Урок природа тел солнечной системы

Урок астрономии в 11 классе «Физическая природа планет и малых тел Солнечной системы»
план-конспект урока по астрономии (11 класс) на тему

Урок изучения нового материала (учебник физики 11класс, Г. Я. Мякишев и др.). Форма работы: групповая в сочетании с индивидуальной. Используется электронное приложение к учебнику.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Урок астрономии в 11 классе «Физическая природа планет и малых тел Солнечной системы»

Цели : знать названия планет солнечной системы; понятия «планеты земной группы», «планеты – гиганты». «астероиды», «кометы», «метеориты», «метеоры», «спутник»;

познакомится с физическими характеристиками планет солнечной системы;

продолжить развитие речи учащихся, умения правильно объяснять физические понятия и явления, самостоятельной деятельности

Оборудование : проектор, компьютер, презентации «Физическая природа планет и малых тел Солнечной системы», «Плутон», электронное приложение к учебнику «Физика. 11 класс», Б.Б. Буховцева, Г. Я. Мякишева

Тип урока : изучение нового материала

Форма работы : групповая в сочетании с индивидуальной.

приветствовать вас на уроке астрономии.

В ходе сегодняшнего урока вы будете работать индивидуально и в группе, выполнять различные задания.

Сегодня мы продолжим разговор о Солнечной системе и узнаем о том, какие планеты входят в неё, выясним их сходство и различие. Убедимся при этом в уникальности Земли. Получим представление о системах спутников планет и физической природе астероидов, комет, метеоритов и метеоров. Запишите тему урока. (Слайд 1)

На партах у вас находятся карточки. Познакомьтесь с их содержанием. Для того, чтобы успешно работать в дальнейшем, подберите себе подходящие по смыслу и сформируйте группу из их обладателей. А потом подготовьте по ним сообщение для публичной огласки, включающее обоснование составленного блока.

«Луна – ближайшее к Земле небесное тело»

Луна – ближайшее к Земле небесное тело и её искусственный спутник. Она делает один оборот вокруг Земли за 27, 3 сут. и с таким же периодом вращается вокруг своей оси, поэтому с земли видно только одно её полушарие. Обратную сторону Луны впервые удалось увидеть только 7 октября 1958 г., когда советская автоматическая станция «Луна – 3» облетела Луну и сфотографировала её обратную сторону, передав снимки на Землю.

Читайте также:  Роль особо охраняемых природных территорий

Видимое перемещение Луны происходит неравномерно, потому что Луна движется в пространстве по эллиптической орбите, в одном из фокусов которой находится центр Земли. Больная полуось лунной орбиты а = 384400 км = 60, 3 R з (R з – радиус Земли). Луна, подобно Земле, представляет собой тёмный непрозрачный шар, светящий отражённым солнечным светом.

Солнце всегда освещает примерно половину Луны, другая половина остаётся тёмной. Но так как к Земле обращена часть светлого видимого полушария и часть неосвящённого, то Луна большую часть времени кажется нам неполной. Различают четыре основные фазы Луны: новолуние, первая четверть, полнолуние и последгяя четверть.

Интервал времени между двумя последовательными новолуниями, равный 29. 5 сут., получил название синодический месяц (период). Синодический месяц лежит в основе лунного календаря.

«Солнечные и лунные затмения»

Периодически Луна частично или полностью заслоняет Солнце – такое явление называется солнечным затмением, оно может произойти во время новолуний. Когда Луна попадает в тень Земли, наступает лунное затмение, которое может наступить во время полнолуний.

Вследствие наклона лунной орбиты к экллиптике эти явления происходят не каждый месяц, а значительно реже. На протяжении календарного года происходят от 2 до 5 солнечных затмений и от 0 до 3 лунных затмений.

Ещё древние заметили, что все затмения повторяются в том же порядке примерно через 18 лет и 11 дней. Этот период у древних вавилонян называли циклом Сароса (от египетского сарос – повторение). Им пользовались для предсказаний затмений.

Под действием лунного притяжения водная оболочка Земли принимает слегка вытянутую в сторону Луны форму. Та. Где Луна выше всего над горизонтом и где ниже всего над горизонтом, будет прилив. На восходе и заходе Луны будут наблюдаться отливы.

Максимумы подъёмов воды чередуются через определённые промежутки времени, близкие к 12 ч 26 мин. Таким образом. В каждом месте океанского берега за 24 ч 52 мин бывают два прилива и два отлива.

Солнце, как и Луна, также вызывает приливы. Несмотря на большую удалённость от Земли. Но благодаря большой массе солнца приливы, которые оно вызывает. Всего в 2, 5 раза меньше лунных.

Читайте также:  Сладкие ли финики от природы

Вот время полнолуний и новолуний лунные и солнечные приливы складываются и наблюдаются самые большие приливы.

Итак, с Луной связаны такие явления, как приливы, солнечные и лунные затмения. А сейчас продолжим знакомство с Солнечной системой. По современным данным, вокруг Солнца обращается восемь крупных шарообразных тел, называемых планетами. (Слайд 2) Наряду с планетами и их спутниками вокруг Солнца обращаются планеты – карлики (Плутон), тысячи малых планет, называемых астероидами, а также кометы и частички пыли. Масса солнца в 740 раз превышает массу всех планет, благодаря этому оно своим сильным гравитационным полем удерживает планеты около себя. Поверхность Солнца нагрета до температуры около 6000 К, поэтому оно излучает собственный свет, а планеты освещаются Солнцем и светят отражённым светом.

Планеты вращаются вокруг Солнца в том же направлении, что и Солнце вокруг своей оси, и удалены от солнца в следующем порядке: Меркурий. Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун (по современным данным Плутон относят к планетам – карликам). По физическим характеристикам их объединяют в две группы, разграниченные в пространстве поясом астероидов.

На партах найдите распечатку, которая содержит материал, относящийся к теме нашего урока. Каждая пара будет работать со своим текстом: 1 пара – планеты земной группы, 2 пара – планеты – гиганты. 3 пара – кометы, 4 пара – метеориты и метеоры, 5 пара – астероиды. Прочитав текст, вы должны заполнить таблицу, в которой отражены основные свойства планет и малых тел Солнечной системы. Потом выступить перед своими товарищами с результатами своей работы.

Общие свойства планет земной группы

Планеты: Меркурий. Венера, Земля, Марс

Источник

План-конспект урока «Солнечная система. Размеры Солнечной системы. Солнце. Природа тел Солнечной системы».
план-конспект урока по астрономии (11 класс) на тему

План-конспект урока «Солнечная система. Размеры Солнечной системы. Солнце. Природа тел Солнечной системы».

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Солнце и планеты Солнечной системы

В помощь учителю: презентация по астрономии «Солнце и планеты Солнечной системы».

Интегрированный урок (интеграция предметов: физика-математика) «Определение расстояний до тел Солнечной системы и их размеров»

Данный урок предназначен для учащихся 12 класса коррекционной школы II вида. План-конспект урока может быть использован на уроках физики в 9 классе общеобразовательной школы.

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА «ЗЕМЛЯ — ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ» с использованием ЦОР

Урок составлени с использованием информационных технологий и цифровых образовательных ресурсов.

Читайте также:  Автоматизированный мониторинг опасных природных процессов

Презентация по физике в 11 классе по теме «Физическая природа планет солнечной системы. Уран.»

Презентация содержит характеристики планет-гигантов на примере Урана : состав атмосферы, поверхность, плотность, спутники, кольца планет.

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе

В материале представлена практическая работа, выполняемая при изучении дисциплины «Астрономия&quot.

Тест по теме «Определение расстояний и размеров тел в Солнечной Системе»

Тест с элементами самостоятельной работы по теме «Определение расстояний и размеров тел в Солнечной Систем» предназначен для проверки знаний текущего материала. Он не предпалагае.

Урок №83 Строение и состав Солнечной системы. Большие планеты Солнечной системы. Малые тела Солнечной системы. (объединенные темы) 9б класс ( гуманитарный профиль)

В рамках дистанционного обучения для учащихся разработан план занятий на платформе РЭШ по заклчительной теме «Элементы астрономии&quot.

Источник

Презентация по астрономии «Природа тел солнечной системы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разделение по группам основано на сравнении: размеров, плотности и массе планет.

3. Плотность планет земной группы в 5 раз больше плотности планет – гигантов.

4. Разное количество спутников (3 и 54)

5. Разная скорость вращения и обращения планет

Сравним размеры планет с земными предметами

Сравним размеры планет с земными предметами

Размеры планет по сравнению с Солнцем

Размеры планет по сравнению с Солнцем

Но и расстояние от Солнца до планет так же различно:

Но и расстояние от Солнца до планет так же различно:

Гипотезы происхождения Солнечной системы

Гипотезы происхождения Солнечной системы

Гипотеза Лапласа

Гипотеза О. Шмидта Предложена в 1947 году Система сформировалась из протопланетного облака – холодного газопылевого облака Под действием центробежной и гравитационной сил цент облака уплотнился и образовал звезду –Солнце Состав облака: скальные, ледяные и летучие компоненты Чем ближе к Солнцу – испарение летучих веществ, чем дальше от Солнца – намерзание веществ.

  • Предложена в 1947 году
  • Система сформировалась из протопланетного облака – холодного газопылевого облака
  • Под действием центробежной и гравитационной сил цент облака уплотнился и образовал звезду –Солнце
  • Состав облака: скальные, ледяные и летучие компоненты
  • Чем ближе к Солнцу – испарение летучих веществ, чем дальше от Солнца – намерзание веществ.

Образование планет по теории О.Шмидта

  • Образование планет по теории О.Шмидта

Гипотеза Дж. Джинса

Приливная теория Джинса: звезда проходит рядом с Солнцем, вытягивая из него вещество (рис. А и В); планеты формируются из этого материала (рис. С) назад

Приливная теория Джинса: звезда проходит рядом с Солнцем, вытягивая из него вещество (рис. А и В); планеты формируются из этого материала (рис. С)

Гипотеза А. Эйнштейна Планеты сконденсировались из газопылевого облака (остыли и замерзли) Солнце образовалось 4,5 – 5 млрд. лет назад и вначале это была протозвезда. Вращающийся диск остатков облака – материал для планет Солнечной системы Остатки облака – астероиды, кометы и другой «космический» мусор

  • Планеты сконденсировались из газопылевого облака (остыли и замерзли)
  • Солнце образовалось 4,5 – 5 млрд. лет назад и вначале это была протозвезда.
  • Вращающийся диск остатков облака – материал для планет Солнечной системы
  • Остатки облака – астероиды, кометы и другой «космический» мусор

обратно

Что такое Солнечная система? Сколько планет в Солнечной системе? Какие группы планет существуют в Солнечной системе?

  • Что такое Солнечная система?
  • Сколько планет в Солнечной системе?
  • Какие группы планет существуют в Солнечной системе?

Источник

Оцените статью