Урок разнообразие царств живой природы

Конспект урока по биологии «Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.»

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.

Цель урока: ознакомить учащихся с разнообразием природы и ее классификацией; рассмотреть взаимосвязи в природе и значение природы для человека; воспитывать бережное отношение к природе.

Образовательные: расширить знания школьников по предмету; дать представление о разных царствах, об общих признаках царств, классификации.

Развивающие: создать условия для усвоения знаний по теме урока, развивать логическое мышление обучающихся: учить выделять главное, сравнивать.

Воспитательные: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Форма урока: урок комбинированный

Основной: постановка вопросов проблемного содержания, самостоятельная работа в индивидуальных картах.

Дополнительные: частично – поисковый.

Деятельность учеников

I. Проблемная ситуация и актуализация знаний.

— Доскажи словечко и узнаешь тему нашего урока:

Посмотри, мой милый друг, что находится вокруг?

Небо светло-голубое. Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет. Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава. Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса. Гром, туманы и роса.

Человек и время года — Это все вокруг. (природа)

— Правильно, тема нашего урока: «Разнообразие живой природы». Сегодня мы ознакомимся с разнообразием природы и ее классификацией. Рассмотрим взаимосвязи в природе и значение природы для человека.

Включаются в урок во взаимодействии с учителем.

Решают проблему. Формулируют тему, цель урока.

II. Изучение нового материала.

1. Разнообразие природы и ее классификация.

— Что такое природа? (Все, что нас окружает и не сделано руками человека.)

Природу классифицируют или распределяют по группам на живую и неживую.

Работа с карточками: раздели на живую и неживую природу

2. Как отличить живую природу от неживой?

3. Как называется наука, которая изучает живую природу? (Биология.)

— В некотором царстве, в некотором государстве жили – были….Нет – нет, не царь с царицей….Каждое из этих царств особенное. Они находятся не за тридевять земель, а рядом с нами, вокруг нас…. Это четыре царства живой

Если ученики согласны с правилом, то хлопают в ладоши, если нет — топают.)

1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

2. В лесу можно поиграть, листьями бросаться, венки плести, букеты рвать. Подумаешь, зелени много еще вырастет.

3. Наконец-то можно пошуметь, покричать, по аукать, никому при этом не мешая.

Читайте также:  Какую пользу приносит бабочка природе

4. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

5. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

6. Звери всякие важны, звери всякие нужны: каждый из них делает в природе свое дело.

7. Если вы видите новое, неизвестное растение или животное, то старайтесь узнать его название.

8. Если вы собираете дикие плоды и грибы, не уничтожайте то, на чем они росли: деревья, кустарники, грибницы.

9. Относитесь к животным в лесу как старший брат, без жестокости, не мешайте им.

10. Кроме ягод и грибов уносите из леса только приятные воспоминания и восхищение его красотой.

Учитель. Молодцы, ребята, вы знаете, как правильно вести себя в лесу и никогда не причините вред природе.

Отвечают на поставленные вопросы учителя.

Составляют устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу, работа с раздаточным материалом

V. Самостоятельная работа и самопроверка.

Распределение учащихся по группам. Пользуясь учебником, составьте схему

« Отличия живого от неживого»

различать приводить примеры;

оперировать определенными биологическими терминами.

VI. Включение в систему знаний и повторения.

➢ Схемы взаимосвязи живых организмов в природе:

(Многие полезные ископаемые образовались из остатков живых организмов, например: торф, каменный уголь, известняк.)

(Воздух, вода, тепло, свет, минеральные соли являются необходимыми условиями для жизни живых организмов.)

(Растения выделяют кислород, которым дышат животные. Растения создают среду обитания животных, обеспечивают им убежище, служат материалом для постройки гнёзд птицам.)

– Цепь питания из списка живых организмов:

(Растение → кузнечик →скворец →сокол.)

➢ Схема значения живых организмов для человека

Живые организмы: полезные (используются в медицине, в строительстве, в легкой промышленности; служат продуктами питания и т. д); вредные (вредители в с/х, болезнетворные организмы и т. д)

Консультирует и объясняет

д/з: § 3учебника; ответитьна вопросы параграфа.

Источник

Конспект урока по теме: «Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого». 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Данный конспект может быть использован для подготовки и проведения урока по теме: «Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого» в 5 классах. Конспект составлен с учетом детей ОВЗ, которые обучаются в классе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Конспект урока по биологии в 5 классе «Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого».

  1. Тема программы: введение.
  2. Тема урока: разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.
  3. Цели урока: познакомить учащихся с царствами живых организмов; изучить отличительные признаки живого; создать благоприятные здоровьесберегающие условия обучения на уроке.
  4. Задачи:
  • образовательные:

— повторить ранее изученные понятия (наблюдение, фенология, эксперимент, измерение);

Читайте также:  Особо охраняемая природная территория магаданской области

— ввести новые понятия (царства живой природы: бактерии, грибы, растения, животные; раздражимость, рост, развитие, размножение);

— продолжить формирование навыков работы с текстом и иллюстрациями учебника.

— продолжить формирование научного мировоззрения (признаки живого → умение отличать живые организмы от объектов неживой природы);

— внести в урок элементы эстетического воспитания (рассматривание цветных иллюстраций учебника).

— внимание (выполнение заданий на нахождение соответствия);

— мышление (выполнение заданий с пропущенными фразами);

— память (запоминание признаков живого);

— речь (формулирование ответов на поставленные вопросы).

  1. Тип, вид, разновидность урока:
  • тип – комбинированный;
  • вид – объяснение;
  • разновидность – объяснение с элементами беседы, контроля, самостоятельной работы учащихся.
  1. Оборудование: схема «Царства живой природы», карточки с проверочной работой, рабочая тетрадь с печатной основой, оценочные листы.
  2. Технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, групповой деятельности.
  3. Метапредметные УУД: познавательные (умение работать с различными источниками информации, давать определения понятий); регулятивные (умение организовывать выполнение заданий, представлять результаты работы, самостоятельно оценивать правильность выполнения задания); коммуникативные (умение работать в группах, эффективно взаимодействовать со сверстниками).

Личностные УУД: формирование познавательного интереса к изучению биологии, представления о многообразии живых организмов планеты и понимания необходимости их классификации для удобства изучения.

Примечание: в классе обучается ребенок с ДЦП с сохранным интеллектом.

Источник

Урок 3. Разнообразие живой природы

Систематика – это наука, занимающаяся распределением живых организмов по группам. Основной единицей систематики является вид.

Живой организм – это тело, которое обладает совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи, в том числе обменом веществ, поддержанием своего строения, способностью самовоспроизводиться при размножении, сохраняя наследственные признаки.

Обязательная и дополнительная литература по теме

  1. Биология. 5–6 классы. Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. М.: Просвещение, 2019
  2. Биология. 6 класс. Теремов А. В., Славина Н. В. М.: Бином, 2019.
  3. Биология. 5 класс. Мансурова С. Е., Рохлов В. С., Мишняева Е. Ю. М.: Бином, 2019.
  4. Биология. 5 класс. Суматохин С. В., Радионов В. Н. М.: Бином, 2014.
  5. Биология. 6 класс. Беркинблит М. Б., Глаголев С. М., Малеева Ю. В., Чуб В. В. М.: Бином, 2014.
  6. Биология. 6 класс. Трайтак Д. И., Трайтак Н. Д. М.: Мнемозина, 2012.
  7. Биология. 6 класс. Ловягин С. Н., Вахрушев А. А., Раутиан А. С. М.: Баласс, 2013.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Мы с вами живём в эпоху динозавров, они окружают нас повсюду, в кино, в мультфильмах, на витринах магазинов игрушек. Динозавры, пожалуй, самая известная из всех, когда-либо живших на Земле, её обитателей, самой известной, но не единственной. В истории Земли было много самых разнообразных живых существ.

Читайте также:  Видеофильмы памятники природы нашего края

Учёные считают, что возраст нашей планеты составляет около 5 миллиардов лет. В начале своей истории Земля представляла собой раскалённое тело, но постепенно планета стала остывать, начался период дождей, который продолжался миллионы лет. В результате этого на Земле образовались моря и океаны. Именно там возникли первые живые организмы.

Постепенно облик нашей планеты приобрёл современные черты.

Итак, развитие жизни на Земле началось около трёх с половиной миллиардов лет назад в океане.

Постепенно живые организмы заселили и сушу, одни существа давали начало другим. В течение времени многие организмы вымирали, другие сохранились и живут до наших дней. Мы познакомились с тем, как развивалась жизнь на Земле и это развитие продолжается.

Царства живых организмов. В школьном курсе биологии чаще всего используется классификация, в которой выделяют четыре царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные.

Отличия живого от неживого. Каждый живой организм состоит из клеток. Тела неживой природы клеточного строения не имеют. Есть организмы, состоящие из одной клетки, другие образованы большим количеством клеток.

Все живые организмы сходны по химическому составу, то есть состоят из одних и тех же химических соединений.

Всем организмам для жизни необходимо поступление энергии извне. Главным источником энергии для всех обитателей нашей планеты является Солнце. Энергию Солнца способны улавливать зелёные растения. Они преобразуют поглощённую энергию солнечных лучей в химическую энергию созданных ими органических веществ. Поедая зелёные растения, другие организмы получают необходимые им вещества и энергию.

Питание и дыхание являются характерной особенностью всех живых организмов, поскольку обеспечивают их необходимыми веществами и энергией. В свою очередь, организмы выделяют в окружающую их среду продукты своей жизнедеятельности. Таким образом, необходимое условие существования живых организмов — обмен веществ с окружающей средой.

Живые организмы способны воспринимать воздействия окружающей среды и определённым образом на них реагировать. Это явление называют раздражимостью. Для всех живых организмов характерны рост и развитие. Способность воспроизводить себе подобных — важнейшее свойство живых организмов. Это явление называют размножением. Совокупность всех этих свойств характерна только для живых организмов.

Разбор типового тренировочного задания:

Тип задания: Подчеркивания элементов

Текст вопроса: Подчеркните свойства, присущие царству Грибов:

  1. возможность передвижения
  2. невозможность передвижения
  3. способность к фотосинтезу
  4. необходимость в готовых питательных веществах
  5. неограниченный рост
  6. остановка роста после достижения максимального размера
  7. компактное строение организма
  8. огромная площадь поверхности организма

Правильный вариант ответа:

2) невозможность передвижения

4) необходимость в готовых питательных веществах

8) огромная площадь поверхности организма

Разбор типового контрольного задания

Тип задания: Подчеркивания элементов

Текст вопроса: Подчеркните тех, кто питается готовыми органическими веществами:

  1. Подберезовик
  2. Сосна
  3. Подорожник
  4. Окунь
  5. Гриб рыжик
  6. Тысячелистник
  7. Ворона
  8. Комнатная фиалка

Правильный вариант ответа:

Источник

Оцените статью