача: сформировать у учащихся понимание темы урока, создать к ней познавательный интерес.

Деятельность учащихся

2.1. Задаёт цель сегодняшнего урока:

Сегодня в конце урока мы должны будем ответить на несколько вопросов:

— Где расположен Египет?

— Что такое орошаемое земледелие?

— Каков принцип работы шадуфа?

— Какие ремёсла были распространены в Древнем Египте?

— Древнегреческий историк Геродот называл Египет «даром Нила», а сами жители называли свою страну «Чёрной землёй». Кто прав? Какое место в жизни египтян занимал Нил? Как природные условия страны были связаны с занятиями её жителей?

2.2. На доске записаны термины, которые нам необходимо запомнить. Давайте запишем их в тетрадь.

Читайте также:  Климат австралии природа австралии

«Орошаемое земледелие», «дельта», «иероглиф», «Кеммет», «шадуф».

2.1. Получают целевые установки на урок

Источник

Разработка урока для 5-го класса по теме «Местоположение и природные условия Древнего Египта»
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Цели: формирование представления об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта и их зависимости от географического положения и природных условий; формировать умение находить причинно-следственные связи; развивать интерес к истории.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Разработка урока для 5-го класса по теме «Местоположение и природные условия Древнего Египта»

Пшеворская Галина Владимировна, учитель истории

Разделы: Преподавание истории и обществознания

Цели: формирование представления об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта и их зависимости от географического положения и природных условий; формировать умение находить причинно-следственные связи; развивать интерес к истории.

Оборудование: настенная карта «Древние государства мира»; презентация «Древний Египет».

Учитель: Сегодня ребята, мы с вами отправимся в одно из древних государств. Сейчас мы с вами посмотрим фильм, а вы по просмотренным слайдам попробуйте догадаться о каком государстве мы будем сегодня вести речь.

Учитель включает фильм. После просмотра фильма или во время учащиеся высказывают свои предположения, последний слайд подтверждает их или опровергает.

– Итак, сегодня мы начнем изучать «Древний Египет».

Тему урока учитель записывает на доске, а учащиеся в тетрадь.

III. Изучение нового материала

1. Географическое положение (15 мин.)

При объяснении первого вопроса учитель сначала использует настенную карту «Древние государства мира»

С помощью карты учитель показывает Древние государства и задерживает внимание учащихся на Африке, затем учитель показывает части света и, показывая на Египет, просит учащихся назвать положение государства относительно сторон света.

Выслушав учащихся, учитель подводит их к правильному ответу:

ЕГИПЕТ – страна, расположенная на северо-востоке Африки. (Учащиеся записывают определение в тетрадь)

– Сейчас мы с вами в ходе моего объяснения встретимся с ещё одним новым словом, но запишем его сейчас.

ДЕЛЬТА – равнина, на которой река делится на несколько рукавов. (Учащиеся записывают определение в тетрадь)

Учитель включает слайд с изображением Египта (на 2 слайде нажать СТОП)

С юга на север течёт река – Нил. Она берёт своё начало из больших озёр в Центральной Африке и, минуя пороги (пороги учитель показывает на настенной карте), течёт 700 км. в глубокой долине, затем впадает в Средиземное море (показать на карте), делясь на рукава образуя дельту (обратить внимание учащихся на слайд на котором дельта видна очень хорошо)

В долине и дельте Нила от порогов до моря и возникло государство – Древний Египет (учитель показывает на карте). К востоку и западу расположены пустыни (учитель включает следующий слайд). Жить в пустыне было невозможно – палящее солнце, воды нет, а вокруг одни пески. Поэтому люди жили только в долине, ширина которой составляла примерно 12-15 км.

Читайте также:  Охрана природы объекты охраны принципы охраны

Далее учащиеся открывают контурную карту и под руководством учителя обозначают Нил (синим), дельту и долину (закрасить зеленым). Работа учащихся осуществляется под руководством учителя. Учитель на экране открывает контурную карту и показывает последовательность действий учащихся.

2. Климатические условия (15 мин.)

Объяснение учителя: Климат в Египте очень жаркий. В июне здесь стоит страшная жара. Небо ясное, беспощадно палит солнце. От жары и отсутствия влаги почва покрывается глубокими трещинами. В таких условиях реки обычно пересыхают или мелеют, но с Нилом происходят странные вещи: вода в нём начинает прибывать, река выходит из берегов, затапливая долину. Египтяне это объясняли так: «Далеко-далеко на юге за нильскими порогами есть пещера, в которой сидит бог реки – Хапи. В руках у него два сосуда с водой. Летом Хапи сильнее наклоняет сосуды и Нил выходит из берегов… А на полях после разлива остаётся плодородный слой. Поэтому мы поём богу благодарственные песни».

Но настоящей причиной являлось следующее. Дело в том, что египтяне никогда не бывали в Центральной Африке, где берёт своё начало Нил. В начале лета там идут проливные дожди, и тает снег на вершинах гор. Большие потоки воды устремляются в Нил, подмывая почву и неся с собой плодородный ил. Вода стоит до середины ноября, затем Нил входит в свои берега, а плодородная почва остается на берегах. Поэтому в Египте земля была очень плодородная.

Далее учитель предлагает учащимся работу с таблицей. Сначала учитель предлагает заполнить по своему рассказу первый столбик.

– Те климатические условия, которые вы выделили и записали в тетрадь, непосредственно влияли на занятия древних египтян. С помощью учебника попробуйте самостоятельно заполнить второй столбик. (Учащимся можно предложить работу в парах)Климатические условия

1. Солнечное тепло круглый год.

2. Отсутствие влаги в июне в пустыне.

3. Разливы Нила приносили влагу. Возделывание земли – стало основным занятием египтян.

– Нужно отметить, что земледелие стало главным занятием в Египте гораздо раньше, чем в большинстве стран мира. Землю легко было обрабатывать при помощи мотыги, но при этом, возделывание земли влекло за собой следующие последствия. Какие?

1. Нил при разливах давал много влаги, а это способствовало тому, что почва очень быстро зарастала дикими растениями и превращалась в джунгли. В джунглях водилось очень много хищников, ядовитых насекомых, змей которые представляли угрозу для жизни человека.

2. Для преодоления трудностей египтяне стали объединяться в соседские общины. Дело в том, что Нил орошал почву неравномерно – некоторые участки затапливало, так что там образовывались болота, а на некоторые участки вода не попадала и почва при жарком климате пересыхала. Объединяясь люди стали строить дамбы и каналы и регулировать распределение воды искусственно.

Читайте также:  Какие продукты соленые от природы

Новые слова учащиеся записывают в тетрадь:

ДАМБА – укрепления из насыпей глины и тростника для защиты низменностей от затопления.

КАНАЛЫ – углубления в земле, подводившие воду к участкам.

3. В итоге на берегах Нила образовалось около 40 государств, которые постоянно воевали между собой. В итоге завоеваний образовалось 2 государства – Северный и Южный Египет, которые воевали между собой. В 3-м тысячелетии до нашей эры царь Южного Египта завоевал Северный, и было образовано единое государство.

Для закрепления материала учитель предлагает учащимся следующие вопросы. Учитель, раздав учащимся тест-полоски, называет вопросы, на которые нужно ответить «да» (закрашивают красным цветом) или «нет» (закрашивают синим цветом). (3-4 минуты)

1. Государство Египет возникло на берегах Нила?

2. Египтяне в возделывании земли не испытывали никаких трудностей?

3. Люди селились только по берегам реки?

4. Трудности объединяли людей в соседские общины?

1. Параграф 6 читать и ответить на вопросы в конце параграфа.

2. Выучить определение слов записанных в тетради.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по географии 5 класс «Работа географа в полевых условиях»

Разработка урока по ФГОС по географии 5 класс «Работа географа в полевых условиях».

Методическая разработка урока истории в 5 классе «Как жили земледельцы и ремесленники в Египте»

урок в соответствии с ФГОС ООО был проведён в 5 классе.

СЦЕНАРИЙ ЭВРИСТИЧЕСКОГО УРОКА ПО ТЕМЕ « Какого цвета Греция?» (Знакомство с географией и природными условиями Древней Греции). 5 класс

Общая характеристика урокаТип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний;Цель урока: восприятие и первичное осознание нового материала;Дидактическая задача: обеспечение восприятия, осм.

Разработка урока географии в 7 классе по теме «Африка. Природные зоны»

Показать разнообразие природных зон Африки, их зависимость от климата, особенности природы экваториальных лесов, саванн и пустынь. Учащиеся научатся давать характеристику климата, почв этих зон.

Разработка урока истории в 5 классе по теме «Природа и люди Древней Индии».

Данный урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. В нем прописаны планируемые образовательные результаты обучения учащихся в ходе урока.

Разработка урока истории в 5 классе по теме «Религия Древнего Египта»

Урок соответствует требованиям ФГОС ООО и основан на принципах системно-деятельностного подхода: деятельность, вариативность, принцип минимакса, творчество, психологическая комфортность.

Опросный лист по теме «Природные условия Древнего Египта»

Это задание можно использовать как отдельно, так и в рамках моего открытого урока. Или дать как домашнее задание для работы с текстом учебника.

Источник

Оцените статью