Конспект и презентация по окружающему миру на тему «Пустыни» (4 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
Типу рока: Открытие нового знания
Цель: сформировать у учащихся понятие «пустыня», умение находить её на карте, познакомить с климатическими условиями зоны пустынь, животным и растительным миром.
— создать условия для усвоения новых знаний;
— способствовать развитию у школьников умения созвездия.
— содействовать развитию внимания, памяти, мышления;
— учиться наблюдать и замечать красоту вокруг себя;
— формировать самооценку школьников.
— отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы;
постановка и решение проблемы;
— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
— устанавливать причино — следственные связи;
— осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков;
— осуществлять синтез как составление целого из частей;
-самостоятельно организовывать свое рабочее место;
-определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
— осознавать уникальность и ценность природной зоны пустынь и необходимость нести ответственность за ее сохранение.
— следовать в поведении моральным нормам и эстетическим требованиям при работе в группе;
— способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Оборудование: у чебник, рабочая тетрадь, презентация, карточки.
1. Самоопределение к деятельности
Здравствуйте ребята, меня зовут Ирина Александровна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Садитесь.
Снова пришёл долгожданный миг-
Он зовёт нас, в загадочный мир,
— Ребята, сегодня мы отправимся в скачки, но они будут необычные. Перед этим вам предстоит отгадать загадку.
— Вы отгадали верно, это верблюд.
— Что вы знаете об этом животном?
— Хорошо. Так вот сегодня мы отправимся в скачки на верблюдах на встречу новым знаниям. Во главе будет верблюд Яша. (нарисовать на плакате скачки повесить на магнит верблюда). На партах у вас лежат ваши верблюды. Вы можете дать им имя.
Живет в пустыне, ест мало и пьет мало, два горба на спине, плюется.
умеют планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
2. Постановка цели и задач урока
— Посмотрите на доску. Что здесь изображено?
— Да, это кактусы. На них написаны вопросы по прошлой теме. Давайте же ответим на них (выходят к доске по одному, берут кактус и отвечают на вопросы. 7 кактусов – 7 вопросов). С помощью них мы узнаем тему урока. (за правильный ответ на вопрос буду давать букву)
1. Зона степей расположена на . нашей страны: ( востоке)
2. На карте природных зон зона степей закрашена . цветом: ( желтым)
3. Характерный признак зоны степей — это . (с плошной травянистый растительный покров)
4. К степным птицам относятся .
( журавли-красавки, дрофы, пустельги)
5. Для растений степи характерны:
( корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья)
6. Основным занятием населения степей является –
7. В Красную книгу занесены следующие степные растения и животные:
( пион тонколистный, журавль-красавка, степная дыбка)
— Молодцы! Вы справились со всеми вопросами. Теперь нужно поставить буквы в порядке возрастания. Кто выйдет к доске? (выходит и ставит)
— Ребята, какая же тема нашего урока? (пустыни)
— Какую цель мы можем поставить на урок?
— Какие задачи стоят перед нами?
Познакомить с географическим положением зоны пустынь, её особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей.
Комм.: включаться в диалог с учителем.
К: включаться в диалог с учителем.
П: Уметь ориентироваться в новой системе знаний, отличать новое от уже известного.
— Вот как выглядит пустыня. (Слайд)
Пустыня – это песок, много песка, и голубое безоблачное небо. Кажется, что тебя окружают пустота и жара.
— Давайте обратимся к карте, нашей верной помощнице. Открываем учебник на странице 72-73.
— Каким цветом на карте обозначены пустыни?
— Пустыни расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе, и располагаются ещё ближе к Северному тропику, поэтому там жарко. Это небольшая по площади природная зона. Поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Эти песочные валы- барханы- постоянно передвигаются. Пустыни бывают не только песчаные, но и глиняные, и даже каменистые (фото на слайде).
— У вас у каждого лежит на столе карточка, во время урока мы должны её заполнить.
— Прочитайте, что в первом столбце написано? ( географическое положение, растения, климат, животные)
— Возьмите учебник, начнём читать по одному абзацу. Начинает первая парта. Все слушают внимательно.
— Итак, что же мы можем записать в первую строчку карточки – географическое положение?
Источник
Конспект урока на тему «Зона пустынь» (4 класс)
Цель: познакомить детей с природной зоной пустынь.
Формирование УУД:
— рассказывать о природной зоне пустынь и выделять ее особенности: уметь показывать на карте зону пустынь, называть растения и животных зоны пустынь;
— умение анализировать результаты учебной деятельности;
— способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности;
-ориентация в нравственном содержании поступков окружающих людей.
— выделять и формулировать познавательную цель в совместно-распределённой деятельности;
— планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
— устанавливать причинно-следственные связи;
— использовать знаково-символические средства.
— искать и выделять необходимую информацию;
— находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и знания, полученные на уроке;
— строить логическую цепочку рассуждений, анализировать, строить доказательства;
-оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.
— умение работать в группах;
— совместно договариваться о правилах общения и следовать им;
— формулировать и объяснять задание;
— грамотно задавать вопросы;
— слушать и понимать речь других.
Формы работы : фронтальная, групповая.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
Мотивация к учебной деятельности
Снова пришел долгожданный миг-
Внимательно послушайте стихотворение и скажите, о чем в нем говорится?
( Это стихотворение о природных зонах России).
— Как называется раздел, который мы изучаем?
(Природные зоны России) Слайд 1
— Узнайте по описанию, о какой природной зоне идет речь:
До самого горизонта расстилалась холмистая равнина, покрытая снегом. На ней не было видно ни деревца, ни кустика. Тишина и безлюдье кругом. Лишь вдали виднелось стадо оленей, да снег скрипел под полозьями нарт ( Тундра). Слайд 2
Обширное безлесное пространство, покрытое травянистой растительностью. Главная особенность этой зоны в том, что здесь четко выражены четыре сезона года: холодная зима, теплая весна, засушливое лето и сухая осень (Степь). Слайд 3
Полгода здесь день и полгода ночь. Всюду снега и льды. Солнце летом поднимается над горизонтом невысоко. Территория зоны не имеет коренного населения. (Арктика) Слайд 4
Карточка №4
Это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники. (Зона лесов) Слайд 5
— Расположи названия природных зон с севера на юг по порядку.
Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока .
Проблемно-мотивационный.
— Наше путешествие по природным зонам России продолжается, разгадайте ребус и узнаете, какая природная зона сегодня раскроет нам свои тайны. Слайд 6
— Назовите тему урока. Слайд 7
Откройте «Содержание». Назовите страницу. Работать будем по уже составленному вами плану. Слайд 8
1. Географическое положение.
Открытие новых знаний
— Работать будем в группах. У каждой группы есть маршрутные листы, которые вы будете заполнять.
Переходим к первому пункту плана. Что должны узнать?
При помощи карты на с. 60-61 и текста ученика на с. 104, определите, где расположена зона пустынь. Запишите свой ответ в маршрутный лист.
Кто хочет показать и рассказать, где же в России расположены пустыни и полупустыни? Слайд 9
Песчаные пустыни покрыты рыхлым, легко развеваемым ветром грунтом. Здесь нередко образуются барханы – подвижные песчаные наносные холмы. Глинистые пустыни отличаются плотным грунтом. В низменных участках образуются ровные, сухие, твердые площадки без растений, которые при высыхании растрескиваются на небольшие многоугольники. Слайд 10.
— Переходим ко второму пункту плана. О климате зоны пустынь вы узнаете, дочитав с 104.
Вот так выглядят пустыни (показ видеосюжета «Пустыня»). Слайд 11. Какой вы увидели пустыню? ( пустыня- это песок, много песка, и голубое безоблачное небо. Кажется, что тебя окружают пустота и жара.)
Заполняют маршрутный лист.
Заполняют маршрутный лист.
Организует физкультминутку. Читает стихотворение, показывает движение.
Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуть, разогнуться,
Три — в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть.
Выполняют элементарные физические упражнения (в соответствии с текстом стихотворения), повторяя их за учителем.
Открытие новых знаний
Рассмотрите рисунки растений пустынь. Обратите внимание на их листья и корни. Прочитайте текст на с 105 и расскажите, как растения приспособились к условиям жизни в пустыне.
В пустынях редкая растительность, хорошо приспособленная к жаркому и сухому климату. Чтобы меньше испарять воды, у всех растений листья маленькие или колючки.
В зоне пустынь есть ещё один интересный тип растений — растения — насосы. Даже в самый жестокий зной они стоят с зелёными листьями и раскрытыми цветками, потому что корни их проникают в почву очень глубоко (20-30 м) и достигают подземных вод.
Листья-колючки саксаула в виде мелких бесцветных чешуек или бугорков, покрытых воскообразным налетом .
Давайте более подробно познакомимся с этим растением. Откроем учебники на с 176.
Итак, приспособления растений к жизни в пустыни:
Листья узкие или в виде колючек, чтобы меньше испарять влаги
Длинные корни, чтобы добывать воду на большой глубине
Растут на большом расстоянии друг от друга
Рассмотрите на рисунке (с 106-107) животных пустыни. Какие из них вам известны? Прочитайте текст на с 108-109 и подумайте, как же приспособились к условиям жизни в пустыне животные?
Заполняют маршрутный лист.
Назовите животных и расскажите, как каждое из них приспособилось к условиям жизни в пустыне?
И так наше путешествие подходит к концу. Мне хочется узнать, внимательны ли вы были на уроке. Перед вами текст внимательно прочитайте его и исправьте ошибки, если они есть. Слайд 20
«Это было в пустыне. Охотники 3 дня гонялись за тигром , изнемогая от жары и зноя. Верблюды не выдержали и пали из-за недостатка воды . Поддерживая друг друга, обжигая ноги о раскаленный песок, охотники едва добрели до большой реки. Здесь они утолили жажду, мучившую их, и, скинув пыльную одежду, бросились в воду. Долго плавали, а затем укрылись от палящего солнца в тени саксаулового леса, раскинувшегося у самой воды. Стали думать: «Что же делать?» Наконец сообразили: построили из саксаульных бревен плот и благополучно доплыли на нем до ближайшего селения».
— С какой природной зоны мы познакомились?
-Какие отличительные особенности пустыни?
Какие растения пустыни запомнили?
Как же приспособились растения к жизни в пустыне? (у растений пустынь, или очень мелкие, или листья-колючки, или в виде мелких чешуек, длинные корни, утолщённый стебель, быстрый рост весной.)
-Каких животных пустыни вы запомнили?
— Как же приспособились животные к жизни в пустыне? (Имеют защитный окрас, мало пьют, нетребовательны к пище, обладают особенностями в строении тела, особенностями поведения: ведут ночной образ жизни, впадают в спячку)
Подготовить сообщение о животном пустыни.
Источник