Урок роль бактерий природе

Урока по биологии на тему » Роль бактерий в природе и жизни человека»

· Формирование личностных представлений о целостности природы.

Метапредметные результаты:

· Умение работать с различными источниками биологической информации: находить информацию, анализировать и оценивать ее;

· Умение создавать, применять и преобразовывать схемы и таблицы для решения учебных и познавательных задач;

· Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и учащимися.

Предметные результаты:

· Выделение существенных признаков бактерий;

· Изучение жизнедеятельности бактерий;

· Изучение роли бактерий в жизни человека;

· Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии.

Задачи: познакомить учащихся с ролью бактерий в жизни человека и природе, развивать познавательный интерес к предмету.

Средства обучения: ПК, мультипроектор, экран, электронная презентация или видеоурок, микропрепараты тканей растения, микроскоп.

Ключевые слова и понятия: молочнокислые бактерии, болезнетворные бактерии, эпидемия, азотфиксирующие бактерии, симбиоз.

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний:

На предыдущем уроке мы с вами начали изучать такое царство живой природы, как бактерии. Мы изучили их строение, особенности передвижения и питания и процессы жизнедеятельности.

Какие отличительные особенности в строении бактериальной клетки вы можете мне назвать?

Чем отличается бактериальная клетка от растительной?

Какие способы питания бактерий вы можете мне назвать?

3. Новый материал

При слове «бактерии» первым делом мы представляем страшные микробы и вирусы, виновные практически во всем – от порчи продуктов до серьезных инфекционных заболеваний. Так каково же истинное значение бактерий в природе и жизни человека? Сегодня на уроке мы с вами это выясним.

В 19 веке появилось новое направление в науке – микробиология. Эта наука появилась как раздел медицины и изучала роль бактерий , как возбудителей болезней. Учеными, работающими в направлении микробиологии, были Паскаль, Мечников, Кох, Эрлих и другие врачи, они смогли рассмотреть связь между бактериями и болезнями людей

Как давно появились бактерии?

Более 3,5 млрд лет назад. Появившись на нашей планете, они способствовали ее развитию и преобразованию. Именно благодаря ним мы видим нашу планету такой.

Как же бактерии могли поспособствовать развитию планеты?

Бактерии, живущие в почве, способствовали появлению плодородия. Как они это делали? Мы с вами выяснили на прошлом уроке, что существует такой вид бактерии по способу питания, как сапротрофы.

Читайте также:  Какая природа в экосистеме

Гниющими останками животных и растений. Питаясь этими остатками, они превращают их в перегной, который нужен растениям для хорошего роста и развития. Все ведь слышали о плодородии почвы? Именно почвенные бактерии его обеспечивают.

Смотрим на рис. 31, на стр.57. Мы видим небольшой круговорот.

Кто расскажет, в чем он заключается?

Есть еще один вид бактерий, живущий в почве. Они могут поглощать азот из воздуха и использовать его в своей жизнедеятельности их называют азотфиксирующие.

Запишем в тетрадь: Азотфиксирующие бактерии – это бактерии способные усваивать азот из воздуха и переводить его в доступные для растений формы.

Эти бактерии могут жить самостоятельно, а могут поселяться на корнях растений, тогда их называют клубеньковыми. Почему? Поселяясь на корне растения, они образуют утолщение в виде клубенька. Как же он выглядит?

Рассматриваем рис. 32 на стр. 58. Что мы видим?

Поселяясь на корнях растений, азотфиксирующие бактерии им очень помогают, они передают азот растению, а азот нужен для нормального роста и развития. Но бактерии тоже в свою очередь получают пользу от жизни на корнях растений. Бактерии берут у растения углеводы и минеральные соли, которые им нужны для жизнедеятельности. Таким образом существование некоторых растений и азотфиксирующих бактерий тесно связано и они образуют так называемый симбиоз.

Запишем в тетрадь : Симбиоз – это сожительство двух организмов разных видов, приносящее им взаимную пользу.

Первые запасы кислорода на нашей планете появились тоже благодаря бактериям. Это звучит достаточно странно, но кислород всего лишь побочный продукт питания фотосинтезирующих бактерий. На прошлом уроке мы выяснили, что существует такой тип бактерий по способу питания – автотрофы.

Назовите примеры автотрофов.

Это цианобактерии или синезеленые. Они способны сами с помощью процесса фотосинтеза синтезировать органические вещества с помощью солнечного света.

Запишем в тетрадь : Фотосинтез — это образование органических веществ зелеными растениями и некоторыми бактериями с использованием энергии солнечного света.

Благодаря цианобактериям в нашей атмосфере появился кислород, которым смогли дышать другие более высокоорганизованные организмы.

Итак, мы с вами выяснили, что бактерии играют важную роль в круговороте веществ на нашей планете.

Теперь давайте рассмотрим роль бактерий в жизни человека.

Читайте также:  Звуки природы звуки ночного леса

Как человек может использовать в своей деятельности бактерии?

В пищевой промышленности для получения различных продуктов питания, даже дома вы используете их в процессе приготовления. Наверняка все кушали квашеную капусту? Как же она образовалась из обычной капусты? Все благодаря молочнокислым бактериям, они вызывают процесс брожения, благодаря которому и образуется квашеная капуста. Также в молочном производстве, различные кефиры и йогурты, сметана и сыр. Сейчас даже в магазинах продаются различные закваски йогуртов и сметаны, которые вы можете сделать сами дома.

Работа с учебником : давайте рассмотрим рис 33, на стр. 69. Как еще бактерии используются в нашей жизни?

Даже в нашем организме обитают бактерии. Человек не сможет выжить без своих бактерий, как и бактерии без человека. Этот симбиоз формировался огромное количество времени.

Где они могут находиться внутри нас?

Общий вес бактерий в организме человека – около четырех килограммов. Примерно два из них приходятся на желудочно-кишечный тракт. Бактерии покрывают наше тело этаким невидимым плащом, составляя нормальную микрофлору человека. У каждого она своя, ее главная задача – уберечь человека от посторонних «залетных» бактерий (если иммунная система в порядке), убивая их или лишая пищи.

Кстати, за формирование и поддержание иммунной системы отвечают бактерии, обитающие в желудочно-кишечном тракте. Если относиться к ним с должным уважением и не травить вредной едой и токсинами, то результат не замедлит сказаться.

Но если мы с вами будем не правильно питаться и перестанем поддерживать свой иммунитет, тогда свое действие начнут отрицательные бактерии.

Как нам могут навредить бактерии?

Они вызывают различные заболевания. Бактерии, попадая в наш организм, начинают питаться питательными веществами наших клеток, а получая достаточно пищи, они начинают активно размножаться. Вот бактерии живут, питаются и размножаются в организме человека, и выделяют продукты своей жизнедеятельности. Именно эти продукты отравляют наш организм ,и мы начинаем болеть.

Каким образом бактерии могут попасть в наш организм?

На доске схема: (записываем в тетрадь)

Разговаривая с больным человеком, мы рискуем заразиться, так как во время разговора в воздух попадают мельчайшие капельки слюны, в которой содержатся бактерии. Если на вас чихнет или кашлянет больной человек, тоже есть риск заразиться. При употреблении зараженной пищи или воды, если посуда тяжело больного недостаточно простерилизована и вы из нее поели, путей заражения много.

Читайте также:  Тренажеры моделирующие объекты социальной природы моделируют

В больших городах, когда присутствует огромное количество людей в замкнутых пространствах, например, метро или общественный транспорт и в условиях антисанитарии, существует риск возникновения эпидемий.

Запишем в тетрадь: Эпидемия — массовое распространение инфекционного заболевания среди людей.

Работа с учебником: откроем страницу 61 учебника, читаем текст и рассматриваем иллюстрацию

Какие виды эпидемий бывают?

Какие живые организмы подвержены эпидемиям?

Что мы видим на рисунке?

Как же сделать так, чтобы не заболеть или быстро поправиться? Для лечения бактериальных заболеваний чаще всего применяют антибиотики – сложные химические вещества, которые способны подавлять развитие бактерий или даже убивать их.

Эдвард Энтони Дженнер (1749 — 1823) — английский врач , разработал первую в мире вакцину — против натуральной оспы , прививая неопасный для человека вирус коровьей оспы .

Средства для профилактики бактериальных инфекций:

2. Плановые обследования (реакция Манту)

3. Витаминотерапия

4. Своевременное выявление и лечение больных

5. Борьба с переносчиками заболеваний

Но какими бы ни были плохими бактерии, без них жизнь на нашей планете не появилась бы.

4. Закрепление знаний

5. Домашнее задание

Параграф 12, вопросы после параграфа, продолжить заполнять схему.

Источник

Конспект урока «Роль бактерий в природе и жизни человека» (5 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Знакомство с ролью бактерий в природе и жизни человека.

Планируемые результаты:

Предметные: Знакомство с многообразием бактерий, их ролью в природе и жизни человека.

Метапредметные: Формирование навыков работы с текстом и иллюстрациями, описания биологических объектов и проведению сравнительной характеристики.

Личностные:Развитие интереса к изучению ранее незнакомых объектов живой природы, проведение простейших действий, способствующих формированию мотивации к познанию нового и научного мировоззрения.

1.Организационный момент.

2.Сообщение темы, цели и задач урока.

3.Актуализация опорных знаний.

  1. Бактерии состоят из одной клетки
  2. Бактерии имеют ядро
  3. Большинство бактерий гетеротрофы- питаются готовыми органическими веществами.
  4. Бактерии имеют разнообразную форму
  5. Бактерии не имеют оболочку
  6. Существуют бактерии- автотрофы, к ним относятся цианобактерии.
  7. Среди гетеротрофных бактерий выделяют две группы : сапротрофы и паразиты
  8. Округлые бактерии называют бациллами.
  9. Бактерии имеют цитоплазму
  10. Бактерии относятся к Царству Растений

-82%

Источник

Оцените статью