Урок природа наш дом родной

Экологический урок «Природа – наш дом родной»

Экологический урок «Природа – наш дом родной»

ДЕВИЗ: « Береги свою планету, ведь другой на свете нет!»

Цель: активизация познавательной деятельности обучающихся в области экологии.

— актуализация и расширение представлений обучающихся о живой и неживой природе, закрепить понятия «экология», «заповедник», «Красная книга».

— коррекция и развитие у обучающихся пространственного, слухового и зрительного восприятия;

— коррекция и развитие внимания, мышления, памяти;

— продолжить работу по сплочению школьного коллектива;

— формирование у обучающихся способности к самостоятельному выполнению учебно-познавательных заданий;

— формирование целостного взгляда на природу, ответственного отношения к окружающей среде, экологического и эстетического сознания.

— воспитание бережного и заботливого отношения к природе, понимания того, что все в мире связано друг с другом.

Оборудование: записи звуков природы, картинки животных и птиц, выставка книг, интерактивная доска, презентация.

Предварительная подготовка: заучивание наизусть стихотворений и загадок, знакомство с интересной информацией о природе на стенде.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рады видеть вас на экологическом уроке «Природа – наш дом родной». Вы узнаете много нового и интересного о природе.

II Послушайте стихотворение. (Слайд 1-10)

Много есть чудес на свете, (чтение стихотворения и показ слайдов)

Вырубаются леса, реки загрязняются,

И вода у нас в реке нам уже не нравится

Нет теперь в лесах зверей,

Человек ведь всех главней!

Леса без птиц, и земли без воды.

Все меньше окружающей природы,

Все больше окружающей среды.

— Ребята, посмотрите, во что мы превратили наш Земной шар, он весь загрязнён. Мы сегодня постараемся его очистить от мусора, а в конце урока мы увидим результат нашей работы. (на полу мусор — скомканная бумага).

— Вспомните, какая наука подсказывает людям, как нужно жить и вести хозяйство, чтобы не погубить природу? (Экология)

Экология – это … (слайд 11).

III — Учёные экологи, биологи всего мира забили тревогу: природа в опасности! Сегодня вы узнаете, что нужно сделать, чтобы очистить нашу Землю от мусора.

— Посмотрите картины прекрасного мира природы, послушайте удивительные его звуки. (Звуки природы и слайды 12-17)

— Лес – наше богатство. Как выдумаете, почему? (Зелёный наряд нашей земли, чистый воздух, дом зверей и птиц). (Слайд 18)

Викторина «Лес – наше богатство»

Что сделано из берёзы: спички или лыжи? (Слайд 19)

Что сделано из ели: лыжи или пианино? (Слайд 20)

Что сделано из осины: пианино или спички? (Слайд 21)

Какое дерево считается символом России? (берёза)

Сок какого дерева сладок? (сок берёзы)

Сколько было названо деревьев? (три)

Птицы – наши друзья. Как вы думаете, почему? (Птицы уничтожают вредителей лесов, поедают семена сорняков, радуют нас своим пением, красивым видом). Слайд 22

Всего на Земле насчитывают более 2000 птиц. Каких птиц вы знаете?

Читайте также:  Аппликация природа своими руками

Теперь прочтите загадки о птицах, а другие дети их будут отгадывать. (Слайды — птицы) сл. 22-28

Всех перелётных птиц черней,

Целый день по пашне вскачь,

Кто без ног и без свирели

«Кап!» — сорвётся с клюва капля,

Ведущий читает стихотворение, обучающиеся должны найти лишние слова, затем на экране появляется слайд для проверки.

Голуби, синицы, мухи и стрижи.

«Экологические загадки»

— Вопросы задаются командам по очереди:

— Что теряет лось каждую зиму?

— Кто меняет шубу 2 раза в год?

— Какие животные зимой спят?

— Животное российских лесов, похожее на кошку.

— Какая птица подбрасывает своё яйцо в чужое гнездо?

— Зимуют ли птицы в скворечнике?

— Пингвин — это птица или нет?

— Представительница пресмыкающихся, которая спасаясь, может отбросить часть хвоста.

— Какие меры по спасению исчезающих животных и растений приняты в нашей местности?

2. Создан заповедник им. Алёхина

3. Забота об их размножении

4. Не ведётся борьба с браконьерством.

Конкурс «Учимся сочинять стихи»

Вы хорошо читали отрывки из стихотворений, загадки. А сами сочинять стихи или загадки умеете? Дело это непростое. Давайте попробуем. На интерактивной доске соедините линиями рифмующиеся слова из разных столбцов. (Слайд 34)

Какая птица живёт дольше всех? (Ворон, живёт около 200 лет, обитает в лесах)

Какая птица самая маленькая на Земле? (Колибри)

Какая самая крупная птица? (страус, высота 2,5 метра, вес около 100 кг.)

Где в лесу вьют гнёзда соловьи? (в лесу под кустами).

Нельзя разорять гнёзда птиц.

Какая птица спит вниз головой? (сова)

Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда? (кукушка)

Закрепление. Что вы узнали нового? Что запомнили? (ответы детей)

Что мы можем сделать с вами, ребята, чтобы птицам жилось легче? (ответы детей).

Обзор выставки книг «Дом по имени Земля» (библиотекарь Климова Л.А.).

Слово о Красной книге (библиотекарь Климова Л.А.).

Кра́сная кни́га —список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. (Слайд 35)

Красные книги бывают различного уровня — международные, национальные и региональные. (Слайд 36, 37, 38)

Красная книга – это несколько толстых томов (книг). Цвет переплётов этих томов красный. А вот страницы разных цветов. На страницах красного цвета расположены сведения об исчезающих видах и видах, которым грозит полное исчезновение. Этих животных осталось на Земле очень мало, их численность продолжает сокращаться. Страницы красного цвета сообщают нам о видах, численность которых ещё достаточно велика, но продолжает сокращаться. На страницах белого цвета мы можем прочесть о животных, которые редко встречаются или потому что их всегда было мало на Земле, или потому что они живут на небольших (ограниченных) территориях. Страницы серого цвета рассказывают о видах, малоизученных и очень редко встречающихся. На страницах зелёного цвета расположены сведения о животных, которые были редкими, которым угрожала опасность исчезновения, но теперь численность этих животных, благодаря усилиям человека, восстановлена настолько, что они находятся уже вне опасности.

Читайте также:  Об охране окружающей природной среды права граждан

Заповедник — участок территории, на котором сохраняются в естественном состоянии ценные в природные объекты (виды растений и животных, типы ландшафтов, минералы т.п.). (Слайд 38).

На территории Курской области располагается Центрально – Чернозёмный заповедник имени В.В. Алехина , который является одним из старейших в России. Главной достопримечательностью здесь являются целинные чернозёмы. Центрально — Черноземный заповедник носит имя своего основателя профессора В.В. Алёхина. Профессор В.В. Алёхин называл луговые степи заповедника «Курская растительная аномалия». А всё из-за присущей только этим участкам высокой видовой насыщенности — более 80 видов растений на одном квадратном метре. (Слайд 39-40)

— А мы с вами можем ли помочь природе, стать ей другом? Давайте с вами составим правила друзей природы.

Правила друзей природы

Не бери домой животных и птиц.

— С каким настроением вы заканчиваете урок?

Итоги: Как мы можем помогать природе. Что мы должны сделать, чтобы сберечь её? (Слайд 44)

Источник

Внеклассное мероприятие «Природа — наш дом родной»
план-конспект занятия (2 класс) на тему

— научиться понимать взаимозависимость в системе «человек – природа – общество»; осознать необходимость выполнения правил поведения в «зеленом доме».

— получить начальные навыки экологической культуры;

-воспитывать эмоционально-положительный взгляд на мир, формировать нравственные и эстетические чувства.

Скачать:

Предварительный просмотр:

— научиться понимать взаимозависимость в системе «человек – природа – общество»; осознать необходимость выполнения правил поведения в «зеленом доме».

— получить начальные навыки экологической культуры;

-воспитывать эмоционально-положительный взгляд на мир , формировать нравственные и эстетические чувства.

Учитель. Прослушайте стихотворение М. Дудина и подумайте, о чем пойдет речь на этом уроке.

Ученица. Берегите жаворонка в голубом небе,

Бабочку на листьях повелики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

— О чем пойдем речь на уроке?

Ребята, мы очень часто слышим слово «экология». И сегодня мы попытаемся уяснить, что вмещает в себя это слово.

а) Как вы понимаете слово «экология»?

Экология – это наука. Она учит нас бережно относится к окружающему миру, к Земле. Земля – это наш Зеленый дом, в котором мы живем.

Скоро летние каникулы и мы пойдем в поход. Для этого мы должны знать правила поведения в нашем «Зеленом доме».

Ученик. Чтобы река и ручьи не мутнели

Рыбы резвились и птицы бы пели

Зелень от солнца в жару бы спасала

Каждому правила знать не мешало.

Учитель. Итак, давайте представим что мы собираемся в поход.

– Мы в лесу. Закройте глазки: какая красота, чистый воздух – вдохните поглубже. Шелест листвы, тишина леса….

– Посмотрите, что это принес с собой мальчик?

(Когда дети в лесу шумят или слушают музыку, животные тревожатся. Не стоит пугать лесных жителей.)

– А это что за дым из-за кустов? Давайте посмотрим.

– Да, в лесу нельзя разжигать костры, почему?

Читайте также:  Аудио релакс звуки природы

(Лесной пожар. Погибнут не только деревья, но и птицы, звери , выгорит трава.)

– Где можно разводить костры? (вдали от деревьев, у реки, использовать для этого старые кострища). Место под костром не зарастает 5-7 лет.

– Какие же дрова можно использовать для костров?

– Посмотрите, какие правила нарушили туристы?

– А почему нельзя ломать зеленые веточки?

– Какую пользу приносят нам деревья?

– А что загрязняет наш воздух?

– Экологи-ученые призывают нас:

«НЕ ГУБИТЕ ЗРЯ НИ РАСТЕНИЯ, НИ ЖИВОТНЫХ. ПОМОГИТЕ ИМ РАСТИ И ЖИТЬ.»

– Согласны ли вы с этим призывом?

– К чему он обязывает всех?(Ответы детей)

Вверх руки подняли и покачали

Низко присели, вниз посмотрели

В стороны руки, плавно помашем.

Где они сядут, тоже покажем .

Викторина «Что загрязняет природу?»:
-Упаковка от продуктов -Завод
-Теплоход -Самолет
-Деревенский дом -Роликовые коньки
-Трактор -Автобус
-Скворечник -Детская коляска
-Троллейбус -Самосвал
-Лыжи -Парусная лодка
Вопросы:
1. Что за пушистое насекомое лакомится нектаром цветов7 (Шмель)
2. Назовите месяц пробуждения природы? (Май)
3. Кто без рук, без топора строит дом? (Птица)
4. Какой лесной житель сушит на дереве грибы? (Белка)
5. Сколько ног у паука? (Восемь)

Подведение итогов викторины.
Вспомните значение различных экологических понятий:
1. Атмосфера – воздушная оболочка окружающая Землю.
2. Бытовые отходы – твердые вещества; все отбросы, которые человек не использует в быту.
3. Загрязняющие вещества – вредные для человека и природы вещества, количество которых превышает допустимую норму.
4. Среда жизни – часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них какое-либо воздействие.
5. Истребление – исчезновение с лица Земли какого-либо вида животных или растений.

Конкурс «Эти забавные животные»
По описанию отгадайте животных:
1. Этот зверь является характерным обитателем леса. Он может достигать в длину два с половиной метра и иметь вес более пятисот килограмм. Ходит он по лесу осторожно, почти бесшумно. Лес доставляет ему большую и разнообразную пищу. Он ест молодые побеги, корни , луковицы растений, грибы, ягоды, орехи и очень любит лакомиться муравьями. Кроме того, может поедать мелких грызунов, лягушек, яйца и птенцов различных птиц, с удовольствием употребляет в пищу рыбу. (медведь).
2. Представитель семейства кошачьих. Хвост у нее короткий, как будто обрубленный, наушах кисточки. Охотится на зайцев, копытных, рябчиков, тетеревов. (рысь)
3. Этот замечательный лесной зверь к зиме белеет. Длина его тела может достигать семидесяти сантиметров, а вес – 6 кг. У него длинные задние ноги и широкие ступни, что помогает делать ему большие прыжки и не проваливаться в снег. (заяц)

Итог урока.
Наш экологический урок подошел к концу. Давайте бережно относиться к природе, ведь мы с вами частичка этой природы. Мы хозяева нашей планеты. Поэтому мы должны не только открывать и использовать ее сокровища, но и беречь их, предотвращать последствия от использования природных богатств. Ведь охранять природу – значит охранять Родину.

Источник

Оцените статью