- Урок астрономии в 11 классе «Физическая природа планет и малых тел Солнечной системы» план-конспект урока по астрономии (11 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- План-конспект урока «Солнечная система. Размеры Солнечной системы. Солнце. Природа тел Солнечной системы». план-конспект урока по астрономии (11 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Презентация по астрономии «Природа тел солнечной системы»
Урок астрономии в 11 классе «Физическая природа планет и малых тел Солнечной системы»
план-конспект урока по астрономии (11 класс) на тему
Урок изучения нового материала (учебник физики 11класс, Г. Я. Мякишев и др.). Форма работы: групповая в сочетании с индивидуальной. Используется электронное приложение к учебнику.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок астрономии в 11 классе «Физическая природа планет и малых тел Солнечной системы»
Цели : знать названия планет солнечной системы; понятия «планеты земной группы», «планеты – гиганты». «астероиды», «кометы», «метеориты», «метеоры», «спутник»;
познакомится с физическими характеристиками планет солнечной системы;
продолжить развитие речи учащихся, умения правильно объяснять физические понятия и явления, самостоятельной деятельности
Оборудование : проектор, компьютер, презентации «Физическая природа планет и малых тел Солнечной системы», «Плутон», электронное приложение к учебнику «Физика. 11 класс», Б.Б. Буховцева, Г. Я. Мякишева
Тип урока : изучение нового материала
Форма работы : групповая в сочетании с индивидуальной.
приветствовать вас на уроке астрономии.
В ходе сегодняшнего урока вы будете работать индивидуально и в группе, выполнять различные задания.
Сегодня мы продолжим разговор о Солнечной системе и узнаем о том, какие планеты входят в неё, выясним их сходство и различие. Убедимся при этом в уникальности Земли. Получим представление о системах спутников планет и физической природе астероидов, комет, метеоритов и метеоров. Запишите тему урока. (Слайд 1)
На партах у вас находятся карточки. Познакомьтесь с их содержанием. Для того, чтобы успешно работать в дальнейшем, подберите себе подходящие по смыслу и сформируйте группу из их обладателей. А потом подготовьте по ним сообщение для публичной огласки, включающее обоснование составленного блока.
«Луна – ближайшее к Земле небесное тело»
Луна – ближайшее к Земле небесное тело и её искусственный спутник. Она делает один оборот вокруг Земли за 27, 3 сут. и с таким же периодом вращается вокруг своей оси, поэтому с земли видно только одно её полушарие. Обратную сторону Луны впервые удалось увидеть только 7 октября 1958 г., когда советская автоматическая станция «Луна – 3» облетела Луну и сфотографировала её обратную сторону, передав снимки на Землю.
Видимое перемещение Луны происходит неравномерно, потому что Луна движется в пространстве по эллиптической орбите, в одном из фокусов которой находится центр Земли. Больная полуось лунной орбиты а = 384400 км = 60, 3 R з (R з – радиус Земли). Луна, подобно Земле, представляет собой тёмный непрозрачный шар, светящий отражённым солнечным светом.
Солнце всегда освещает примерно половину Луны, другая половина остаётся тёмной. Но так как к Земле обращена часть светлого видимого полушария и часть неосвящённого, то Луна большую часть времени кажется нам неполной. Различают четыре основные фазы Луны: новолуние, первая четверть, полнолуние и последгяя четверть.
Интервал времени между двумя последовательными новолуниями, равный 29. 5 сут., получил название синодический месяц (период). Синодический месяц лежит в основе лунного календаря.
«Солнечные и лунные затмения»
Периодически Луна частично или полностью заслоняет Солнце – такое явление называется солнечным затмением, оно может произойти во время новолуний. Когда Луна попадает в тень Земли, наступает лунное затмение, которое может наступить во время полнолуний.
Вследствие наклона лунной орбиты к экллиптике эти явления происходят не каждый месяц, а значительно реже. На протяжении календарного года происходят от 2 до 5 солнечных затмений и от 0 до 3 лунных затмений.
Ещё древние заметили, что все затмения повторяются в том же порядке примерно через 18 лет и 11 дней. Этот период у древних вавилонян называли циклом Сароса (от египетского сарос – повторение). Им пользовались для предсказаний затмений.
Под действием лунного притяжения водная оболочка Земли принимает слегка вытянутую в сторону Луны форму. Та. Где Луна выше всего над горизонтом и где ниже всего над горизонтом, будет прилив. На восходе и заходе Луны будут наблюдаться отливы.
Максимумы подъёмов воды чередуются через определённые промежутки времени, близкие к 12 ч 26 мин. Таким образом. В каждом месте океанского берега за 24 ч 52 мин бывают два прилива и два отлива.
Солнце, как и Луна, также вызывает приливы. Несмотря на большую удалённость от Земли. Но благодаря большой массе солнца приливы, которые оно вызывает. Всего в 2, 5 раза меньше лунных.
Вот время полнолуний и новолуний лунные и солнечные приливы складываются и наблюдаются самые большие приливы.
Итак, с Луной связаны такие явления, как приливы, солнечные и лунные затмения. А сейчас продолжим знакомство с Солнечной системой. По современным данным, вокруг Солнца обращается восемь крупных шарообразных тел, называемых планетами. (Слайд 2) Наряду с планетами и их спутниками вокруг Солнца обращаются планеты – карлики (Плутон), тысячи малых планет, называемых астероидами, а также кометы и частички пыли. Масса солнца в 740 раз превышает массу всех планет, благодаря этому оно своим сильным гравитационным полем удерживает планеты около себя. Поверхность Солнца нагрета до температуры около 6000 К, поэтому оно излучает собственный свет, а планеты освещаются Солнцем и светят отражённым светом.
Планеты вращаются вокруг Солнца в том же направлении, что и Солнце вокруг своей оси, и удалены от солнца в следующем порядке: Меркурий. Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун (по современным данным Плутон относят к планетам – карликам). По физическим характеристикам их объединяют в две группы, разграниченные в пространстве поясом астероидов.
На партах найдите распечатку, которая содержит материал, относящийся к теме нашего урока. Каждая пара будет работать со своим текстом: 1 пара – планеты земной группы, 2 пара – планеты – гиганты. 3 пара – кометы, 4 пара – метеориты и метеоры, 5 пара – астероиды. Прочитав текст, вы должны заполнить таблицу, в которой отражены основные свойства планет и малых тел Солнечной системы. Потом выступить перед своими товарищами с результатами своей работы.
Общие свойства планет земной группы
Планеты: Меркурий. Венера, Земля, Марс
Источник
План-конспект урока «Солнечная система. Размеры Солнечной системы. Солнце. Природа тел Солнечной системы».
план-конспект урока по астрономии (11 класс) на тему
План-конспект урока «Солнечная система. Размеры Солнечной системы. Солнце. Природа тел Солнечной системы».
Скачать:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Солнце и планеты Солнечной системы
В помощь учителю: презентация по астрономии «Солнце и планеты Солнечной системы».
Интегрированный урок (интеграция предметов: физика-математика) «Определение расстояний до тел Солнечной системы и их размеров»
Данный урок предназначен для учащихся 12 класса коррекционной школы II вида. План-конспект урока может быть использован на уроках физики в 9 классе общеобразовательной школы.
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА «ЗЕМЛЯ — ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ» с использованием ЦОР
Урок составлени с использованием информационных технологий и цифровых образовательных ресурсов.
Презентация по физике в 11 классе по теме «Физическая природа планет солнечной системы. Уран.»
Презентация содержит характеристики планет-гигантов на примере Урана : состав атмосферы, поверхность, плотность, спутники, кольца планет.
Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе
В материале представлена практическая работа, выполняемая при изучении дисциплины «Астрономия".
Тест по теме «Определение расстояний и размеров тел в Солнечной Системе»
Тест с элементами самостоятельной работы по теме «Определение расстояний и размеров тел в Солнечной Систем» предназначен для проверки знаний текущего материала. Он не предпалагае.
Урок №83 Строение и состав Солнечной системы. Большие планеты Солнечной системы. Малые тела Солнечной системы. (объединенные темы) 9б класс ( гуманитарный профиль)
В рамках дистанционного обучения для учащихся разработан план занятий на платформе РЭШ по заклчительной теме «Элементы астрономии".
Источник
Презентация по астрономии «Природа тел солнечной системы»
Разделение по группам основано на сравнении: размеров, плотности и массе планет.
3. Плотность планет земной группы в 5 раз больше плотности планет – гигантов.
4. Разное количество спутников (3 и 54)
5. Разная скорость вращения и обращения планет
Сравним размеры планет с земными предметами
Размеры планет по сравнению с Солнцем
Но и расстояние от Солнца до планет так же различно:
Гипотезы происхождения Солнечной системы
- Предложена в 1947 году
- Система сформировалась из протопланетного облака – холодного газопылевого облака
- Под действием центробежной и гравитационной сил цент облака уплотнился и образовал звезду –Солнце
- Состав облака: скальные, ледяные и летучие компоненты
- Чем ближе к Солнцу – испарение летучих веществ, чем дальше от Солнца – намерзание веществ.
- Образование планет по теории О.Шмидта
Приливная теория Джинса: звезда проходит рядом с Солнцем, вытягивая из него вещество (рис. А и В); планеты формируются из этого материала (рис. С)
- Планеты сконденсировались из газопылевого облака (остыли и замерзли)
- Солнце образовалось 4,5 – 5 млрд. лет назад и вначале это была протозвезда.
- Вращающийся диск остатков облака – материал для планет Солнечной системы
- Остатки облака – астероиды, кометы и другой «космический» мусор
- Что такое Солнечная система?
- Сколько планет в Солнечной системе?
- Какие группы планет существуют в Солнечной системе?
Источник