Урок технологии 6 класс натуральные волокна животного происхождения

Конспект урока «Натуральные волокна животного происхождения» 6 класс

— прививать навыки самостоятельности и аккуратности.
развивающие: — развивать пространственное представление.
здоровьесберегающие: использовать на уроке
здоровьесберегающие элементы ( динамические паузы, минутки
отдыха для глаз, минутки релаксации, физкультминутки),
следить за выполнением санитарно-гигиенических требований на уроке.

Основные принципы урока:

3. Логичность.
Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: коллекция « Волокна», коллекция образцов тканей,

лупа, пинцет, учебник, рабочая тетрадь, кусочки шерстяной и шелковой тканей, ножницы, ручная игла, нитки.

1. Оргмомент. ( эмоциональный настрой )

2. Изучение нового материала.

С первых дней появления на свет человек сталкивается с различными тканями. Из х/б тканей были сделаны ваши распашонки и пеленки, в холодное время года вас укутывали в шерстяное одеяло и обвивали одеяло красивой капроновой лентой.

В данное время, когда вы уже подросли, можете сами выбирать себе ткань для платья, костюма. Чтобы не ошибиться вы должны знать состав ткани и их свойства. Игра « Угадай-ка».

( Карточки — ответы находятся в различных местах класса. Дети должны найти ответ. Ответы составляются в рисунок, учащиеся получают эмоциональную разгрузку.)

♦ Из чего состоит ткань? ( из нитей)

♦ Как называются нити, входящие в состав ткани? ( нить основы и утка)

♦ Назовите простейшее переплетение? ( полотняное)

♦ Из чего состоит нить? ( из волокон)

Убедимся в этом. Проведем опыт, (используя лупу)

( Выдерните ниточку из ткани, расщепите её. Что вы видите? Она состоит из крошечных тонких и коротких волосков — волокон, в х/б — это растительные волоски, в льняной- волокна льняного стебля — называются прядильными волокнами.)

В 5 классе мы знакомились с волокнами и говорили, что все волокна делятся на . ( продолжите) ( по ходу ответов детей на доске составляется схема)

Натуральные волокна — это те, которые подарены природой. ( Они образованы без влияния

Химические — которые получаются в результате химических процессов.

— Какие волокна мы изучали в 5 классе? ( натуральные волокна растительного происхождения)

— Что служит сырьем для получения волокон растительного происхождения?
Отгадайте загадку:

« По горам, по долам ходит шуба да кафтан»

— Какое отношение имеет овца к нашему уроку?

С овцы получают шерсть, а шерсть -натуральное волокно.

— А какова природа происхождения шерсти? ( животного происхождения)
Определите тему нашего урока.

Читайте также:  1678 год какого животного

— Тема урока « Натуральные волокна животного происхождения» (учащиеся записывают тему
урока в тетради)

Подумайте и определите цели урока.

— узнать природу происхождения волокон животного происхождения;

— познакомится с процессом получения волокон животного происхождения, их свойствами;

— познакомится с тканями из натуральных волокон и их сравнительной характеристикой.

Динамическая пауза « Перекрестные движения» ( под музыку)

Итак, сегодня мы познакомимся с натуральными волокнами животного происхождения.

Шерсть — это волосяной покров животных: овец, коз, верблюдов (рисунок)

Основную массу шерсти дают овцы. Шерстяной покров снимают с овец специальными

ножницами или машинкой. Длина шерстяных волокон от 20 до 450мм. Состригают почти

цельной неразрывной массой, которая называется руном. ( карточку-понятие помещаю на

Перед отправлением на текстильные фабрики шерсть подвергают первичной обработке.

Соберите цепочку первичной обработки шерсти. ( понятия даны в нарушенной

— Сортируют- подбирают волокна по качеству.
Треплют — удаляют засоряющие примеси.
Промывают — горячей водой с мылом и содой.
Сушат в сушильных машинах.

Из волокон изготавливают пряжу.

На протяжении тысячелетий единственным орудием для прядильщицы было ручное веретено. (

показывается прялка и принцип получения пряжи ручным способом, сопровождается

рисунками прялки, затем самопрялки с ножным приводом) Первая прядильная машина

появилась в 1764-1767 годах — что позволило применение одним человеком несколькими

Что из себя представляют шерстяные волокна?

(образец шерсти неочищенной, очищенной, пряжи) Шерстяные волокна имеют свойства:

— упругие ( изделия мало сминаемые);

— стойкие к воздействию солнца, выше чем у растительных волокон.

Чтобы проверить шерстяное волокно, надо кусочек шерстяной ткани поджечь. Во время горения волокно шерсти спекается, образовавшийся спекшийся шарик легко растирается пальцами. В процессе горения ощущается запах жженого пера.

( сопровождается показом — берется кусочек шерстяной ткани и сжигается)

Динамическая пауза « Весёлые ножки»

( Сидя, выставить одну ногу вперед на пятку, на носок, убрать под стул. То же с другой ноги.)

Натуральный шелк — это тонкие нити, которые получают при размотке коконов гусеницы

тутового шелкопряда. Кокон — это плотная, похожая на крошечное яйцо оболочка, которую

гусеница туго свивает вокруг себя перед тем, как превратится в куколку. ( сопровождается

рисунками и образцами шелковых волокон)

Собирают коконы через 8-9 дней с начала завивки и отправляют на первичную обработку.

Читайте также:  Животное которое живет дольше всех

Высококачественной считается та нить, которая находится в середине кокона.

Цель первичной обработки — размотать коконную нить и соединить нити нескольких коконов.

Длина коконной нити от 600 до 900 м. Такую нить называют шелком- сырцом. ( карточку с

понятием помещается на доску)

Первичная обработка шелка:

— обработка коконов горячим паром для размягчения шелкового клея;

— сматывание нитей с нескольких коконов одновременно, т.к. нить очень тонкая, как паутинка.
Шелковые волокна имеют свойства:

— хорошая гигроскопичность и воздухопроницаемость;

— менее устойчивы к солнечным лучам.

Горит также как шерсть ( спекается в шарик, который можно растереть) ( сжигается кусочек шелковой ткани)

Какими ещё свойствами обладают шерстяные и шелковые волокна узнаете, выполнив практическую работу.

Практическая работа № 1.

Оборудование: по одному образцу шерстяной и шелковой ткани, ручная игла, тетрадь.

1. Выньте из каждого образца по одной долевой нити, сравните их толщину и прочность (
разорвав каждую нить)

2. Распушите оборванные концы нитей и сравните извитость волокон.

3. Внесите результаты работы в табли цу:

От свойств волокон зависят свойства и качество ткани. На свойства ткани влияют длина и

толщина волокон, их прочность, мягкость, извитость, упругость.

Из длинных и тонких волокон получают тонкую, прочную и ровную пряжу, а поэтому и

ткань будет тонкой, прочной, мягкой.

Извитые волокна обладают хорошими теплозащитными свойствами.

Упругость волокон влияет на сминаемость тканей.

Ткани из натуральных волокон являются экологически чистыми и поэтому представляют определенную ценность для человека и положительно влияют на его здоровье.

Ткани из шерсти вырабатывают гладкокрашеные, пестротканые и напечатанные. Из шерстяных волокон изготавливают платьевые, костюмные и пальтовые ткани. ( рисунок) В продажу поступают под такими названиями — драп, сукно, кашемир и т.д. ( коллекция образцов шерстяных тканей)

Шерстяные ткани обладают значительной усадкой и пылеёмкостью ( изделие надо часто чистить)

Шелковые ткани вырабатываются гладкокрашеные, пестротканые, напечатанные.

Сообщение « Из истории шелка»

Производство шелковых тканей стало известно ещё с третьего тысячелетия до нашей эры.

— Отгадайте название страны — родины шелка.( ребус)

Получению шелка в России положил начало царь Петр Великий в 17 веке,

« дабы иметь парчовые изделия из собственного шелка», и отвёл казенные земли на Кавказе

под шелковичные деревья. Там по сей день занимаются шелководством.

Читайте также:  Первое клонированное животное 4 буквы

Ткани из натурально шелка очень прочные, красивые, малосминаемые, на ощупь мягкие и

гладкие , обладают приятным блеском, хорошо драпируется, гигроскопичны и

Недостатки: сильно растягиваются, осыпаются, имеют значительную усадку.

Шелковые ткани поступают в продажу под названиями: крепдешин, шифон, атлас, бархат и

т.д. ( коллекция образцов шелковых тканей)

Изготавливают из шелка различные платьевые ткани, головные платки и т.д.

(повороты туловища в стороны)

Раз и два, раз и два, закружилась голова.

( вращение головой в стороны)

Что ж, пора за парты сесть.

Какими свойствами обладают ткани изучите самостоятельно.

( детям выдается учебник, где они должны прочитать и выбрать свойства тканей) Групповая работа (учебник)

прочность сминаемость драпируемость износостойкость

Свойства физические

(Учащиеся работают по учебнику, находя свойства тканей и изучая их)

— Заполнить схему ( смотрите выше) поможете вы мне — по моему определению вы должны
угадать свойство и отнести его в соответствующую группу свойств тканей.

Уменьшение размеров ткани под действием тепла и влаги.(усадка)

Способность ткани удерживать пыль и другие загрязнения (пылеёмкость)

Способность ткани в подвешенном состоянии образовывать мягкие округлые
складки. ( драпируемость)

Выпадение нитей по открытым срезам ткани. ( осыпаемость)

Способность ткани сохранять тепло человеческого тела.(теплозащитные свойства)

Подвижность одного слоя ткани относительно другого.( скольжение)

Способность ткани во время сжатия и давления на неё образовывать мелкие замины
и складки. (сминаемость)

Способность ткани противостоять разрыву. ( прочность)

Способность ткани противостоять воздействию трения, растяжения, солнца, стирки.
( износостойкость)

Минутка отдыха для глаз.

Имея представление о свойствах тканей, определите какими из них обладают шерстяные и шелковые ткани, выполнив практическую работу.

Практическая работа № 3.

Шерстяные ткани красивы и прочны . Они отличаются высокой износостойкостью, мало сминаются, легко поддаются влажно-тепловой обработке. Даже, когда изделие мы уже не используем, ткань сохраняет приличный вид. Поэтому можно ткани дать полезное применение , изготовив из неё вот такие салфетки под чайные чашки.

1. Последовательность выполнения работы.

2. Правила ТБ при работе с ножницами и иглой.

3. Самостоятельная работа учащихся.

4. Подведение итогов работы.

Подведение итогов урока.

( опираясь на схемы, которые составлены на доске, дети делают вывод о том, с чем

Источник

Оцените статью