Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме: «Растительные сообщества»
план-конспект урока по биологии (6 класс)
Данный урок разработан по УМК В.В.Пасечника в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока биологии в 6 классе
Тема урока: «Растительные сообщества»
Место и роль урока в изучаемой теме : первый урок по данной теме (ознакомление учащихся с новым материалом).
Тип урока: открытия нового знания.
Метод обучения: проблемный,частично-поисковый
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная .
- учебник биологии В.В. Пасечника «Многообразие покрытосеменных растений» для 6 класса,
- ПК;
- мультимедийный проектор;
- электронная презентация;
- гербарий растений;
- видеофрагменты
- Образовательные: Сформировать у учащихся знания о растительных сообществах, их типах, ярусном строении.
создание условий для самостоятельной деятельности, направленной на изучение растительных сообществ.
- Развивающие: развивать умение работать с текстом учебника, раздаточным материалом; навык распознавания типов растительных сообществ.развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное.
- Воспитывающие: воспитание у школьников положительной мотивации учения, вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью, умение работать индивидуально и в группах, воспитывать бережное отношения к природе, экологическую культуру.
Способствовать формированию компетенций : информационно-коммуникативной и рефлексивной.
Универсальные учебные действия:
Личностные УУД: проявлять интерес к новому содержанию, устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, оценивать собственный вклад в работе парами.
Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить презентации, представлять результаты работы классу.
Регулятивные УУД : умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре.
1.Предметные: Учащиеся должны знать : — определение понятия “фитоценоз”;
— жизненные формы растений в местных фитоценозах;
— основные экологические группы растений по отношению к произрастанию в растительном сообществе;
— приспособления растений к произрастанию в фитоценозе.
Учащиеся должны уметь: — классифицировать растения на экологические группы по отношению к произрастанию в фитоценозе на основании морфологических признаков;
— объяснять связи между особенностями внешнего строения и особенностями среды, в которой произрастает растения;
— описывать ярусную структуру фитоценоза.
2.Личностные: умение провести самооценку, организовать взаимооценивание и взаимопомощь в группе.
- регулятивные: умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата, самоконтроль, самооценка.
- коммуникативные : умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы
- познавательные: умение извлекать информацию и работать по алгоритму, проводить сравнение
Основные понятия: Растительное сообщество, фитоценоз, доминирующие виды (эдификаторы), сопутствующие виды, ярусность, природный фитоценоз, искусственный фитоценоз.
Межпредметные связи: экология, география
Цель: включить учащихся в работу;
Цель: подготовить базу для восприятия нового материала.
Цель: Сформировать у учащихся знания о растительных сообществах, расширить знания о многообразии растительного мира
Цель: создать здоровьесберегающие моменты на уроке.
Цель: закрепить полученные знания
Цель: дать оценку успешности достижения урока; оценить собственную деятельность .
Цель: сообщить учащимся домашнее задани, провести инструктаж по его выполнению.
Технологическая карта урока
С добрым утром начат день,
Я желаю вам плодотворной работы.
Думаю, что сегодняшний день
нам позволит подняться на ступеньку
Посмотрите все ли готово у нас для урока, а для урока нам сегодня понадобится учебник, лист самооценки, и опорные конспекты.
Учащиеся настраиваются на работу на уроке.
Регулятивные: волевая саморегуляция на усвоение знаний.
— Начнем мы с вами урок с повторения терминов изученного материала. Но вот беда, я очень волновалась сегодня и перепутала все термины. Все, которые мы уже знаем и новые которые нам предстоит узнать. Давайте будем разбираться.
На доске вывешенные термины нужно разложить на те которые мы знаем и те которые не знаем.Теперь предлагаю вам распределить растения по семействам. Интерактивное приложение
Здесь среди терминов есть все группы систематики растений. Выстроите их по порядку пожалуйста
Называют поочередно термины подходят к доске и делят на две колонки.
- Я знаю (вид, царство, семейство, род,класс, отдел, крестоцветные, розоцветные, пасленовые, лилейные)
- Я хочу узнать( фитоценоз, доминирующие, сопутствующие,ярусы, бор , дубрава, роща)
Оценивают свою работу в оценочном листе.
Регулятивные: оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.
Коммуникативные: оценка действий партнёра.
3. Изучение нового материала
Ребята, мы с вами разделили термины, увидели новые термины которые нам предстоит узнать, но что же за тема урока у нас будет сегодня? Давайте попробуем ее сформулировать. Давайте на минуточку вернемся к нашей систематике. С чего она начинается?
— Скажите, а в природе организмы одного царства живут изолированно от организмов другого царства?
-Как вы думаете, как будет называться явление, когда организмы, относящиеся к разным царствам, обитают совместно .
— А коль мы с вами изучаем растения, то, как вы думаете, о каком сообществе сегодня пойдет речь?
— Итак, тема урока «Растительные сообщества».
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
Высказывают свои предположения.
— О растительном сообществе.
Познавательные, общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Коммуникативны е:
владение монологической и диалогической формами речи.
Познавательные, логические :
синтез как составление целого из частей;
А теперь попробуем определить цель нашего урока
Совместно формулируем цели урока: выяснить, что называется растительным сообществом, какие бывают типы растительных сообществ, особенности конкретных сообществ, какие растительные сообщества встречаются в нашей местности.
Познакомиться с особенностями организации растительного сообщества
-Как вы думаете, взаимодействуют ли между собой растения?
— А как вы думаете, могут ли растенияобитающие на одной территории , оказывать влияние друг на друга?
-Какое влияние оказывают растения друг на друга?
И пришло время дать определение новому понятию « растительное сообщество».
— А поможет вам в этом карточка – шифрограмма. ( Приложение 1 ). В ней зашифровано определение, попробуйте его расшифровать. На работу вам 2 минуты. Работаем парами.
Проверяем с помощью проектора. (слайд № 3)
— Все растения взаимодействуют между собой
— Большие деревья создают тень для тенелюбивых растений, корни растений тесно переплетаются под землей, Мхи например, создают большую влажность которая нужна не всем растениям.
-Растения произрастающие на определенной территории взаимодействуют между собой и с окружающей средой.
Работают в группах. Выполняют задание, используя карточку – шифрограмму, озвучивают полученное определение.
Оценивают свою работу, выставляя баллы в лист оценивания ( Приложение 2 ).
Коммуникативны е:
владение монологической и диалогической формами речи.
Познавательные, общеучебные: поиск и выделение необходимой информации
Коммуникативные: умение работать в паре
Попробуйте самостоятельно привести примеры растительных сообществ (слайд № 4)
Приводят примеры растительных сообществ.
— В общих чертах и лес и луг и болото являются растительными сообществами. Но если посмотреть внимательнее, леса, болота и луга могут быть разными. На одном из этих сообществ мы остановимся подробнее.
Читаю стихотворение Р Рождественского. (слайд № 5)
— И какое сообщество мы будем изучать подробнее.
— Какие типы лесов встречаются на территории нашей страны.
— И для каждого из этих типов лесных сообществ характерны свои условия жизни, что определяет их видовой состав. Среди видового многообразия выделяются основные виды –эдификаторы и сопутствующие
— Сейчас пользуясь учебником и инструктивной карточкой ( Приложение 3 ) – в ней прописаны этапы вашей работы, работая в паре должны будите изучить свое растительное сообщество и рассказать нам о нем. На работу вам 5 мин на выступление 2 мин
Каждое выступление ребят сопровождаю презентацией. (слайд № 6-9)
— Хвойные (сосновые и еловые), смешанные,широколиственные.
Источник
Естествознание Краткосрочный план урока № 7 в 3 классе по теме : Живая природа. Растения Природные сообщества растений.
Почему растения могут жить в разных климатических условиях?
Какие растения растут в саду, в поле, на огороде?
Запланированная деятельность на уроке
Создание положительного эмоционального настроя:
Приветствие учащихся учителем на трех языках.
Создание комфортной психологической обстановки на уроке.
Учащиеся обмениваются друг с другом добрыми пожеланиями
Актуализация субъективного опыта учащихся
Игра «Да – нет» (вопросы по пройденному материалу).
Ответы на вопросы для повторения.
Формулирование целей урока совместно с учащимися.
– Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на
Постановка перед учащимися учебной проблемы.
Составление таблицы «ЗХУ» (что знаю о работе органов
растений; что хочу узнать; что узнал)
Изучение нового материала
Работа учащихся в группах (по плану в учебнике)
Распределение учащихся для работы по группам (формирование групп происходит по принципу игры «Шляпа», учащиеся вытягивают конфеты; группа формируется из одинаковых конфет).
Определение места обитания различных организмов.
Выводы учащихся по выполненной работе.
Оценивание групповой работы каждого.
Учитель предлагает учащимся рассмотреть рисунки в учебнике и сделать выводы, отвечая на вопросы.
Во время изучения нового материала учитель напоминает
о том, что можно также пользоваться глоссарием в конце
учебника при знакомстве с новыми определениями
Раз-два-три, не отставай, (Вращение туловищем вправо
Может нам сплясать вприсядку. (Приседания.)
Летним солнечным деньком. (Дети поднимают прямые руки
над головой, потом резко опускают их.)
Левой-правой, стой раз-два. (Ходьба на месте.)
Вновь возьмемся за дела. (Дети садятся за парты.)
Учитель предлагает учащимся прочитать материал в учебнике и определить, что такое сообщества растений, какими
Работа со схемой – определение видов природных сообществ.
Игра «Определи, какое растение, из какого сообщества».
Просмотр видео к уроку
Первичная проверка новых знаний
Индивидуальная работа – повторение основных понятий
с последующей проверкой (задание 1). Восстановление
Источник