Урок тундра природа тундры

Проект урока: «Тундра. Природа тундры»
план-конспект урока (4 класс) по теме

— установить зависимость растительного и животного мира тундры от её природных условий.

— умение работать с географической картой;

— развивать познавательный интерес;

— развивать логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать выводы.

— помочь детям задуматься о ранимости природы, необходимости её охраны;

— формировать представление детей о единстве природы и человека.

Скачать:

Вложение Размер
Microsoft Office document iconproekt_uroka.doc 130.5 КБ
Office presentation iconprezentatsiya_k_uroku_.ppt 1.63 МБ
Microsoft Office document iconkartochki_k_uroku.doc 64 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока: «Тундра. Природа тундры» 4 «А» класс

продолжить развитие основных естественно-научных представлений о зависимости между географическим положением природной зоны и её особенностями на примере темы «Природные зоны России. Тундра»

— формировать представление о природной зоне;

— умение определять природную зону по основным признакам;

— установить зависимость растительного и животного мира тундры от её природных условий.

— умение работать с географической картой;

— развивать познавательный интерес;

— развивать логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать выводы.

— помочь детям задуматься о ранимости природы, необходимости её охраны;

— формировать представление детей о единстве природы и человека.

Основное понятие: зависимость особенностей природной зоны от географического местоположения, взаимосвязь между деятельностью человека и окружающей средой.

Оборудование: карта природных зон, учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал, презентация ИКТ, картинки с изображением животных, птиц, растений, карточки-помогайки.

Словесные, наглядные, практические:

-организация работы в группах (коллективный поиск, взаимообучение учащихся, развитие учебно-информационных УУД);

— беседа эвристическая (опора на житейский опыт, установление зависимости от полученных заранее знаний);

— контроль (организация диагностической работы).

Технологическая карта урока

Основные этапы организации учебной деятельности

1. Самоопределение к деятельности.

Создание проблемной сит. Фиксация новой учеб. задачи

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

Строят понятные для собеседника высказывания

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

2. Совместное исследование проблемы.

Поиск решения учебной задачи- определение особенностей природной зоны от географического положения

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

3. Конструирование нового способа действия.

Построение ориентир. основы нового способа действия.

Организует учебное исследование для выделения понятия.

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

Участвуют в обсуждении содержания материала

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

4. Переход к этапу решения Работа в группах

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Организует учебное взаимодействие учен и следующее обсуждение составленных моделей

Читайте также:  Льняная каша секреты природы калорийность

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Учатся формулировать собственное мнение и позицию.

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия

Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

5. Презентация работы группового взаимодействия

Воспринимают ответы обучающихся

6. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Рефлексия своих действий по эталону

Осуществляют контроль по результату

Что нового, необычного интересного вы узнали?

— Кому что показалось трудным на уроке?

Что на уроке было самым интересным?

Умение делать выводы, обобщение

Вступать во взаимодействие

Осуществляют самоконтроль и самооценку по результату

Отработка навыков на новом материале

Развитие познавательного интереса

Предлагает разные варианты

Работа с разными источниками информации

Целеполагание, планирование и выбор деятельности

1. Самоопределение к деятельности. Постановка учебных задач урока.

Включается музыкальная картинка «Увезу тебя я в тундру…».

— Посмотрев фрагмент из видеоклипа, кто догадался, с какой природной зоной мы будем сегодня знакомиться? (с зоной тундры)

— Вы встречались где-либо с таким понятием?

— Слово “тундра” очень необычное, в переводе с финского значит “бесплодная” или “враждебная”, а в переводе с саамского языка – «безлесная равнина» Как вы думаете, почему? (Потому что это очень холодное место на Земле, и от этого зависят условия жизни в этой зоне)

( Открытие! (записываю на доску это слово) – что особенности природной зоны характеризуются её местоположением)

2. Совместное исследование проблемы.

— Давайте предположим, чем она будет характеризоваться ( антиципация ), исходя из её географического местоположения?

— Определим местоположение тундры (работа с картой) Слайд 1 и карта.

3. Конструирование нового способа действий.

— И так сегодня на уроке мы знакомимся с новой природной зоной, а как будем знакомиться, ваши предложения по организации нашей деятельности?

( будем работать по группам, по плану)

— По какому плану? Вспомним про Арктику …. Слайд 2

Выход на определение групп по тематике —

Тема исследования для всего класса … (Природа тундры. Тундра и человек) Слайды 3-7.

— работать в группах, работать с картой, с учебником, с доп. литературой, работать со схемами, составлять карту знаний.

Учитель : я приготовила задания для групповой работы, во время которой вы будете:

  • использовать все знания, полученные на предыдущих уроках;
  • обобщать материал в виде своего выступления;
  • вы должны научиться определять по основным признакам природную зону, составлять экологическую пирамиду и сделать вывод, как зависит живая природа от неживой.

4. Переход к этапу решения проблемы. Работа в группах.

Мы определили план, определились по группам (выход на название групп)

Карточка – помогайка: 1 группа « Географы».

Откройте учебник на странице с. 87- 90.

2. Что характерно для зимы и лета в тундре?

Читайте также:  Природные памятники заповедники кемеровской области

3. Что представляет собой поверхность тундры?

4. Почему в тундре много болот и озёр?

5. Изобрази на карте с помощью простого карандаша на стр. 22 – 23 «Проверим себя» природную зону тундры.

6.Составьте рассказ. Обратите внимание на вывод.

7.Оцените работу группы с помощью знаков +, —

Активность работы в группе

Карточка – помогайка. Группа 2 «Ботаники»

Откройте учебник на странице 90.

  1. Какие растения растут в тундре?
  2. Как растения приспособились к жизни в тундре?
  3. Почему растения в тундре низкорослые?
  4. Составьте из раздаточного материала карту «Растительный мир тундры»
  5. Составьте рассказ по вопросам. Обратите внимание на вывод.
  6. Оцените работу группы с помощью знаков +, —

активность работы в группе

Карточка- помогайка. Группа 3 «Зоологи».

Откройте страницу 91-92 учебника.

1. Какие животные могут жить в тундре? Как они приспособились к условиям обитания?

Оформите это на карте «Животный мир тундры» ( Внимание: в пакете есть «ловушки»)

2. Как приспособились животные к условиям жизни?

Шерсть густая и длинная, много пуха и перьев.

Меняется, зимой – белая, летом – светлая.

  1. Составьте рассказ. Обратите внимание на вывод.
  2. Оцените работу группы с помощью знаков +, —

активность работы в группе

Карточка – помогайка. Группа 4 «Исследователи».

Откройте страницу 93 учебника.

  1. Какие поиски ведутся в тундре?
  2. Какие народы севера вам известны? ( обратите внимание на дополнительные тексты, их надо использовать)

4. Составьте рассказ. Обратите внимание на вывод.

5.Оцените работу группы с помощью знаков +, —

активность работы в группе

Карточка –помогайка. Группа 5 «Экологи»

Откройте страницу 94-95 учебника.

  1. К чему приводит хозяйственное освоение тундры?
  2. Почему природа тундры необыкновенно ранима?
  3. Как же связаны между собой обитатели тундры? Проследите цепочки питания животных, обитающих в тундре? ( поставьте правильно стрелки и вставьте слова)

2. Ягода – лемминг – белая сова

4. Ягода – белая куропатка – кречет

К чему приводит нарушение человеком цепей питания? Как не допустить этого?

4. Какие птицы занесены в Красную книгу? ( обратите внимание на дополнительный материал)

5.Составьте рассказ. Обратите внимание на вывод.

6.Оцените работу группы с помощью знаков +, —

активность работы в группе

5. Презентация работы группового взаимодействия.

Учащиеся предоставляют наработанный материал, который оценивается по обсуждённым заранее критериям. Учитель может совместно с учащимися задавать вопросы. По ходу демонстрирует слайды. Слайды 12-17.

Вывод: Причина разнообразия природных условий Земли: климат и почва определяют растительность данной местности, а также и ее животный мир.

6. Контроль на этапе окончания учебной темы.

— Какой следующий этап? (проверить полученные знания)

— Я вам предлагаю выполнить тестовую работу.

— Проверьте себя по эталону.

— Подтвердились ли наши предположения относительно особенностей зоны тундры?

Цели и задачи? Мы выполнили их?

Что было трудное? А какие мысли вам сейчас хочется высказать вслух?

Читайте также:  Определение природная среда биосферы

Обязательное для всех: с. 87-95, чит., тет. с. з.

По выбору: 1. Сделать сообщение о Таймырском заповеднике.

2 . В книге «Зелёные страницы» прочитать рассказ «Ягель»

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Вдоль берегов Северного Ледовитого океана на тысячи километров с запада на восток тянется безлесная полоса тундры. Тундра расположена на материке Евразия. Название происходит из саамского языка и означает «безлесная равнина». В переводе с финского – «бесплодная, враждебная». Название и изображение на карте

План изучения природной зоны. Название, изображение на карте. Особенности природы: климат растительный мир животный мир 3. Тундра и человек. 4. Экологические проблемы. 5. Охрана природы. Путешествие по природным зонам России.

Тема: Цель: Задачи: Чему учиться:

Тема урока: Природа тундры. Тундра и человек.

Цель: продолжить развитие основных представлений о зависимости между географическим положением природной зоны и её особенностями на примере темы «Природа тундры. Тундра и человек.»

Задачи: научиться определять природную зону по основным признакам; уметь устанавливать зависимость растительного и животного мира тундры от её природных условий; определить роль человека в охране природы тундры.

Чему учиться: — уметь работать с географической картой; — учиться работать с учебником и дополнительной литературой; — развивать логическое мышление , уметь сравнивать и делать выводы; — планировать свою деятельность; — учиться правильно высказывать свои мысли (доказывать, аргументировать); — работать в группе.

Программа исследования: Географическое положение Климат Растительность Животные Деятельность человека Экологические проблемы. Охрана природы.

Работа по группам: 1 группа – Географы Цель : изучить климат природной зоны. 2 группа – Ботаники Цель : изучить растительный мир. 3 группа — Зоологи Цель : изучить животный мир. 4 группа – Исследователи Цель : жизнь человека в тундре. 5 группа – Экологи Цель : изучить экологические проблемы в тундре.

Правила работы в группе Прочитать вопросы. Найти ответы, используя учебник, дополнительную литературу и другой материал. Распределить роли участников группы и подготовить выступление. Оценить работу группы.

Оценка работы группы Самооценка работы в группе. Интересное выступление. Правильно выполненная работа. Сделаны выводы.

Группа зоологов ЖИВОТНЫЕ ТУНДРЫ

Группа исследователей. Тундра и человек.

Проверь себя: Тундра расположена… а) на равнинах; б) на возвышенностях; в) в горах. 2. В тундре… а) ярко выражены все четыре времени года; б) длинная суровая зима и жаркое лето; в) длинная суровая зима и короткое прохладное лето. 3. Растения тундры… а) высокие с мощными корнями и широкими листьями; б) низкорослые, стелющиеся с мелкими листьями. 4. В тундре обитают… а) тюлени, моржи, киты; б) песцы, лемминги, волки; в) верблюды, лошади, коровы. 5. Главное занятие местного населения тундры… а) рыболовство; б) оленеводство; в) земледелие.

Эталон 1. а) 2. в) 3. б) 4. б) 5. б)

Источник

Оцените статью