Конспект урока окружающего мира во 2 классе по теме «Птицы» УМК » Перспективная начальная школа»
выяснить отличительные признаки птиц; рассказать о важности перьевого покрова в жизни птиц; расширить знания о питании птиц; проследить с помощью презентации и иллюстраций в учебнике взаимосвязи внешнего вида птицы со способом добывания пищи.
— толерантности, аккуратности, уважения друг к другу.
— развитие внимания, логического мышления;
— умения работать самостоятельно, в паре, в группе;
— умение различать отличительные признаки птиц
углубить и расширить знания учащихся о птицах;
формировать умения находить взаимосвязь внешнего вида птицы со способом добывания пищи.
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную.
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов выполнения заданий в зависимости от конкретных условий;
-осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций.
-задавать вопросы для собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Оборудование: учебник, мультимедиатехника
Дидактические средства для учителя-презентация; для учащихся-карточки, раздаточный материал – перья птиц .
II. Актуализация ранее изученного.
1) К живой природе относятся…….( человек, грибы, растения, и животные)
2) В чём сходство животных с растениями?
3) В чём различие животных и растений?
4) Какие группы животных вы знаете?
5) Какие животные относятся к рыбам? Насекомым? Земноводным?
6) С какой группой животных мы познакомились на прошлом уроке?
Пересказ домашнего задания
III. Изучение нового материала.
Отгадать загадки и сформулировать тему урока.
И лягушек поедает. (Цапля.) (слайд 1)
Сапоги со шпорами. (Петух.) (слайд 2)
Опять улетят. (Снегири.) (слайд 3)
Во дворце певец. (Скворец.) (слайд 4)
Самая болтливая. (Сорока.) (слайд 5)
– Какая тема нашего урока? (слайд 6) Что вам уже известно о птицах? (слайд 7)
– Рассмотрите рисунок в учебнике. Как вы отличаете птиц от других животных? (Главное отличие птиц от других животных – наличие перьевого покрова тела.) Поэтому их еще называют пернатыми. (слайд 8)
– Какова особенность внешнего строения птиц? (Наличие двух ног и пары крыльев.)
– Можно ли назвать всех летающих животных птицами? (Нельзя. Могут летать насекомые (бабочки) и звери (рыжая вечерница).)
– А плавают ли птицы? (Да. Например, гусь и пингвин.)
– Бывают ли нелетающие птицы? (Да. Например, страус, пингвин, киви.) (слайд 9)
— Как вы думаете, зачем птицам перья?
– Перья у птиц разные. Одни перья защищают птиц от холода, другие помогают летать. С помощью клюва птицы добывают пищу, приводят в порядок свои перья, вьют гнезда, ухаживают за птенцами, подают сигналы.
– Удавалось ли вам наблюдать за волнистым попугайчиком? (слайд 10)
– Все ли перья у него одинаковые?
– Только ли цветом они различаются?
V . Практическая работа в паре. (рассматривание образцов перьев).
V I. Работа с учебником. Чтение текста на странице 22. ( слайд11).
– Расскажите, чем отличаются по внешнему виду маховые перья от рулевых, покровные перья от рулевых. Обратите внимание на размер перьев, ширину опахала птичьего пера.
V II. Сообщение заранее подготовленного ученика.
– Чем питаются птицы? На какие группы по способу питания делятся птицы?
V III. Работа с учебником на странице 23. (слайд 13)
– Назовите зерноядных, насекомоядных, хищных птиц родного края.
– Что помогает им добывать пищу? (Клюв, когти.)
IX . Сообщения заранее подготовленных детей.
Чечевица – маленькая птичка, окраска у нее яркая – у самца голова и грудка огненно-красные. У самки грудь и голова зеленовато-коричневые. В песне чечевицы слышится вопрос: «Витю видел? Витю видел?». Чечевица питается семенами разных трав. Тем и пользу приносит, уничтожая сорняки. (Слайд 14)
Днем высматривают мышат, полевок зоркие глаза маленьких соколов – кобчика, пустельги, сами кормятся и детей своих кормят мышами луни, канюки. Сильные кречеты, балобаны, орлы и подорлики без промаха ловят сусликов, хомяков.
А ночью охотятся за хомяками, мышами, полевками совы и филины. И, без числа уничтожая грызунов, великую услугу оказывают хищные птицы нам, нашим полям, огородам, садам. (слайд 15)
Часто сердятся на птиц, что они едят ягоды. Дрозды, например, и свиристели очень любят рябину, целыми стаями налетают на нее. Но и тут птицы приносят больше пользы, чем вреда. Ягоды-то они съедают, а косточки уносят далеко от дерева. Там косточки попадают в землю, а на будущий год из них вырастают молодые рябинки. И выходит, что птицы разносят семена и сажают для нас леса. (слайд 16)
IX . Самостоятельная работа по карточкам.
Рассмотрите рисунки птиц, укажите стрелками, где они живут.
– Что подсказало вам, какие птицы живут у воды? (Перепонки на ногах.)
X . Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Утром встал гусак на лапки,
Приседанье сделал справно,
X I. Самостоятельная работа в тетради. Задания 21 – 23
X II Чтение стихотворения подготовленным учеником.
И не страшна будет им зима…
Чтоб без песен не пришлось
– Расскажите, как можно помочь птицам пережить зиму.
– Поясните, почему синиц можно увидеть летом в лесу, а зимой – в городе.
– Понаблюдайте, как птицы стараются согреться в сильные холода.
– Перечислите группы птиц по способу питания.
X I V Домашнее задание: с. 21–23, отвечать на вопросы.
Источник