План-конспект урока окружающего мира на тему «В гости к зиме. Неживая и живая природа» (2 класс)
Цель: создание условий для ознакомления обучающихся с зимними изменениями в неживой и живой природе.
Задачи: сформировать представление об изменениях в неживой и живой природе;
сформировать у обучающихся умение рассказывать о своих наблюдениях природе
воспитывать интерес к соблюдению правил здорового и безопасного образа жизни;
воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе.
Тип урока: изучение нового материала.
Ресурсы урока: Плешаков А.А. Учебник, стр 130-133; мультимедийный проектор, компьютер, листы с сообщениями, карточки с анаграммами, тучки грустная и весёлая из бумаги, бумажные снежинки, аудиофайл «Зимние забавы», ручки.
I. Организационный момент.
II. Введение в тему.
— Ребята, сегодня мы отправимся в гости. А к кому, вы узнаете, отгадав загадку:
(зима) Слайд 1, 2
— Почему решили, что это зима?
(замела, из царства вьюг, морозна, бела)
III. Актуализация знаний, определение темы и целей урока.
— Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
— Правильно. Тема нашего урока: «В гости к зиме. Неживая и живая природа зимой». Царица Зима приглашает нас в своё зимнее царство.
Во время путешествия мы узнаем какие изменения в неживой и живой природе произошли с приходом зимы, как зимуют растения, животные, насекомые. Сначала Царица Зима хочет проверить, готовы ли вы к путешествию. Она предлагает вам посмотреть на экран и определить, правильно ли распределены картинки по группам?
(Распределить правильно картинки по группам «Учреждения образования» и «Учреждения культуры») Слайд 3.
— Теперь мы можем отправляться в зимнее царство!
IV. Открытие новых знаний.
— В зимнем царстве нас встречают зимние месяцы. Ребята, назовите их.
Краткий рассказ учителя о зимних месяцах. (Слайды 4, 5, 6)
( Сильно блестят звёзды зимой — к морозу.
Воробьи дружно расчирикались — к оттепели.
Холодная зима — жаркое лето.)
2.Неживая природа зимой.
— Как вы думаете, когда наступает зима?
(зима начинается 1 декабря)
— По календарю зима начинается 1 декабря. Но учёные считают началом зимы 22 декабря. Это день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день низко находится на небе, а день самый короткий в году.
-Ребята, идя из дома в школу, вы наблюдаете изменения в природе. Вспомните, какая бывает природа?
— Что относится к неживой природе?
(солнце, звёзды, воздух, вода, камни)
-Что относится к живой природе?
(растения, животные, человек)
— Как изменилась неживая природа с приходом зимы?
Слайд 7. Учитель обобщает:
— Зима – самое холодное время года. Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзают почва и водоемы. Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом.
— Какие явления природы мы можем наблюдать зимой? (Ответы детей)
В это время года мы можем наблюдать зимние явления — снегопад, иней, вьюгу, метель, пургу, оттепель, гололедицу, изморозь, сосульки. (Слайд 8)
3.Физминутка (музыкальная) «Игра в снежки» под музыку «Зимние забавы»
4.Зимняя жизнь растений.
— Зима – трудный период в жизни растений и животных
— На какие группы делятся все растения?
(деревья, кустарники, травы) Слайд 9
— Сравните лиственные и хвойные деревья. Слайд 10. Сделайте вывод о том, как они зимуют.
(зимой на лиственных деревьях нет листьев, они как-бы спят, а у хвойных хвоинки остаются)
— Действительно, лиственные растения ещё осенью сбросили листья. Но кое-где на их ветках можно наблюдать побуревшие листочки. Особенно много их на дубе. На многих растениях: рябине, клёне, акации, липе, шиповнике — на зиму сохраняются плоды.
Работа по учебнику в парах
— Остаются зелёными не только хвойные растения, но и некоторые травянистые растения: земляника, клюква, пшеница.
— Какую роль выполняет снег для этих растений?
(снег для этих растений тёплое пуховое одеяло, он укрывает растения и не даёт им замёрзнуть.) (Слайд 11)
5.Секреты животного мира.
— На какие группы делятся животные?
(звери, птицы, рыбы, насекомые)
-Животные по-разному приспосабливаются к жизни зимой.
-Давайте посмотрим на схему и расскажем, как они это делают? (Слайды 12-16)
— А теперь отгадайте загадки о животных и послушайте сообщения о зимней жизни этих животных, подготовленные ребятами. (После загадки уч-ся читает сообщение)
Орешки я грызу. (Белка, слайд 17)
Катя Гнездо у белки в дупле. Внутри свое жилище она застилает мхом, лишайником, сухими веточками, листьями и шерстью. В гнезде обычно 2 выхода, в сильные морозы белочка затыкает их лишайником или хвостом. Обычно каждая белочка имеет несколько гнёзд (иногда до 30) в разных местах. На зиму она заготавливает до 600 граммов сухих грибов. А также орехи, желуди, зерна, сухие ягоды. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды.
Саша Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок — вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Белка не всегда находит свои запасы, и ей приходится питаться семенами хвойных растений. Чтобы насытиться, ей надо за день съесть семена из 28 шишек ели или 380 шишек сосны. В семенах ели намного больше жира, чем в семенах сосны, поэтому они намного питательнее.
Спит в избушке снеговой. (Медведь, слайд 18)
Руслан Медведь зимой спит в берлоге. Осенью и летом жира нагуляет и отдыхает в тёплой берлоге.
Говорят, что медведь зимой лапу сосёт. На самом деле он её просто лижет. Зимой на подошве лап отслаивается и слезает старая, загрубевшая кожа. Молодая нежная кожица чешется и мёрзнет. Медведь облизывает лапы горячим языком, причмокивает губами. Вот и кажется, что он лапу сосёт. Иногда от сильного холода, голода или стрельбы медведь просыпается и до конца зимы не засыпает, а бродит по лесу. И уж лучше с ним, голодным и злым не встречаться.
А от голода – кора. (Заяц, слайд 19)
Катаев Заяц на зиму меняет свою шубку с серой на белую, чтобы быть менее заметным на снегу. Весь день проводит в укромных местах – под поваленным стволом, под пнём или в кустах. В сильные морозы роет в снегу глубокие норы, спит не закрывая глаз. Заяц большой мастер запутывать следы, чтобы сбить с толку своего врага. И бегун отменный. Во время погони может пробежать за 1 час 70 километров.
Зимой заяц питается веточками осины, берёзы, клена. С веток более толстых деревьев обгрызает кору.
В деревне кур крадёт. (Лиса, слайд 20)
Валера: Мыши — основной корм лисы зимой. Чтобы быть сытой, она должна съесть за день до 20 мышей.
Горбоносый, длинноногий
Великан ветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого довелось
Встретить —
Знай, что это …
(Лось, слайд 21)
Антон Лось за день должен съесть 9-10 кг корма, а при сильных морозах до 20 кг. Лесники заботятся о лосях зимой. Они заготавливают для них сено, оставляют соль.
Работа по учебнику в парах
Проверка со слайда № 22
— Как называются птицы, которые улетают осенью в тёплые края?
(Они испытывают недостаток в пище.)
— Как называют птиц, которые остаются зимовать?
— Назовите перелётных, зимующих птиц.
— А теперь интересные сведения о зимующей птице клёст.
Сообщение уч-ся: Слайд 28
— Клёст — зимующая птица. Клёст живёт в хвойных лесах. Клюв у клестов приспособлен к питанию семенами шишек, поэтому верхняя и нижняя половинки клюва перекрещены. Самец окрашен в яркий цвет, а самка серовато-зелёная. Эти птицы выводят своих птенцов зимой, так как именно зимой для них много корма.
(пшено, просо, овёс, пшеница, семена подсолнечника- то, что осталось на полях;
ягоды рябины, семена клёна, шишки, жёлуди, орехи)
— И всё же зимой птицы нередко голодают. Как вы ребята сможете помочь птицам пережить трудное время? (Слайд 29)
(надо сделать кормушки для птиц и подкармливать их)
— Какую пользу приносят птицы?
(поедают насекомых, которые наносят урон лесу; своим пением оживляют лес)
— Что произойдёт, если не будет птиц?
(нарушится природное равновесие)
Сообщение уч-ся: Слайд 30
Максим Толстой ледяной коркой покрыл мороз пруды, реки, озёра. В тишине на речном дне спят рыбы. В самых глубоких местах лежит в ямке сом. Широкие плоские лещи лежат рядками без движения. Трудно бывает зимой рыбам. Воздух не проходит через лёд в воду. Рыбам становится трудно дышать, и они могут погибнуть. Поэтому зимой во льду проделывают проруби. Чтобы вода в проруби быстро не замерзала, в неё кладут пучки соломы и сверху присыпают снегом. Через снег и солому воздух хорошо проходит в воду.
8. Как зимуют насекомые.
Просмотр видеоролика.
9.Образ жизни людей зимой. Слайды 31-34
— Ребята , а как меняется жизнь людей с приходом зимы?
(люди приобретают тёплую одежду, обувь, отапливают свои жилища, не забывают про здоровый образ жизни зимой — хорошая еда, занятия зимними видами спорта, укрепляют своё здоровье)
— Как зимой укреплять здоровье?
(витамины, закаливание, экологически чистая вода и еда)
— Какие правила дорожно-транспортной безопасности в зимний период вы знаете?
Главное правило поведение на дороге зимой — удвоенное внимание и повышенная осторожность! Дорога становится очень скользкой! Поэтому при переходе через проезжую часть лучше подождать, пока не будет проезжающих машин. Переходить только шагом и быть внимательным!
V .Вторичное закрепление.
— Хлопните в ладоши, если услышите зимние явления природы.
(листопад, снегопад, гроза, метель, мороз, дождь, цветение яблонь, прилёт перелётных птиц, гололедица, ливень, вьюга, изморозь, роса.
2) Работа парами на карточках:
составить слова, названия животных, из букв.
анаграммы «Что за зверь?»
— Расшифруйте слова . Кто из них впадает в спячку?
1) КЕЛАБ 2) ДЕДМЕВЬ 3) УСКБРА
Проверка со слайда (35-36).
VI .Рефлексия. Итог урока.
— Какие изменения в неживой природе происходят с приходом зимы?
(становится холоднее, день становится короче, идёт снег, солнце тускло светит, не греет, мороз, идёт снегопад, бывают метели, вьюги, гололёд, оттепель)
— Какие изменения просходят с приходом зимы в живой природе?
(многие животные впадают в спячку, некоторые питаются запасами, рыбы спят подо льдом, птицы улетают на юг или зимуют возле жилья человека.
— В учебнике на стр.133 прочитаем вывод сегодняшней темы.
— Скажите, какова была тема нашего урока?
— Какие цели мы поставили в начале урока?
— Добились ли мы результата?
— Сегодня мы побывали в гостях у зимы.
— Что узнали нового, чего раньше не знали?
— Ребята, возьмите снежинки: весёлую, если вам было интересно и прикрепите на счастливое облако, грустную, если вам было неинтересно на уроке и прикрепите на грустную тучку.
Оценивание уч-ся.
— Ребята, мы должны проводить Зимушку-Зиму, сказать ей спасибо за помощь в путешествии.
VII .Домашнее задание.
Учебник — стр.130-133, прочитать статью.
Источник