Урок русского сочинение зимняя природа

Урок развития речи «Подготовка к домашнему сочинению – описанию зимней природы»

Тема: Подготовка к домашнему сочинению – описанию зимней природы.

1. Создать условия для развития устной и письменной речи через формирование коммуникативных и речевых умений, направленных на восприятие и воспроизведение речевого высказывания; умение прогнозировать тему, основную мысль, структуру будущего текста.

2. Развивать творческое воображение учащихся, умение правильно формировать свои мысли и переводить их в письменную речь; умение работать в коллективе.

3. Способствовать воспитанию чувства любви к природе родного края.

2. Сообщение темы и цели урока.

Дорогие ребята, сегодня у нас урок развития речи. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Учиться говорить правильно, красиво, выражать свои мысли и чувства устно и письменно, слушать и слышать друг друга…).

-Что будет предметом нашего разговора, вы догадаетесь сами, прослушав стихотворение:

Пришла, рассыпалась; клоками

Среди полей, вокруг холмов;

Учащиеся называют тему сочинения : Зима в лесу.

К какому типу речи оно относится? (Описание, так как в нём называются признаки зимы).Описание – тип речи, главная особенность которого — изображение явления путём перечисления его признаков и свойств.

-Какая часть речи помогает более точно и эмоционально описывать предметы, события? Конечно же это имя прилагательное, именно эта часть речи позволяет нам более ярко и точно описать что-либо.

4. Учащиеся записывают в тетради дату, тему урока.

5. Прежде, чем мы приступим к работе над сочинением, проведем словарную работу ( приложение №1).

Художник рисует кистью и красками, а мы с вами чем будем рисовать?( Словами).

Верно, мы будем художниками слова, начинающими писателями-пейзажистами. Нашим холстом будет тетрадный лист. Как вы думаете, с чего начинает работу настоящий художник? (Составляет план, размышляет над композицией, делает размету страницы).

— Из каких частей состоит текст? ( Вступление, основная часть, заключительная часть).

Учащиеся работают в специальных листах ( приложение №2)

Читайте также:  Об охране природы дошкольникам

А) Работа над композицией сочинения.

Расположите в правильном порядке композиционные элементы текста:

3. Общее представление о предмете

( учащиеся называют верный порядок расположения композиционных элементов)

Примерно такая композиция будет у вашего сочинения.

Б) Но, прежде, чем мы приступим к работе, послушайте притчу:

Сидели на пригорке три человека и смотрели на открывающийся перед ними пейзаж. Проходил мимо путник. Спросил он у первого человека: « Что ты видишь?». Человек ответил: « Я вижу горы и деревья». « А что видишь ты?» — спросил путник у второго человека. « Я вижу горы, деревья и снег». Третий же человек сказал, что он смог увидеть искрящийся снег, удивительное лазурное небо, ели в снежных шубах, величественные горы. И тогда путник сказал: « Среди вас только один зрячий, другие же слепцы». Кого считал путник зрячим?

А теперь выберем краски- слова! Конечно, это изобразительно-выразительные средства. Давайте вспомним некоторые из них. Именно они и будут самыми яркими красками для нашего пейзажа. (Эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры). Параллельно в рабочих листах составляется план сочинения.

В) Учащиеся подбирают эпитеты для описания снега, деревьев, зимнего леса, инея, используя слова из приложения №3(ученики записывают их в рабочий лист).

Г) Работа в группах. Группе предлагается подобрать примеры сравнений, олицетворений, метафор из предложенных учителем примеров для описания неба, елей, инея. ( Каждой группе выдаётся одинаковый комплект ( приложение №4)).

По окончании работы, заслушиваются итоги и некоторые примеры записываются в рабочий лист.

Задание: в своем сочинении вы можете использовать стихотворные строки. Подберите стихотворные строки для описания снега, зимнего леса и др. (Учащиеся работают с приложением №5)

Вы можете включить в ваш текст и свои поэтические строки. Учащимся предлагается составить сенкан к словам зима, снег, небо и др. ( Приложение №6)

Д) Предлагается выполнить задание, которое поможет избежать совершения речевых ошибок ( задание на оборотной стороне рабочего листа).

Читайте также:  Опасные природные явления экономика

Затем учитель обобщает работу, выполненную в рабочих листах.

7. Подведение итогов урока.

8 Дом. задание: написать сочинение.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи «Подготовка к домашнему сочинению – описанию зимней природы» »

Конспект урока русского языка в 5 классе.

Тема: Подготовка к домашнему сочинению – описанию зимней природы.

1. Создать условия для развития устной и письменной речи через формирование коммуникативных и речевых умений, направленных на восприятие и воспроизведение речевого высказывания; умение прогнозировать тему, основную мысль, структуру будущего текста.

2. Развивать творческое воображение учащихся, умение правильно формировать свои мысли и переводить их в письменную речь; умение работать в коллективе.

3. Способствовать воспитанию чувства любви к природе родного края.

К какому типу речи оно относится? (Описание, так как в нём называются признаки зимы).Описание – тип речи, главная особенность которого — изображение явления путём перечисления его признаков и свойств. -Какая часть речи помогает более точно и эмоционально описывать предметы, события? Конечно же это имя прилагательное, именно эта часть речи позволяет нам более ярко и точно описать что-либо. 4. Учащиеся записывают в тетради дату, тему урока. 5. Прежде, чем мы приступим к работе над сочинением, проведем словарную работу ( приложение №1). 6. Работа над темой. Вводная беседа Художник рисует кистью и красками, а мы с вами чем будем рисовать?( Словами). Верно, мы будем художниками слова, начинающими писателями-пейзажистами. Нашим холстом будет тетрадный лист. Как вы думаете, с чего начинает работу настоящий художник? (Составляет план, размышляет над композицией, делает размету страницы). — Из каких частей состоит текст? ( Вступление, основная часть, заключительная часть). Учащиеся работают в специальных листах ( приложение №2) А) Работа над композицией сочинения. Расположите в правильном порядке композиционные элементы текста: 1. Отдельные признаки 2. Авторская оценка, вывод 3. Общее представление о предмете ( учащиеся называют верный порядок расположения композиционных элементов) Примерно такая композиция будет у вашего сочинения. Б) Но, прежде, чем мы приступим к работе, послушайте притчу: Сидели на пригорке три человека и смотрели на открывающийся перед ними пейзаж. Проходил мимо путник. Спросил он у первого человека: « Что ты видишь?». Человек ответил: « Я вижу горы и деревья». « А что видишь ты?» — спросил путник у второго человека. « Я вижу горы, деревья и снег». Третий же человек сказал, что он смог увидеть искрящийся снег, удивительное лазурное небо, ели в снежных шубах, величественные горы. И тогда путник сказал: « Среди вас только один зрячий, другие же слепцы». Кого считал путник зрячим? А теперь выберем краски- слова! Конечно, это изобразительно-выразительные средства. Давайте вспомним некоторые из них. Именно они и будут самыми яркими красками для нашего пейзажа. (Эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры). Параллельно в рабочих листах составляется план сочинения. В) Учащиеся подбирают эпитеты для описания снега, деревьев, зимнего леса, инея, используя слова из приложения №3(ученики записывают их в рабочий лист). Г) Работа в группах. Группе предлагается подобрать примеры сравнений, олицетворений, метафор из предложенных учителем примеров для описания неба, елей, инея. ( Каждой группе выдаётся одинаковый комплект ( приложение №4)). По окончании работы, заслушиваются итоги и некоторые примеры записываются в рабочий лист. Задание: в своем сочинении вы можете использовать стихотворные строки. Подберите стихотворные строки для описания снега, зимнего леса и др. (Учащиеся работают с приложением №5) Вы можете включить в ваш текст и свои поэтические строки. Учащимся предлагается составить сенкан к словам зима, снег, небо и др. ( Приложение №6) Д) Предлагается выполнить задание, которое поможет избежать совершения речевых ошибок ( задание на оборотной стороне рабочего листа). Затем учитель обобщает работу, выполненную в рабочих листах. 7. Подведение итогов урока. 8 Дом. задание: написать сочинение.

Читайте также:  Природные условия становятся природными ресурсами при

Источник

Оцените статью