Урок природа в искусстве

Урок «Мир природы в искусстве»(5 класс)сс

Цель урока : формирование у учащихся общего представления о воплощении мира природы в разных видах искусства.

-актуализировать представления о природном мире;

-акцентировать внимание на своеобразии и красоте природного мира;

-формировать умение выделять и описывать образ природы в художественном произведении;

— развивать фантазию и воображение;

-показать возможности искусства в раскрытии образа природного мира.

Тип урока : комбинированный

Учебно-методическое обеспечение : учебное пособие, рабочая тетрадь, художественно-иллюстративный материал, техническое оборудование, карточки для групповой работы учащихся, памятка «Виды и типы пейзажа»,

бумага для рисования, цветные карандаши, цветные заготовки для составления коллажа, клей, ножницы.

Зрительный ряд : мультимедийная презентация, карточки-задания «Аукцион картин».

Музыкальный ряд : П. И. Чайковский, цикл пьес для фортепиано «Времена года» («Октябрь. Осенняя песня», «Ноябрь. На тройке»)

А Вивальди, цикл концертов для скрипки «Времена года» (Лето. Весна)

В. Каретников, сюита для фортепиано «Времена года» («В зимнем лесу»)

Эпиграф

Она, наверно, неспроста….. (слова М. Пляцковского, музыка Ю. Антонова)

1.Организационный момент

Учитель приветствует детей, записывает тему урока.

2.Подготовка к работе на основном этапе урока

2.1 Актуализация знаний учащихся

Учитель : Эпиграфом к нашему уроку является песня «Живёт повсюду красота» (слова М. Пляцковского, музыка Ю. Антонова)

Учащиеся слушают песню. Учитель: Как вы думаете, о чём эта песня?

Учащиеся высказывают свои мнения, учитель обобщает ответы учеников.

Эта песня о красоте природы, которая нас окружает. Природа всегда была источником вдохновения, тем, сюжетов для композиторов, художников, поэтов. Учитель: выполните задание 1 на с. 44 рабочей тетради. Выполняя это задание, вы попробуете вспомнить и записать произведения изобразительного искусства, музыки и литературы, в которых воплощены образы природы.

2.2.Мотивация деятельности учащихся

Учитель: Давайте прослушаем два музыкальных произведения и определим, какой поре года и даже какому месяцу посвящено каждое из них.

Учащиеся слушают произведения П. И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня», «Ноябрь. На тройке» из цикла «Времена года». В процессе восприятия с помощью учителя описывают характер месяцев, показанных композитором с помощью определённых средств музыкальной выразительности, выделяя и анализируя некоторые из них (темп, ритм, мелодия, динамика, регистр). Учитель помогает сделать вывод о том, что в музыкальных произведениях, посвящённых одной поре года, композитором могут быть показаны разные состояния и настроения природы.

Читайте также:  Интересные факты дикой природы

2.3 Целеполагание деятельности учащихся

Учитель : Тема нашего урока – «Мир природы в искусстве – смотрим и слушаем». А как вы думаете, о чём мы должны сегодня узнать на уроке и как эти знания помогут нам в жизни?

Учащиеся высказывают свои предположения. Учитель обобщает высказывания учеников: сегодня на уроке мы будем много смотреть и слушать. Попробуем поразмышлять над тем, как образы природы показаны в разных художественных произведениях. Как композиторы и художники стремятся нам показать и рассказать о своих наблюдениях и впечатлениях.

Учитель : Среди жанров изобразительного искусства, посвящённых природе, я думаю, вы сразу назовёте тот, о котором поётся в песне из мультфильма «Пластилиновая ворона» (реж. А.М.Татарский)

Обязательно картина называется… (пейзаж)

Учитель: Так что же такое пейзаж?

Пейзаж (от фр. слова pays — «страна», «территория», «земля», «местность») -жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является естественная либо преображённая человеком природа.

Пейзаж считается относительно молодым жанром живописи. Как самостоятельный он появился лишь в конце XVI века, а в русском изобразительном искусстве в XVII веке. До этого пейзаж был просто фоном для жанровых, исторических сцен, портретов, для мифологических и религиозных сюжетов. В живописи различают пейзажи разных видов: городские, сельские, с изображением моря, с включением в пейзаж людей, животных, архитектурных сооружений, изображением времён года и типов: героические, лирические, исторические, фантастические, реалистические, абстрактные. Учитель одновременно с перечислением разных типов пейзажей демонстрирует картины, соответствующие этим типам, раздаёт учащимся памятки «Виды и типы пейзажа» (см. QR –код)

Учащиеся в процессе восприятия выражают собственное мнение, размышляют.

4.Первичное закрепление изученного материала

Учитель предлагает ученикам разделиться на 4 группы и продолжить дальше работу по предложенным заданиям.

Работа будет выполняться на определённое время и оцениваться 1 баллом за правильный ответ.

Задание №1-3 (по карточкам). 1 балл за задание (см. QR -код)

Задание №4 Игра «Аукцион картин» 4 балла (см. QR -код)

Учитель подводит итоги работы

6.Закрепление и применение изученного материала в различных видах деятельности

Учитель: А сейчас я предлагаю вам побывать в роли художников-пейзажистов. Каждая группа, а их четыре, заранее приготовила рисунки на тему определённой поры года: зима, весна, лето, осень. Сегодня вы в своих группах составляете один коллаж по выбранной вами поре. Затем выполняем коллективный коллаж «Поры года» (все четыре коллажа соединяем вместе). Процесс работы над коллажем сопровождается звучанием музыки. Учитель озвучивает имена композиторов и названия музыкальных произведений.

Читайте также:  Ландшафт экосистема природно территориальный комплекс

7.Информация о домашнем задании

Составить устный рассказ о звуках окружающего мира (музыка дождя, шелест листвы, пение птиц и т.д.)

8.Подведение итогов урока

Учитель: Давайте закончим предложение: «Пейзаж-это…». В живописи, литературе, музыке есть свой язык и свои средства художественной выразительности, благодаря которым мы можем увидеть и услышать пейзаж, и даже почувствовать его настроение.

Учитель: Предлагаю поиграть в игру «Алфавит». Я запишу на доске в столбик слово «Пейзаж». Напротив каждой буквы напишите слово, которое начинается с этой буквы и ассоциируется у вас с понятием «пейзаж»

П оэтичный Звучащий

Е стественный Апрельский

Источник

Природа и искусство
классный час на тему

Ребята вы слушаете отрывок из музыкального произведения П. И. Чайковского «Времена года». Представьте позднюю осень.

-Что значит «красивая природа»?

У природы, как у человека, может быть разное настроение. Оно может быть радостным или грустным, спокойным или грозным. Художник умеет чувствовать и передавать настроение природы. Изображение природы в живописи называется пейзажем. Художник может писать пейзаж как с натуры, т.е. непосредственно наблюдая за природой, так и по памяти. Рассмотрите репродукцию картины И. Левитана « Золотая осень». Художник рассказал о солнечном осеннем дне. Все цвета — красный, желтый, коричневый — веселые. Они смешаны с желтым. Только в воде немного видны цветные серые.

— Какое настроение природы передал художник? Ученик: на мой взгляд, настроение в картине веселое, игривое. Рассмотрите репродукцию картины И. Грабаря «Зимний пейзаж».

— Какое на ваш взгляд настроение передает картина? Ученик: настроение в картине нежное, легкое, ласковое. Рассмотрите картину К. Айвазовского «Буря на море ночью». Художник изобразил шторм на море, создав суровый грозный образ, добавив в краски черный цвет.

— Какое настроение передает картина?

— Настроение в картине тревожное, грозное.

-С помощью чего художнику удается заставить звучать природу тихо и ласково, весело и игриво, грозно и тревожно?

Я предлагаю вам составить композицию из цветных карточек, соответствующую палитре цветов, которую использовал художник при написании картин. 1 гр. – И. Левитан «Золотая осень». 2гр. – И. Грабарь «Зимний пейзаж». 3гр. – К. Айвазовский «Буря на море ночью».

— Какое настроение у вас? Используя цветные карточки, подберите цвет, который соответствует вашему настроению.

Предлагаю вам сделать творческую работу

На готовый фон, выполненный в технике «набрызга» , надо приклеить детали вырезанные по шаблонам из цветной бумаги ( аппликация); дополнить сюжет своими элементами ; придумать название картины; вспомнить подходящее к выбранной теме стихотворение и зачитать его при представлении работы.

Читайте также:  Вода питьевая природная очищенная

( Выполняется под музыку П. И. Чайковского «Времена года»)

— Пришло время оценить вашу работу.

(Оценивается качество работы, творческое решение, передача общего настроения, дети читают стихи).

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Куда ни глянь – цветы вокруг

Качаясь, гнется над травой

«Сказка о царе Салтане» (отрывок)

Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года». Ребята мы научились слышать природу в цвете, но ведь природу можно услышать и в музыке. Прослушайте, прочувствуйте и скажите какому времени года соответствует эта музыка?( ответы ребят)

Сколько цветов у белого снега?

Какая музыка ему подходит?

Попробуйте нарисовать белый снег.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изобразительному искусству Тема: Красота родной природы в творчестве русских художников. Осенний пейзаж

Цель урока: развивать умения проводить словесное и изобразительное описание осенней природыЗадачи урока: — ознакомить с творчеством И.И. Левитана, И. И. Бродског.

Природа в искусстве

Тема урока: «Природа в искусстве»Цель: Формирования эмоциональная нравственной сферы ребёнкаЗадачи:Воспитывающие: Воспитания чувства к музыке, как основа музыкальной грамматности.Развивающая: Ра.

Конспект урока ИЗО на тему: «Красный цвет в природе и искусстве» 2 класс

Конспект урока ИЗО на тему: «Красный цвет в природе и искусстве» + презентация.

Рабочая программа «Природа. Изобразительное искусство» 4 класс

Прграмма предусматривает четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы по изобразительному искусству. Запланированы предметные и личностные результаты обуч.

Открытый урок изобразительного искусства во 2 классе УМК «Перспектива» по теме: «Красота природных форм в искусстве графики. Живая природа»

Конспект урока по ИЗО во 2 классе по теме: «Красота природных форм в искусстве графики. Живая природа».

Технологическая карта урока изобразительного искусства (2 класс). Тема: Красота природных форм в искусстве графики. Живая природа. УМК «Перспектива»

Цели деятельности учителя: формирование художественно-графических умений в передаче выразительности графической композиции; развитие образного мышления и восприятия красоты окружающего мира и пр.

Конспект урока изобразительного искусства, 2 класс, Школа России, «Красный цвет в природе и искусстве»

Конспект урока изобразительного искусства, 2 класс, Школа России, «Красный цвет в природе и искусстве&raquo.

Источник

Оцените статью