Урок природные сообщества растений

Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме: «Растительные сообщества»
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Данный урок разработан по УМК В.В.Пасечника в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока биологии в 6 классе

Тема урока: «Растительные сообщества»

Место и роль урока в изучаемой теме : первый урок по данной теме (ознакомление учащихся с новым материалом).

Тип урока: открытия нового знания.

Метод обучения: проблемный,частично-поисковый

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная .

  • учебник биологии В.В. Пасечника «Многообразие покрытосеменных растений» для 6 класса,
  • ПК;
  • мультимедийный проектор;
  • электронная презентация;
  • гербарий растений;
  • видеофрагменты
  • Образовательные: Сформировать у учащихся знания о растительных сообществах, их типах, ярусном строении.

создание условий для самостоятельной деятельности, направленной на изучение растительных сообществ.

  • Развивающие: развивать умение работать с текстом учебника, раздаточным материалом; навык распознавания типов растительных сообществ.развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное.
  • Воспитывающие: воспитание у школьников положительной мотивации учения, вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью, умение работать индивидуально и в группах, воспитывать бережное отношения к природе, экологическую культуру.

Способствовать формированию компетенций : информационно-коммуникативной и рефлексивной.

Универсальные учебные действия:

Личностные УУД: проявлять интерес к новому содержанию, устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, оценивать собственный вклад в работе парами.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить презентации, представлять результаты работы классу.

Регулятивные УУД : умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре.

1.Предметные: Учащиеся должны знать : — определение понятия “фитоценоз”;

— жизненные формы растений в местных фитоценозах;

— основные экологические группы растений по отношению к произрастанию в растительном сообществе;

— приспособления растений к произрастанию в фитоценозе.

Учащиеся должны уметь: — классифицировать растения на экологические группы по отношению к произрастанию в фитоценозе на основании морфологических признаков;

— объяснять связи между особенностями внешнего строения и особенностями среды, в которой произрастает растения;

— описывать ярусную структуру фитоценоза.

2.Личностные: умение провести самооценку, организовать взаимооценивание и взаимопомощь в группе.

  • регулятивные: умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата, самоконтроль, самооценка.
  • коммуникативные : умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы
  • познавательные: умение извлекать информацию и работать по алгоритму, проводить сравнение
Читайте также:  Какая природа изучает живую природу

Основные понятия: Растительное сообщество, фитоценоз, доминирующие виды (эдификаторы), сопутствующие виды, ярусность, природный фитоценоз, искусственный фитоценоз.

Межпредметные связи: экология, география

Цель: включить учащихся в работу;

Цель: подготовить базу для восприятия нового материала.

Цель: Сформировать у учащихся знания о растительных сообществах, расширить знания о многообразии растительного мира

Цель: создать здоровьесберегающие моменты на уроке.

Цель: закрепить полученные знания

Цель: дать оценку успешности достижения урока; оценить собственную деятельность .

Цель: сообщить учащимся домашнее задани, провести инструктаж по его выполнению.

Технологическая карта урока

С добрым утром начат день,

Я желаю вам плодотворной работы.

Думаю, что сегодняшний день

нам позволит подняться на ступеньку

Посмотрите все ли готово у нас для урока, а для урока нам сегодня понадобится учебник, лист самооценки, и опорные конспекты.

Учащиеся настраиваются на работу на уроке.

Регулятивные: волевая саморегуляция на усвоение знаний.

— Начнем мы с вами урок с повторения терминов изученного материала. Но вот беда, я очень волновалась сегодня и перепутала все термины. Все, которые мы уже знаем и новые которые нам предстоит узнать. Давайте будем разбираться.

На доске вывешенные термины нужно разложить на те которые мы знаем и те которые не знаем.Теперь предлагаю вам распределить растения по семействам. Интерактивное приложение

Здесь среди терминов есть все группы систематики растений. Выстроите их по порядку пожалуйста

Называют поочередно термины подходят к доске и делят на две колонки.

  1. Я знаю (вид, царство, семейство, род,класс, отдел, крестоцветные, розоцветные, пасленовые, лилейные)
  2. Я хочу узнать( фитоценоз, доминирующие, сопутствующие,ярусы, бор , дубрава, роща)

Оценивают свою работу в оценочном листе.

Регулятивные: оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Коммуникативные: оценка действий партнёра.

3. Изучение нового материала

Ребята, мы с вами разделили термины, увидели новые термины которые нам предстоит узнать, но что же за тема урока у нас будет сегодня? Давайте попробуем ее сформулировать. Давайте на минуточку вернемся к нашей систематике. С чего она начинается?

— Скажите, а в природе организмы одного царства живут изолированно от организмов другого царства?

-Как вы думаете, как будет называться явление, когда организмы, относящиеся к разным царствам, обитают совместно .

Читайте также:  Лес природное сообщество конспект урока

— А коль мы с вами изучаем растения, то, как вы думаете, о каком сообществе сегодня пойдет речь?

— Итак, тема урока «Растительные сообщества».

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Высказывают свои предположения.

— О растительном сообществе.

Познавательные, общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативны е:
владение монологической и диалогической формами речи.
Познавательные, логические :
синтез как составление целого из частей;

А теперь попробуем определить цель нашего урока

Совместно формулируем цели урока: выяснить, что называется растительным сообществом, какие бывают типы растительных сообществ, особенности конкретных сообществ, какие растительные сообщества встречаются в нашей местности.

Познакомиться с особенностями организации растительного сообщества

-Как вы думаете, взаимодействуют ли между собой растения?

— А как вы думаете, могут ли растенияобитающие на одной территории , оказывать влияние друг на друга?

-Какое влияние оказывают растения друг на друга?

И пришло время дать определение новому понятию « растительное сообщество».

— А поможет вам в этом карточка – шифрограмма. ( Приложение 1 ). В ней зашифровано определение, попробуйте его расшифровать. На работу вам 2 минуты. Работаем парами.

Проверяем с помощью проектора. (слайд № 3)

— Все растения взаимодействуют между собой

— Большие деревья создают тень для тенелюбивых растений, корни растений тесно переплетаются под землей, Мхи например, создают большую влажность которая нужна не всем растениям.

-Растения произрастающие на определенной территории взаимодействуют между собой и с окружающей средой.

Работают в группах. Выполняют задание, используя карточку – шифрограмму, озвучивают полученное определение.

Оценивают свою работу, выставляя баллы в лист оценивания ( Приложение 2 ).

Коммуникативны е:
владение монологической и диалогической формами речи.

Познавательные, общеучебные: поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные: умение работать в паре

Попробуйте самостоятельно привести примеры растительных сообществ (слайд № 4)

Приводят примеры растительных сообществ.

— В общих чертах и лес и луг и болото являются растительными сообществами. Но если посмотреть внимательнее, леса, болота и луга могут быть разными. На одном из этих сообществ мы остановимся подробнее.

Читаю стихотворение Р Рождественского. (слайд № 5)

— И какое сообщество мы будем изучать подробнее.

— Какие типы лесов встречаются на территории нашей страны.

— И для каждого из этих типов лесных сообществ характерны свои условия жизни, что определяет их видовой состав. Среди видового многообразия выделяются основные виды –эдификаторы и сопутствующие

Читайте также:  Природные средства от вздутия живота

— Сейчас пользуясь учебником и инструктивной карточкой ( Приложение 3 ) – в ней прописаны этапы вашей работы, работая в паре должны будите изучить свое растительное сообщество и рассказать нам о нем. На работу вам 5 мин на выступление 2 мин

Каждое выступление ребят сопровождаю презентацией. (слайд № 6-9)

— Хвойные (сосновые и еловые), смешанные,широколиственные.

Источник

Естествознание Краткосрочный план урока № 7 в 3 классе по теме : Живая природа. Растения Природные сообщества растений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Почему растения могут жить в разных климатических условиях?

Какие растения растут в саду, в поле, на огороде?

Запланированная деятельность на уроке

Создание положительного эмоционального настроя:

Приветствие учащихся учителем на трех языках.

Создание комфортной психологической обстановки на уроке.

Учащиеся обмениваются друг с другом добрыми пожеланиями

Актуализация субъективного опыта учащихся

Игра «Да – нет» (вопросы по пройденному материалу).

Ответы на вопросы для повторения.

Формулирование целей урока совместно с учащимися.

– Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на

Постановка перед учащимися учебной проблемы.

Составление таблицы «ЗХУ» (что знаю о работе органов

растений; что хочу узнать; что узнал)

Изучение нового материала

Работа учащихся в группах (по плану в учебнике)

Распределение учащихся для работы по группам (формирование групп происходит по принципу игры «Шляпа», учащиеся вытягивают конфеты; группа формируется из одинаковых конфет).

Определение места обитания различных организмов.

Выводы учащихся по выполненной работе.

Оценивание групповой работы каждого.

Учитель предлагает учащимся рассмотреть рисунки в учебнике и сделать выводы, отвечая на вопросы.

Во время изучения нового материала учитель напоминает

о том, что можно также пользоваться глоссарием в конце

учебника при знакомстве с новыми определениями

Раз-два-три, не отставай, (Вращение туловищем вправо

Может нам сплясать вприсядку. (Приседания.)

Летним солнечным деньком. (Дети поднимают прямые руки

над головой, потом резко опускают их.)

Левой-правой, стой раз-два. (Ходьба на месте.)

Вновь возьмемся за дела. (Дети садятся за парты.)

Учитель предлагает учащимся прочитать материал в учебнике и определить, что такое сообщества растений, какими

Работа со схемой – определение видов природных сообществ.

Игра «Определи, какое растение, из какого сообщества».

Просмотр видео к уроку

Первичная проверка новых знаний

Индивидуальная работа – повторение основных понятий

с последующей проверкой (задание 1). Восстановление

Источник

Оцените статью