Урок русского языка тема природа

План-конспект урока русского языка по теме «Описание природы. Весна»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Урок развития речи по теме «Описание природы.Весна.» проводится в 6 классе. Разработка содержит план-конспект урока, раздаточный материал. Целью урока было познакомить учащихся со структурой текста-описания, описанием природы в художественном стиле; закрепить знания о типах и стилях речи.

Скачать:

Предварительный просмотр:

План-конспект урока русского языка по теме

учитель русского языка и литературы

Цель : познакомить учащихся со структурой текста-описания, описания природы в художественном стиле; закрепить знания о типах и стилях речи.

2) развивающие : формировать навыки исследовательской работы, самостоятельной работы с учебником, текстом произведения;

3) воспитательная : способствовать формированию любви к русскому языку, художественной литературе, изобразительному искусству и музыкальным классическим произведениям. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Аудирование . Понимать содержание художественного текста, осознавать коммуникативную цель аудирования.

Чтение . Осознавать коммуникативную цель чтения и в соответствии с ней организовывать учебную деятельность.

Говорение . Строить небольшое по объёму устное высказывание, формулировать выводы по результатам проведённого литературоведческого анализа, соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка в устной речи.

Письмо . Соблюдать нормы письменной речи, уметь создавать текст с использованием богатых возможностей лексической, грамматической синонимии.
Тип урока : урок открытия новых знаний

Методы организации учебной деятельности обучающихся: частично-поисковый, исследовательский, метод критического мышления.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Технологии : информационно-коммуникационная , личностно-ориентированного обучения, модульной технологии

Оснащение урока: словари, мультимедийное оборудование, аудиозапись музыкального произведения.

Источник

Подготовка к сочинению-описанию природы урок развития речи в 6 классе
план-конспект урока (6 класс) на тему

Цель урока: организовать творческую деятельность учащихся по подготовке к написанию сочинения, используя личные наблюдения, произведения признанных мастеров слова, репродукции картин художников.

  • образовательные: закрепить понятие об описании как типе речи, продолжив формировать навыки работы над сочинением-описанием;
  • развивающие: совершенствовать умение сознательно использовать в речи изобразительно-выразительные средства языка;
  • воспитательные: способствовать формированию внимательного отношения к природе, поэтическому восприятию природы; воспитывать чувство прекрасного и любви к природе в процессе общения с музыкой и изобразительным искусством.

Оборудование: проектор, экран, презентация для сопровождения урока, карточки с рабочими материалами.

Эпиграф: « Для того чтобы увидеть что-нибудь по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые» . (К.Г.Паустовский)

  • Какие типы текста мы знаем?
  • Чем отличается описание от других типов текстов?
  • Какой вопрос можно задать к тексту — описанию?
  • Как называется описание природы в литературе?
Читайте также:  Автоматия сердца природа субстрат автоматии градиент автоматии

Пейзаж в литературном произведении – это словесное описание природы.

  • зимний
  • весенний
  • летний
  • осенний
  • природа леса
  • природа степей
  • река, озеро
  • море…

Всё, что нас окружает и радует своей красотой.

Многие русские поэты и писатели посвятили свои произведения описанию родной природы.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Эпитет – это художественное определение (какой?). Золотая (какая?) листва

  • Какие выразительные средства использует поэт, чтобы изобразить не красками, а словами красоту родной природы?

(метафоры, эпитеты, сравнения)

  • Чем отличается художественное описание от всех других?
  • Назовите средства выразительности?
  • Как узнать метафору?
  • Что такое олицетворение?
  • Что такое эпитет?
  • Как узнать сравнение?

Соотнесите высказывания о природе со временем года.

Клейкие нежно-з…лёные л…сточки, с..гнулась под тяжестью снега, хмурое серое небо, разн..цветье лугов, хрустальные иголочки инея, укутались в т..ж..лые бел..снежные шубы, з…л…тые и багряные леса, з..ркальная гладь замёрзшего пруда, свинц..вые тучи, пр..зрачные н…беса, м..хнатая белая ша..ка на ёлке, лё…кая рябь на реке, густые тени в зар..слях ивняка, ярко-красные яго…ы з…мляники.

С О гнулась под тяжестью снега, хрустальные иголочки инея, укутались в т Я ж Ё лые бел О снежные шубы, з Е ркальная гладь замёрзшего пруда, м О хнатая белая ша П ка на ёлке.

Клейкие нежно-з Е лёные л И сточки, свинц О вые тучи, пр О зрачные н Е беса, лё Г кая рябь на реке.

Разн О цветье лугов, гр О зовые тучи, лёгкая рябь на реке, густые тени в зар О слях ивняка, ярко-красные яго Д ы з Е мляники.

Хмурое серое небо, з О л О тые и багряные леса.

Земля покрылась (какой?) травкой. Кое-где виднеются (какие?) цветы. Я поднялся на холм по (какой?) дорожке, и передо мной открылся (какой?) вид. На металлической решётке забора алеют (какие?) цветы. Мы оказались в (каком?) лесу. Всюду высятся (какие?) деревья, трепещет (какая?) зелень их листвы. Сквозь (какие?) ветви проглядывает (какое?) небо.

  1. Вводная часть.
  2. Наблюдения.
  3. Ощущения.
  4. Авторитетное мнение.
  5. Моё мнение.

Лесная полянка; мягкая зеленая трава; белая кашка и голубые колокольчики; сердитое жужжание шмеля; неподалеку куст орешника; исполинские дубы; тенистая прохлада; юркие ящерицы; невысокие елочки; нарядные березы; в нескольких шагах от. ; причудливые облака.

  • Что изображено на фотографии?
  • Какие чувства вызывает этот пейзаж?
  • Как вы можете передать свои чувства?
  • Я стою над обрывом…
  • Я сижу перед окном…
  • Я вышел прогуляться…
  • Ночью выпал первый снег…
  • Распустились первые нежные, клейкие листочки…
  • Вдруг набежала тяжёлая серая туча…
  • Передо мной красуются золотые, багряные осенние деревья…
  • Наступила зима…
  • Пришла весна…
  • Всё вокруг изменилось…
  • Солнце светит ярко…
  • Ярко выделяются на фоне зелёной травы…
  • Искрится и переливается на весеннем солнце.
  • На землю опустилась мгла…
  • Тёмный лес вдруг озарился…
  • По нежно-голубому небу плывут лёгкие облака…
  • Душа наполняется радостью…
  • Пора кататься на лыжах, лепить снеговика…
  • Хочется остановиться и внимательно приглядеться…
  • Как же прекрасна наша природа…
  • Вдохнуть полной грудью…
  • Не хочется уходить отсюда…
  • Стою и любуюсь, забыв обо всём…
Читайте также:  Вода лес красивая природа

Как будто счастье впереди

На всём улыбка, жизнь во всём!

Блестя на солнце, снег лежит…

  • Мне близко и понятно…
  • Испытываю похожие чувства…
  • Вызывает восторг…
  • Каждый год с нетерпением жду наступления лета…
  • Связано со счастливыми надеждами и незабываемыми впечатлениями…
  • Хочется поделиться с друзьями своей радостью…

Я очень люблю весну. Люблю пробуждение природы, тонкий аромат нежной листвы и травы, первые цветы…

Май близится к концу. Всё ярче светит солнце. Вокруг сияет молодая зелень. Я иду в гости к бабушке. За её домом густо разрослись яблони, широко раскинули свои ветви, усыпанные белыми цветами. Они особенно ярко и красочно смотрятся на фоне безоблачного лазурного неба. Восхитительная картина! Издалека кажется, что деревья наряжены не цветами, а чистым, сверкающим снегом. Лучи солнца играют между ветвями, а лёгкий ветерок доносит до меня тонкий незабываемый аромат.

Мне радостно. Не хочется уходить из этого прелестного уголка. Я долго стою и любуюсь красотой весеннего сада.

Чудесные ожидания и новые надежды наполняют мою душу. Вспоминаются строки А.Н.Плещеева:

Как будто счастье впереди,

Настроение поэта мне близко и понятно. При виде цветущих яблонь я испытываю похожие чувства.

  1. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
  • Выбрать тему для сочинения – описания природы.
  • Подобрать материалы к сочинению.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 6 классе «Подготовка к сочинению-описанию весенней природы»

Урок в 6 классе по программе Т.Ф.Курдюмовой. Цель урока – подготовка к домашнему сочинению-описанию природы ранней весной. .

Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:»Описание природы. Зима»

Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима».

Урок развития речи 5 класс. Сочинение-описание картины И. Шишкина «Корабельная роща»

Урок развития речи 5 класс. Сочинение-описание картины И. Шишкина «Корабельная роща», построенный по ТРКМ. Учебник Разумовской.

Методическая разработка урока в формате ФГОС : «Зима. Описание зимней природы». Подготовка к сочинению – описанию. Технологическая карта урока.

Урок развития речи в 6 классе с использованием технологии критического мышления.Цели урока.1. Познавательный аспект: опираясь на художественные тексты, репродукции, личные наблюдения учащихся, подгото.

Читайте также:  Природный зоне тундр располагается

Разработка урока развития речи в 6-м классе. Подготовка к сочинению-описанию осенней природы.

Научить ребёнка чувствовать красоту русского языка, уметь пользоваться его богатством для передачи мыслей, чувств, формировать языковой эстетический идеал — задача уроков ра.

Урок развития речи 6 класс. Подготовка к написанию сочинения-описания народного промысла.Процесс изготовления дымковской игрушки.

Цели урока :· Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки.· Развивать монологическую речь учащихся.

«Подготовка к сочинению-описанию осенней природы»

Работа с редактированием упражнения учебника.

Источник

Конспект урока русского языка на тему:Описание природы

— Какой тип речи называется описанием? Что характерно для этого типа речи? (Описание — это изображение какого-либо предмета, лица, явления действительности путём перечис­ления и раскрытия его основных признаков.)

— Что включают в себя описания портрета, интерьера, пейза­жа? (Примерный ответ. Описание портрета включает опи­сание лица, улыбки, цвета волос, глаз, указание возраста, роста, осанки, походки. Описание помещения (интерье­ра) — размера помещения, оформления стен, особенностей мебели, окон, деталей и др. При описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо, море, погода, особенности местности и т. д.)

Общее для всех видов описания — одновременность прояв­ления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своём сознании.

2. Работа по учебнику

(Чтение и обсуждение материалов для самостоятельных на­блюдений (с. 8).)

IV. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

1. Упр. 326 — выразительное чтение текста, обсуждение, сло­весное рисование, самостоятельное выполнение письменных заданий, морфологический и синтаксический разбор на доске.

Комментарии

Варианты заглавия текста: «Краски январского леса», «Зимнее великолепие».

Текст можно разделить на три абзаца: первый — первые три предложения, второй начинается со слов «Над глубокими, свежи­ми снегами. », третий — со слов «Солнце ещё за лесом. ».

2. Упр. 327 — выразительное чтение текста, обсуждение во-
просов и заданий.

Комментарии

Основная мысль описания — одухотворение природы, удив­ление её способностью превращать обыденное, невзрачное в не­обыкновенное, красивое, чудесное.

Стиль текста — художественный.

3. Упр. 328 — выразительное чтение текста, самостоятельное
выполнение письменных заданий.

Комментарии

Варианты заглавия текста: «Сумерки в декабрьском лесу», «Люди и звери в зимнем лесу».

Второй абзац текста начинается словами «Мы поспешили домой. ».

Последние два предложения связаны с помошью местоиме­ний: зайцы — им, наш — нам.

2. Словарная работа

Запишите в орфографический словарик слово физиономия, подчеркните орфограммы.

Выясните его значение по толковому словарю.

Составьте предложение с этим словом. . Подведение итогов урока

На что нужно обратить внимание при описании природы? омашнее задание

Учебник: упр. 329 (подготовиться к сочинению-описанию).

Источник

Оцените статью