Конспект урока «Натуральные волокна животного происхождения» 6 класс
— прививать навыки самостоятельности и аккуратности.
развивающие: — развивать пространственное представление.
здоровьесберегающие: использовать на уроке
здоровьесберегающие элементы ( динамические паузы, минутки
отдыха для глаз, минутки релаксации, физкультминутки),
следить за выполнением санитарно-гигиенических требований на уроке.
Основные принципы урока:
3. Логичность.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: коллекция « Волокна», коллекция образцов тканей,
лупа, пинцет, учебник, рабочая тетрадь, кусочки шерстяной и шелковой тканей, ножницы, ручная игла, нитки.
1. Оргмомент. ( эмоциональный настрой )
2. Изучение нового материала.
С первых дней появления на свет человек сталкивается с различными тканями. Из х/б тканей были сделаны ваши распашонки и пеленки, в холодное время года вас укутывали в шерстяное одеяло и обвивали одеяло красивой капроновой лентой.
В данное время, когда вы уже подросли, можете сами выбирать себе ткань для платья, костюма. Чтобы не ошибиться вы должны знать состав ткани и их свойства. Игра « Угадай-ка».
( Карточки — ответы находятся в различных местах класса. Дети должны найти ответ. Ответы составляются в рисунок, учащиеся получают эмоциональную разгрузку.)
♦ Из чего состоит ткань? ( из нитей)
♦ Как называются нити, входящие в состав ткани? ( нить основы и утка)
♦ Назовите простейшее переплетение? ( полотняное)
♦ Из чего состоит нить? ( из волокон)
Убедимся в этом. Проведем опыт, (используя лупу)
( Выдерните ниточку из ткани, расщепите её. Что вы видите? Она состоит из крошечных тонких и коротких волосков — волокон, в х/б — это растительные волоски, в льняной- волокна льняного стебля — называются прядильными волокнами.)
В 5 классе мы знакомились с волокнами и говорили, что все волокна делятся на . ( продолжите) ( по ходу ответов детей на доске составляется схема)
Натуральные волокна — это те, которые подарены природой. ( Они образованы без влияния
Химические — которые получаются в результате химических процессов.
— Какие волокна мы изучали в 5 классе? ( натуральные волокна растительного происхождения)
— Что служит сырьем для получения волокон растительного происхождения?
Отгадайте загадку:
« По горам, по долам ходит шуба да кафтан»
— Какое отношение имеет овца к нашему уроку?
С овцы получают шерсть, а шерсть -натуральное волокно.
— А какова природа происхождения шерсти? ( животного происхождения)
Определите тему нашего урока.
— Тема урока « Натуральные волокна животного происхождения» (учащиеся записывают тему
урока в тетради)
Подумайте и определите цели урока.
— узнать природу происхождения волокон животного происхождения;
— познакомится с процессом получения волокон животного происхождения, их свойствами;
— познакомится с тканями из натуральных волокон и их сравнительной характеристикой.
Динамическая пауза « Перекрестные движения» ( под музыку)
Итак, сегодня мы познакомимся с натуральными волокнами животного происхождения.
Шерсть — это волосяной покров животных: овец, коз, верблюдов (рисунок)
Основную массу шерсти дают овцы. Шерстяной покров снимают с овец специальными
ножницами или машинкой. Длина шерстяных волокон от 20 до 450мм. Состригают почти
цельной неразрывной массой, которая называется руном. ( карточку-понятие помещаю на
Перед отправлением на текстильные фабрики шерсть подвергают первичной обработке.
Соберите цепочку первичной обработки шерсти. ( понятия даны в нарушенной
— Сортируют- подбирают волокна по качеству.
Треплют — удаляют засоряющие примеси.
Промывают — горячей водой с мылом и содой.
Сушат в сушильных машинах.
Из волокон изготавливают пряжу.
На протяжении тысячелетий единственным орудием для прядильщицы было ручное веретено. (
показывается прялка и принцип получения пряжи ручным способом, сопровождается
рисунками прялки, затем самопрялки с ножным приводом) Первая прядильная машина
появилась в 1764-1767 годах — что позволило применение одним человеком несколькими
Что из себя представляют шерстяные волокна?
(образец шерсти неочищенной, очищенной, пряжи) Шерстяные волокна имеют свойства:
— упругие ( изделия мало сминаемые);
— стойкие к воздействию солнца, выше чем у растительных волокон.
Чтобы проверить шерстяное волокно, надо кусочек шерстяной ткани поджечь. Во время горения волокно шерсти спекается, образовавшийся спекшийся шарик легко растирается пальцами. В процессе горения ощущается запах жженого пера.
( сопровождается показом — берется кусочек шерстяной ткани и сжигается)
Динамическая пауза « Весёлые ножки»
( Сидя, выставить одну ногу вперед на пятку, на носок, убрать под стул. То же с другой ноги.)
Натуральный шелк — это тонкие нити, которые получают при размотке коконов гусеницы
тутового шелкопряда. Кокон — это плотная, похожая на крошечное яйцо оболочка, которую
гусеница туго свивает вокруг себя перед тем, как превратится в куколку. ( сопровождается
рисунками и образцами шелковых волокон)
Собирают коконы через 8-9 дней с начала завивки и отправляют на первичную обработку.
Высококачественной считается та нить, которая находится в середине кокона.
Цель первичной обработки — размотать коконную нить и соединить нити нескольких коконов.
Длина коконной нити от 600 до 900 м. Такую нить называют шелком- сырцом. ( карточку с
понятием помещается на доску)
Первичная обработка шелка:
— обработка коконов горячим паром для размягчения шелкового клея;
— сматывание нитей с нескольких коконов одновременно, т.к. нить очень тонкая, как паутинка.
Шелковые волокна имеют свойства:
— хорошая гигроскопичность и воздухопроницаемость;
— менее устойчивы к солнечным лучам.
Горит также как шерсть ( спекается в шарик, который можно растереть) ( сжигается кусочек шелковой ткани)
Какими ещё свойствами обладают шерстяные и шелковые волокна узнаете, выполнив практическую работу.
Практическая работа № 1.
Оборудование: по одному образцу шерстяной и шелковой ткани, ручная игла, тетрадь.
1. Выньте из каждого образца по одной долевой нити, сравните их толщину и прочность (
разорвав каждую нить)
2. Распушите оборванные концы нитей и сравните извитость волокон.
3. Внесите результаты работы в табли цу:
От свойств волокон зависят свойства и качество ткани. На свойства ткани влияют длина и
толщина волокон, их прочность, мягкость, извитость, упругость.
Из длинных и тонких волокон получают тонкую, прочную и ровную пряжу, а поэтому и
ткань будет тонкой, прочной, мягкой.
Извитые волокна обладают хорошими теплозащитными свойствами.
Упругость волокон влияет на сминаемость тканей.
Ткани из натуральных волокон являются экологически чистыми и поэтому представляют определенную ценность для человека и положительно влияют на его здоровье.
Ткани из шерсти вырабатывают гладкокрашеные, пестротканые и напечатанные. Из шерстяных волокон изготавливают платьевые, костюмные и пальтовые ткани. ( рисунок) В продажу поступают под такими названиями — драп, сукно, кашемир и т.д. ( коллекция образцов шерстяных тканей)
Шерстяные ткани обладают значительной усадкой и пылеёмкостью ( изделие надо часто чистить)
Шелковые ткани вырабатываются гладкокрашеные, пестротканые, напечатанные.
— Сообщение « Из истории шелка»
Производство шелковых тканей стало известно ещё с третьего тысячелетия до нашей эры.
— Отгадайте название страны — родины шелка.( ребус)
Получению шелка в России положил начало царь Петр Великий в 17 веке,
« дабы иметь парчовые изделия из собственного шелка», и отвёл казенные земли на Кавказе
под шелковичные деревья. Там по сей день занимаются шелководством.
Ткани из натурально шелка очень прочные, красивые, малосминаемые, на ощупь мягкие и
гладкие , обладают приятным блеском, хорошо драпируется, гигроскопичны и
Недостатки: сильно растягиваются, осыпаются, имеют значительную усадку.
Шелковые ткани поступают в продажу под названиями: крепдешин, шифон, атлас, бархат и
т.д. ( коллекция образцов шелковых тканей)
Изготавливают из шелка различные платьевые ткани, головные платки и т.д.
(повороты туловища в стороны)
Раз и два, раз и два, закружилась голова.
( вращение головой в стороны)
Что ж, пора за парты сесть.
Какими свойствами обладают ткани изучите самостоятельно.
( детям выдается учебник, где они должны прочитать и выбрать свойства тканей) Групповая работа (учебник)
прочность сминаемость драпируемость износостойкость
Свойства физические
(Учащиеся работают по учебнику, находя свойства тканей и изучая их)
— Заполнить схему ( смотрите выше) поможете вы мне — по моему определению вы должны
угадать свойство и отнести его в соответствующую группу свойств тканей.
— Уменьшение размеров ткани под действием тепла и влаги.(усадка)
— Способность ткани удерживать пыль и другие загрязнения (пылеёмкость)
— Способность ткани в подвешенном состоянии образовывать мягкие округлые
складки. ( драпируемость)
— Выпадение нитей по открытым срезам ткани. ( осыпаемость)
— Способность ткани сохранять тепло человеческого тела.(теплозащитные свойства)
— Подвижность одного слоя ткани относительно другого.( скольжение)
— Способность ткани во время сжатия и давления на неё образовывать мелкие замины
и складки. (сминаемость)
— Способность ткани противостоять разрыву. ( прочность)
— Способность ткани противостоять воздействию трения, растяжения, солнца, стирки.
( износостойкость)
Минутка отдыха для глаз.
Имея представление о свойствах тканей, определите какими из них обладают шерстяные и шелковые ткани, выполнив практическую работу.
Практическая работа № 3.
Шерстяные ткани красивы и прочны . Они отличаются высокой износостойкостью, мало сминаются, легко поддаются влажно-тепловой обработке. Даже, когда изделие мы уже не используем, ткань сохраняет приличный вид. Поэтому можно ткани дать полезное применение , изготовив из неё вот такие салфетки под чайные чашки.
1. Последовательность выполнения работы.
2. Правила ТБ при работе с ножницами и иглой.
3. Самостоятельная работа учащихся.
4. Подведение итогов работы.
Подведение итогов урока.
( опираясь на схемы, которые составлены на доске, дети делают вывод о том, с чем
Источник