Урок строение скелета птиц

Конспект урока биологии «Внешнее строение и опорно-двигательная система класса Птицы»

УМК : «Биология.7 класс» Е.Т. Тихонова, Н.И. Романова.-М.:ООО «Русское слово-учебник», 2017.

Уровень обучения: базовый

Тема урока: Класс Птицы. Особенности внешнего строения и опорно-двигательной системы птиц.

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час

Место урока в системе уроков по теме: 1-ый урок

Цель урока: сформировать знания об особенностях внешнего строения и опорно-двигательной системы птиц, связанные с полётом.

  • познакомить обучающихся с особенностями внешнего строения и опорно-двигательной системы птиц; сформировать представление о птицах как позвоночных животных, способных к полёту;
  • способствовать развитию у школьников предметных умений описывать биологические объекты, устанавливать взаимосвязь между строением и функциями;
  • продолжить развивать у обучающихся общеучебные навыки по формированию информационной компетентности: умение находить необходимые сведения в тексте учебника

создать условия для развития интеллектуальной сферы школьников, а также способности к рефлексии

способствовать воспитанию у школьников позитивного отношения к живой природе, а также эмоциональной и волевой сферы.

Планируемые результаты:

Научатся описывать особенности внешнего строения и скелета птиц.

Показывать на рисунках, таблицах части птиц, называть отделы скелета и кости, входящие в их состав. Выделять существенные признаки, характеризующие птиц как теплокровных животных, приспособленных к полёту

Познавательные УУД: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов.

Навыки самостоятельной исследовательской деятельности.

Личностные УУД : потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью.

Регулятивные УУД : умение определять цель урока и ставить задачи,

необходимые для её достижения. Умение представлять результаты работы.

Коммуникативные УУД : умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.

Познавательный интерес к изучению биологии. Представление о важности теплокровности для расселения животных по планете.

Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения лабораторных занятий.

Техническое обеспечение урока: учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для лабораторных работ, таблицы «Класс Птицы. Внешнее строение», «Класс Птицы. Скелет», перья, пух, лупа, препаровальная игла.

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: презентация, интерактивное учебное пособие, проектор, компьютер.

Приветствие учеников. Организовать контроль начала работы.

Ну, теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?

Читайте также:  Тема занятия прилет птиц

2. Актуализация знаний (1 слайд)

1. В деревне есть часы такие

О ком пойдет наш разговор сегодня?

С раннего детства нас окружает один из многочисленных классов животных –

птицы. Он включает в себя около 9,5 тысяч видов. (2 слайд)

Какая тема нашего сегодняшнего урока?

Ребята, что знаете о птицах? Прошу записать несколько вопросов на тему:

Что бы вы хотели нового узнать о птицах? (3 слайд)

4. Целеполагание

Учитель демонстрирует (4 слайд) изображение прыткой ящерицы и сизого голубя и просит найти сходство и различие этих животных. Дети отвечают.

В чем причины этих различий? (Птицы приспособлены к полёту)

Какие цели и задачи на сегодняшнем уроке мы можем поставить?

Что мы хотим получить к концу урока?

— проведя лабораторную работу «Внешнее строение птицы», мы будем знать строение пера и его особенности.

— отличать класс птиц от других классов животных;

— будем знать о приспособленности птиц к полету.

5. Изучение нового материала (Первичное усвоение новых знаний)

– Ребята, кто такие орнитологи (давайте посмотрим в словарь)? (отвечают) (5 слайд)

Предлагаю вам перейти в лабораторию и побыть учёными- орнитологами.

По каким внешним признакам мы можем утверждать, что перед нами птица (таблица «Класс Птицы. Внешнее строение»)? (обсуждение, уточнение ответов)

Особенности внешнего строения птиц

тело разделено на голову, шею, туловище, хвост и конечности;

— передние конечности превращены в крылья;

— тело покрыто перьями – роговыми образованиями;

— кожа сухая, лишённая желез (у некоторых птиц лишь одна копчиковая железа).

1) Выполняем лабораторную работу №12 «Внешнее строение птицы» практическую часть.

2) Работа с текстом учебника и карандашом в руках: найдём и подчеркнём особенности скелета птиц, связанные с полётом. Задание мы разделим на мелкие кусочки, чтобы нам хватило времени: (8 слайд)

1 группа– особенности черепа,

2 группа – особенности позвоночника,

3 группа – особенности грудной клетки,

4 группа– особенности пояса передних конечностей,

5 группа– особенности скелета крыла,

6 группа– особенности пояса нижних конечностей.

Каждая группа отвечает на вопросы:

— Какие кости входят в состав отдела?

— Какие особенности в строении имеют?

Далее идет обсуждение результатов работы групп.

По ходу обсуждения открывается 9 слайд «Приспособления птиц к полету»

1. Приспособленность к полету во внешнем строении (обтекаемая форма тела. Перьевой покров, крылья, хвост из рулевых перьев)

2. Скелет птиц характеризуется прочностью и легкостью. Это качества обусловлены тем, что многие кости срослись между собой и образовали прочные отделы (череп, туловищный отдел позвоночника, цевка, кости кисти и др.), а трубчатые кости полые, содержат воздух, поэтому они и легкие.

Читайте также:  Кого чем угостим птицы

3.Особенности мускулатуры птиц, связанные с полетом — сильное развитие мышц, приводящих в движение крылья: большие грудные мышцы опускают крыло, подключичные поднимают. Межреберные — имеют большое значение в дыхании птиц. Сильно развиты мышцы ног.

Дети закрывают глаза. Представляют себе, что нос стал длинным и рисуют предложенный учителем предмет, букву и т. д.

6. Первичное закрепление знаний (обобщение и закрепление знаний)

С целью установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы, учитель предлагает выполнить теоретическую часть лабораторной работы. (Приложение №1) (Самостоятельная работа с комментариями и консультацией учителя).

7. Рефлексия учебной деятельности

Обсуждаем и оцениваем теоретическую часть работы

Выставление и обоснование учителем оценок за работу на уроке.

8. Домашнее задание

П.45, рабочая тетрадь П.45 (учитель записывает на доске, дети – в дневник).

Источник

2. Опорно-двигательная система Птиц

274.png

Скелет птицы имеет важные особенности, связанные с полётом и передвижением на нижних (задних) конечностях.

Кости у птиц полые трубчатые или губчатые, заполненные внутри воздухом, что снижает вес птицы. Прочность костям придают имеющиеся внутри перегородки.

4 (67).png

skull-g66027a910_640.png

  1. шейный (от \(11\) до \(25\) позвонков);
  2. грудной (от \(3\) до \(10\) позвонков);
  3. поясничный;
  4. крестцовый;
  5. хвостовой (от \(6\) до \(9\) позвонков, заканчивающихся копчиковой костью ).

1 (83).png

Поясничные позвонки полностью срастаются между собой, с крестцовыми позвонками, тазовыми костями и частью хвостовых позвонков, образуя сложный крестец .

Грудная клетка состоит из грудных позвонков (\(1\)), рёбер (\(2\)), грудины (\(3\)) (на рисунке они показаны цифрами, указанными в скобках).

1 (83) — копия.png

Грудина (\(3\)) имеет вертикальный вырост — киль (\(4\)), к которому крепятся мышцы, приводящие в движение крылья. У нелетающих птиц киль отсутствует.

Пояс верхних конечностей ( плечевой пояс ):

  • парные лопатки;
  • парные вороньи кости (коракоиды);
  • парные ключицы (срастаясь, они образуют «вилочку», смягчающую движения при взмахах крыльев).

Пояс задних конечностей : образован парными тазовыми костями, сросшимися с поясничным и крестцовым отделами позвоночника.

  • плечо (плечевая кость);
  • предплечье (локтевая и лучевая кости);
  • кости кисти (кисть видоизменена: кости пясти срослись; число пальцев сократилось до \(3\)).

3 (72) — копия.png

  • бедро (бедренная кость);
  • голень (большая и малая берцовые кости);
  • кости стопы (цевка и фаланги \(4\) пальцев).

3 (72).png

Мускулатура у птиц хорошо развита. Особенно хорошо развиты мышцы, необходимые для полёта (их вес составляет половину общего веса птицы!): большие грудные мышцы (они опускают крыло) и подключичные мышцы (они поднимают крыло).

Читайте также:  Корм птиц курица утка

Опускание крыльев в полёте требует от птицы большего усилия, чем подъём. Поэтому мышцы, которые опускают крылья, гораздо крупнее, чем мышцы, поднимающие их.

  • кости тонкие с воздушными полостями;
  • срастание костей черепа, превращение челюстей в клюв (отсутствие зубов);
  • превращение передних конечностей в крылья;
  • срастание ключиц с образованием «вилочки», смягчающей движения при взмахах крыльев;
  • появление на грудине выроста — киля (к которому крепятся мышцы, приводящие в движение крылья);
  • срастание поясничных, крестцовых и хвостовых позвонков и костей тазового пояса (опора в полёте);
  • кости предплюсны и плюсны срослись в цевку (приспособление для «мягкого» приземления).

Источник

Конспект урока «Опорно-двигательная система птиц»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока. Используется технология «мозгового штурма».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Опорно-двигательная система птиц»»

Конспект урока по биологии в 7 классе.

Тема: «Опорно-двигательная система птиц».

  1. Изучить особенности строения скелета птиц в связи с приспособлением к полёту.
  2. Продолжить формировать понятие о строении и функциях опорно-двигательной системы хордовых животных.
  3. Продолжить развивать умение самостоятельной работы.
  4. Развивать навыки работы с текстом учебника, умение выделять нужную информацию.
  5. Воспитывать бережное отношение к оборудованию и наглядным пособиям.
    • Наглядное пособие «Скелет голубя».
    • Набор перьев птиц.
    • Мультимедийный комплекс.
    • Диск «1С:школа. Биология. Животные. 7 класс».
    • Дидактические карточки.
  1. Организационный момент.
  2. Опрос.
  3. Изучение нового материала.
  4. Лабораторная работа.
  5. Мускулатура.
  6. Закрепление.
  7. Домашнее задание. Итоги урока.

Записываем тему урока в тетрадь.

  1. Все птицы способны к полету.
  2. Птицы — самый крупный класс по количеству видов среди хордовых животных.
  3. На ногах птиц обычно 4 пальца, три направлены вперёд, а один назад.
  4. Клюв птиц – это видоизменённые челюсти, лишенные зубов.
  5. Летательная поверхность крыла образована контурными перьями.
  6. Пуховые перья и пух – это одно и то же.
  7. Контурное перо состоит из стержня, очина и опахала.
  8. Туловище птицы покрыто кроющими и пуховыми перьями.
  9. Рулевые перья нужны для торможения.
  10. Маховые перья образуют летательную поверхность.
  1. Рассмотреть скелет птицы.
  2. Изучить строение ___________________________ отдела скелета.
  3. С помощью учебника выявить особенности строения связанные с полетом.
  4. Заполнить таблицу.
  5. Подготовить сообщение для других учащихся.
  6. Выслушать сообщения об остальных отделах, заполнить таблицу.
  7. Сделать вывод.

Череп
Позвоночник
Грудная клетка
Пояс передних конечностей Передняя конечность
Пояс задних конечностей
Задняя конечность

Кости черепа
Нижняя челюсть
Шейные позвонки
Грудные позвонки
Поясничные позвонки
Крестцовые позвонки
Хвостовые позвонки
Грудина
Рёбра Лопатки
Ключицы
Коракоиды (вороньи кости)
Плечо
Кости предплечья
Кости запястья
Кости пясти
Фаланги пальцев
Тазовые кости (подвздошные,седалищные, лобковые) Бедро
Кости голени
Кости предплюсны
Кости плюсны
Фаланги пальцев

Источник

Оцените статью