Проект урока по теме: «Природные зоны Тюменской области».
Образовательная цель: Систематизировать и закрепить ранее полученные знания о физико-географическом районировании, ПТК, смене природных зон на равнине. Познакомить с особенностями природных зон Тюменской области.
Развивающая цель: развивать умения анализировать и сопоставлять различные источник и географической информации, стимулировать творческую, мыслительную деятельность учащихся, привлекая учащихся к решению познавательных задач.
Воспитательная цель: формировать коммуникативные навыки чере з работу в группах, воспитывать любовь к природе родного края, убеждение в необходимости бережного к ней отношения .
Дидактическая цель: Создать условия для формирования у школьников комплексного подхода в изучении природы с умением применять полученные знания, в практической деятельности.
Тип урока: урок -практикум .
Методы: частич но-поисковый, исследовательский .
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Приёмы: работа в группах, авторский стул, составление структурно-логи ческой схемы.
— Физическая к арта « Тюменской области »
— Атлас по физической географии России, 8 класс.
— Учебник (Г еография Тюменской области, В.В.Бакулин, В.В.Козин)
Этапы формирования культурно-географической компетенции
Этап формирования компетентности
Мотивационная, ценностно-нормативная, коммуникативная
Подбор фотографий, картин, стихотворений или прозаических отрывков характеризующих природные зоны
Информационно-познавательная, ценностно-нормативная, коммуникативная
Составление систематизирующей таблицы «Природные зоны Тюменской области»
Практико-созидательная, ценностно-нормативная, коммуникативная
1) Написать письмо другу с описанием природы природной зоны
2) Напишите свои размышления по поводу изученной природной зоны и озаглавь их.
Подготовительный этап.
1.Учитель заранее разбивает учащихся на группы по способностям, так, чтобы в одной группе находились учащиеся с разным уровнем подготовки.
2.В каждой группе назначается старший группы.
3.Слабоуспевающим учащимся дается опережающее задание.
4.Учитель выда ет раздаточный материал.
I. Организационный момент (Проверка готовности к уроку).
1) Самостоятельная работа в группах. Группы изучают информацию о природных зонах в учебнике (§9), анализируют карты атласа и систематизируют полученные знания в таблицу(приложение 1).
1. Зона тундры и лесотундры;
2) Физкультминутка (приложение 2).
3) Защита собранного в группах материала
III. Рефлексия (выполнение разноуровневых заданий)
1. Уровень (выполни тест) – низкий
2. Уровень (Иностранный друг попросил вас написать типичный сибирский ландшафт. О чём вы ему расскажете и почему?) – средний
3. Уровень (напиши свои размышления по поводу изученной природной зоны и озаглавь их) – высокий
Природные зоны Тюменской области
Источник
Природа, растения и животные Тюменской области
Территория Тюменской области распростерлась между береговой частью Северного Ледовитого океана и Казахстана. Она находится в резко континентальной климатической зоне. Имеется огромное разнообразие вымирающих видов флоры и фауны, что спровоцировало рост количества заказников на территории области.
Тюменская область является местом скопления природных богатств страны. На её территории зарегистрировано самое большое количество торфа, фосфата железа, древесные запасы, месторождения сапропеля, а также сосредоточение большого количества минеральной и пресной воды.
Растительный мир Тюменской области
Каждая из зон Тюменской области характеризуется определенной растительностью. Территория области делится на зону тундры, лесотундры, лесную зону, а также на лесостепи и мелколиственные леса. Тундровая зона включает в себя наличие различных лишайников, кустарников и карликовых деревьев. К наиболее распространенным представителям этой зоны можно отнести осоку, мох, ольховники, багульники и т.д.
Зона лесотундры отличается наличием лиственных растений, в основном это кустарники, имеются и деревья, но их скопления достаточно редкие. В этой части области можно встретить кладонию, елово — лиственничные деревья, цетрарию, кустарничковые редколесья и т.д.
Большую часть всей территории Тюменского края занимает таежная зона. В ней встречаются кислица, кедровые деревья, сосны, березы, майник двулистный, ортилия однобокая и многое другое. Среди ягод большой популярностью у местных жителей пользуются брусника и черника.
Подтайга характеризуется большим количеством луговых растений, среди которых можно выделить горошек мышиный, кострец, пырейные растения, луговые фитоценозамы.
Лесостепная зона радует обилием, как деревьев, так и луговых растений, среди которых, главным образом, выделяется разнотравье — лапчатка серебристая, тимофеевка степная, полынь широколистная, чина гороховидная и т.д.
Животный мир Тюменской области
Большее количество представителей фауны сосредоточено на юге Тюменской области. Чем ближе территория области к северу, тем быстрее сокращается их численность. Основную часть животного мира области составляют перелетные птицы. Среди них наиболее часто встречаются лебеди, утки и чайки. Также имеются и птицы, которые остаются в Тюменской области зимовать. Это совы, дятлы и синицы.
К диким млекопитающим, обитающим на территории области можно отнести бурого медведя, росомаху, выдру, горностая, косулю, водяного бобра, рысь и т.д. Существуют довольно-таки своеобразные и редкие животные, среди которых можно выделить черногорлую завирушку, лемминга, большого тушканчика, джунгарского хомячка и т.д.
В водоемах Тюменской области насчитывается около 48 разновидностей рыб. Среди них промысловое значение имеют 30 видов. Наиболее ценными среди них являются арктический омуль, сибирский осетр, щука, обыкновенный таймень и карась. У морского побережья встречаются атлантические моржи, морские зайцы, гренландский кит и другие представители млекопитающих. В области также насчитывается огромное количество беспозвоночных, среди них существует 5000 разновидностей жуков и около 1000 бабочек.
Климат в Тюменской области
Самая главная особенность, характеризующая Тюменскую область – это достаточно продолжительная, суровая зима. Лето же радует местных жителей своей теплотой. Основное количество осадков сосредоточено именно на теплое время года, в период с мая по октябрь. Но и зима в Тюменской области, зачастую, многоснежная. Самым морозным месяцем считается январь. В сентябре наступает бабье лето – период, когда природа удивляет яркими осенними красками при наличии теплой погоды. За счет близкого расположения к Уральским горам, воздух на территории Тюменского края сухой. Это обусловлено тем, что горы перехватывают атлантические воздушные массы.
Источник
Проект урока по теме «Природные зоны Тюменской области».
план-конспект урока по географии (8 класс)
Проект урока по теме: «Природные зоны Тюменской области».
Образовательная цель: Познакомить с особенностями природных зон Тюменской области.
Развивающая цель: развивать умения анализировать и сопоставлять различные источники географической информации, стимулировать творческую, мыслительную деятельность учащихся, привлекая учащихся к решению познавательных задач.
Воспитательная цель: формировать коммуникативные навыки через работу в группах, воспитывать любовь к природе родного края, убеждение в необходимости бережного к ней отношения.
Дидактическая цель: Создать условия для формирования у школьников комплексного подхода в изучении природы с умением применять полученные знания, в практической деятельности.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
1.Учитель разбивает учащихся на группы по способностям, так, чтобы в одной группе находились учащиеся с разным уровнем подготовки (географ, синоптик, почвовед, зоолог, биолог, эколог)
2.Учитель выдает раздаточный материал.
3. Учитель на ватмане заранее подготавливает карту для проекта.
(Приветствие учеников, проверка к готовности к уроку)
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
Прошу внимания на экран, посмотрите и подумайте какова тема нашего урока?
Итак, тема нашего урока: «Природные зоны Тюменской области»
III. Изучение нового материала
1. Актуализация опорных знаний. Создание проблемной ситуации.
Предлагаю решить кроссворд . В нем зашифрованы понятия, которые вы изучали на предыдущих уроках и которые послужат вам опорой при выполнении проекта. Читаем по очереди:
— многолетний режим погоды, характерный для данной территории (климат);
— все неровности земной поверхности (рельеф);
— может находиться в трех состояниях (вода);
— все вещества, залегающие к земной коре (горные породы);
— верхний плодородный слой (почва);
— организмы производители (растения);
— организмы потребители (животные).
2. Изучение нового материала.
— Работа в группах по созданию проекта (Для этого учащиеся должны выполнить предложенные им задания. Они находятся в конверте. Выполненные задания, с помощью клея, размещают на карте проекта).
Оценка защиты проекта происходит по следующим критериям:
— содержание (понимание задания, полнота раскрытия темы, логика изложения информации);
— самостоятельная работа группы (слаженная работа в группе, распределение ролей в группе, степень самостоятельности работы группы);
3. Закрепление. Применение знаний и умений в новой ситуации
Сейчас мы проверим, что вы запомнили о природных Тюменской области
1.Определите природную зону Тюменской области по описанию: «Климат исключительно суров, зима продолжительная, а лето короткое, около четырех месяцев длится полярная ночь. Растительность очень бедна. Продолжительность ее роста и развития невелика. Кое-где растут мхи и лишайники, неприхотливые камнеломки, яркие полярные маки.
2.Определите природную зону Тюменской области по описанию: «… среди трав наиболее распространены различные злаки. Растения –приспособлены к климатическим условиям: многие из них успевают вырасти, зацвести и дать плоды до наступления летнего сухого периода. Среди животных преобладают грызуны – суслики, сурки, полевые мыши».
-Что нового узнали на уроке?
Какие природные зоны Тюменской области вы знаете?
-Какие экологические проблемы встречались в каждой зоне?
Для того, чтобы сберечь природу необходимо беречь её. Для того, чтобы мы и люди, которые нас окружают, помнили об этом, вы приготовили лозунги. Поднимите их, прочитайте.
2. Меня особенно удивило то, что…
3. До начала урока я думал, что…, а сейчас знаю….
Источник