Урок природа тюменской области

Проект урока по теме: «Природные зоны Тюменской области».

Образовательная цель: Систематизировать и закрепить ранее полученные знания о физико-географическом районировании, ПТК, смене природных зон на равнине. Познакомить с особенностями природных зон Тюменской области.

Развивающая цель: развивать умения анализировать и сопоставлять различные источник и географической информации, стимулировать творческую, мыслительную деятельность учащихся, привлекая учащихся к решению познавательных задач.

Воспитательная цель: формировать коммуникативные навыки чере з работу в группах, воспитывать любовь к природе родного края, убеждение в необходимости бережного к ней отношения .

Дидактическая цель: Создать условия для формирования у школьников комплексного подхода в изучении природы с умением применять полученные знания, в практической деятельности.

Тип урока: урок -практикум .
Методы: частич но-поисковый, исследовательский .

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Приёмы: работа в группах, авторский стул, составление структурно-логи ческой схемы.

— Физическая к арта « Тюменской области »

— Атлас по физической географии России, 8 класс.

— Учебник (Г еография Тюменской области, В.В.Бакулин, В.В.Козин)

Этапы формирования культурно-географической компетенции

Этап формирования компетентности

Мотивационная, ценностно-нормативная, коммуникативная

Подбор фотографий, картин, стихотворений или прозаических отрывков характеризующих природные зоны

Информационно-познавательная, ценностно-нормативная, коммуникативная

Составление систематизирующей таблицы «Природные зоны Тюменской области»

Практико-созидательная, ценностно-нормативная, коммуникативная

1) Написать письмо другу с описанием природы природной зоны

2) Напишите свои размышления по поводу изученной природной зоны и озаглавь их.

Подготовительный этап.

1.Учитель заранее разбивает учащихся на группы по способностям, так, чтобы в одной группе находились учащиеся с разным уровнем подготовки.

2.В каждой группе назначается старший группы.

3.Слабоуспевающим учащимся дается опережающее задание.

4.Учитель выда ет раздаточный материал.

I. Организационный момент (Проверка готовности к уроку).

1) Самостоятельная работа в группах. Группы изучают информацию о природных зонах в учебнике (§9), анализируют карты атласа и систематизируют полученные знания в таблицу(приложение 1).

1. Зона тундры и лесотундры;

2) Физкультминутка (приложение 2).

3) Защита собранного в группах материала

III. Рефлексия (выполнение разноуровневых заданий)

1. Уровень (выполни тест) – низкий

2. Уровень (Иностранный друг попросил вас написать типичный сибирский ландшафт. О чём вы ему расскажете и почему?) – средний

Читайте также:  Охрана окружающей природной среды введение

3. Уровень (напиши свои размышления по поводу изученной природной зоны и озаглавь их) – высокий

Природные зоны Тюменской области

Источник

Природа, растения и животные Тюменской области

Территория Тюменской области распростерлась между береговой частью Северного Ледовитого океана и Казахстана. Она находится в резко континентальной климатической зоне. Имеется огромное разнообразие вымирающих видов флоры и фауны, что спровоцировало рост количества заказников на территории области.

Тюменская область является местом скопления природных богатств страны. На её территории зарегистрировано самое большое количество торфа, фосфата железа, древесные запасы, месторождения сапропеля, а также сосредоточение большого количества минеральной и пресной воды.

Растительный мир Тюменской области

Каждая из зон Тюменской области характеризуется определенной растительностью. Территория области делится на зону тундры, лесотундры, лесную зону, а также на лесостепи и мелколиственные леса. Тундровая зона включает в себя наличие различных лишайников, кустарников и карликовых деревьев. К наиболее распространенным представителям этой зоны можно отнести осоку, мох, ольховники, багульники и т.д.

Зона лесотундры отличается наличием лиственных растений, в основном это кустарники, имеются и деревья, но их скопления достаточно редкие. В этой части области можно встретить кладонию, елово — лиственничные деревья, цетрарию, кустарничковые редколесья и т.д.

Большую часть всей территории Тюменского края занимает таежная зона. В ней встречаются кислица, кедровые деревья, сосны, березы, майник двулистный, ортилия однобокая и многое другое. Среди ягод большой популярностью у местных жителей пользуются брусника и черника.

Подтайга характеризуется большим количеством луговых растений, среди которых можно выделить горошек мышиный, кострец, пырейные растения, луговые фитоценозамы.

Лесостепная зона радует обилием, как деревьев, так и луговых растений, среди которых, главным образом, выделяется разнотравье — лапчатка серебристая, тимофеевка степная, полынь широколистная, чина гороховидная и т.д.

Животный мир Тюменской области

Большее количество представителей фауны сосредоточено на юге Тюменской области. Чем ближе территория области к северу, тем быстрее сокращается их численность. Основную часть животного мира области составляют перелетные птицы. Среди них наиболее часто встречаются лебеди, утки и чайки. Также имеются и птицы, которые остаются в Тюменской области зимовать. Это совы, дятлы и синицы.

К диким млекопитающим, обитающим на территории области можно отнести бурого медведя, росомаху, выдру, горностая, косулю, водяного бобра, рысь и т.д. Существуют довольно-таки своеобразные и редкие животные, среди которых можно выделить черногорлую завирушку, лемминга, большого тушканчика, джунгарского хомячка и т.д.

Читайте также:  Областное министерство природных ресурсов

В водоемах Тюменской области насчитывается около 48 разновидностей рыб. Среди них промысловое значение имеют 30 видов. Наиболее ценными среди них являются арктический омуль, сибирский осетр, щука, обыкновенный таймень и карась. У морского побережья встречаются атлантические моржи, морские зайцы, гренландский кит и другие представители млекопитающих. В области также насчитывается огромное количество беспозвоночных, среди них существует 5000 разновидностей жуков и около 1000 бабочек.

Климат в Тюменской области

Самая главная особенность, характеризующая Тюменскую область – это достаточно продолжительная, суровая зима. Лето же радует местных жителей своей теплотой. Основное количество осадков сосредоточено именно на теплое время года, в период с мая по октябрь. Но и зима в Тюменской области, зачастую, многоснежная. Самым морозным месяцем считается январь. В сентябре наступает бабье лето – период, когда природа удивляет яркими осенними красками при наличии теплой погоды. За счет близкого расположения к Уральским горам, воздух на территории Тюменского края сухой. Это обусловлено тем, что горы перехватывают атлантические воздушные массы.

Источник

Проект урока по теме «Природные зоны Тюменской области».
план-конспект урока по географии (8 класс)

Проект урока по теме: «Природные зоны Тюменской области».

Образовательная цель: Познакомить с особенностями природных зон Тюменской области.

Развивающая цель: развивать умения анализировать и сопоставлять различные источники географической информации, стимулировать творческую, мыслительную деятельность учащихся, привлекая учащихся к решению познавательных задач.

Воспитательная цель: формировать коммуникативные навыки через работу в группах, воспитывать любовь к природе родного края, убеждение в необходимости бережного к ней отношения.

Дидактическая цель: Создать условия для формирования у школьников комплексного подхода в изучении природы с умением применять полученные знания, в практической деятельности.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

1.Учитель разбивает учащихся на группы по способностям, так, чтобы в одной группе находились учащиеся с разным уровнем подготовки (географ, синоптик, почвовед, зоолог, биолог, эколог)

2.Учитель выдает раздаточный материал.

3. Учитель на ватмане заранее подготавливает карту для проекта.

(Приветствие учеников, проверка к готовности к уроку)

Читайте также:  Неживая природа весной изменения

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Прошу внимания на экран, посмотрите и подумайте какова тема нашего урока?

Итак, тема нашего урока: «Природные зоны Тюменской области»

III. Изучение нового материала

1. Актуализация опорных знаний. Создание проблемной ситуации.

Предлагаю решить кроссворд . В нем зашифрованы понятия, которые вы изучали на предыдущих уроках и которые послужат вам опорой при выполнении проекта. Читаем по очереди:

— многолетний режим погоды, характерный для данной территории (климат);

— все неровности земной поверхности (рельеф);

— может находиться в трех состояниях (вода);

— все вещества, залегающие к земной коре (горные породы);

— верхний плодородный слой (почва);

— организмы производители (растения);

— организмы потребители (животные).

2. Изучение нового материала.

— Работа в группах по созданию проекта (Для этого учащиеся должны выполнить предложенные им задания. Они находятся в конверте. Выполненные задания, с помощью клея, размещают на карте проекта).

Оценка защиты проекта происходит по следующим критериям:
— содержание (понимание задания, полнота раскрытия темы, логика изложения информации);
— самостоятельная работа группы (слаженная работа в группе, распределение ролей в группе, степень самостоятельности работы группы);

3. Закрепление. Применение знаний и умений в новой ситуации

Сейчас мы проверим, что вы запомнили о природных Тюменской области

1.Определите природную зону Тюменской области по описанию: «Климат исключительно суров, зима продолжительная, а лето короткое, около четырех месяцев длится полярная ночь. Растительность очень бедна. Продолжительность ее роста и развития невелика. Кое-где растут мхи и лишайники, неприхотливые камнеломки, яркие полярные маки.

2.Определите природную зону Тюменской области по описанию: «… среди трав наиболее распространены различные злаки. Растения –приспособлены к климатическим условиям: многие из них успевают вырасти, зацвести и дать плоды до наступления летнего сухого периода. Среди животных преобладают грызуны – суслики, сурки, полевые мыши».

-Что нового узнали на уроке?

Какие природные зоны Тюменской области вы знаете?

-Какие экологические проблемы встречались в каждой зоне?

Для того, чтобы сберечь природу необходимо беречь её. Для того, чтобы мы и люди, которые нас окружают, помнили об этом, вы приготовили лозунги. Поднимите их, прочитайте.

2. Меня особенно удивило то, что…

3. До начала урока я думал, что…, а сейчас знаю….

Источник

Оцените статью