Урок природа химической связи

Конспект урока : Единая природа химической связи

Деление химических связей на типы носит условный характер, так как все они характеризуются определенным единством.

Ионную связь можно рассматривать как предельный случай ковалентной полярной связи.

Металлическая связь совмещает ковалентное взаимодействие атомов с помощью обобществленных электронов и электростатическое притяжение между этими электронами и ионами металлов.

В веществах часто отсутствуют предельные случаи химической связи (или «чистые» химические связи).

Например, фторид лития LiF относят к ионным соединениям. Фактически же в нем связь на 80% ионная и на 20% ковалентная. Правильнее поэтому, очевидно, говорить о степени полярности (ионности) химической связи.

В ряду галогеноводородов HF—НС1—HBr—HI—HAt степень полярности связи уменьшается, ибо уменьшается разность в значениях электроотрицательности атомов галогена и водорода, и в астатоводороде связь становится почти неполярной.

Различные типы химических связей могут содержаться в одних и тех же веществах, например:

  1. в основаниях — между атомами кислорода и водорода в гидроксогруппах связь ковалентная полярная, а между металлом и гидроксогруппой — ионная;
  2. в солях кислородсодержащих кислот — между атомами неметалла и кислородом в кислотном остатке — ковалентная полярная, а между металлом и кислотным остатком — ионная;
  3. в солях аммония, метиламмония и т. д. — между атомами азота и водорода — ковалентная полярная, а между ионами аммония или метиламмония и кислотным остатком — ионная;
  4. в пероксидах металлов (например, Na2O2) — связь между атомами кислорода ковалентная неполярная, а между металлом и кислородом — ионная и т. д.

Различные типы химических связей могут переходить одна в другую:

  • при электролитической диссоциации в воде ковалентных соединений ковалентная полярная связь переходит в ионную;
  • при испарении металлов металлическая связь превращается в ковалентную неполярную и т. д.

Причиной единства всех типов и видов химических связей служит их одинаковая физическая природа — электронно-ядерное взаимодействие. Образование химической связи в любом случае представляет собой результат электронно-ядерного взаимодействия атомов, сопровождающегося выделением энергии (табл. 7).

http://tepka.ru/himiya_11/07.jpg

Таблица
Типы химической связи

http://tepka.ru/himiya_11/07-1.jpg

  1. Часто встречается выражение: «Молекулы благородных газов одноатомны». Насколько оно соответствует истине?
  2. Почему, в отличие от большинства элементов-неметаллов, самые яркие их представители — галогены — не образуют аллотропных модификаций?
  3. Дайте наиболее полную характеристику химической связи в молекуле азота, используя следующие признаки: ЭО связанных атомов, механизм образования, способ перекрывания электронных облаков, кратность связи.
  4. Укажите тип химической связи и составьте схемы ее образования в веществах, имеющих формулы: Са, CaF2, F2, OF2.
  5. Напишите структурные формулы веществ: СО, С2Н2, CS2, Н2O2. Определите степени окисления элементов и их валентности (в возможных случаях) в этих веществах.
  6. Докажите, что все типы химической связи имеют общую природу.
  7. Почему молекулы азота N2, оксида углерода (II) СО и ацетилена С2Н2 называют изоэлектронными, т. е. имеющими равное число электронов (о каких электронах идет речь, определите самостоятельно)?
Читайте также:  Природное сообщество березовый лес

Источник

«Природа химической связи. Ковалентная связь: неполярная и полярная».
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Разработка открытого урока по химии. (групповой метод обучения). До начала урока учащиеся были распределены на экипажи по 4 человека: Командир — сильный учащийся, Штурман 1 пилот, 2 пилот. Задача для учащихся: выучить материал, оценить его усвоение всем членам группы и защитить знания.

Скачать:

Вложение Размер
Microsoft Office document iconrazrabotka_otkrytogo_uroka_po_himii.doc 31 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка открытого урока по химии.

Тема. «Природа химической связи.

Ковалентная связь: неполярная и полярная».

Цель урока : научить учащихся, пользоваться понятиями электроотрицательность элементов, предсказывать и объяснять тип химической связи в соединении.

Оборудование: таблица «Химическая связь», жетоны для проверки знаний.

Изучение нового материала.

Рассказ учителя. Различают три случая образования химической связи.

б) Между атомами в металле, электроотрицательность которых также одинакова.

2. Между атомами элементов, электроотрицательность которых отличается, но не сильно.

3. Между атомами элементов, электроотрицательность которых резко отличается.

Химическая связь, возникающая в результате образования общих электронных пар, называют ковалентной связью.

s-s — связь s-p — связь p-p — связь — связь

Ковалентная химическая связь бывает полярной и неполярной

Химическую связь, возникающую между ионами в результате действия электростатических сил притяжения, называют ионной связью .

До начала урока учащиеся были распределены на экипажи по 4 человека:

Командир — сильный учащийся,

Задача для учащихся: выучить материал, оценить его усвоение всем членам группы и защитить знания.

1 этап. Учитель многократно объясняет, все быстрее, пока командиры не скажут «Все понятно»

2 этап. Командир пересказывает весь материал своему экипажу. Если чего-то забыл, то учитель консультирует.

3 этап. Командир принимает зачет у штурмана и ставит отметку.

4. командир и штурман принимают зачет у своих пилотов, ставит всем оценки на лист бумаги.

5 этап. Оценки передаются учителю, командир докладывает о готовности группы к защите знаний.

6 этап. Командир тянет жетон. : «выбор» — учитель выбирает учащегося для ответа; «делегат»- экипаж решает, кого послать отвечать;

«все и всё» — каждый член экипажа отвечает;

«доверие» — преподаватель ставит оценку ту, которую получил экипаж;

«экзаменатор» — учащиеся помогают преподавателю.

Если на 1 балл учащиеся отвечают ниже, то снижается оценка всему экипажу на 1 балл, если оценки «2», то весь экипаж готовится заново.

6.Домашнее задание: параграф 5,9

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Равновесие в природе. Химическое равновесие

Урок изучения нового материала. Равновесие — это состояние, к которому стремится любая система. В презентации рассматривается состояние равновесия в природе и как оно поддерживается. Равновесие состоя.

Читайте также:  Природные зоны холодного климата
«Химическая связь. Ковалентная полярная и неполярная связь»

Урок изучения нового материала в 8 классе.Вводится понятие «Электроотрицательность», «Ковалентность», «Полярность связи».

Единая природа химической связи

—дать представление о причинах единства всех типов химической связи.

Реализация проектов «Храни свои корни», «за тайнами Природы и Бытия», «народов связующая нить»

Культурно-образовательная ассоциация как средство реализации инновационных проектов «Храни свои корни»,«За тайнами Природы и Бытия»,«Народов связующая нить».

Конспект урока химии 8 класс «Основные виды химической связи: ковалентная неполярная и ковалентная полярная»

Конспект урока химии по учебнику Рудзитис, Фельдман Химия 8 класс «Основные виды химической связи: ковалентная неполярная и ковалентная полярная&quot.

Урок 24. Обобщение по теме «Монофункциональные производные углеводородов химические свойства, генетическая связь»

Урок 24. Обобщение по теме «Монофункциональные производные углеводородов химические свойства, генетическая связь&raquo.

Технологическая карта по химии к уроку по теме «Состояние электронов в атоме. Электронная природа химических связей в органических соединениях» 10 класс

Технологическая карта по химии к уроку по теме «Состояние электронов в атоме. Электронная природа химических связей в органических соединениях» 10 класс Рудзитис, Фельдман.

Источник

Урок по химии «Электронная природа химических связей в органических соединениях» (10 класс)

Подвести учащихся к пониманию, осознанию электронной природы химической связи в органических соединениях.

Ø Развивающая

Развить абстрактное мышление, познавательную активность, умение работать с таблицами, шаростержневыми моделями, анализировать, делать выводы, умение выделить главное.

Ø Воспитательная

Воспитать уверенность к себе, самостоятельность, аккуратность, внимательность, культуру труда, любовь к выбранной профессии.

1) Электронное облако и орбиталь.

1) Строение атома углерода.

2) Строение молекулы СН4 (метана).

3) Образование SP 3 – гибридизация;

образование SP 2 – гибридизация;

образование SP – гибридизация.

7) Мультимедийный проектор.

— S , P , гибридных орбиталей.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный.

2. Определение задач урока, актуализация ранее усвоенных знаний.

4. Изучение учебного материала.

5. Упражнения по закреплению и совершенствованию знаний.

6. Контроль знаний и умений.

1. Организационный момент (тема, число – на доске, цель урока).

2. Актуализация ранее усвоенных знаний:

1. Что понимают под состоянием электронов в атоме?

— это совокупность информации об энергии определенного

электрона (ē) и пространстве, в котором он находится.

2. Что называют электронным облаком или орбиталью?

— это пространство вокруг ядра атома, в котором наиболее вероятно пребывание ē.

3. О какой степени вероятности можно говорить в данном случае?

4. Какие первых два типа орбиталей вам известны?

5. Какую форму имеют эти орбитали?

— S – форму шара (круга) – (показывают трафареты);

— P – форму правильной гантели.

б) объяснение нового материала:

1. строение атома углерода 2-х и 4-х валентных;

2. электронно-графические формулы.

Все органические вещества содержат углерод. В молекулах органических веществ атом углерода переходит в возбужденное состояние (показываю на экране).

Читайте также:  Научный метод исследования явлений природы

3. Вы уже знаете, что атом углерода содержит на внешнем уровне четыре валентных электрона:

1 электрон на S – орбитали сферической формы

3 электрона на трех P орбиталях, орбитали имеют форму гантели и расположены под углом 90º.

Таким образом, можно предположить, что в молекуле метана CH 4 атом углерода не может образовать 4 одинаковых связи с четырьмя атомами водорода (1 атом водорода имеет 1 электрон на S – орбитали сферической формы). Однако экспериментально доказано, что в молекуле метана все связи С – Н равноценны и направлены к вершинам правильного тетраэдра под углом 109˚28`.

В 1931 г. американский учёный Л. Полинг доказал, что в молекуле метана в момент образования молекулы электронные облака смешиваются и образуют гибридные электронные облака, происходит процесс гибридизации.

Гибридизация – процесс смешения разных, но близких по энергии, орбиталей данного атома, с возникновением того же числа новых гибридных орбиталей, одинаковых по форме и энергии.

4. В зависимости от числа вступивших в гибридизацию орбиталей атом углерода может находиться в одном из трёх состояний гибридизации: sp 3 , sp 2 , sp .

sp 3 – гибридизация: происходит смешение одной S и трёх P орбиталей. Образуются четыре одинаковые гибридные орбитали, расположенные относительно друг друга под тетраэдрическим углом 109˚28`. Образуются 4 ковалентные σ – связи.

Объяснение Характерен для алканов.

рис. Строение молекулы метана СН4 (тетраэдрическое)

sp 2 – гибридизация: происходит смешение одной S и двух P орбиталей. Образуются три одинаковые гибридные орбитали, они расположены относительно друг друга под углом 120˚, лежат в одной плоскости и стремятся к вершинам треугольника. Образуются 3 ковалентные δ – связи.

Объяснение Характерен для алканов.

Оставшаяся одна негибридизованная орбиталь расположена перпендикулярно плоскости образования δ – связей и участвует в образовании  — связи.

рис. Строение молекулы этилена С2Н4 (плоское тригональное)

sp – гибридизация: происходит смешение одной S и одной P орбитали. Образуются две одинаковые гибридные орбитали, они расположены относительно друг друга под углом 180˚, лежат на одной линии. Образуются 2 ковалентные δ – связи.

Объяснение Характерен для алканов.

Оставшиеся две негибридизованные орбитали расположены во взаимно перпендикулярных плоскостях и образуют две  — связи.

рис. Строение молекулы ацетилена С2Н2 (линейное)

Направленность гибридных орбиталей в пространстве , а следовательно, и геометрическое строение молекул зависят от типа гибридизации. На форму молекулы в пространстве влияет направленность только σ – связей.

5. Упражнение по закреплению и совершенствованию знаний.

1. В предложенных органических соединениях у каждого атома С определите:

б) количество δ (сигма) и  (пи) связей.

2. Какие формы в пространстве имеют перечисленные ниже молекулы, какая их геометрия?

6. Контроль знаний, умений, навыков.

— повторить понятия «гомологи», «изомеры».

Источник

Оцените статью